Разработала: Курмангазина Замзамгуль Кудайбергеновна, КГУ "Мичурниский детский дом" Павлодарская область, Павлолдарский район, с Мичурино, воспитатель.
1. Паспорт проекта.
1.1. Полное название проекта: КТД «Моя семья».
1.2. Организация – заявитель: КГУ «Детский дом семейного типа» села Мичурино Павлодарской области
1.3. Автор и организатор проекта: Курмангазина З.К.
1.4. География проекта: Территория КГУ «Мичуринский детский дом» - жилые корпуса, актовый зал, город Павлодар
1.5. Состав участников проекта: разновозрастной (от 5 до 18 лет).
1.6. Тип проекта: социальный, творческий, игровой.
1.7. Срок выполнения: 2013 – 2014 учебный год;
2014 – 2015 учебный год;
2015 – 2016 учебный год.
2. Краткое описание целей и задач.
Цель: воспитание ценностного отношения к семье, своему будущему.
Задачи:
- воспитывать позитивное отношение к материнству, отцовству;
- содействовать осознанию духовно – нравственных ценностей, любви, понимания, верности, уважения и пр.;
- способствовать овладению воспитанниками совокупностью знаний о семье и браке;
- способствовать формированию у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей; уважения к женщине, матери, старшему поколению;
- учить анализировать и принимать важные жизненные решения, принимать активное участие в жизни семьи; реально оценивать внутрисемейные отношения;
- прививать умение владеть собой, жить по нравственным законам, способность любить;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на чувства, переживания и заботы членов семьи;
- содействовать формированию у воспитанников недостающих социально – бытовых умений – навыков;
- учить моделировать семейные отношения в различных ролевых играх;
- читать и обсуждать произведения литературы, кинофильмов о семье, любви с воспитанниками.
3. Описание и обоснование проекта.
3.1. Актуальность проекта.
Проект «Моя семья» посвящен воспитанию ценностного отношения к семье, рассчитан на разновозрастной воспитанников детского дома. Проект проводится на протяжении трех лет. Обращение к теме семьи не случайно, т.к. в детском доме семейного типа воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей. Распад семьи – тяжелейшая морально – психологическая травма для ребенка. Теплые, близкие, основанные на любви отношения между родителями нарушаются. Нарушения этой привязанности ребенок переживает сильно и продолжительно. Они вызывают у него эмоциональные расстройства и проблемы. Ребенок переживает при этом грусть, отчаяние и шок. В детском доме воспитываются дети из Дома ребенка, не познавшие материнской любви, заботы.
Всем воспитанникам таких учреждений в целом присуща одна характерная черта – нарушение социализации: отсутствие навыков личной гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность; утрата интереса к труду, знаниям, творчеству; отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе; бездуховность, вредные привычки (курение, токсикомания, употребление алкоголя и т.д.); воровство, лживость, лень, нарушение половой ориентации.
Каким станет ребенок, который растет вне семьи? Сможет ли он создать свою семью и будет ли он ответственен за воспитание своих детей?
Главная цель данного проекта – содействовать подготовке воспитанников к семейной жизни, вооружить опытом построения крепкой семьи, запечатлеть в душах детей образ здоровой семьи.
3.2 Формы и методы работы.
Направления работы
Методы достижения поставленной цели
Ответственные за осуществление деятельности
Исследование изучения духовных потребностей воспитанников
Семейные часы, игры, интерактивная лекция с элементами тренинга
Воспитатели, библиотекарь
Развитие творческих способностей, увлечения, фантазий
Конкурс рисунков, выставка декоративно – прикладного искусства
Воспитатели семей
Способствовать воспитанию трудолюбия
Трудовые операции: «Уют», «Мой двор», «Мой сад», «Золушка»
Администрация детского дома, воспитатели семей, детсовет, консультанты
Воспитание ценностного отношения к своей семье
Семейные часы, конкурс «Моя семья»
Воспитатели, детсовет, воспитанники, консультанты
Способствовать самостоятельному изучению информации о бывших выпускниках
Фотоальбом, круглый стол и встречи с выпускниками
Воспитатели,
кружок «Музейное дело»
Знакомство с повседневным бытом, укладом семьи
Гостевая акция
Администрация детского дома, воспитатели семей, детсовет, консультанты
Форма подведения итогов: фотовыставка «Здравствуй, это мы», оформление семейного альбома, конкурс «Моя семья».
3.3. Ожидаемый результат:
Воспитанники должны:
знать семейные ценности, уважать и поддерживать семейные традиции, испытывать гордость за свой дом, семью;
воспитывать режим дня и правила поведения в семье;
уметь нести ответственность за свои поступки;
знать ценности характера мальчика (юноши), девочки (девушки);
знать и соблюдать правила этикета (поведение за столом, в гостях, в театре, общественных местах, со старшими);
быть готовым к сложным жизненным ситуациям;
уважать членов своей семьи и большого дома;
уметь дружить и ценить дружбу;
быть воспитанным и культурным человеком;
овладевать социально – бытовыми знаниями, умениями и навыками (по возрастам);
вести активный образ жизни.
ПЛАН ПРОЕКТА
«МОЯ СЕМЬЯ»
на 2013 – 2014 учебный год
№ п/п
МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Мы и наша семья
1
В кругу семьи
Семейное чтение
Формирование умения воспринимать текст на слух, умение пересказать и понять главную мысль прочитанного
Библиотекарь
2
Семейные ценности
Тренинг
Формирование взаимоотношения в семье
Психолог
3
Моя семья
Игра – конкурс
Сплочение семейного коллектива
Участники проекта, детсовет
4
Наши выпускники
Фотоальбом
Способствование самостоятельному изучению информации о бывших выпускниках
Кружок «Музейное дело»
5
Я еду в гости
Гостевая акция
Знакомство с повседневным бытом, укладом семьи
Участники проекта, детсовет
6
Моя семья
Эссе
Воспитание ценностного отношения к семье
Литературный кружок
7
Кинофильм
«Ағайындар»
Просмотр и обсуждение
Осознание ценности «Родина», «Семья», формирование уважения к старшему поколению
Участники проекта, детсовет
Семейная экономика
1
Семейный бюджет
Беседа
Ознакомление и привитие навыков экономного расходования денежных средств
Участники проекта, детсовет
2
Делаем покупки
Практикум, сюжетно – ролевая игра
Воспитание культуры общения, правильное распределение денежных средств
Участники проекта, детсовет
3
Планирование расходов на питание семьи
Практикум
Дать представление о планировании семейного бюджета
Диетсестра
Семья и ЗОЖ
1
Детский травматизм
Устный журнал
Профилактика ДТП с участием детей
Медсестра
2
Малые Олимпийские игры
Соревнования между детскими домами и интернатными учреждениями
Формирование ЗОЖ
Инструктор по физвоспитанию
3
Гигиена юноши и девушки
Беседа
Привитие санитарно – гигиенических навыков
Медперсонал
4
Когда Земля вскрикнула …
(О Семипалатинском полигоне)
Ролевая игра, судебный процесс
Предотвращение ядерных взрывов
Участники проекта, детсовет
Труд в семье
1
Пусть прогулка станет интересной
Акция по благоустройству территории детского дома
Воспитание любви к своему дому
Участники проекта, детсовет
2
Все профессии нужны
Семейный час
Подготовка к выходу в социум
Участники проекта, детсовет
3
Заглянем в наш гардероб
Трудовой десант
Воспитание ценностного отношения к своим вещам
Участники проекта, детсовет
Этикет и мы
1
Дружим с добрыми и вежливыми словами
Семейный час
Формирование знаний о культуре речи и умения вести себя
Участники проекта, детсовет
2
Этикет и мы
Брейн – ринг
Усвоение основных этических требовании
Участники проекта, детсовет
3
Обязательно ли быть вежливым человеком?
Беседа
Обсуждение проблем человеческой невежливости
Участники проекта, детсовет
4
«Загляните в семейный альбом»
Семейный альбом
Оформление семейного альбома
Участники проекта, детсовет
ПЛАН ПРОЕКТА
«МОЯ СЕМЬЯ»
на 2014 - 2015 учебный год
№ п/п
МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
1
«Родительский дом – начало начал»
Семейный час
Воспитание ценностного отношения к семье
Участники проекта, детсовет
2
«Великое чудо – «7 Я»
Семейный час
Способствовать овладению воспитанниками совокупностью знаний о семье
Участники проекта, детсовет
3
«Да или нет»
Интерактивная игра
Содействовать воспитанию интеллектуальных способностей ребенка
Психолог
4
«Папа, мама и я – вместе дружная семья»
Спортивное соревнование
Сплочение семейного коллектива; формирование ЗОЖ
Участники проекта, детсовет, инструктор по физвоспитанию
5
«Семейный бюджет»
Беседа
Расширить представление о природе денег; распределение семейного бюджета
Участники проекта, детсовет
6
«В кругу семьи»
Семейное чаепитие
Создание благоприятной атмосферы в семье
Актив семьи
7
«Доброе слово»
Ролевая игра
Учить моделировать семейные отношения
Участники проекта, детсовет
8
«Моя семья»
Конкурс
Способствовать формированию осознанного отношения к роли родителей, уважения к женщине, к старшему поколению
Участники проекта, детсовет
9
«Семейные ценности»
Тренинг
Содействовать формированию у воспитанников недостающих социально – бытовых умений и навыков
Психолог
10
«Поучение собственным будущим детям»
Творческая работа
Развитие творческих способностей ребенка
Руководитель кружка «Рифма»
11
«Забота»
Акция
Воспитывать внимательное отношение к окружающим
Участники проекта, детсовет
12
«Мои права и обязанности»
Круглый стол с выпускниками семьи
Содействовать развитию преемственности воспитанников детского дома
Участники проекта, детсовет,
актив семьи
ПЛАН ПРОЕКТА
«МОЯ СЕМЬЯ»
на 2015 – 2016 учебный год
№ п/п
МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Воспитание гуманных ценностей в семье
1
Счастливый случай
Игра
Изучение духовных потребностей
Участники проекта, детсовет
2
Моя семья
Семейный час
Расширение представления ребенка о ценностях семьи
Участники проекта, детсовет
3
Какими вы будете родителями?
Тест
Изучение готовности детей – старшеклассников стать родителями
Психолог
4
Загляните в семейный альбом
Слайды о семье
Создание благоприятной атмосферы в семье
Участники проекта, детсовет
5
Предназначение мужчины и женщины
Беседа
Формирование знаний о роли мужчины и женщины в обществе
Участники проекта, детсовет
6
«Моя семья»
Тренинг
Изучение духовных потребностей
Психолог
Воспитание нравственно – трудовых ценностей в семье
1
Дом моего будущего
Конкурс рисунков
Развитие творческих способностей, увлечения, фантазий
Кружок «Палитра»
2
Кем быть?
Беседа
Воспитание ценностного отношения к выбору профессии
Участники проекта, детсовет
3
Мир моих увлечений
Выставка декоративно – прикладного искусства
Воспитание чувства прекрасного
Участники проекта, детсовет
4
Дружная семья гору сдвинет
Семейный час
Формирование правильного отношения к семье
Участники проекта, детсовет
5
Рыцарский турнир
Конкурс
Создание взаимопонимания и доброжелательного отношения юноши к девушке
Музыкальный руководитель, детсовет
6
«Уют», «Мой сад», «Золушка»
Трудовые операции
Способствовать воспитанию трудолюбия
Участники проекта, детсовет
Воспитание социально – гражданских ценностей в семье
1
Охота на двойников
Игра
Формирование коммуникативных творческих способностей детей
Актив семьи
2
Права и обязанности супругов Закон РК «О браке и семье»
Мини – лекция
Знание законов о браке и семье
Социальный педагог
3
Ролевой портрет семьи
Семейный час
Формирование в детях чувства ответственности и планирования будущих семейных отношений
Участники проекта, детсовет
4
Брачный контракт
Упражнение
Умение составить проект брачного контракта, умения отразить в нем свои права и обязанности
Психолог
5
Моя любовь в разрезе
Упражнение - анкета
Выявление преобладающего вида любви
Психолог
6
Брачное объявление
Упражнение
Умение выделить и описать свои психологические качества, выдвинуть требования к портрету
Психолог
7
Быть человеком
Семейный час
Стимулирование у воспитанников стремления к самовоспитанию
Участники проекта, детсовет
8
Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня
Семейный час
Воспитание ценностного отношения к своей семье
Участники проекта, детсовет
9
«Здравствуйте, это мы»
Фотовыставка
Сплочение семьи, воспитание эстетического чувства
Участники проекта, детсовет