kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Развитие речи" для детей с глубокой умственной отсталостью 3 год обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. 

Рабочая программа по развитию речи реализуется на основании нормативно-правовых документов:

Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ   

Обучение на уроках проходит в соответствии  с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

Главной задачей обучения и воспитания данной категории  детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие  им трудовых и других социально –значимых навыков и умений. 

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

 Данная рабочая программа по развитию речи разработана на основании  программы обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р. Маллер, изданная «НИИ дефектологии  АПН СССР Москва, 1983г».

Сборник программ и методических рекомендаций по обучению детей с глубокой умственной отсталостью. \В.Н. Белов, В.В.Воронкова, О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В Евтушенко, С.Л Мирский, В.М. Мозговой, Н.Н Павлова, М.Н Перова, И.Д. Соколова, В.В Эк. Москва. «Просвещение» 1999г.

Цель, решаемая при реализации программы:     Уроки по развитию речи способствуют обогащению словаря, учат ребенка словесно оформлять его желания и действия; они направлены на социальную адаптацию, т. к. способствуют умению ре­бенка использовать полученные знания на практике.

Работа по обучению развития речи  решает следующие задачи:

  • развитие зрительного и слухового восприятия;
  • развитие координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие понимания речи;
  • формирование доступных  ребенку средств общения;
  • развитие о совершенствование активной речи, усвоение способов и накопление опыта речевого общения (по возможности);
  • развитие системы практических умений по ориентировки и взаимодействию с объектами окружающего мира;
  • ознакомление с разнообразием окружающего мира;
  • обогащение словаря ребенка словами- названиями предметов окружающего мира, словами-названиями действий с предметами, словами-названиями признаками (на карточках, с помощью жестов, мимики).

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и количестве часов для проведения  практических работ, экскурсий.

На предмет «Развитие речи» в учебном плане отводится 2 часа в неделю.

Учебный предмет входит в образовательную область – язык речевая практика.

Является региональным компонентом.

Контрольных работ проводить не планируется. Проводятся практические работы, экскурсии, коллективные игры.

Формы организации образовательного процесса.

Основная форма организации учебного процесса – урок. В процессе учитель использует различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра) конструктивной.

В основу содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся.

Обучение проводиться как традиционным как звуковым аналитико-синтетическим методом, так и нетрадиционными методами.

Активизация речи необходимо осуществлять в ходе практической деятельности ребенка с предметами в игре, наглядной ситуации. Развитие речи и познание окружающего мира составляют единое целое. Невозможно развивать речь ребенка в отрыве от окружающих его предметов, невозможно показать действие с предметами, не называя их.

Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают интерес у ребенка. Экскурсии, наблюдения представляют собой учебные занятия, во время которых ребенок знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев, рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, математики, рисования. 

Работа на уроках развития речи включает в себя следующие виды работ:

- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

- уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение  вербальное описание;

- умение отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные признаки и т. д;

- работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам;

-  умения правильно употреблять  в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий;

-составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам;

- распространение предложений прилагательными – определениями по карточкам;

- использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся (по возможности);

-упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы;

- умение строить предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов;

-закрепление умения осуществлять построенную классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность;

- практические работы по закреплению пройденного материала;

- просмотр диафильмов, кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением.

  - подготовка к праздникам.

Рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева, личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской,  педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева,  Й.Хейзинга – игровая деятельность, применение здоровьесберегающих технологий др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей ребенка.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Развитие речи" для детей с глубокой умственной отсталостью 3 год обучения. »

МОУ «Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»










Принята Утверждена

решением педсовета директором школы









Рабочая программа

по предмету «Развитие речи»

для детей с глубокой умственной отсталостью

3 год обучения.







Разработала: учитель начальных классов

Добронравова Елена Владимировна













г. Белозерск, 2015г.


Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по развитию речи реализуется на основании нормативно-правовых документов:

Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ

Обучение на уроках проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально –значимых навыков и умений.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Данная рабочая программа по развитию речи разработана на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р. Маллер, изданная «НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1983г».

Сборник программ и методических рекомендаций по обучению детей с глубокой умственной отсталостью. \В.Н. Белов, В.В.Воронкова, О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В Евтушенко, С.Л Мирский, В.М. Мозговой, Н.Н Павлова, М.Н Перова, И.Д. Соколова, В.В Эк. Москва. «Просвещение» 1999г.


Цель, решаемая при реализации программы: Уроки по развитию речи способствуют обогащению словаря, учат ребенка словесно оформлять его желания и действия; они направлены на социальную адаптацию, т. к. способствуют умению ре­бенка использовать полученные знания на практике.


Работа по обучению развития речи решает следующие задачи:

  • развитие зрительного и слухового восприятия;

  • развитие координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук;

  • развитие артикуляционной моторики;

  • развитие понимания речи;

  • формирование доступных ребенку средств общения;

  • развитие о совершенствование активной речи, усвоение способов и накопление опыта речевого общения (по возможности);

  • развитие системы практических умений по ориентировки и взаимодействию с объектами окружающего мира;

  • ознакомление с разнообразием окружающего мира;

  • обогащение словаря ребенка словами- названиями предметов окружающего мира, словами-названиями действий с предметами, словами-названиями признаками (на карточках, с помощью жестов, мимики).

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и количестве часов для проведения практических работ, экскурсий.

На предмет «Развитие речи» в учебном плане отводится 2 часа в неделю.

Учебный предмет входит в образовательную область – язык речевая практика.

Является региональным компонентом.

Контрольных работ проводить не планируется. Проводятся практические работы, экскурсии, коллективные игры.



Формы организации образовательного процесса.

Основная форма организации учебного процесса – урок. В процессе учитель использует различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра) конструктивной.


В основу содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся.

Обучение проводиться как традиционным как звуковым аналитико-синтетическим методом, так и нетрадиционными методами.

Активизация речи необходимо осуществлять в ходе практической деятельности ребенка с предметами в игре, наглядной ситуации. Развитие речи и познание окружающего мира составляют единое целое. Невозможно развивать речь ребенка в отрыве от окружающих его предметов, невозможно показать действие с предметами, не называя их.

Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают интерес у ребенка. Экскурсии, наблюдения представляют собой учебные занятия, во время которых ребенок знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев, рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, математики, рисования.


Работа на уроках развития речи включает в себя следующие виды работ:

- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

- уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение вербальное описание;

- умение отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные признаки и т. д;

- работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам;

- умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий;

-составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам;

- распространение предложений прилагательными – определениями по карточкам;

- использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся (по возможности);

-упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы;

- умение строить предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов;

-закрепление умения осуществлять построенную классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность;

- практические работы по закреплению пройденного материала;

- просмотр диафильмов, кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением.

- подготовка к праздникам.


Рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева, личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской, педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева, Й.Хейзинга – игровая деятельность, применение здоровьесберегающих технологий др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей ребенка.


Учебно – тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

1.

Повторение материала II класса.

2.

Овощи.

3.

Фрукты.

4.

Деревья. (дуб, тополь)

5.

Комнатные растения.

6.

Цветы.

7.

Домашние животные.

8.

Дикие животные.

9.

Птицы.

10.

Насекомые.

11.

Сезонные изменения в природе.

21ч

12.

Практические работы:

1

13.

Экскурсии:

14ч

14.

Просмотр фильмов:


Итого:

70ч




Содержание учебно-тематического плана.


3

п\п

Название раздела, тем

Количество часов

1.

Повторение материала II класса


2.

Овощи (картофель, капуста). Употребление этих овощей в пищу

3.

Фрукты. Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус.

4.

Деревья (дуб, тополь). Распознавание.

Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Листья распускаются из почек.

5.

Комнатные растения (бегония). Название. Распознавание

6.

Цветы (одуванчик, ромашка). Название. Распознавание

7.

Домашние животные (корова, лошадь) Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду.

8.

Дикие животные (ёж, белка). Части тела, где живут, как передвигаются. Сравнение с домашними животными.

9.

Птицы (ворона, воробей). Дополнения к пройденному материалу во II классе: какую пользу приносят человеку. Грач. внешний вид. Какую пользу приносит человеку.

10.

Насекомые (стрекоза, бабочка). Внешний вид этих насекомых, где живут, сходства и различия, название.

11.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Лето: солнечные, жаркие дни, зелёные листья на деревьях, цветение трав, сбор ягод и грибов. Осень: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад. Зима: морозы, метели. Весна: таяние снега и льда, первые весенние цветы. Ведение календаря погоды.

21ч

12.

Экскурсии в парк, лес для наблюдений за осенними, зимними и весенними изменениями в природе.

14ч

13.

Практические работы

14.

Просмотры фильмов: «Зима пришла», «Весна», презентация «Дикие и домашние животные»







Календарно-тематическое планирование.


Тема урока

Дата

Словарь

Элементы содержания урока


1 четверть - 16 часов


1.

Повторение.

Вводный урок. Наша школа.


Школа, класс


2.

Вот и лето прошло. Признаки лета.


Летние слова

Летние признаки

Солнечные жаркие дни, зеленые листья на деревьях, цветение цветов, трав, сбор ягод, грибов

3.

Начало осени. Экскурсия в парк.


Парк, осень, дорожка, ПДД

Учить наблюдать, рассказывать об увиденном: рассматривание осеннего наряда деревьев, сбор природного материала, «Найди такой же»

4.

Начало осени. Составление рассказа по картинке.


Небо, осень, листья, дорога

Составление рассказа с использ схем-карточек

5.

Пришкольный участок. Экскурсия на участок.


Пришкольный участок, клумба, теплица, цветы

Учить рассказывать об увиденном

6.

Экскурсия в парк. «Дары осени»


Пакр, деревья, плоды

Сбор природного материала

Соблюдать порядок во время экскурсии

7.

Начало работ на огороде.


Огород, овощи, теплица, уборка

Игра «Собери урожай»

«У меня в огороде»

Работа по сюжетной картинке

8.

Сезонные изменения в природе сентября. Экскурсия в парк.


Погода, дожди, осень, погодные явления

Наблюдать погоду, показывать приметы осени. Рассматривание осеннего листа, составление осеннего букета из листьев

9.

Сентябрь- осенний месяц. Составление предложений по картинке.


Сентябрьские приметы

Рассказать о сентябре с помощью предметных карточек

Учить составлять предложения по картине, выбирать главное

10.

Составление рассказа та тему «День учителя»


Праздник, учитель

Участвовать в празднике,

Читать стихи

11.

Сбор урожая. Овощи.


Урожай, уборка, осень, овощи

Дидактическая игра «Овощи

«Собери урожай», «Кто быстрее»

12.

Овощи: картофель. Форма, цвет, вкус, употребление в пищу.


Картофель, овощ, плод, гряда, стебель

Называть , узнавать, рассказывать по опорам

Игра «Приготовь пюре

13.

Овощи: капуста. Форма, цвет, величина, вкус, употребление в пищу.


Капуста, кочан, овощ, гряда

Называть , узнавать, рассказывать по опорам

Игра «Солим капусту»

14.

Обобщающее понятие: овощи. Различие, узнавание.


Овощи,

Игры «Помоги незнайке», «Незнайкины покупки»»Готовим обед»

15.

Фрукты и овощи. Сравнение


Фрукты

Игры: «Поправь Незнайку», «Что больше, что меньше», «Чудесный мешочек» «Овощной магазин»

16.

Сезонные изменения в природе октября. Экскурсия в парк.


Погода, дожди, осень, погодные явления

Учить наблюдать и рассказывать об увиденном

17.

Золотая осень. Октябрь- осенний месяц.

Составление рассказа о золотой осени.


Погода, дожди, осень, погодные явления, золотая осень

Игра «Ответь правильно»

«Послушай и повтори»

18.

Одежда. Одежда по сезону.

Составление рассказа «Мы идем гулять»


Названия одежды

Игра «У кого что?» «с чем – без чего» Работа над рассказом


2 четверть – 16 часов


2 четверть – 14 часов


1.

Повторение Одежда.


Название одежды

Упражнения «Мой,моя, мои,мое», «Чей,чья,чье»

Игра «Разбери одежду»

2.

Обувь. Выбор обуви по сезону.


Название обуви

Упражнения «Что у тебя с числом 1», «Составь пару», «Обувной магазин»

3.

Арбуз. Цвет, форма, величина вкус.


Фрукт, ягода,

Игра «Что растет в поле, что растет в саду»

4.

Деревья: дуб. Называние, узнавание, части дерева. Узнавание дерева по листу.


Части дерева, листья, дерево,

Упр. «Покажи и назови» (дубовую ветку, дубовый лист, желуди) игра «Детки с ветки»

5.

Деревья: тополь. Называние, узнавание. Части дерева. Узнавание дерева по листу.


Части дерева, листья, дерево

Упр. «Покажи и назови» (тополиную ветку, тополиный лист, тополиный пух) игра «Детки с ветки»

6.

Обобщающее понятие: деревья.

Узнавание деревьев по листу.


Части дерева, листья, дерево

Упр-е «Посмотри и расскажи»

Игра «Угадай по описанию»

Игра «Найди лист по образцу»

Лексико-грамматич. Игры «Один-много», «Найди слово» «Какой»

7.

Сезонные изменения в природе ноября. Экскурсия в парк.


Погода, дожди, осень, погодные явления

Учить наблюдать и рассказывать об увиденном

8.

Ноябрь – осенний месяц.

Составление предложений по картинке.


Погода, дожди, осень, погодные явления,

Игра «Ответь правильно»

«Послушай и повтори»

9.

Итоги осени: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад.

Первые признаки зимы.


Погода, дожди, зима, погодные явления, снег

Рассказать об осени с помощью предметных карточек

Учить составлять предложения по картине, выбирать главное

Игра «Ответь на вопросы»

10.

Сезонные работы в саду и огороде.

Экскурсия в парк, на огород


Инструменты, уборка

Учить наблюдать и рассказывать об увиденном

11.

Просмотр фильма «Зима пришла» Составление предложений, ответы на вопросы по содержанию.


Холод, зима, снежок

Учить составлять рассказ о зиме по картинному плану и вопросам

12.

Новый год – зимний праздник. Традиции праздника.


Праздник, костюм,

Развлечения, подарки

Активизировать словарь про новый год, Упр. «Где? Куда?»

Работа по сюжетной картинке

13.

Сезонные изменения в природе декабря.

Экскурсия в парк.


Погода, дожди, зима, погодные явления, снег

Учить наблюдать и рассказывать об увиденном

14.

Итоги декабря. Признаки зимы.


Погода, дожди, зима, погодные явления, снег, холод

Лексико-грамматич. Игры «Вспомни и ответь» «Угадай слово», «Составь предложение»


3 четверть – 20 часов


3 четверть – 20 часов


1.

Зима. Изменения в природе.


Погода, дожди, зима, погодные явления, снег

Лексико-грамматич. Игры и упражнения «Придумай слово», «Какая?», «Чего не бывает?», «Закончи предложение» «Что делает?» пересказ рассказа «Гостья зима» с опорой на вопросы

2.

Труд людей зимой.


Инвентарь, труд, зима

Лексико-грамматич. Игры и упражнения «Придумай слово», «Какая?», «Закончи предложение» «Что делает?» пересказ рассказа «Уборка снега» с опорой на вопросы

3.

Зимние забавы детей.


Санки, лыжи, коньки, «ватрушка», горка

Учить составлять предложения по картинно-графическим схемам Упр-е «Послушай, перескажи, придумай рассказ» Презентация

4.

Зимняя обувь и одежда. Одеваемся по сезону.


Названия одежды и обуви

Лексико-грамматич. Игры упражнения «Договори слово», «Что наденем на прогулку?», «Что с чем?» «Какая одежда?» «Скажи наоборот» Составление описательных рассказов

5.

Сезонные изменения в природе января. Экскурсия в парк.


Погода, дожди, зима, погодные явления, снег

Учить наблюдать и рассказывать об увиденном

6.

Итоги января. Составление рассказа по картине


Погода, дожди, зима, погодные явления, снег

Лексико-грамматич. Игры и упражнения «Придумай слово», «Какая?», «Чего не бывает?», «Закончи предложение» «Что делает?»

7.

Домашние животные: лошадь. Где живет, польза, питание .


Лошадь, жеребенок, конь, конюшня

Лексико-грамматич. игры, упражнения «Кто чем питается?», «Кто в домике?», «Кто кем будет?», «Составь предложение» «Предложение договори и его ты повтори», Составление связного рассказа «Лошадь»

8.

Домашние животные: корова. Где живет, питание, польза человеку.


Корова, теленок, бык, ферма, коровник

Лексико-грамматич. игры, упражнения «Кто чем питается?», «Кто в домике?», «Кто кем будет?», «Составь предложение» «Предложение договори и его ты повтори», Составление связного рассказа «Корова»

9.

Сравнение лошади и коровы.


Домашние животные

Лексико-грамматич. игры, упражнения «Кто чем питается?», «Кто в домике?», «Кто кем будет?», «Составь предложение» «Предложение договори и его ты повтори», Составление связного рассказа по опорам.

10.

Обобщающее понятие: домашние животные. Различие, узнавание.


Домашние животные, жилье

Активизация словаря «Найди пару», «Кто где живет?», упр. «Дома и на ферме», «Кому какая еда», составление связного рассказа по сюжетной картинке и вопросам

11.

Дикие животные: еж. Чем питается, как передвигается.


Еж, ежиха, ежата, лес, нора

Лексико-грамматич. игры и упражнения: «Какие?», «Кто кем был?», «Чья семья», «Кто с кем живет?», «Кто за кем бегает?» составление рассказа-описания «Еж»

12.

Дикие животные: белка. Чем питается, как передвигается.


Белка, бельчата, дупло, запасы

Лексико-грамматич. игры и упражнения: «Какие?», «Кто кем был?», «Чья семья», «Кто с кем живет?», «Кто за кем бегает?» составление рассказа-описания «Белка»

13.

Дикие животные. Обобщение по теме.


Дикие животные

Употребление предлогов, игра «Помоги Незнайке», «Кто где спрятался», упр. «Откуда?», составление связного рассказа (презентация)

14.

Сезонные изменения в природе февраля. Экскурсия в парк.


Погода, дожди, зима, погодные явления, снег, метель,

Учить наблюдать за снегом, ветром.

15.

Сравнение домашние и дикие животные.

Сходство и различие.

Просмотр презентации «Дикие и домашние животные»


Дикие домашние животные

Лексико-грамматич. упр. «Угощение», «Хвастуны», «Рассказы о животных» с опорой на картинно-графическому плану

16.

Зима и ее особенности.

Признаки зимы: морозы, метели.


Погода, дожди, зима, погодные явления, снег

Составление описательного рассказа «В гости к нам пришла зима», праздники зимы, упр. «Куда? Где?», «Снежинки», «уборка снега»

17.

Птицы: голубь. Внешний вид, польза.


Голубь, голубка, гнездо,

Лексико-грамматич. упражнения и игры: «Назови ласково», «Какая?», «Для чего?», «Что могут птицы?», «Составь предложение», рассказ- описание «Голубь»

18.

Птицы: галка. Внешний вид, польза. Сравнение с вороной.


Галка, галчонок

гнездо,

Лексико-грамматич. упражнения и игры: «Назови ласково», «Какая?», «Для чего?», «Что могут птицы?», «Составь предложение», рассказ- описание «Галка»

19.

Составление рассказа «Кормим птиц»


Кормушка, подкормка

Использование предлогов: упр. «Где птица?», «Что сначала? Что потом?», Составление рассказа «Как дети помогали птицам»

20.

Прогулка в парк. Подкормка птиц.


Погода, кормушки, птицы

Учить наблюдать, искать следы птиц, людей, зверей и рассказывать


4 четверть – 18 часов


1.

Птицы: грач. Внешний вид, питание, польза


Грач, грачонок, гнездо,

Лексико-грамматич. упражнения и игры: «Назови ласково», «Какая?», «Для чего?», «Что могут птицы?», «Составь предложение», рассказ- описание «Грач»

2.

Обобщающее понятие «Птицы»


Птицы

Лексико0грамматич. упражнения, игры: «Чем питаются птицы», «Четвертый лишний», «Угадай слово», составление связного рассказа по картинке и вопросам.

3.

Начало весны. Экскурсия в парк.


Погода, дожди, весна, погодные явления, снег, ручьи, лед

Рассказывать об увиденном: небо, птицы, дорога, озеро, деревья, лужи.

4.

Первые признаки весны. Составление рассказа по картине.


Погода, дожди, весна, погодные явления, снег, ручьи, лед

Лексико-грамматич. упражнения, игры: «Когда это бывает?», «К нам пришла весна», праздники весны, беседа о женских профессиях, составление рассказа «Весна»

5.

Насекомые: Стрекоза. Внешний вид, где живут.


Насекомые, части насекомых, польза

Лексико-грамматич. упражнения, игры: «Подбери слово», «Кто как передвигается», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Сколько насекомых на цветке», составление связного рассказа «На пруду»

6.

Насекомые: бабочка. Внешний вид, где живет. Сравнение стрекозы и бабочки


Насекомые, части насекомых, польза

Лексико-грамматич. упражнения, игры: «Подбери слово», «Кто как передвигается», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Сколько насекомых на цветке», составление связного рассказа «Как бабочка летала» (использ предлогов)

7.

Обобщающее понятие: насекомые. Называние, узнавание.


Насекомые

Лексико-грамматич. упражнения, игры: «Подбери слово», «Кто как передвигается», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Сколько насекомых на цветке», составление связного рассказа «На полянке»

8.

Просмотр фильма «Весна».

Ответы на вопросы по содержанию.


Погода, дожди, весна, погодные явления, снег, ручьи, лед

Ответы на вопросы увиденного, составить рисунок

9.

Сезонные работы в саду.


Уборка, инструмент, погода

Составление связного рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинный план, составление рисунка

10.

Наблюдения за птицами.


Птицы, домики для птиц

Учить различать птиц по внешнему виду, о звукам

11.

Сезонные изменения в природе. Экскурсия в парк.


Погода, дожди, весна, погодные явления, сосулька, ручьи, лед

Рассказывать об увиденном о погоде, о птицах, о цветах

12.

Составление рассказа по картине.


Время года, дорога, ручьи, дома, деревья

Игры «Отгадай-ка», «На лугу», «Садовники», составление рассказа по сюжетной картинке «Лето», пересказ по опорам

13.

Комнатные растения: бегония. Название, распознавание.


Растение, стебель, лист, корень,

Лексико-грамматич. игры и упражнения: «Найди слово», «Один-много», «Прогулка по оранжерее», составление рассказа «На подоконнике»

14.

Практическая работа: пересадка комнатных растений.


Пересадка, поливка, цветочный горшок

Демонстраций действий, составление последовательности действий по пересадке растений

15.

Цветы: одуванчик, ромашка. Название, распознавание.


Цветы, лес, поляна

Лексико-грамматич. игры и упражнения: «Найди слово», «Один-много», «Прогулка по лесу», составление рассказа «встреча в лесу»

16.

Сезонные изменения природы в мае.

Экскурсия в парк.


Листья, цветы, деревья, погода солнце


17.

Итоги весны.









Планируемые результаты обучения по предмету к концу года:


  1. Уметь слушать речь учителя.

  2. Уметь называть и показывать предметы окружающего мира.

  3. Знать элементарные правила поведения в природе и городе.

  4. Должен иметь элементарные представления о сезонных изменениях.

  5. Знать правила поведения во время экскурсий, прогулок в разное время года.

  6. Уметь составлять предложения по картинно-графическим схемам с помощью учителя.

  7. Делать элементарные обобщения группы предметов с помощью учителя.

  8. Правильно отвечать на поставленный вопрос учителя.

































Диагностическая карта по развитию речи.

Общая оценка состояния учебных навыков.

________________________________________


Название темы

ЗУН

2012-2013

уч. год


2013-2014

уч. год

2014-2015

уч. год

2015-2016

уч. год

Нач

года

Конец

года

Нач

года

Конец

года

Нач

года

Конец

года

Нач

года

Конец

года

1.

Фрукты










2.

Овощи










4.

Деревья, кусты, различие









5.

Сад










6.

Комнатные растения










7.

Цветы










8.

Дикие животные










9.

Домашние животные










10.

Домашние птицы










11.

Птицы










12.

Сезонные изменения в природе









13.

Признаки времен года,

Различие









14.

Труд людей в разное время года









15.

Одежда и обувь по сезону.









16.

Составление предложения по картинке









17.

Дополнение предложения по картинке.









18.

Ответы на вопросы учителя.














Ресурсное обеспечение программы.


Список литературы для учащихся:

Основной учебник: Е.Д. Худенко Г.А. Федорова «Развитие речи» 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Допущено Министерством образования РФ

Москва «АРКТИ» 2003

С.В. Кудрина «Окружающий мир» Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки РФ Москва: гуманитарный изд-й центр «ВЛАДОС» 2010

Дидактический материал для учащихся: «Ознакомление с окружающим миром» тетрадь для учащихся 2 класса. О.Н. Сороцкая, Н.А. Плешакова М: Просвещение, 1993

Список литературы для учителя:

  1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» Москва, Просвещение: 1983

  2. Н.Н.Авдеева, Н.Л. Князева «Безопасность» С-Пб, «Детство-пресс» 2002

  3. И.А Михаленкова «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха» С-Пб, «Детство- Пресс»: 2003

  4. Т.Ю.Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду» Москва, «Скрипторий 2003» 2010

  5. Л.А Обухова, Н.А Лемяскина «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» Москва «Вако» 2008

  6. Е.Д.Худенко, Д.И. Барышникова «Планирование уроков развития речи в 1 классе специальных (коррекционных школ VIII вида»

  7. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» Москва «Мозаика-Синтез» 2004





Материально-техническое обеспечение.



  1. Книжки-раскраски, кубики, трафареты по темам: Ягоды, фрукты, овощи, растения, животные, грибы, цветы, птицы.

  2. Муляжи овощей и фруктов

  3. Таблицы: Овощи, фрукты, растения, животные, птицы, рыбы, времена года, человек

  4. Аудиовидеозаписи

  5. Магнитная доска

  6. Правила дорожного движения, дорожная азбука, профессии – таблицы













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Добронравова Елена Владимировна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 172135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по развитию речи 9 класс "Особый ребёнок""
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia_programma_po_razvitiiu_rechi_9_klass_osobyi_rebionok"
    ["file_id"] => string(6) "521441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1569868479"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по предмету "Человек" 9 класс "Особый ребёнок""
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_programma_po_predmetu_chelovek_9_klass_osobyi_rebionok"
    ["file_id"] => string(6) "521442"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1569869004"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по хозяйственно-бытовому труду "Особый ребёнок" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia_programma_po_khoziaistvenno_bytovomu_trudu_osobyi_rebionok_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "478616"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1537772006"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рабочая программа по математике 9 класс "Особый ребёнок""
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia_proghramma_po_matiematikie_9_klass_osobyi_riebionok"
    ["file_id"] => string(6) "425231"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1502444178"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по письму 9 класс "Особый ребёнок""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia_proghramma_po_pis_mu_9_klass_osobyi_riebionok"
    ["file_id"] => string(6) "425190"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1502371581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства