Особенности проведения родительских собраний в старших классах
Особенности проведения родительских собраний в старших классах
Особенности проведения родительских собраний в старших классах
Посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям не интересно быть на собраниях. Одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма их проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Следовательно, надо пересмотреть отношение к родительским собраниям. И результат не замедлит сказаться: интерес к собраниям возрастёт не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. Сегодня школа не может не считаться с мнениями родителей по поводу выбора профиля обучения и качества образовательной деятельности школы, по поводу формирования интересов и ценностных ориентаций обучающихся в сфере культуры и досуга. Заявить свое участие в решении этих и многих других проблем родители школьников могут, прежде всего, в рамках родительских собраний.
В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».
Приняты такие формы работы с родителями обучающихся старших классов: общешкольные и классные родительские собрания; лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания подростка в семье и школе; обзор популярной литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; День открытых дверей; День семьи в школе.
Важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является родительское собрание
Классные собрания проводятся не реже 1 раза в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.
Темы родительских собраний для родителей обучающихся 9 – 11 классов:
9
Психофизиологические особенности девятиклассников.
Как научиться детей распоряжаться деньгами.
Подготовка к выпускным экзаменам.
Многоступенчатость образования. Как помочь выбрать профессию.
Досуг старших подростков.
Человек, которому я верю.
Особенности организации учебного труда девятиклассника в период подготовки к экзаменам.
Формирование правосознания и ответственности старшеклассника за свои поступки. Самооценка своего поведения.
Режим учебного труда и отдыха в период подготовки и сдачи экзаменов.
Этика и эстетика отношений в семье, школьном коллективе. Воспитание критического отношения старшеклассников к современной моде, музыке, танцу, вольному поведению.
Жизненные цели подростка. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.
10
Психофизиологические особенности десятиклассников.
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания.
Воспитание сознательного отношения к семейной жизни.
Формирование здорового образа жизни.
Досуг старшеклассников.
Личное ли это дело – личное счастье?
Научная организация учебного труда старшеклассников.
Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников. Кем быть и каким быть?
Особенности здоровья и физического воспитания старшеклассника. Режим учебного, физического труда и личной гигиены.
Роль театра, кино и телевидения в формировании подлинных эстетических идеалов у старшеклассника.
Об этом с тревогой говорят родители (наркомания, курение, СПИД)…что об этом нужно знать.
Характер моего ребёнка.
Принцип «7-У», т.е. Уважительность, Уравновешенность, Улыбчивость, Удивление, Уверенность, Убедительность, Успешность.
Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
11
Самореализация личности.
Интеллигентность и гуманность. Уважение и терпимость.
Дороги, которые выбирают наши дети (навыки поведения на рынке труда, построение профессиональной карьеры)
Правовое воспитание.
Подготовка к выпускным экзаменам, ЕГЭ.
Этика и психология семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина.
Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе, экстремальным ситуациям.
Роль самообразования и самовоспитания в формировании высокой эстетической и экологической культуры человека.
Закон и ответственность.
Профессии, которые выбирают наши дети. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростка.
Трудности личностного роста и их влияние на обучение.
Профессиональные намерения и возможности учащихся.
Родительское собрание, являясь высшим органом самоуправления родителей в пределах определенного класса, принимает решения, касающиеся учебно-воспитательной работы класса и школы в целом, материального обеспечения классных и внеклассных мероприятий, осуществляет поддержку каждого члена родительского коллектива, координирует взаимоотношения родителей класса с администрацией школы.
Совершенно очевидно, что для выстраивания партнерских отношений с родителями, следует отходить от привычных, довольно консервативных форм организации родительских собраний и наполнять их иным содержанием. На обсуждение необходимо выносить тот вопрос, который важен в данный момент этому классному коллективу, а не подросткам данного возраста вообще. Обсуждение целесообразно проводить в режиме диалога, где каждый присутствующий – субъект своей деятельности по поиску решения проблемы. Это становится возможным благодаря атмосфере доверия, уважения и благожелательности, при которых главными являются интересы растущего человека.
Родительские собрания обеспечивают родителям возможность реализовать стремление к педагогическому образованию и потребность в поддержке в конкретных воспитательных ситуациях. Некоторые из родителей старшеклассников, имея опыт воспитания, сами обладают высоким уровнем педагогической и иной компетентности и поэтому могут быть проводниками опыта, носителями значимой для участников информации, организаторами или координаторами совместной деятельности.
Функции родительского собрания
1. Информационная функция предполагает просвещение и информирование родителей по организации учебно – воспитательного процесса в школе (концепция развития образовательного учреждения; проекты, в которых участвует школа, внедряемые инновации) и организацию различных выставок для родителей ( заданий на олимпиадах, примерных заданий на выпускных или вступительных экзаменах в вуз.).
Эта функция обеспечивает информирование родителей о содержании новых учебных курсов и подходах к их освоению, о формах аттестации учащихся и критериях их оценивания, об объемах, способах выполнения и содержания домашних заданий. Указанная функция реализуется в рамках монологической подачи информации или в форме ответов на значимые для участников вопросы.
2. Просветительская функция состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (ее значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация данной функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы, дискуссии участников.
3. Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком и защите его прав в различных ситуациях. Реализация данной функции предполагает: на первом этапе – просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе – тренинги, деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников ситуациях семейного воспитания и другие формы погружения участников в проблему.
4. Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей.
5. Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации школьников.
Права родительского собрания
Родительское собрание имеет право:
1. Обратить внимание родителей на:
неукоснительное выполнение решений собрания;
выполнение п.4 ст. 17 Закона Российской Федерации «Об образовании» (родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования);
выполнение п. 4 ст.17 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей);
выполнение Устава Школы и родительского договора.
2 Приглашать на собрания специалистов:
юристов;
врачей;
психологов;
работников правоохранительных органов;
представителей администрации Школы;
представителей общественных организаций.
Тщательная подготовка и проведение родительского собрания, на всех этапах которого родители – равноправные участники диалога и соавторы нового знания, создают благоприятные предпосылки для выстраивания партнерских отношений семьи и школы как основания для более успешного ее развития.
Л.И.Недригайлова,
классный руководитель 11 класса
МКОУ «Борщенская СОШ»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения родительских собраний в старших классах »
Особенности проведения родительских собраний в старших классах
Посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям не интересно быть на собраниях. Одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма их проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Следовательно, надо пересмотреть отношение к родительским собраниям. И результат не замедлит сказаться: интерес к собраниям возрастёт не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. Сегодня школа не может не считаться с мнениями родителей по поводу выбора профиля обучения и качества образовательной деятельности школы, по поводу формирования интересов и ценностных ориентаций обучающихся в сфере культуры и досуга. Заявить свое участие в решении этих и многих других проблем родители школьников могут, прежде всего, в рамках родительских собраний.
В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».
Приняты такие формы работы с родителями обучающихся старших классов: общешкольные и классные родительские собрания; лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания подростка в семье и школе; обзор популярной литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; День открытых дверей; День семьи в школе.
Важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является родительское собрание
Классные собрания проводятся не реже 1 раза в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.
Темы родительских собраний для родителей обучающихся 9 – 11 классов:
9
Психофизиологические особенности девятиклассников.
Как научиться детей распоряжаться деньгами.
Подготовка к выпускным экзаменам.
Многоступенчатость образования. Как помочь выбрать профессию.
Досуг старших подростков.
Человек, которому я верю.
Особенности организации учебного труда девятиклассника в период подготовки к экзаменам.
Формирование правосознания и ответственности старшеклассника за свои поступки. Самооценка своего поведения.
Режим учебного труда и отдыха в период подготовки и сдачи экзаменов.
Этика и эстетика отношений в семье, школьном коллективе. Воспитание критического отношения старшеклассников к современной моде, музыке, танцу, вольному поведению.
Жизненные цели подростка. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.
10
Психофизиологические особенности десятиклассников.
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания.
Воспитание сознательного отношения к семейной жизни.
Формирование здорового образа жизни.
Досуг старшеклассников.
Личное ли это дело – личное счастье?
Научная организация учебного труда старшеклассников.
Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников. Кем быть и каким быть?
Особенности здоровья и физического воспитания старшеклассника. Режим учебного, физического труда и личной гигиены.
Роль театра, кино и телевидения в формировании подлинных эстетических идеалов у старшеклассника.
Об этом с тревогой говорят родители (наркомания, курение, СПИД)…что об этом нужно знать.
Характер моего ребёнка.
Принцип «7-У», т.е. Уважительность, Уравновешенность, Улыбчивость, Удивление, Уверенность, Убедительность, Успешность.
Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
11
Самореализация личности.
Интеллигентность и гуманность. Уважение и терпимость.
Дороги, которые выбирают наши дети (навыки поведения на рынке труда, построение профессиональной карьеры)
Правовое воспитание.
Подготовка к выпускным экзаменам, ЕГЭ.
Этика и психология семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина.
Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе, экстремальным ситуациям.
Роль самообразования и самовоспитания в формировании высокой эстетической и экологической культуры человека.
Закон и ответственность.
Профессии, которые выбирают наши дети. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростка.
Трудности личностного роста и их влияние на обучение.
Профессиональные намерения и возможности учащихся.
Родительское собрание, являясь высшим органом самоуправления родителей в пределах определенного класса, принимает решения, касающиеся учебно-воспитательной работы класса и школы в целом, материального обеспечения классных и внеклассных мероприятий, осуществляет поддержку каждого члена родительского коллектива, координирует взаимоотношения родителей класса с администрацией школы.
Совершенно очевидно, что для выстраивания партнерских отношений с родителями, следует отходить от привычных, довольно консервативных форм организации родительских собраний и наполнять их иным содержанием. На обсуждение необходимо выносить тот вопрос, который важен в данный момент этому классному коллективу, а не подросткам данного возраста вообще. Обсуждение целесообразно проводить в режиме диалога, где каждый присутствующий – субъект своей деятельности по поиску решения проблемы. Это становится возможным благодаря атмосфере доверия, уважения и благожелательности, при которых главными являются интересы растущего человека.
Родительские собрания обеспечивают родителям возможность реализовать стремление к педагогическому образованию и потребность в поддержке в конкретных воспитательных ситуациях. Некоторые из родителей старшеклассников, имея опыт воспитания, сами обладают высоким уровнем педагогической и иной компетентности и поэтому могут быть проводниками опыта, носителями значимой для участников информации, организаторами или координаторами совместной деятельности.
Функции родительского собрания
1. Информационная функция предполагает просвещение и информирование родителей по организации учебно – воспитательного процесса в школе (концепция развития образовательного учреждения; проекты, в которых участвует школа, внедряемые инновации) и организацию различных выставок для родителей ( заданий на олимпиадах, примерных заданий на выпускных или вступительных экзаменах в вуз.).
Эта функция обеспечивает информирование родителей о содержании новых учебных курсов и подходах к их освоению, о формах аттестации учащихся и критериях их оценивания, об объемах, способах выполнения и содержания домашних заданий. Указанная функция реализуется в рамках монологической подачи информации или в форме ответов на значимые для участников вопросы.
2. Просветительская функция состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (ее значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация данной функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы, дискуссии участников.
3. Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком и защите его прав в различных ситуациях. Реализация данной функции предполагает: на первом этапе – просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе – тренинги, деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников ситуациях семейного воспитания и другие формы погружения участников в проблему.
4. Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей.
5. Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации школьников.
Права родительского собрания
Родительское собрание имеет право:
1. Обратить внимание родителей на:
неукоснительное выполнение решений собрания;
выполнение п.4 ст. 17 Закона Российской Федерации «Об образовании» (родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования);
выполнение п. 4 ст.17 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей);
выполнение Устава Школы и родительского договора.
2 Приглашать на собрания специалистов:
юристов;
врачей;
психологов;
работников правоохранительных органов;
представителей администрации Школы;
представителей общественных организаций.
Тщательная подготовка и проведение родительского собрания, на всех этапах которого родители – равноправные участники диалога и соавторы нового знания, создают благоприятные предпосылки для выстраивания партнерских отношений семьи и школы как основания для более успешного ее развития.