Факультативный курс "Формирование ценностного отношения старшеклассников к семейной жизни".
Факультативный курс "Формирование ценностного отношения старшеклассников к семейной жизни".
Данный факультативный курс разработан для учащихся 10-11 классов. Тема курса занятий достаточно актуальна на сегодняшний день. Цель курса: формирование эмоциональной, умственной и психологической готовности учащихся 17-18 лет к созданию брачно-семейных отношений, направленную на осознанное принятие учащимися ценностей семьи, повышение культуры семейных отношений и нравственной воспитанности, формирование жизненно необходимых знаний и умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Формирование ценностного отношения старшеклассников к семейной жизни".»
Формирование ценностного отношения старшеклассников
к семейной жизни
программа факультативного курса
Автор:
Дегенгарт Анна Валерьевна
Нижний Тагил
2011
Оглавлени
Пояснительная записка……………………………………………………………………3
Цель и задачи курса………………………………………………………………………..4
Основные направления курса………………………………………………………… 5
Учебно-тематический план курса………………………………………………………...7
Задания для самостоятельной работы……………………………………………………9
Ожидаемые результаты …………………………………………………………………..9
Пояснительная записка
Современный этап развития российского и мирового общества характеризуется серьезными культурно-цивилизационными изменениями, происходящими на рубеже тысячелетий. Основными среди них являются: усиление процессов глобализации, интернационализации, межкультурного диалога, продолжающейся научно-технической революцией в сфере информатики и коммуникационных средств общения.
Воспитание детей и молодежи реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения. Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечается разрушение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации подростков и старшеклассников.
Начальник Управления Федеральной службы государственной статистики (Росстат) И. Забарская в беседе с корреспондентом газеты «Труд» приводит данные о том, что Россия в период между двумя переписями (1990-2004) перешла на малодетную модель семьи. Разрушается институт брака (реже женятся, чаще разводятся). Увеличивается количество «гражданских» браков. Каждый третий ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Увеличилось число людей, которые не стремятся вступать в брачно-семейные отношения.
Наблюдаются отрицательные тенденции в молодежной среде, связанные с культом эротики, фиксацией внимания на закрытой ранее теме межполовых отношений, что требуют целенаправленной деятельности школы по повышению уровня нравственно-психологической подготовки молодежи в вопросах семейной жизни, преодолению ошибочных взглядов на взаимоотношения полов, брачную жизнь.
Именно готовность выпускников к решению проблем, имеющих личное и социальное значение, и будет являться ключевым показателем качества образования, что находит непосредственное отражение в современных нормативных документах, проектах и концепциях развития школы на период до 2020 г.:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Стратегия молодежной политики РФ от 18 декабря 2006 года N 1760-р.
Программные речи, послания, интервью Президента РФ Д.А. Медведева.
В них признана актуальность явлений и процессов, происходящих в современной семье, ее огромная роль не только в развитии всего нашего государства, но и в личной судьбе каждого человека, вступающего на самостоятельный путь.
Несмотря на актуальность и социальную значимость данных направлений, существуют противоречия между:
потребностью общества в социально компетентных молодых людях, готовых к семейной жизни и недостаточным уровнем их социально-психологической подготовки в системе школьного образования;
необходимостью создания системы психолого-педагогической подготовки старших учащихся к будущей взрослой жизни и недостаточной разработанностью соответствующих школьных курсов.
Сложившаяся ситуация требует поиска новых подходов в подготовке молодёжи к семейной жизни, а также создания специальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для формирования у старшеклассников осознанной личностной мотивации к браку. Важно, чтобы молодые люди смогли не только противостоять «разломам» социальной действительности, но и сформировать для себя важные ценностные ориентиры в системе «человек-семья-общество».
Данный курс предназначен для реализации в ОУ для учащихся 10 – 11 классов.
Цель курса: формирование эмоциональной, умственной и психологической готовности учащихся 17-18 лет к созданию брачно-семейных отношений, направленную на осознанное принятие учащимися ценностей семьи, повышение культуры семейных отношений и нравственной воспитанности, формирование жизненно необходимых знаний и умений.
Задачи курса:
Формирование знаний учащихся о семье как социальном институте.
Формирование нравственно-психологической готовности старшеклассников к семейной жизни по формированию семейных ценностей, принятию семейных ролей.
Повышение знаний учащихся об ответственности и обязанностях сторон при вступлении в брак.
Расширение представлений учащихся о традиционном и современном укладе жизнедеятельности семьи, планировании семейного бюджета.
Сформировать систему знаний учащихся о периодах и кризисах семейных отношений, конфликтах, возникающих в семейной жизни, способах выхода из конфликтных ситуаций.
Формирование отрицательного отношения у учащихся к ведению беспорядочного образа жизни.
По срокам исполнения программа рассчитана на 5 месяцев и включает в себя 20 занятий, из них лекционных – 7, практических – 13. Занятия в элективном курсе разработаны с применением активных методов обучения, т.к. они в большей степени способствуют успешному усвоению учащимися требуемого материала.
Основные направления курса:
Диагностическое направление.
Цель: сбор объективной информации об уровне готовности старшеклассников к браку и семейной жизни.
Коррекционное направление.
Цель: изменение представлений у учащихся старших классов о семье, браке и противоположном поле.
Профилактическое направление.
Цель: формирование знаний об ошибочных действиях, совершаемых в
отношениях с противоположным полом, и их последствиях.
Просветительское направление.
Цель: формирование знаний у старшеклассников о семейной жизни и
отношениях с противоположным полом.
Программа элективного курса основывается на следующих принципах:
Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.
Принцип компетентности: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетентности.
Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения в тайне, полученную информацию.
Принцип диалогизации обучения, обеспечивающий реализацию информационного, мотивационного, ценностного обмена информацией, согласование точек зрения, распределение ответственности в совместной деятельности педагога и обучающихся.
Принцип проблематизации обучения, позволяющий в организации процесса обучения определять противоречия, проблемы, осуществлять поиск альтернативные способов разрешения, привлекать учащихся к обсуждению проблем.
Принцип творческой активности обучения, согласно которого материал практических занятий направлен на его углубление и формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся.
Основные этапы реализации программы элективного курса:
Подготовительный или организационный.
Ориентировочный (диагностический).
Основной.
Заключительный (аналитический).
Во время проведения элективного курса работает психологическая почта, которая позволяет индивидуально и анонимно отвечать на интересующие школьников вопросы.
Учебно-тематический план курса
Основное содержание
Количество
часов
Ответственный
теор.
прак.
Введение в курс, знакомство с учащимися
социальный
педагог
I. Межличностные отношения
2
Любовь – высшее человеческое чувство
1
социальный
педагог
Любовь и влюбленность
1
социальный
педагог
II. Брак и семья
2
8
Семья, ее цель и функции
1
социальный
педагог
Традиционная и современная семья, проблемы современной семьи
1
Социальный
педагог
Трансформация института семьи
1
«Ранние браки: за или против» – дебаты
1
Планирование бюджета семьи
1
социальный
педагог
Ролевая структура семьи и распределение хозяйственно-бытовых функций
1
социальный
педагог
Супружеская совместимость
2
социальный
педагог
Супружеская совместимость
Кризисы семейных отношений. Способы разрешения семейных конфликтов
1
социальный
педагог
Гражданский брак: за или против?
1
III. Права и обязанности супругов
1
1
Права и обязанности супругов
1
социальный
педагог
Брачный договор: за или против?
1
социальный
педагог
IV. Гигиена пола
4
–
Влияние употребления спиртных и наркотических веществ на репродуктивную функцию человека
1
специалист из физкультурно-оздоровительного диспансера
Венерические заболевания и их последствия
1
школьный врач
Последствия ранних половых связей, предупреждение абортов (занятие для девушек)
1
социальный
педагог
Телегония «Закон Ритта» - закон о передачи наследственных признаков
1
социальный
педагог
V. Подведение итогов
2
19 Коллаж «Моя будущая семья»
1
социальный
педагог
20. Итоговое занятие, проверочная работа по элективному курсу «формирование готовности старшеклассников к семейной жизни»
1
социальный педагог
Диагностика учащихся на определение уровня готовности к семейной жизни
Итого:
7
13
Содержание курса
I. Межличностные отношения
Занятие №1. Любовь – высшее человеческое чувство.
Цель: раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшего человеческого чувства и важнейшей основы вступления в брак; подвести учащихся к размышлению о прекрасном чувстве, показать возможность любви как источника духовного обогащения человека.
Знакомство с группой. Понятия «любовь» и «дружба».Правила дружбы. Отношение учащихся к стихотворениям о любви. Упражнение «Разговор пальчиками». Разыгрывание жизненных ситуаций.
Занятие №2. Любовь и влюбленность.
Цель: ознакомить учащихся с отличительными особенностями любви и влюбленности, научить различать два похожих друг на друга чувства.
Признаки «любви» и «влюбленности». Упражнение «Мои достоинства и недостатки». Упражнение «Пожелай мне удачи».
II. Брак и семья Занятие №3. Семья, ее цель и функции.
Цель:обосновать генезис развития института семьи в России, ознакомить учащихся с функциями семьи.
История создания семьи.Основные исторические формы и типы семьи
мозговой штурм “Зачем современному человеку нужна семья?”. Функции семьи. Упражнение на сопоставление функций семейной жизни. Релаксация
Занятие №4. Традиционная и современная семья, проблемы современной семьи.
Цель:просвещение учащихся по вопросам традиционного и современного уклада жизнедеятельности семьи, актуализация у учащихся потребности высказывания собственного мнения.
Приветствие Работа в группах над вопросами изменений структуры семьи, снижения уровня рождаемости, увеличения количества разводов, сожительства и внебрачной рождаемости, изменения структуры внутрисемейных отношений. Выступление, обсуждение результатов.
.Занятие №5. Трансформация института семьи.
Цель:просвещение учащихся по вопросам современного состояния института семьи и брака, активизация мышления учащихся и генерация идей по проблеме современной и традиционной семьи.
Приветствие «Мое настроение», «Что хорошего у меня произошло».Повторение основных характеристик современной и традиционной семьи.Методика «Шесть шляп мышления»: переход от традиционной к современной модели семьи: «+» и «-».
Занятие №6. «Ранние браки: за или против» – дебаты.
Цель: развитие навыков критического мышления и эффективного общения, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, формирование собственной позиции на проблему раннего вступления в брачно-семейные отношения.
Постановка проблемы. Распределение участников по группам. Обсуждение проблемы в группах. Представление результатов перед всем классом. Продолжение обсуждения и подведение итогов
Занятие №7. Планирование бюджета семьи.
Цель: формирование знаний и умений планирования семейного бюджета, применение полученных знаний на примере жизненных ситуаций.
Повторение изученного на предыдущем занятии. Викторина – разминка «Кто есть кто?». Деловая игра «Семейный бюджет».
Занятие №8. Ролевая структура семьи и распределение хозяйственно-бытовых функций.
Цель: просвещениеучащихся по вопросам ролевой структуры семейных отношений, и распределения обязанностей в семейной жизни.
Понятие семейных ролей, их виды и характеристика. Понятие ролевого конфликта в семье. Разыгрывание ролевых ситуаций.
Занятие №9,10. Супружеская совместимость.
Цель: формирование знаний о супружеской совместимости, определение типа темперамента.
Причины разводов. Теоретический аспект анализа супружеской совместимости. Определение типа темперамента по методике Айзенка.Игра «совместимость».
Занятие №11. Кризисы семейных отношений. Способы разрешения семейных конфликтов.
Цель:дать знания учащимся о периодах и кризисах семейных отношений, конфликтах, возникающих в семейной жизни, способах выхода из конфликтных ситуаций.
Стадии развития супружеских отношений. Кризисные периоды брака.
Конфликты и семейная жизнь. Разработка учащимися алгоритма разрешения конфликта и правил предотвращения конфликтных ситуаций. Решение проблемных ситуаций, возникающих в семейной жизни.
Занятие №12. Гражданский брак: за или против?
Цель: формирование навыков критического мышления, защиты и аргументации своего мнения, выработка собственной точки зрения по рассматриваемому вопросу.
Формирование групп. Обсуждение «+» и «-» гражданского брака.
III. Права и обязанности супругов Занятие №13. Права и обязанности супругов.
Цель: просвещение старшеклассников по вопросам ответственности и обязанностей супругов в процессе регулирования брачно-семейных отношений.
Понятие «брак». Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Личные права и обязанности супругов. Имущество супругов. Работа в парах. Решение проблемных ситуаций.
Занятие №14. Брачный договор: за или против?
Цель:дать знания учащимся о брачном договоре, показать его положительные и отрицательные стороны, дать практические навыки составления брачного договора.
Понятие брачного договора. Работа с СКРФ. Работа в группах «+» и «–» брачного договора. Работа в парах, составление брачного договора.
IV. Гигиена пола Занятие №15. Влияние употребления спиртных и наркотических веществ на репродуктивную функцию человека.
Цель:просвещение учащихся о последствиях употребления спиртных и наркотических веществ, об оказываемом влиянии их на организм и на будущего ребенка, создание условий для формирования потребности у учащихся в ведении здорового образа жизни.
Проводит врач.
Занятие №16. Венерические заболевания и их последствия.
Цель:просвещение учащихся о распространенных венерических заболеваниях, таких как СПИД, гепатиты, сифилис, гонорея и пр., и их влиянии на организм.
Проводит врач.
Занятие №17. Последствия ранних половых связей, предупреждение абортов (занятие для девушек).
Цель: просвещение девушек о последствиях возникающих после проведения аборта, формирование собственной точки зрения на проблему абортов в РФ.
Понятие аборта. Виды абортов. Историческая справка абортов. Просмотр видеоролика о последствиях абортов. Анализ и обсуждение статьи «ДНЕВНИК НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА»
Занятие №18. Телегония «Закон Ритта» - закон о передачи наследственных признаков.
Цель:просвещение учащихся по вопросам генетики, передачи и сохранении наследственной информации в организме женщины, профилактике беспорядочного образа жизни у девушек.
Понятие «Закона Ритта», историческая справка о гипотезах данного явления. Просмотр фильма «Телегония – «Закон Ритта»».Обсуждение фильма.
V. Подведение итогов Занятие №19. Коллаж «Моя будущая семья».
Цель: систематизировать представления учащихся о своей будущей семейной жизни.
Оформление коллажа «Моя родительская семья» и «Моя будущая семья». Представление его другим учащимся.
Занятие №20. Итоговое занятие, проверочная работа по элективному курсу «формирование готовности старшеклассников к семейной жизни».
Цель:оценить уровень усвоения учащимися изученного материала элективного курса, определяющий уровень готовности старшеклассников к семейно-брачным отношениям.
Теоретическая часть проверочной работы. Решение проблемной ситуации. Сдача отчета по курсу (генеалогическое древо, бюджет семьи на месяц)
Самостоятельные задания:
Разработать самопрезентацию (немного о себе, своем жизненном «кредо», о своих умениях).
Написать сочинение «Мой идеал юноши/девушки» (перечислить качества, черты характера, умения, которыми должен обладать будущий супруг/супруга).
Привести примеры функций, которые выполняются в семье у учащихся (с жизненными примерами).
Сделать генеалогическое древо своей родословной.
Диагностика «Несуществующее животное», направленная на выявление личностных особенностей, помогающая учащимся в большей степени узнать себя (интерпретировать диагностику помогает педагог).
Опросник «Шкала любви и симпатии» (3. Рубин, модификация Л. Я. Гозмана и Ю. Е. Алешиной). Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волкова.
Тест для девушек: «Хорошей ли Вы будете женой?».
Ожидаемые результаты реализации курса
Личность, обладающая системой знаний о брачно-семейных отношениях.
Учащийся, способный анализировать жизненные ситуации и находить из них оптимальный выход.
Умение учащихся высказывать, обсуждать и доказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение.
Учащийся, обладающий знаниями о правах и обязанностях супругов.
Список литературы для педагога:
Белкин А.С., Катаев А.В., Попков К.В. Нравственность. Здоровье. Семья. Екатеринбург: Урал 2001, 320 стр.
Бестужев С. Семья в нашей стране: историческая правда //Воспитание школьников. – 2008. – №10. – С 6-9.
Валиуллина Д.Д. Дом, который построим мы. Классный час. [электронный ресурс]. – URL: http://www.vlivkor.com/2010/09/30/dom-kotoryy-postroim-my.html.
Гребенников И.В. Этика и психология семейной жизни.– М.: Просвещение, 1984. - 256 с.(185-189).
Грудицына Л.Ю. Семейное право: в таблицах и схемах с комментариями. – М.: Эксмо, 2006 . – 260 с. ( С.38-41)
Егорова Н. Ю. Современная семья. Социально-гуманитарные знания 2008 № 4. – С. 44
Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006 г – С. 10-16.
Кларина М.В. «Инновации в мировой педагогике». Дискуссия в учебном процессе. ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий. [электронный ресурс] – URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node20.html.
Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. Кузнецова И.М.. М.: Юристъ, 2000 г. – 567 с.
Кузнецова Н.В. Подготовка к семейной жизни. – Н. Салда: 1999. – 85 с.
Методы мышления Эдварда Де Боно в России [электронный ресурс]. – URL: http://www.debono.ru/index.htm.
Мифтахова Л.А. Урок обществознания в 9-м классе по теме «Семейное право» [электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/549236/.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1990 . – 919 с.
Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании Россиян (по данным социологических опросов) //Воспитание школьников. – 2008. – №10. –С 9-14.
Первый социальный словарь. Что такое кризис? [электронный ресурс] – URL: http://webotvet.ru/articles/opredelenie-krizis.html
Семейный кодекс Российской Федерации. Екатеринбург: Ажур, 2009 г. – 74 с.
Социальная педагогика. Правовые основы брака и семьи. [электронный ресурс] – URL: http://my-edu.ru/cat/socialnaja-pedagogika/pravovye-osnovy-braka-i-semi.
Татарникова Л.Г. Нетрадиционные методики обучения в практике преподавания школьного интегрированного курса «Этика и психология семейных отношений». – Ленинград: Ленинградский городской институт усовершенствования учителей, 1991 г.
Тихонова Н. Мама, не убивай меня // Воспитание школьников №9, 2008 г. С. 49-54.
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / авт. сост. Ю.А Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009 г., –206 с. (С. 62 )
Фисиенко Л. А. Семейное право Российской Федерации: учебное пособие для учащихся юридических факультетов колледжей и средних специальных учебных заведений. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.– 320 с. (С. 88-97).
Эдвард Де Боно. Психология. Курс «Шесть шляп мышления» [электронный ресурс]. – URL: http://galactic.org.ua/Prostranstv1/pcix4.htm
Ягофарова Е. А. Информационные технологии на уроках технологии по теме «Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов». [электронный ресурс] – URL: http://festival.1september.ru/articles/531079/.
Список литературы для учащихся
Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987.
Грудицына Л.Ю. Семейное право: в таблицах и схемах с комментариями. – М.: Эксмо, 2006 . – 260 с. (С.38-41)
Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М., 1991.
Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. Кузнецова И.М.. М.: Юристъ, 2000 г. – 567 с.
Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В. В. Сталина.-М., 1987.
Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. —Л., 1990.
Семейный кодекс Российской Федерации. Екатеринбург: Ажур, 2009 г. – 74 с.
Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. — М., 1986.
Тихонова Н. Мама, не убивай меня // Воспитание школьников №9, 2008 г. С. 49-54.
Чемекова. Е. Я не жертвую собой - я люблю! // Воспитание школьников. - 2007. - N 8. - С. 50-54.
Шугаев И. «Избранник один на всю жизнь» //Воспитание школьников. – 2006. – № 4.– С. 58-61.
Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М., 1996.
Юнд И.Ф., Юнд Л.И. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. — Киев, 1990.