Просмотр содержимого документа
«Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье»
ВОСПИТАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ
Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
Тема занятия: Выбор спутника жизни.
Цель занятия: воспитание ценностного отношения к семье.
Задачи:
- творчество выбора – музыка семейной жизни, брак по любви или расчету, особенности добрачного периода.
- изучение факторов, влияющих на создание семьи: родительский дом, социальная разница, характер и темперамент, психологическая совместимость, профессиональная принадлежность супругов.
На экране выведен эпиграф к уроку:
В дом свой супругу вводи,
Как в возраст придешь подходящий,
До тридцати не спеши,
Но и за тридцать долго не медли.
Лет тридцати ожениться –
Вот самое лучшее время.
Года четыре пусть зреет невеста,
Женитесь на пятом.
Девушку в жены бери –
Ей легче внушить благонравье.
Взять постарайся из тех,
Кто с тобою живет по соседству.
Все обгляди хорошо –
Чтобы не на смех соседям жениться.
Лучше хорошей жены ничего
Не бывает на свете,
Но ничего не бывает
Ужасней жены нехорошей.
Гесиод
I. В эпиграфе обозначены главные мысли, которые будут рассматриваться на занятии.
Их можно оформить тезисами.
- Возрастные критерии вступления в брак (оптимальный возраст вступления в брак для юноши и девушки, готовность к созданию семьи, желание иметь детей и быть готовым к их воспитанию);
- важность добрачного периода (узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения о вступлении в брак, готовность к сотрудничеству и компромиссам, терпимость, сдержанность, уважение друг к другу и другие качества, необходимые для последующей совместной жизни);
- социальная разница (материальная или социальная разница – осложняющие факторы вновь создаваемой семьи, важность близких духовных качеств будущих супругов);
- нравственно-этические аспекты взаимоотношений (любовь как основа брака; эмоциональная, духовная, моральная, физическая совместимость людей, вступающих в брак, - главная опора семейной жизни).
Эмоционально-личностному восприятию этого занятия способствует использование таких произведений литературы, как
«Капитанская дочка» А.С.Пушкина,
«Женитьба» Н.В. Гоголя,
«Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина;
живописи – «Неравный брак» В.В. Пукирева,
фрагментов кинофильмов «Москва слезам не верит», «Девчата» «Ирония судьбы».
II. СТИХИ О ЛЮБВИ (читают обучающиеся, комментируют).
Ф.И. Тютчев
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
М.Ю. Лермонтов
А.О. Смирновой
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу,
Но молча вы глядите строго, И я в смущении молчу.
Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано…
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…
Роберт Рождественский
ПЕРЕД РАССТАВАНИЕМ
Я к тебе приеду поездом,
так,
чтобы не знала ты.
На снегу весеннем
пористом
проторчу до темноты.
В дверь звонить не стану бешено,
а когда вокруг темно –
я тихонечно и бережно
стукну
в низкое окно.
Ты в окошко глянешь боязно,
я сильнее постучу…
Нет!
Я не поеду поездом!
Самолетом прилечу.
Да!
Конечно!
И немедленно,
ошалев от маеты,
позвоню из Шереметьева
И в ответ услышу:
«Ты?!
Где?
Откуда?
Как приехал?!
Не пойму…»
И тогда
машину лучшую
я до города возьму.
Полетит дорога по лесу,
упадет
к ногам твоим…
Мне остался час
до поезда,
А мы
о встрече говорим.
III. Проведение психологического практикума: «Когда встречу своего человека… или Мишень душевного попадания»
Встречу своего Человека – это значит, встречу человека, который будет мне:
Магнит – влекущий душевно (интересный), или физически (желанный);
Родной – гармоничный, свой, который легко меня понимает, с ним легко уживаться;
Ровня – человек моего круга и моего личного и социального уровня;
Нужный – человек, который помогает сделать то, что вам важно;
Семьянин - тот, кто хочет и может создать семью. Это мужчина, уже многого достигший в жизни и стремящийся к стабильности, женщина, настроенная на семейные отношения и детей.
Такой разбор по «кирпичикам» позволит обучающимся легче понять, кого же, какого своего Человека каждый ищет.
Далее воспитанники рисуют «мишень душевного попадания» и на ней отмечают, насколько черты интересующего человека близки к центру, к «десяточке». Старшеклассники понимают, что найти такого человека, чтобы в центре мишени «легло» все и сразу, трудно. Реалистичнее определиться, что привлекает в первую очередь, а что может быть и на «периферии». Старшеклассники чаще думают так:
родной
ровня
магнит
Вопросы к воспитанникам:
- Что значит для вас «Когда найду своего Человека?»
- Ваши Мишень попадания (привести примеры).
- О чем вы думаете, когда говорите «Любимый»?
- Для вас Любимый – это Родной? Это – Магнит? Или что-то еще?
Затем учащиеся записывают свои ответы или рисуют их на чистой мишени.
Обсуждение полученных результатов. Подведение итогов: «Итак, все, что вы написали,- хорошо и правильно, но необходимо помнить, что ваши взгляды на «своего человека» будут меняться по мере вашего взросления».
IV. Закрепление - самоконтроль.
Ответить на вопросы:
Назовите свои критерии выбора спутника жизни.
Что значит быть готовым к семейной жизни?
Прокомментируйте высказывание «Супруга надо выбирать не только сердцем, но и умом».
Имеет ли значение штамп в паспорте?
Нарисуйте свою «ромашку счастья» и на лепестках напишите главные человеческие ценности, которые должен иметь ваш избранник.
Заключительное слово педагога.
Что подразумевает понятие «Ценностное отношение к семье»? Под ним мы понимаем интегральное образование личности, которое характеризуется следующими признаками:
понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание важности нравственных ценностей – любви, дружбы, верности, уважения – как основы семьи; потребность в рождении и воспитании детей как главной обязанности супругов; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; понимание необходимости сохранения иерархичности семьи в качестве фактора, гарантирующего её стабильность; стремление к здоровому образу жизни; эмоциональная отзывчивость на чувства, переживания и заботы членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, реализации потребности в общении; умение владеть собой, быть способным любить, жить по нравственным законам, анализировать и принимать важные жизненные решения, реально оценивать внутрисемейные отношения, принимать активное участие в жизни семьи.