kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативный курс "Формирование ценностного отношения старшеклассников к семейной жизни".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный факультативный курс разработан для учащихся 10-11 классов. Тема курса занятий достаточно актуальна на сегодняшний день. Цель курса: формирование эмоциональной, умственной и психологической готовности учащихся 17-18 лет к созданию брачно-семейных отношений, направленную на осознанное принятие учащимися ценностей семьи, повышение культуры семейных отношений и нравственной воспитанности, формирование жизненно необходимых знаний и умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Формирование ценностного отношения старшеклассников к семейной жизни".»










Формирование ценностного отношения старшеклассников

к семейной жизни

программа факультативного курса



Автор:

Дегенгарт Анна Валерьевна









Нижний Тагил

2011

Оглавлени



Пояснительная записка……………………………………………………………………3

Цель и задачи курса………………………………………………………………………..4

Основные направления курса………………………………………………………… 5

Учебно-тематический план курса………………………………………………………...7

Задания для самостоятельной работы……………………………………………………9

Ожидаемые результаты …………………………………………………………………..9



Пояснительная записка

Современный этап развития российского и мирового общества характеризуется серьезными культурно-цивилизационными изменениями, происходящими на рубеже тысячелетий. Основными среди них являются: усиление процессов глобализации, интернационализации, межкультурного диалога, продолжающейся научно-технической революцией в сфере информатики и коммуникационных средств общения.

Воспитание детей и молодежи реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения. Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечается разрушение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации подростков и старшеклассников.

Начальник Управления Федеральной службы государственной статистики (Росстат) И. Забарская в беседе с корреспондентом газеты «Труд» приводит данные о том, что Россия в период между двумя переписями (1990-2004) перешла на малодетную модель семьи. Разрушается институт брака (реже женятся, чаще разводятся). Увеличивается количество «гражданских» браков. Каждый третий ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Увеличилось число людей, которые не стремятся вступать в брачно-семейные отношения.

Наблюдаются отрицательные тенденции в молодежной среде, связанные с культом эротики, фиксацией внимания на закрытой ранее теме межполовых отношений, что требуют целенаправленной деятельности школы по повышению уровня нравственно-психологической подготовки молодежи в вопросах семейной жизни, преодолению ошибочных взглядов на взаимоотношения полов, брачную жизнь.

Именно готовность выпускников к решению проблем, имеющих личное и социальное значение, и будет являться ключевым показателем качества образования, что находит непосредственное отражение в современных нормативных документах, проектах и концепциях развития школы на период до 2020 г.:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  2. Стратегия молодежной политики РФ от 18 декабря 2006 года N 1760-р.

  3. Программные речи, послания, интервью Президента РФ Д.А. Медведева.

В них признана актуальность явлений и процессов, происходящих в современной семье, ее огромная роль не только в развитии всего нашего государства, но и в личной судьбе каждого человека, вступающего на самостоятельный путь.

Несмотря на актуальность и социальную значимость данных направлений, существуют противоречия между:

  • потребностью общества в социально компетентных молодых людях, готовых к семейной жизни и недостаточным уровнем их социально-психологической подготовки в системе школьного образования;

  • необходимостью создания системы психолого-педагогической подготовки старших учащихся к будущей взрослой жизни и недостаточной разработанностью соответствующих школьных курсов.

Сложившаяся ситуация требует поиска новых подходов в подготовке молодёжи к семейной жизни, а также создания специальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для формирования у старшеклассников осознанной личностной мотивации к браку. Важно, чтобы молодые люди смогли не только противостоять «разломам» социальной действительности, но и сформировать для себя важные ценностные ориентиры в системе «человек-семья-общество».

Данный курс предназначен для реализации в ОУ для учащихся 10 – 11 классов.

Цель курса: формирование эмоциональной, умственной и психологической готовности учащихся 17-18 лет к созданию брачно-семейных отношений, направленную на осознанное принятие учащимися ценностей семьи, повышение культуры семейных отношений и нравственной воспитанности, формирование жизненно необходимых знаний и умений.

Задачи курса:

  1. Формирование знаний учащихся о семье как социальном институте.

  2. Формирование нравственно-психологической готовности старшеклассников к семейной жизни по формированию семейных ценностей, принятию семейных ролей.

  3. Повышение знаний учащихся об ответственности и обязанностях сторон при вступлении в брак.

  4. Расширение представлений учащихся о традиционном и современном укладе жизнедеятельности семьи, планировании семейного бюджета.

  5. Сформировать систему знаний учащихся о периодах и кризисах семейных отношений, конфликтах, возникающих в семейной жизни, способах выхода из конфликтных ситуаций.

  6. Формирование отрицательного отношения у учащихся к ведению беспорядочного образа жизни.

По срокам исполнения программа рассчитана на 5 месяцев и включает в себя 20 занятий, из них лекционных – 7, практических – 13. Занятия в элективном курсе разработаны с применением активных методов обучения, т.к. они в большей степени способствуют успешному усвоению учащимися требуемого материала.

Основные направления курса:

  1. Диагностическое направление.

Цель: сбор объективной информации об уровне готовности старшеклассников к браку и семейной жизни.

  1. Коррекционное направление.

Цель: изменение представлений у учащихся старших классов о семье, браке и противоположном поле.

  1. Профилактическое направление.

Цель: формирование знаний об ошибочных действиях, совершаемых в

отношениях с противоположным полом, и их последствиях.

  1. Просветительское направление.

Цель: формирование знаний у старшеклассников о семейной жизни и

отношениях с противоположным полом.

Программа элективного курса основывается на следующих принципах:

  1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.

  2. Принцип компетентности: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетентности.

  3. Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения в тайне, полученную информацию.

  4. Принцип диалогизации обучения, обеспечивающий реализацию информационного, мотивационного, ценностного обмена информацией, согласование точек зрения, распределение ответственности в совместной деятельности педагога и обучающихся.

  5. Принцип проблематизации обучения, позволяющий в организации процесса обучения определять противоречия, проблемы, осуществлять поиск альтернативные способов разрешения, привлекать учащихся к обсуждению проблем.

  6. Принцип творческой активности обучения, согласно которого материал практических занятий направлен на его углубление и формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся.

Основные этапы реализации программы элективного курса:

  1. Подготовительный или организационный.

  2. Ориентировочный (диагностический).

  3. Основной.

  4. Заключительный (аналитический).

Во время проведения элективного курса работает психологическая почта, которая позволяет индивидуально и анонимно отвечать на интересующие школьников вопросы.


Учебно-тематический план курса


Основное содержание

Количество

часов

Ответственный

теор.

прак.

Введение в курс, знакомство с учащимися



социальный

педагог

I. Межличностные отношения


2


  1. Любовь – высшее человеческое чувство


1

социальный

педагог

  1. Любовь и влюбленность



1

социальный

педагог

II. Брак и семья

2

8


  1. Семья, ее цель и функции


1

социальный

педагог

  1. Традиционная и современная семья, проблемы современной семьи


1

Социальный

педагог

  1. Трансформация института семьи


1


  1. «Ранние браки: за или против» – дебаты


1


  1. Планирование бюджета семьи


1

социальный

педагог

  1. Ролевая структура семьи и распределение хозяйственно-бытовых функций

1


социальный

педагог

  1. Супружеская совместимость



2

социальный

педагог

  1. Супружеская совместимость


  1. Кризисы семейных отношений. Способы разрешения семейных конфликтов

1


социальный

педагог

  1. Гражданский брак: за или против?



1


III. Права и обязанности супругов

1

1


  1. Права и обязанности супругов

1


социальный

педагог

  1. Брачный договор: за или против?


1

социальный

педагог

IV. Гигиена пола

4


  1. Влияние употребления спиртных и наркотических веществ на репродуктивную функцию человека

1


специалист из физкультурно-оздоровительного диспансера

  1. Венерические заболевания и их последствия


1


школьный врач

  1. Последствия ранних половых связей, предупреждение абортов (занятие для девушек)

1


социальный

педагог

  1. Телегония «Закон Ритта» - закон о передачи наследственных признаков

1


социальный

педагог

V. Подведение итогов


2


19 Коллаж «Моя будущая семья»


1

социальный

педагог

20. Итоговое занятие, проверочная работа по элективному курсу «формирование готовности старшеклассников к семейной жизни»


1

социальный педагог

Диагностика учащихся на определение уровня готовности к семейной жизни




Итого:

7

13




Содержание курса

I. Межличностные отношения


Занятие №1. Любовь – высшее человеческое чувство.

Цель: раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшего человеческого чувства и важнейшей основы вступления в брак; подвести учащихся к размышлению о прекрасном чувстве, показать возможность любви как источника духовного обогащения человека.

Знакомство с группой. Понятия «любовь» и «дружба».Правила дружбы. Отношение учащихся к стихотворениям о любви. Упражнение «Разговор пальчиками». Разыгрывание жизненных ситуаций.

Занятие №2. Любовь и влюбленность.

Цель: ознакомить учащихся с отличительными особенностями любви и влюбленности, научить различать два похожих друг на друга чувства.

Признаки «любви» и «влюбленности». Упражнение «Мои достоинства и недостатки». Упражнение «Пожелай мне удачи».

II. Брак и семья Занятие №3. Семья, ее цель и функции.

Цель: обосновать генезис развития института семьи в России, ознакомить учащихся с функциями семьи.

История создания семьи. Основные исторические формы и типы семьи

мозговой штурм “Зачем современному человеку нужна семья?”. Функции семьи. Упражнение на сопоставление функций семейной жизни. Релаксация



Занятие №4. Традиционная и современная семья, проблемы современной семьи.

Цель: просвещение учащихся по вопросам традиционного и современного уклада жизнедеятельности семьи, актуализация у учащихся потребности высказывания собственного мнения.

Приветствие Работа в группах над вопросами изменений структуры семьи, снижения уровня рождаемости, увеличения количества разводов, сожительства и внебрачной рождаемости, изменения структуры внутрисемейных отношений. Выступление, обсуждение результатов.


.Занятие №5. Трансформация института семьи.

Цель: просвещение учащихся по вопросам современного состояния института семьи и брака, активизация мышления учащихся и генерация идей по проблеме современной и традиционной семьи.

Приветствие «Мое настроение», «Что хорошего у меня произошло». Повторение основных характеристик современной и традиционной семьи. Методика «Шесть шляп мышления»: переход от традиционной к современной модели семьи: «+» и «-».

Занятие №6. «Ранние браки: за или против» – дебаты.

Цель: развитие навыков критического мышления и эффективного общения, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, формирование собственной позиции на проблему раннего вступления в брачно-семейные отношения.

Постановка проблемы. Распределение участников по группам. Обсуждение проблемы в группах. Представление результатов перед всем классом. Продолжение обсуждения и подведение итогов

Занятие №7. Планирование бюджета семьи.

Цель: формирование знаний и умений планирования семейного бюджета, применение полученных знаний на примере жизненных ситуаций.

Повторение изученного на предыдущем занятии. Викторина – разминка «Кто есть кто?». Деловая игра «Семейный бюджет».

Занятие №8. Ролевая структура семьи и распределение хозяйственно-бытовых функций.

Цель: просвещение учащихся по вопросам ролевой структуры семейных отношений, и распределения обязанностей в семейной жизни.

Понятие семейных ролей, их виды и характеристика. Понятие ролевого конфликта в семье. Разыгрывание ролевых ситуаций.

Занятие №9,10. Супружеская совместимость.

Цель: формирование знаний о супружеской совместимости, определение типа темперамента.

Причины разводов. Теоретический аспект анализа супружеской совместимости. Определение типа темперамента по методике Айзенка.Игра «совместимость».

Занятие №11. Кризисы семейных отношений. Способы разрешения семейных конфликтов.

Цель: дать знания учащимся о периодах и кризисах семейных отношений, конфликтах, возникающих в семейной жизни, способах выхода из конфликтных ситуаций.

Стадии развития супружеских отношений. Кризисные периоды брака.

Конфликты и семейная жизнь. Разработка учащимися алгоритма разрешения конфликта и правил предотвращения конфликтных ситуаций. Решение проблемных ситуаций, возникающих в семейной жизни.

Занятие №12. Гражданский брак: за или против?

Цель: формирование навыков критического мышления, защиты и аргументации своего мнения, выработка собственной точки зрения по рассматриваемому вопросу.

Формирование групп. Обсуждение «+» и «-» гражданского брака.

III. Права и обязанности супругов Занятие №13. Права и обязанности супругов.

Цель: просвещение старшеклассников по вопросам ответственности и обязанностей супругов в процессе регулирования брачно-семейных отношений.

Понятие «брак». Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Личные права и обязанности супругов. Имущество супругов. Работа в парах. Решение проблемных ситуаций.

Занятие №14. Брачный договор: за или против?

Цель: дать знания учащимся о брачном договоре, показать его положительные и отрицательные стороны, дать практические навыки составления брачного договора.

Понятие брачного договора. Работа с СКРФ. Работа в группах «+» и «–» брачного договора. Работа в парах, составление брачного договора.

IV. Гигиена пола Занятие №15. Влияние употребления спиртных и наркотических веществ на репродуктивную функцию человека.

Цель: просвещение учащихся о последствиях употребления спиртных и наркотических веществ, об оказываемом влиянии их на организм и на будущего ребенка, создание условий для формирования потребности у учащихся в ведении здорового образа жизни.

Проводит врач.

Занятие №16. Венерические заболевания и их последствия.

Цель: просвещение учащихся о распространенных венерических заболеваниях, таких как СПИД, гепатиты, сифилис, гонорея и пр., и их влиянии на организм.

Проводит врач.

Занятие №17. Последствия ранних половых связей, предупреждение абортов (занятие для девушек).

Цель: просвещение девушек о последствиях возникающих после проведения аборта, формирование собственной точки зрения на проблему абортов в РФ.

Понятие аборта. Виды абортов. Историческая справка абортов. Просмотр видеоролика о последствиях абортов. Анализ и обсуждение статьи «ДНЕВНИК НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА»

Занятие №18. Телегония «Закон Ритта» - закон о передачи наследственных признаков.

Цель: просвещение учащихся по вопросам генетики, передачи и сохранении наследственной информации в организме женщины, профилактике беспорядочного образа жизни у девушек.

Понятие «Закона Ритта», историческая справка о гипотезах данного явления. Просмотр фильма «Телегония – «Закон Ритта»».Обсуждение фильма.

V. Подведение итогов Занятие №19. Коллаж «Моя будущая семья».

Цель: систематизировать представления учащихся о своей будущей семейной жизни.

Оформление коллажа «Моя родительская семья» и «Моя будущая семья». Представление его другим учащимся.

Занятие №20. Итоговое занятие, проверочная работа по элективному курсу «формирование готовности старшеклассников к семейной жизни».

Цель: оценить уровень усвоения учащимися изученного материала элективного курса, определяющий уровень готовности старшеклассников к семейно-брачным отношениям.

Теоретическая часть проверочной работы. Решение проблемной ситуации. Сдача отчета по курсу (генеалогическое древо, бюджет семьи на месяц)



Самостоятельные задания:
  1. Разработать самопрезентацию (немного о себе, своем жизненном «кредо», о своих умениях).
  2. Написать сочинение «Мой идеал юноши/девушки» (перечислить качества, черты характера, умения, которыми должен обладать будущий супруг/супруга).
  3. Привести примеры функций, которые выполняются в семье у учащихся (с жизненными примерами).
  4. Сделать генеалогическое древо своей родословной.
  5. Диагностика «Несуществующее животное», направленная на выявление личностных особенностей, помогающая учащимся в большей степени узнать себя (интерпретировать диагностику помогает педагог).
  6. Опросник «Шкала любви и симпатии» (3. Рубин, модификация Л. Я. Гозмана и Ю. Е. Алешиной). Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волкова.
  7. Тест для девушек: «Хорошей ли Вы будете женой?».
Ожидаемые результаты реализации курса
      1. Личность, обладающая системой знаний о брачно-семейных отношениях.
      2. Сформированные практические умения учащихся, относящиеся к планированию семейного бюджета, составлению брачного договора.
      3. Учащийся, способный анализировать жизненные ситуации и находить из них оптимальный выход.
      4. Умение учащихся высказывать, обсуждать и доказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение.
      5. Учащийся, обладающий знаниями о правах и обязанностях супругов.


Список литературы для педагога:

  1. Белкин А.С., Катаев А.В., Попков К.В. Нравственность. Здоровье. Семья. Екатеринбург: Урал 2001, 320 стр.

  2. Бестужев С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. – 2008. – №10. – С 6-9.

  3. Валиуллина Д.Д. Дом, который построим мы. Классный час. [электронный ресурс]. – URL: http://www.vlivkor.com/2010/09/30/dom-kotoryy-postroim-my.html.

  4. Гребенников И.В. Этика и психология семейной жизни.– М.: Просвещение, 1984. - 256 с.(185-189).

  5. Грудицына Л.Ю. Семейное право: в таблицах и схемах с комментариями. – М.: Эксмо, 2006 . – 260 с. ( С.38-41)

  6. Егорова Н. Ю. Современная семья. Социально-гуманитарные знания 2008 № 4. – С. 44

  7. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006 г – С. 10-16.

  8. Кларина М.В. «Инновации в мировой педагогике». Дискуссия в учебном процессе. ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий. [электронный ресурс] – URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node20.html.

  9. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. Кузнецова И.М.. М.: Юристъ, 2000 г. – 567 с.

  10. Кузнецова Н.В. Подготовка к семейной жизни. – Н. Салда: 1999. – 85 с.

  11. Методы мышления Эдварда Де Боно в России [электронный ресурс]. – URL: http://www.debono.ru/index.htm.

  12. Мифтахова Л.А. Урок обществознания в 9-м классе по теме «Семейное право» [электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/549236/.

  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1990 . – 919 с.

  14. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании Россиян (по данным социологических опросов) // Воспитание школьников. – 2008. – №10. –С 9-14.

  15. Первый социальный словарь. Что такое кризис? [электронный ресурс] – URL: http://webotvet.ru/articles/opredelenie-krizis.html

  16. Семейный кодекс Российской Федерации. Екатеринбург: Ажур, 2009 г. – 74 с.

  17. Социальная педагогика. Правовые основы брака и семьи. [электронный ресурс] – URL: http://my-edu.ru/cat/socialnaja-pedagogika/pravovye-osnovy-braka-i-semi.

  18. Татарникова Л.Г. Нетрадиционные методики обучения в практике преподавания школьного интегрированного курса «Этика и психология семейных отношений». – Ленинград: Ленинградский городской институт усовершенствования учителей, 1991 г.

  19. Тихонова Н. Мама, не убивай меня // Воспитание школьников №9, 2008 г. С. 49-54.

  20. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / авт. сост. Ю.А Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009 г., –206 с. (С. 62 )

  21. Фисиенко Л. А. Семейное право Российской Федерации: учебное пособие для учащихся юридических факультетов колледжей и средних специальных учебных заведений. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.– 320 с. (С. 88-97).

  22. Эдвард Де Боно. Психология. Курс «Шесть шляп мышления» [электронный ресурс]. – URL: http://galactic.org.ua/Prostranstv1/pcix4.htm

  23. Ягофарова Е. А. Информационные технологии на уроках технологии по теме «Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов». [электронный ресурс] – URL: http://festival.1september.ru/articles/531079/.


Список литературы для учащихся

    1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987.

    2. Грудицына Л.Ю. Семейное право: в таблицах и схемах с комментариями. – М.: Эксмо, 2006 . – 260 с. (С.38-41)

    3. Ермолаева С.С. Любовью дорожить умейте // Классный руководитель. – 2007. – №1. – С 41-49.

    4. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М., 1991.

    5. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. Кузнецова И.М.. М.: Юристъ, 2000 г. – 567 с.

    6. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В. В. Сталина.-М., 1987.

    7. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. —Л., 1990.

    8. Семейный кодекс Российской Федерации. Екатеринбург: Ажур, 2009 г. – 74 с.

    9. Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. — М., 1986.

    10. Тихонова Н. Мама, не убивай меня // Воспитание школьников №9, 2008 г. С. 49-54.

    11. Чемекова. Е. Я не жертвую собой - я люблю! // Воспитание школьников. - 2007. - N 8. - С. 50-54.

    12. Шугаев И. «Избранник один на всю жизнь» //Воспитание школьников. – 2006. – № 4.– С. 58-61.

    13. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М., 1996.

    14. Юнд И.Ф., Юнд Л.И. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. — Киев, 1990.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дегенгарт Анна Валерьевна

Дата: 13.04.2016

Номер свидетельства: 318134


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства