Рабочая программа по развитию речи реализуется на основании нормативно-правовых документов:
Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
Обучение на уроках проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
Данная рабочая программа по развитию речи разработана на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р. Маллер, изданная «НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1983г».
Сборник программ и методических рекомендаций по обучению детей с глубокой умственной отсталостью. \В.Н. Белов, В.В.Воронкова, О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В Евтушенко, С.Л Мирский, В.М. Мозговой, Н.Н Павлова, М.Н Перова, И.Д. Соколова, В.В Эк. Москва. «Просвещение» 1999г.
На предмет «Развитие речи» в учебном плане отводится 2 часа в неделю.
Учебный предмет входит в образовательную область – язык речевая практика.
Является региональным компонентом.
Контрольных работ проводить не планируется. Проводятся практические работы, экскурсии, коллективные игры.
Основная форма организации учебного процесса – урок. В процессе учитель использует различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра) конструктивной.
Обучение проводиться как традиционным как звуковым аналитико-синтетическим методом, так и нетрадиционными методами.
Активизация речи необходимо осуществлять в ходе практической деятельности ребенка с предметами в игре, наглядной ситуации. Развитие речи и познание окружающего мира составляют единое целое. Невозможно развивать речь ребенка в отрыве от окружающих его предметов, невозможно показать действие с предметами, не называя их.
Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают интерес у ребенка. Экскурсии, наблюдения представляют собой учебные занятия, во время которых ребенок знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев, рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, математики, рисования.
- уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение вербальное описание;
- умение отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные признаки и т. д;
- умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий;
-составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам;
- использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся (по возможности);
- умение строить предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов;
-закрепление умения осуществлять построенную классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность;
- просмотр диафильмов, кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением.
- подготовка к праздникам.
Рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева, личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской, педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева, Й.Хейзинга – игровая деятельность, применение здоровьесберегающих технологий др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей ребенка.
№ | Тема урока | Дата | Словарь | Элементы содержания урока |
| 1 четверть - 16 часов |
1. | Повторение. Вводный урок. Наша школа. | | Школа, класс | |
2. | Вот и лето прошло. Признаки лета. | | Летние слова Летние признаки | Солнечные жаркие дни, зеленые листья на деревьях, цветение цветов, трав, сбор ягод, грибов |
3. | Начало осени. Экскурсия в парк. | | Парк, осень, дорожка, ПДД | Учить наблюдать, рассказывать об увиденном: рассматривание осеннего наряда деревьев, сбор природного материала, «Найди такой же» |
4. | Начало осени. Составление рассказа по картинке. | | Небо, осень, листья, дорога | Составление рассказа с использ схем-карточек |
5. | Пришкольный участок. Экскурсия на участок. | | Пришкольный участок, клумба, теплица, цветы | Учить рассказывать об увиденном |
6. | Экскурсия в парк. «Дары осени» | | Пакр, деревья, плоды | Сбор природного материала Соблюдать порядок во время экскурсии |
7. | Начало работ на огороде. | | Огород, овощи, теплица, уборка | Игра «Собери урожай» «У меня в огороде» Работа по сюжетной картинке |
8. | Сезонные изменения в природе сентября. Экскурсия в парк. | | Погода, дожди, осень, погодные явления | Наблюдать погоду, показывать приметы осени. Рассматривание осеннего листа, составление осеннего букета из листьев |
9. | Сентябрь- осенний месяц. Составление предложений по картинке. | | Сентябрьские приметы | Рассказать о сентябре с помощью предметных карточек Учить составлять предложения по картине, выбирать главное |
10. | Составление рассказа та тему «День учителя» | | Праздник, учитель | Участвовать в празднике, Читать стихи |
11. | Сбор урожая. Овощи. | | Урожай, уборка, осень, овощи | Дидактическая игра «Овощи «Собери урожай», «Кто быстрее» |
12. | Овощи: картофель. Форма, цвет, вкус, употребление в пищу. | | Картофель, овощ, плод, гряда, стебель | Называть , узнавать, рассказывать по опорам Игра «Приготовь пюре |
13. | Овощи: капуста. Форма, цвет, величина, вкус, употребление в пищу. | | Капуста, кочан, овощ, гряда | Называть , узнавать, рассказывать по опорам Игра «Солим капусту» |
14. | Обобщающее понятие: овощи. Различие, узнавание. | | Овощи, | Игры «Помоги незнайке», «Незнайкины покупки»»Готовим обед» |
15. | Фрукты и овощи. Сравнение | | Фрукты | Игры: «Поправь Незнайку», «Что больше, что меньше», «Чудесный мешочек» «Овощной магазин» |
16. | Сезонные изменения в природе октября. Экскурсия в парк. | | Погода, дожди, осень, погодные явления | Учить наблюдать и рассказывать об увиденном |
17. | Золотая осень. Октябрь- осенний месяц. Составление рассказа о золотой осени. | | Погода, дожди, осень, погодные явления, золотая осень | Игра «Ответь правильно» «Послушай и повтори» |
18. | Одежда. Одежда по сезону. Составление рассказа «Мы идем гулять» | | Названия одежды | Игра «У кого что?» «с чем – без чего» Работа над рассказом |
| 2 четверть – 16 часов | 2 четверть – 14 часов |
1. | Повторение Одежда. | | Название одежды | Упражнения «Мой,моя, мои,мое», «Чей,чья,чье» Игра «Разбери одежду» |
2. | Обувь. Выбор обуви по сезону. | | Название обуви | Упражнения «Что у тебя с числом 1», «Составь пару», «Обувной магазин» |
3. | Арбуз. Цвет, форма, величина вкус. | | Фрукт, ягода, | Игра «Что растет в поле, что растет в саду» |
4. | Деревья: дуб. Называние, узнавание, части дерева. Узнавание дерева по листу. | | Части дерева, листья, дерево, | Упр. «Покажи и назови» (дубовую ветку, дубовый лист, желуди) игра «Детки с ветки» |
5. | Деревья: тополь. Называние, узнавание. Части дерева. Узнавание дерева по листу. | | Части дерева, листья, дерево | Упр. «Покажи и назови» (тополиную ветку, тополиный лист, тополиный пух) игра «Детки с ветки» |
6. | Обобщающее понятие: деревья. Узнавание деревьев по листу. | | Части дерева, листья, дерево | Упр-е «Посмотри и расскажи» Игра «Угадай по описанию» Игра «Найди лист по образцу» Лексико-грамматич. Игры «Один-много», «Найди слово» «Какой» |
7. | Сезонные изменения в природе ноября. Экскурсия в парк. | | Погода, дожди, осень, погодные явления | Учить наблюдать и рассказывать об увиденном |
8. | Ноябрь – осенний месяц. Составление предложений по картинке. | | Погода, дожди, осень, погодные явления, | Игра «Ответь правильно» «Послушай и повтори» |
9. | Итоги осени: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад. Первые признаки зимы. | | Погода, дожди, зима, погодные явления, снег | Рассказать об осени с помощью предметных карточек Учить составлять предложения по картине, выбирать главное Игра «Ответь на вопросы» |
10. | Сезонные работы в саду и огороде. Экскурсия в парк, на огород | | Инструменты, уборка | Учить наблюдать и рассказывать об увиденном |
11. | Просмотр фильма «Зима пришла» Составление предложений, ответы на вопросы по содержанию. | | Холод, зима, снежок | Учить составлять рассказ о зиме по картинному плану и вопросам |
12. | Новый год – зимний праздник. Традиции праздника. | | Праздник, костюм, Развлечения, подарки | Активизировать словарь про новый год, Упр. «Где? Куда?» Работа по сюжетной картинке |
13. | Сезонные изменения в природе декабря. Экскурсия в парк. | | Погода, дожди, зима, погодные явления, снег | Учить наблюдать и рассказывать об увиденном |
14. | Итоги декабря. Признаки зимы. | | Погода, дожди, зима, погодные явления, снег, холод | Лексико-грамматич. Игры «Вспомни и ответь» «Угадай слово», «Составь предложение» |
| 3 четверть – 20 часов | 3 четверть – 20 часов |
1. | Зима. Изменения в природе. | | Погода, дожди, зима, погодные явления, снег | Лексико-грамматич. Игры и упражнения «Придумай слово», «Какая?», «Чего не бывает?», «Закончи предложение» «Что делает?» пересказ рассказа «Гостья зима» с опорой на вопросы |
2. | Труд людей зимой. | | Инвентарь, труд, зима | Лексико-грамматич. Игры и упражнения «Придумай слово», «Какая?», «Закончи предложение» «Что делает?» пересказ рассказа «Уборка снега» с опорой на вопросы |
3. | Зимние забавы детей. | | Санки, лыжи, коньки, «ватрушка», горка | Учить составлять предложения по картинно-графическим схемам Упр-е «Послушай, перескажи, придумай рассказ» Презентация |
4. | Зимняя обувь и одежда. Одеваемся по сезону. | | Названия одежды и обуви | Лексико-грамматич. Игры упражнения «Договори слово», «Что наденем на прогулку?», «Что с чем?» «Какая одежда?» «Скажи наоборот» Составление описательных рассказов |
5. | Сезонные изменения в природе января. Экскурсия в парк. | | Погода, дожди, зима, погодные явления, снег | Учить наблюдать и рассказывать об увиденном |
6. | Итоги января. Составление рассказа по картине | | Погода, дожди, зима, погодные явления, снег | Лексико-грамматич. Игры и упражнения «Придумай слово», «Какая?», «Чего не бывает?», «Закончи предложение» «Что делает?» |
7. | Домашние животные: лошадь. Где живет, польза, питание . | | Лошадь, жеребенок, конь, конюшня | Лексико-грамматич. игры, упражнения «Кто чем питается?», «Кто в домике?», «Кто кем будет?», «Составь предложение» «Предложение договори и его ты повтори», Составление связного рассказа «Лошадь» |
8. | Домашние животные: корова. Где живет, питание, польза человеку. | | Корова, теленок, бык, ферма, коровник | Лексико-грамматич. игры, упражнения «Кто чем питается?», «Кто в домике?», «Кто кем будет?», «Составь предложение» «Предложение договори и его ты повтори», Составление связного рассказа «Корова» |
9. | Сравнение лошади и коровы. | | Домашние животные | Лексико-грамматич. игры, упражнения «Кто чем питается?», «Кто в домике?», «Кто кем будет?», «Составь предложение» «Предложение договори и его ты повтори», Составление связного рассказа по опорам. |
10. | Обобщающее понятие: домашние животные. Различие, узнавание. | | Домашние животные, жилье | Активизация словаря «Найди пару», «Кто где живет?», упр. «Дома и на ферме», «Кому какая еда», составление связного рассказа по сюжетной картинке и вопросам |
11. | Дикие животные: еж. Чем питается, как передвигается. | | Еж, ежиха, ежата, лес, нора | Лексико-грамматич. игры и упражнения: «Какие?», «Кто кем был?», «Чья семья», «Кто с кем живет?», «Кто за кем бегает?» составление рассказа-описания «Еж» |
12. | Дикие животные: белка. Чем питается, как передвигается. | | Белка, бельчата, дупло, запасы | Лексико-грамматич. игры и упражнения: «Какие?», «Кто кем был?», «Чья семья», «Кто с кем живет?», «Кто за кем бегает?» составление рассказа-описания «Белка» |
13. | Дикие животные. Обобщение по теме. | | Дикие животные | Употребление предлогов, игра «Помоги Незнайке», «Кто где спрятался», упр. «Откуда?», составление связного рассказа (презентация) |
14. | Сезонные изменения в природе февраля. Экскурсия в парк. | | Погода, дожди, зима, погодные явления, снег, метель, | Учить наблюдать за снегом, ветром. |
15. | Сравнение домашние и дикие животные. Сходство и различие. Просмотр презентации «Дикие и домашние животные» | | Дикие домашние животные | Лексико-грамматич. упр. «Угощение», «Хвастуны», «Рассказы о животных» с опорой на картинно-графическому плану |
16. | Зима и ее особенности. Признаки зимы: морозы, метели. | | Погода, дожди, зима, погодные явления, снег | Составление описательного рассказа «В гости к нам пришла зима», праздники зимы, упр. «Куда? Где?», «Снежинки», «уборка снега» |
17. | Птицы: голубь. Внешний вид, польза. | | Голубь, голубка, гнездо, | Лексико-грамматич. упражнения и игры: «Назови ласково», «Какая?», «Для чего?», «Что могут птицы?», «Составь предложение», рассказ- описание «Голубь» |
18. | Птицы: галка. Внешний вид, польза. Сравнение с вороной. | | Галка, галчонок гнездо, | Лексико-грамматич. упражнения и игры: «Назови ласково», «Какая?», «Для чего?», «Что могут птицы?», «Составь предложение», рассказ- описание «Галка» |
19. | Составление рассказа «Кормим птиц» | | Кормушка, подкормка | Использование предлогов: упр. «Где птица?», «Что сначала? Что потом?», Составление рассказа «Как дети помогали птицам» |
20. | Прогулка в парк. Подкормка птиц. | | Погода, кормушки, птицы | Учить наблюдать, искать следы птиц, людей, зверей и рассказывать |
| 4 четверть – 18 часов |
1. | Птицы: грач. Внешний вид, питание, польза | | Грач, грачонок, гнездо, | Лексико-грамматич. упражнения и игры: «Назови ласково», «Какая?», «Для чего?», «Что могут птицы?», «Составь предложение», рассказ- описание «Грач» |
2. | Обобщающее понятие «Птицы» | | Птицы | Лексико0грамматич. упражнения, игры: «Чем питаются птицы», «Четвертый лишний», «Угадай слово», составление связного рассказа по картинке и вопросам. |
3. | Начало весны. Экскурсия в парк. | | Погода, дожди, весна, погодные явления, снег, ручьи, лед | Рассказывать об увиденном: небо, птицы, дорога, озеро, деревья, лужи. |
4. | Первые признаки весны. Составление рассказа по картине. | | Погода, дожди, весна, погодные явления, снег, ручьи, лед | Лексико-грамматич. упражнения, игры: «Когда это бывает?», «К нам пришла весна», праздники весны, беседа о женских профессиях, составление рассказа «Весна» |
5. | Насекомые: Стрекоза. Внешний вид, где живут. | | Насекомые, части насекомых, польза | Лексико-грамматич. упражнения, игры: «Подбери слово», «Кто как передвигается», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Сколько насекомых на цветке», составление связного рассказа «На пруду» |
6. | Насекомые: бабочка. Внешний вид, где живет. Сравнение стрекозы и бабочки | | Насекомые, части насекомых, польза | Лексико-грамматич. упражнения, игры: «Подбери слово», «Кто как передвигается», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Сколько насекомых на цветке», составление связного рассказа «Как бабочка летала» (использ предлогов) |
7. | Обобщающее понятие: насекомые. Называние, узнавание. | | Насекомые | Лексико-грамматич. упражнения, игры: «Подбери слово», «Кто как передвигается», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Сколько насекомых на цветке», составление связного рассказа «На полянке» |
8. | Просмотр фильма «Весна». Ответы на вопросы по содержанию. | | Погода, дожди, весна, погодные явления, снег, ручьи, лед | Ответы на вопросы увиденного, составить рисунок |
9. | Сезонные работы в саду. | | Уборка, инструмент, погода | Составление связного рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинный план, составление рисунка |
10. | Наблюдения за птицами. | | Птицы, домики для птиц | Учить различать птиц по внешнему виду, о звукам |
11. | Сезонные изменения в природе. Экскурсия в парк. | | Погода, дожди, весна, погодные явления, сосулька, ручьи, лед | Рассказывать об увиденном о погоде, о птицах, о цветах |
12. | Составление рассказа по картине. | | Время года, дорога, ручьи, дома, деревья | Игры «Отгадай-ка», «На лугу», «Садовники», составление рассказа по сюжетной картинке «Лето», пересказ по опорам |
13. | Комнатные растения: бегония. Название, распознавание. | | Растение, стебель, лист, корень, | Лексико-грамматич. игры и упражнения: «Найди слово», «Один-много», «Прогулка по оранжерее», составление рассказа «На подоконнике» |
14. | Практическая работа: пересадка комнатных растений. | | Пересадка, поливка, цветочный горшок | Демонстраций действий, составление последовательности действий по пересадке растений |
15. | Цветы: одуванчик, ромашка. Название, распознавание. | | Цветы, лес, поляна | Лексико-грамматич. игры и упражнения: «Найди слово», «Один-много», «Прогулка по лесу», составление рассказа «встреча в лесу» |
16. | Сезонные изменения природы в мае. Экскурсия в парк. | | Листья, цветы, деревья, погода солнце | |
17. | Итоги весны. | | | |
С.В. Кудрина «Окружающий мир» Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки РФ Москва: гуманитарный изд-й центр «ВЛАДОС» 2010