Воспитательная система «Человек и семья в славянской культуре»
Цель: Формирование позитивного отношения к традициям, обычаям, культуре своего народа.
Задачи праздника:
- передать ощущение красоты и глубины мира народной поэзии, народного творчества
- познакомить детей с обрядом посиделок, воссоздать реальную обстановку того, как они проводились.
Ключевая идея замысла :
1.Воспитывать учащихся на ценностях русской культуры, обычаях и традициях родного края.
2.Создать интересные прочные школьные традиции.
3. Объединить единым смысловым стержнем многие учебные дисциплины: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, физкультура, ИЗО и художественный труд.
4.Связать учебные предметы с внеклассной, внешкольной работой и семейным воспитанием.
Проектирование праздников.
Реализация программы воспитательной системы класса происходит через создание игровой проектной деятельности.
Проект – совместная творческая деятельность детей и взрослых. Ключевым моментом в воспитании становится событийность, основными чертами которой являются интерес, совместная деятельность. Духовное обогащение и жизнедеятельность учащихся, «объединение людей на основе общих ценностей и смыслов».
Вместе с родителями планируем жизнь класса по тематическим периодам. В каждом тематическом периоде есть одно коллективное творческое дело, которое является ключевым, остальные являются подготовкой к нему. Метод проектов позволяет выйти за рамки классно-урочной системы во внеучебную, внешкольную деятельность. Нередко замысел проекта возникает на уроке и как логическое продолжение, становится частью внеучебной деятельности. В игровой проектной деятельности школьник осознает себя в качестве автора, культурного деятеля, артиста, что позволяет школьникам фантазировать, импровизировать, творить.
Работа над каждым игровым проектом строится по четкому алгоритму, соответствует четырем стадиям:
1.Ценностно-ориентационный
2 Содержательно – деятельностный
3.Презентационный
4. Оценочно-рефлексивный
Подготовка к фольклорному празднику «Русские посиделки»
по теме «Как рубашка в поле выросла»
« Русские посиделки».
Рассмотрим основные этапы игрового проектирования в виде проектировочных шагов.
1 этап Ценностно-ориентационный.
На уроке литературного чтения мы прочитали рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Ребят заинтересовал этот рассказ. Они захотели узнать о труде наших предков.
На занятиях мы продолжили изучать эту тему: познакомились с устройством, отоплением и освещением избы, домашней утварью, трапезой; с заботами и играми крестьянских детей, с трудом наших предков.
Ввыучили народные песни:
Трудовые : «Посев льна», «Прялица»
Хороводную: «В сыром бору тропина»
Игровую: «Дуня – тонкопряха»
На родительском собрании провести фольклорный праздник «Русские посиделки». Мы распределили обязанности среди родителей, разработали экскурсионные маршруты, обсудили декорации и костюмы для праздника.
2 этап. Содержательно-деятельностный (конструктивный) этап
Всю работу мы строим в ходе самостоятельного поиска ребят на уровне советов, рекомендаций, «подбрасывания идей», чтения книг, обсуждение будущего выступления каждого участника.
Сценарий праздника составляем на основе изученного на уроках и самостоятельно собранного детьми материала.
1.Сбор материала к празднику
В начале четверти ученики моего класса получили задание собрать материал
- О ремеслах, которыми владели предки наших учеников.
В поисках материала нам охотно помогали родители. Итогом этой работы является написание реферата, который дети защищают на Научно-практической конференции. В начальной школе наряду с предметными секциями старшеклассников работает секция «Ярмарка научных идей».
2.Экскурсии
При подготовке к празднику дети с удовольствием посещают наш школьный музей. В нашем музее дети могут соткать половичок на ткацком станке, посидеть за прялкой, покачать в зыбке куклу Машу, могут сами растолочь в ступе зерно, т.е. «освоить» необычные для теперешнего быта предметы.
На занятиях виртуально побывать в краеведческом музее, в котором собран огромный материал по истории народных промыслов городецкой земли: глухая домовая резьба, расписные донца прялок, пряничные доски.
3.Работа с родителями.
Праздник предполагается провести вместе с родителями, но так, чтобы они присутствовали на нем не в качестве зрителей, а в качестве участников.
Каждая семья приносит на праздник семейную реликвию, предметы быта старины далекой: рушники, скатерти, коврики, половички, шали, покрывала, накидушки, сделанные руками бабушек. С помощью этих предметов украшается зал, и вмиг превращается в русскую избу.
Бабушкам на этом празднике отводится самое почетное место: они будут учить ребят прясть, вязать, вышивать, ткать.
3 этап. Презентационный – собственно праздник.
Составляя сценарий праздника, я использовала материал, собранный ребятами, проводила репетиции с родителями и детьми, чтобы праздник был ярким, запоминающимся.
Смысл воспитательной работы через обрядовые праздники состоит в том, чтобы через звук, движение, пластику, цвет, композицию дети творчески усваивали заложенную в произведения народного искусства духовную энергию, духовное переживание далеких эпох.
Весь накопленный материал необходимо «сыграть» в фольклорном празднике.
На празднике мы будем шутить, играть петь народные песни, водить хороводы, отведаем обрядовую еду.
4 этап. Оценочно-рефлексивный.
Главный итог праздника – эмоциональный подъем всех участников, счастливые лица детей и их родителей, желание спеть песни уже не в рамках праздника, а в свободной обстановке, нежелание расходиться и огромная благодарность бабушек и дедушек за ту атмосферу праздника, которая напомнила им молодость.