kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (сбо) для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (СБО) ДЛЯ уч-ся 7 КЛАССА

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (сбо) для 7 класса»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс





СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР Директор школы

________ О. Г. Аксёнова ___________ А.В.Макридин

« » __________ 2019г. « » __________ 2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (СБО)

ДЛЯ 7 КЛАССА


НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД








Составитель рабочей программы

учитель СБО первой категории

Садовникова Анна Васильевна









Рассмотрено на заседании ШМО

учителей трудового обучения

Протокол № __ от « » _______ 2019 г.

Руководитель ШМО: _________ О.Н.Забегаева







Структура рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (СБО)

предусматривает следующие разделы:





  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание предмета, практические работы.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  2. Контрольно-измерительные материалы.

  3. Календарно-тематическое планирование.

  4. Приложение. Критерии оценки ЗУН учащихся.




























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по СБО составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:


- Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. / Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-Бытовая Ориентировка» автор Т.А. Девяткова, А.М. Щербакова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г. – Сб.1;

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 345 от 28.12. 2018 г. « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» на 2019-2020 учебный год;

-Приказом МОиН Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01-2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области» на 2019-2020 учебный год;

- Учебным планом СКО школы – интерната VIII вида на 2019-2020 учебный год.


Миссия СКО школы-интерната VIII вида состоит в «Воспитании, обучении, реабилитации, социальной интеграции». Рабочая программа основана на данной миссии и реализует её на уроках.


Цель уроков СБО в 7 классе СКО школы - интерната VIII вида – практическая подготовка учащихся к решению различных жизненных задач.


Основными задачами преподавания СБО в 7 классе являются:


- Подготовить учащихся к самостоятельной жизни и труду.

- Формировать у них знания и умения, способствующие социальной адаптации.

- Повышать уровень общего развития учащихся.

- Формировать и совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

- Знакомиться с предприятиями, учреждениями, организациями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

- Формировать умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

- Усваивать морально-этические нормы поведения.


Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышения уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умениями пользоваться услугами предприятий, службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.

«Питание» - один из важных разделов, который решает нужные задачи: расширение кругозора детей о назначении питания в жизни и деятельности человека, формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приёмами экологические чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявив элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшения их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиена труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности и находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интересам к национальным традициям.

Результативность знаний по этому разделу обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями, работниками столовой, обслуживающих учащихся.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся, как базу для решения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными методами и формами обучения являются практические работы, экскурсии. Сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов.

СБО учащихся имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учётом возможности детей и в


зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнения в полном объёме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При

организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты полезные советы, изложенные доступным детям языком, чётко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

Домашние задания не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например: место работы родителей, их должность).


Основные межпредметные связи строятся по линиям:

СБО – чтение и развитие речи

СБО – математика

СБО – география

СБО – труд

СБО – естествознание


Рабочая программа по СБО в соответствии ОБУП и Учебным планом СКО школы – интерната VIII вида в 7 классе рассчитана на 34 учебных недель (34 часа, по 1 часу в неделю)


Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует программе Т.А. Девяткова, А.М. Щербакова «Социально-Бытовая Ориентировка».

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тема

Количество часов

Личная гигиена

4

Одежда и обувь

4

Питание

5

Семья

2

Культура поведения

2

Жилище

2

Транспорт

2

Торговля

3

Средства связи

2

Медицинская помощь

6

Учреждения, организации и предприятия

2

ИТОГО

34

Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

Учебников нет.

Дидактические пособия для учащихся:

- раздаточные индивидуальные карточки;

- занимательный и развивающий материал по предмету;

- материал для коррекции психических процессов: речи, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия;

- занимательный материал: загадки, ребусы, кроссворды;

- перфокарты по трудным темам;

- предметные, сюжетные картины, рисунки и иллюстрации, презентации;

- таблицы, алгоритмы по основным темам;

- В.А. Зырянова, И.А. Хаминова «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5,6,7,8,9 класс - учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология».


Дидактические и методические пособия для учителя:

- Т.А.Девяткова «Социально-бытовая ориентировка в СКО (У) VIII вида М.: «ВЛАДОС» 2003 г.

- В.В.Гладкая «Социально-бытовая подготовка воспитанников С (К) ОУ VIII вида. М.: НЦЭНАС, 2006 г.

- В.В.Воронкова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в С (К) О школе VIIIвида. М.: ВЛАДОС, 2003 г.

- А.П.Анастасова «Жизнь без опасностей» часть 1-2, 3-4.ОБЖ. / М.: Просвещение, 1998 г.

- Г. Картушина «Домоводство» М.: Просвещение, 1970 г.

- «Человек» В.А. Постовская, М.: «Просвещение» 1986г.

- «Трудовое обучение» под редакцией П.Р.Атутова. М.: Просвещение, 1989 г.

- А.В.Коротеев «Первая помощь при несчастных случаях, травмах, внезапных заболеваниях» М.: Просвещение, 1987 г.

- «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, М.: «Просвещение» 1980г.

- «Социально-бытовая ориентировка» 5-9 кл. С.А. Львова, Волгоград: «Учитель» 2012г.

- С.П. Дерябина «Контрольно-измерительные материалы по Социально-Бытовой Ориентировки» 5-9 кл. Волгоград: «Учитель», 2013 г.

- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: методическое пособие /Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. Пособие / О,А, Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Планета, 2012г.

- Львова С.А. Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.

- Субчева В.П. Социально - бытовая ориентировка. Методическое пособие:5-9 классы.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.


В тематическом планировании курса предусмотрены уроки: вводные, уроки сообщения новых знаний, уроки закрепления, комбинированные, обобщающие, по дифференциации сходных тем, контрольные.

В соответствии с ОБУП на изучение регионального содержания географического образования отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.


Распределение НРК по крупным темам:


Тема

Количество часов

Уход за кожей лица

1

Средства борьбы с перхотью.

1

Использование бытовой техники для стирки.

1

Прачечная. Виды услуг.

1

Подготовка к поездке в гости.

1

Междугородний железнодорожный транспорт.

1

Универмаги и универсамы.

1

Посылки, бандероли.

1

Лекарственные растения в домашней аптечке.

1

Укус насекомых.

1

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашей местности.

1

ИТОГО

11


Список литературы

для реализации НРК на уроках СБО

  1. «Почётные граждане города Миасса» А.П. Борисов, Миасс, 2008.

  2. «Отчий дом» В. Суродина, О. Суродина; Миасс, «Геотур», 2011

  3. Хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 10-11 класс» Т.Н. Крохалёва, Т.В. Соловьёва; ООО Издательский центр «Взгляд», 2003.

  4. «Южноуральская панорама событий и достижений (книга для чтения по краеведению)», А.П. Моисеев, А. В. Драгунов, выпуск 1, Челябинск; «АБРИС», 2006.

  5. «Природа Южного Урала (учебное пособие для учащихся 3-4 классов)»; Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, Южно-Уральский издательский торговый дом, 2001.

  6. «Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала» И.С. Огоновская; Екатеринбург, Издательский дом «Сократ», 2006.

  7. «Заповедники России (учебное пособие для учащихся 5-9 классы), Челябинск «Взгляд», 2003.

  8. «Ильмены» О.Н. Суродина, ОАО «Челябинский Дом печати», 2005.

  9. Интернет ресурсы.




Содержание НРК в тематическом планировании курса СБО

в 7 классе

Всего – 34 часов, НРК - 11


Тема урока.

Дата

Тема НРК

Содержание

1.

Уход за кожей лица.


Растительные маски из овощей. Выращенные в Миасском регионе.

Угри – маска из твёрдой моркови, жирная кожа – из свежего огурца. Сухая кожа – редька со сметаной.

2.

Средства борьбы с перхотью.


Местные травы для мытья волос.

Крапива и мать – и - мачеха (1:1). Подорожник, шалфей, ромашка, крапива, душица (поровну).

3.

Использование бытовой техники для стирки.


Российские производители бытовой техники.

Стиральные машины «Белка», «Чайка».

4.

Прачечная. Виды услуг.


Предоставление населению г.Миасса бытовых услуг.

Стирка, сушка, глажение.

5.

Укус насекомых.


Насекомые окрестностей г.Миасса.

Укус осы, клеща, комара.

6.

Лекарственные растения в домашней аптечке.


Аптечка в нашем лесу.

Мать – и - мачеха (кашель), подорожник (нарывы), одуванчик (простуда), ромашка (ангина).

7.

Подготовка к поездке в гости.


Населённые пункты Челябинской области.

Их названия, место расположения.

8.

Междугородний железнодорожный транспорт.


Южно-Уральская железная дорога. Экскурсия на ж/д вокзал.

Виды поездов, маршруты следования.

9.

Универмаги и универсамы.


Экскурсия в универсам «Пятёрочка» г.Миасса.

Отделы, товар.

10.

Посылки, бандероли.


Экскурсия на городскую почту.

Место отправления, стоимость, упаковка.

11.

Промышленные и с/х предприятия нашей местности.


Экскурсия на КПД г.Миасса.

Деятельность. Основные профессии.

Планирование коррекционной работы

по СБО в 7 классе


п/п

Крупные темы

Коррекционная работа

1

«Личная гигиена»

Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями личной гигиены в жизни подростка. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора.

2

«Одежда и обувь»

Развивать мелкую моторику рук и глазомер при практическом выполнении ремонта одежды. Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Расширять словарный запас и связную речь.

3

«Питание»

Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением питания. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие в процессе приготовления 1х и 2х блюд.

4

«Семья»

Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с жизнью.

5

«Культура поведения»

Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды в соответствии с назначением и подборе и оформлении подарков. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил приёма и отказа от приглашения в гости. Корригировать поведенческие навыки.

6

«Жилище»

Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний.

7

«Транспорт»

Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о железнодорожном транспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе практического повторения изученного.

8

«Торговля»

Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств универмага и универсама. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

9

«Средства связи»

Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно распределять внимание при ознакомлении с работой почты.

10

«Медицинская помощь»

Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

11

«Учреждения, организации и предприятия»

Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении предприятий города на определенные категории и в процессе формирования представлений об их назначении. Активизировать осознанное восприятие и логическое мышление.



Содержание предмета, практические работы

по социально-бытовой ориентировке

в 7 классе


Личная гигиена

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Уход за кожей лица, волосами.

Практические работы:

- Мытье волос.

- Подбор мыла, шампуни для мытья кожи, волос с учетом их состояния (сухие, жирные, нормальные).


Одежда и обувь

Виды штопки, наложение заплат. Стирка изделий из шёлка вручную. Правила глаженья белья, брюк. Прачечная. Виды услуг.

Практические работы:

- Ремонт одежды: штопка и наложение заплат.

- Стирка мелких изделий из белой х/б ткани с помощью стиральной машины. Стирка изделий вручную (из шелка).

- Глаженья белья, брюк.

- Экскурсия в прачечную.


Питание

Виды питания. Значение и приготовление первых и вторых блюд. Использование механических и электробытовых приборов для приготовления пищи. Составление меню.

Практические работы:

- Приготовление щей из свежей капусты. Приготовление киселя, компота. Чтение рецептов и подбор продуктов.

- Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами.


Семья

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми, в соблюдении чистоты и порядка в школе, дома.

Практические работы:

- Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку. Разучивание с ними тихих и подвижных игр.

- Проведение игр с младшими детьми.


Культура поведения

Правила приёма приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости.

Практические работы:

- Изготовление несложных сувениров.

- Сюжетная игра «В гости к…»


Жилище

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Уход за полом в зависимости от покрытия.

Практические работы: - Сухая и влажная уборка помещения.

- Мытье полов.


Транспорт

Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение. Виды пассажирских вагонов. Стоимость проезда.

Практические работы:

- Экскурсия на железнодорожный вокзал.


Торговля

Универмаги и универсамы, сельмаги, их назначение. Порядок приобретения и стоимость товара.

Практические работы:

- Экскурсия в универсам - самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию.


Средства связи

Виды бандеролей, посылок, порядок их отправления. Стоимость пересылки.

Практические работы:

- Заполнение бланков на отправку бандеролей, упаковка бандероли.

- Определение стоимости отправления простых и ценных посылок.


Медицинская помощь

Виды доврачебной помощи. Обработка микротравм. Первая помощь при травмах. Лекарственные растения в домашней аптечке.

Практические работы:

- Экскурсия в травмпункт. Обработка микротравм.


Учреждения, организации и предприятия

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности.

Практические работы:

- Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие.

























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:


р. Личная гигиена

-правила личной гигиены девушки и юноши,

-виды косметических салфеток,

-правила ухода за кожей лица и волосами.


р. Одежда и обувь

-особенности стирки цветного и белого белья,

-правила пользования моющими средствами,

-устройство стиральной машины и правила пользования ею.

-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке вручную и с помощью стиральной машины,

-последовательность и особенности глаженья одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей.

-назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную,

-правила пользования прачечной самообслуживания.


р. Питание

-виды питания, их особенности,

-значение первых и вторых блюд,

-правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи.


р. Семья

-правила ухода за младшими детьми,

-различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки


р. Культура поведения

-правила поведения: при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила поведения при вручении и приема подарков.


р. Жилище

-последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения,

-способы и периодичность ухода за окнами,

-виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон

-способы утепления окон

-правила топки печки и заготовки топлива
-правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия


р. Транспорт

-функции железнодорожного транспорта

-тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий)

-примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния

-виды справочных служб, камер хранения,

-сроки и стоимость хранения багажа,

-о сроках и месте возврата приобретенного билета,


р. Торговля

-назначение универмага и универсама

-различия между ними,

- за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам.

-стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора, и др. подобных товаров.


р. Средства связи

-перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке

-максимальный вес почтовых отправлений,

-виды и способы упаковки,

-виды почтовых отправлений.


р. Медицинская помощь

-меры по предупреждению переломов,

-виды доврачебной помощи,

-правила обработки раны и наложения повязки

-меры предупреждения осложнений после микротравмы.

-правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах

(покой и фиксацию конечностей с помощью повязки или временной шины)


р. Учреждения, организации, предприятия

-местонахождения ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия

-название цехов, отделов, рабочих специальностей, виды выпускаемой продукции.





Учащиеся должны уметь:


р. Личная гигиена

-определить тип кожи и волос

-подобрать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос

-правильно ухаживать за лицом и волосами.


р. Одежда и обувь

-ремонтировать разорванные места одежды: различными видами штопки, накладыванием заплат

-стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины,

-гладить одежду и белье


р. Питание

-Пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером),

-приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов,

-составить меню завтрака, обеда и ужина на день.


р. Семья

-ухаживать за младшими детьми,

-объяснять им правила игры и играть сними в тихие и подвижные игры,

-помогать младшим при уборке игрушек,

-рассказывать им сказки,

-петь с ними детские песенки.


р. Культура поведения

-культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу),

-выбирать подарки,

-изготовлять простые сувениры

-вручать и принимать подарки.


р. Жилище

-убирать жилые помещения,

-мыть зеркала и стекла,

-утеплять окна,

-ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства,

-топить печку с учетом местных особенностей.


р. Транспорт

-ориентироваться в расписании,

-приобретать билеты в железно-дорожной кассе,

-обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или центральную железно-дорожную справочную по телефону,

-ознакомиться с правилами пользования железно-дорожным транспортом,

Выполнять правила безопасности во время поездки в железно-дорожном транспорте.


р. Торговля

-найти нужные товары в отделах универмага или универсама,

-приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовыми возможностями.


р. Средства связи

-кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова,

-узнать время,

-получить по телефону справку,

-культурно разговаривать по телефону.


р. Медицинская помощь

-оказать первую помощь при ожоге, обморожении,

-оказать первую помощь утопающему.


р. Учреждения, организации, предприятия

-обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.



















КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, проверочных и практических работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Программа предусматривает следующие виды контроля: вводный, тематический, промежуточный, итоговый.




Личная гигиена. Проверочная работа.


3

10

7

9

100

С

Л

О

Ь

Н


Примеры для решения


Буква 1

110 - 100 =

Буква 2

21 : 3 =

Буква 3

37 – 34 =

Буква 4

72 : 8 =

Буква 5

25 : 5 + 2 =

Буква 6

75 + 25 =



Питание. Проверочная работа.


Прочитай вопрос

Отметь нужный вариант ответа

1) Как называется мясной отвар?

а) отвар

б) суп

в) бульон

2) Что варится дольше?

а) суп - лапша

б) манная каша

в) щи из кислой капусты

3) Что является вторым блюдом?

а) салат

б) десерт

в) гарнир

4) Из чего можно приготовить третье блюдо?

а) йогурт

б) фрукты

в) овощи

5) Какая ложка меньше всех?

а) столовая

б) чайная

в) десертная



Культура поведения. Проверочная работа.


Правила поведения в гостях.


Прочитай вопрос

Отметь нужный вариант ответа

1) Можно ли прийти в гости с незнакомым для хозяев человеком?

а) Можно, если вы с ними только что встретились.

б) Можно, спросив разрешения у хозяев заранее.

2) Когда можно сесть за праздничный стол?

а) Как только вы вошли в комнату, где накрыт стол.

б) Только после того, как сядут наиболее важные гости.

в) После приглашения хозяина и после того, как сядут женщины.

3) Как должны сидеть за праздничным столом юноши и девушки?

а) Девушки – по одну сторону стола, а юноши – по другую.

б) Парами – по симпатиям.

в) Чередуются: юноша – девушка.

4) Как следует себя вести, если вы опоздали в гости и все уже за столом?

а) Со всеми поздороваться и пожать руку.

б) Занять свободное место, как ни в чём не бывало.

в) Извиниться перед хозяйкой за опоздание.

5) Как вести себя во время еды?

а) Руки не кладите на стол.

б) Положите локти на стол.

в) Кисти рук положите на стол.

6) Что нужно сделать, уходя из гостей?

а) Одеться, а потом попрощаться.

б) Попрощаться, потом одеться.

в) Попрощаться во время одевания.



Жилище. Проверочная работа.


Выполни задания.


Прочитай вопрос

Отметь нужный вариант ответа

1) Для чего нужны окна?

а) для красоты;

б) для освещения;

в) чтобы наблюдать за галками

2) Какой предмет является лишним на столе у школьника?

а) настольная лампа;

б) копилка;

в) точилка

3) Правильно ли расставлена нумерация в соответствии с увеличением промежутков времени между уборками?

а) недельная (2);

б) сезонная (3);

в) ежедневная (1)

4) Есть ли здесь неверные утверждения? Отметь их знаком √.

а) смена белья должна производиться 1 раз в год;

б) смена белья должна производиться через 1-2 недели;

в) постельное бельё можно не утюжить;

г) постельное бельё необходимо утюжить после стирки и сушки

5) Каковы способы ухода за коврами, ковровыми покрытиями? Отметь знаком √.

а) влажный веник;

б) стирка в стиральной машине;

в) стирка на снегу;

г) пылесос





Торговля. Проверочная работа.


3

2

1

5

4

Н

Е

Ц

К

И


Примеры для решения


Буква 1

10 × 6 : 60 =

Буква 4

18 : 6 =

Буква 2

15 : 5 – 1 =

Буква 5

36 : 9 =

Буква 3

30 : 10 =

Буква 6

48 : 6 – 3 =



Средства связи. Проверочная работа.


1. Запиши названия известных тебе видов почтовых отправлений. _________________________

2. Назови порядок отправки бандеролей. _______________________________________________



Медицинская помощь. Проверочная работа.


Первая помощь при травмах.


Травма

Первая медицинская помощь

Порез


Ушиб


Укус насекомых


Вывих


Перелом













КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по социано-бытовой ориентировке (СБО)


7 класс


на 2019 – 2020 учебный год


составлено на основе программы специальных (коррекционных)


образовательных учреждений VIII вида


Москва «владос», 2014 г. под редакцией В.В. Воронковой













Календарный план на 2019 - 2020 учебный год

7 класс.


Дни

недел.

К- во

часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь





I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV









Пон.























Втор.






















Сред.






















­Четв.






















Пятн.






















Субб.














































Дни недел.

К- во

часов

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май



I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Пон.






















Втор.






















Сред.






















Четв.






















Пятн.






















Субб.















































Всего по плану –

Фактически –

урока

Раздел и тема урока

Обучающие задачи.

Дата

Кол-во часов

Практическая работа

Словарная работа

Наглядный материал и оборудование

Национально-региональный компанент



р. Личная гигиена 4 ч.


1



Особенности личной гигиены в жизни подростка.



-Знать правила личной гигиены.


1ч.


Запись в тетрадь:

Личная гигиена подростка.


Гигиена










2




Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела.




Знать правила сохранения чистоты тела.


1ч.


Запись некоторых данных в тетрадь



















3






Особенности ухода за кожей лица, волосами.






-Уметь правильно ухаживать за лицом и волосами.



1ч.






Мытье волос.


















Растительные маски из овощей, выращенных в Миасском регионе.

4


Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные.

Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.

-Уметь подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос.



1ч.

Подбор мыла, шампуня для мытья кожи, волос с учетом их состояния (сухие, жирные, нормальные).

Шампунь,

перхоть.

Различные шампуни.

Местные травы для мытья волос.



р. Одежда и обувь 4ч.


5










Мелкий ремонт одежды.

Заплата нашивная

и декоративная.







-Уметь ремонтировать разорванные места одежды.

-Знать санитарно-гигиенические правила безопасности работы колющими инструментами, электроприборами.


1ч.










Ремонт одежды: штопка и наложение заплат.












Штопка










Иголка

Нитки

Материал.














6









Использование бытовой техники при стирке белья из х/б тканей.

Стирка изделий из шелка вручную.






-Знать правила стирки изделий из х/б и шелковых тканей.

-Особенности стирки цветного и белого белья.

-Знать правила пользования моющими средствами.






1ч.








Стирка мелких изделий из белой х/б ткани с помощью стиральной машины.

Стирка изделий вручную (из шелка).





Бытовая техника.


Моющие средства.








Таз

Порошок

Шелк.








Российские производители бытовой техники.








7







Правила и приемы глаженья белья.







-Уметь гладить белье.

-Знать последовательность и особенности глаженья одежды и постельного белья.











Правила и приемы глаженья брюк.











Пароувлажнитель






Утюг, гладильная доска, распылитель воды, вешалка для брюк, брюки.









8

Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.


-Знать виды услуг, назначение прачечной, способы сдачи вещей в прачечную, правила пользования прачечной самообслуживания.

-Формировать представления о разнообразии услуг.


Экскурсия в прачечную, знакомство со стоимостью услуг, прейскурантом.



Прачечная,

Услуги,

Прейскурант.


Предоставление населению г.Миасса бытовых услуг.



р. Питание 5ч


9





Виды питания.






-Знать виды питания, их особенности,

значение питания в жизни человека.




1ч.






Запись в тетрадь:

Виды питания.





Рацион













10

Значение первых блюд.

-Знать значение первых, вторых блюд.

-уметь приготовить первое и второе блюдо по рецепту. Формировать знания о разнообразии пищи.


1ч.







Приготовление щей из свежей капусты.

Приготовление киселя, компота.


Чтение рецептов и подбор продуктов.

Блюдо

Рецепт.








Рецепты блюд.









11

Значение блюд из овощей, рыбы, мяса.


1ч.


12











Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени для приготовления пищи.








-Знать правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи.

-Уметь пользоваться мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером).



1ч.












Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами.

Электроприбор.













Мясорубка

Взбивалка

Терка.


13

Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

-Уметь составлять меню завтрака, обеда, ужина на день,

-Проявлять элементы творчества.


1ч.

Составление меню.

меню





р. Семья 2ч


14

Помощь родителям по уходу за младшими детьми.


-Формировать навыки по уходу за младшими детьми.

-Формировать умение проводить с ними игры.



1ч.

Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку,

Разучивание с ними тихих и подвижных игр,

Проведение игр с младшими детьми

Подвижные игры.

Перечень игр.


15

Разучивание и проведение тихих и подвижных игр.


1ч.



р. Культура поведения 2ч

16




Правила приема приглашения в гости и формы отказа.

Подарки.





-Усвоить морально-этические нормы поведения

-Вырабатывать навыки общения с людьми.


1ч.





Изготовление несложных сувениров.




Сувенир












17

Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа).





-Формировать умение следить за своим внешним видом.

-Соблюдать правила гигиены


1ч.

Сюжетная игра «В гости к…»


Внешний вид


Населенные пункты Челябинской области.



р. Жилище 2ч


18





Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.

Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.

-Воспитывать желание и стремление поддерживать порядок в жилом помещении.











Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним.



Сезонная

жилой


















19

Способы и средства ухода за полом. (Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линулиум, ковер)

-Воспитывать трудолюбие, аккуратность, творческое отношение к домашнему труду.


Мытье полов.

Лак

мастика

линолиум

Ведро

тряпка




р. Транспорт 2ч


20






Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзала. Расписание поездов.



-Расширять кругозор о назначении вокзала, его основных службах.

-Обогащать словарный запас.










Экскурсия на железнодорожный вокзал.





Вокзал

Справочная служба







Южно-Уральская железная дорога.

Экскурсия на железнодорожный вокзал.


21

Виды пассажирских вагонов.

Камеры хранения багажа.

-Уметь пользоваться услугами транспорта.

-Закрепить правила поведения в транспорте.


Выбрать вид поезда (пассажирский, скорый) и типы вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий

Уточнить стоимость проезда с учетом вида поезда и типа вагона, выяснить свои возможности.

Пассажирский вагон.

Камера хранения





р. Торговля 3ч


22









Универмаги и универсамы, их назначение.







-Воспитывать умение пользоваться услугами магазина.







1ч.









Экскурсия в универсам - самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию.

Универсам










Экскурсия в универсам г.Миасса

23



Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.



-Развивать экономное и бережное отношение к продуктам, товарам.




Запись информации в тетрадь


Отдел

Стоимость




24




Порядок приобретения товара. выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принципа действия, примерка одежды, обуви, головного убора, оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека или его копии.


-Формировать навыки приобретения товаров.


-Учить записывать цены на различные товары.








Запись некоторых данных в тетрадь



Товар

Чек

Копия








р. Средства связи Почта 2ч

25


Виды бандеролей. (простая, заказная, ценная, с уведомлением)

Упаковка. Порядок почтового отправления.


-уметь пользоваться услугами связи.







1ч.







Заполнение бланков на отправку бандеролей, посылки, упаковка бандероли, посылки.


Бандероль заказная ценная


упаковка


Бандероль






Экскурсия на городскую почту.

26





Посылки. Виды упаковок. Правила отправления.


Уметь отправлять посылки.





1ч.





Определение стоимости отправления простых и ценных посылок.


посылка




р. Медицинская помощь 6ч

27







Виды доврачебной помощи ( измерение температуры, обработка травм при микротравмах. неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых)


-Уметь самому оказывать себе помощь.














Обработка микротравм.







Доврачебная помощь.


Микротравма






Градусник


Йод

Зеленка

Вата







Насекомые окрестностей г.Миасса



28

Домашняя аптечка.

-Знать основные лекарственные растения и уметь приготовить настой.



Запись некоторых данных в тетрадь.


Экскурсия в аптеку.


Аптечка





травы

Аптека в нашем лесу.




29



Лекарственные растения в домашней аптечке.





30



Первая помощь при травмах: вывих, перелом.


-Уметь оказать первую помощь при травмах, наложить повязку на рану.





Экскурсия в травмпункт, наблюдение за накладыванием гипса при переломах.

Травма












31

Наложение повязки на рану.


32


Меры по предупреждению переломов.

-Знать способы предупреждения переломов.




Запись информации в тетрадь











р. Учреждения, организации, предприятия 2ч


33

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия рабочих специальностей.

-Уметь пользоваться услугами предприятия.



Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями.

Промышленное сельскохозяйственное предприятие.


Экскурсия на КПД г. Миасса.

34

Виды выпускаемой продукции.



Утверждено на заседании ШМО

Протокол № ____от « » _____ 2019 г.

Руководитель ШМО:______О.Н.Забегаева


Критерии оценки знаний и умений на уроках СБО за выполнение практической работы.


«5» - ставится за безошибочную выполненную работу, выполненную в соответствии с планом, инструкционной и технологической картой, за отведённое время.


«4» - ставится за работу, выполненную качественно с незначительными нарушениями. Нарушен порядок работы по инструкции или плану.


«3» - ставится за работу, выполненную с нарушениями.

- значительные нарушения выполнения последовательности плана работы или порядка работы по инструкции.

- выполнение работы с ошибками.


«2» - ставится за невыполненную работу.





Критерии оценки знаний и умений на уроках СБО за теоретические знания.


«5» - ставится, если ученик усваивает материал, понимает, какие именно действия и в какой последовательности он должен выполнять, решая проблему, поставленное в рамках содержания материала.

- уровень сформированности умений высокий.


«4» - ставится, если ученик, усваивает материал, может достигать поставленной цели, но не всегда последовательно и целеустремлённо.

- уровень сформированности умений средний.


«3» - ставится, если ученик слабо усваивает материал

- уровень сформированности умений низкий.


«2» - ставится, если ученик не усваивает материал.








Приложение



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (сбо) для 7 класса

Автор: Садовникова Анна Васильевна

Дата: 26.08.2020

Номер свидетельства: 556483

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства