УРОК ДОБРА
(Внеклассное занятие по толерантности)
Цель: Познакомить учащихся с термином «толерантность», воспитывать чувствам доброты, милосердия, отзывчивости и сострадания к людям, способствовать развитию устной речи учащихся, развитию коммуникативных навыков.
Задачи:
Обучающие: - Знакомство детей с понятием «толерантность»
- Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций
Развивающие: - Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
- Развитие творческого потенциала учащихся;
Воспитывающая:- Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
ХОД УРОКА (Начинается с песни Э.Хиля «Ходит песенка по кругу)
I. Организационный момент. Слайд 1
- Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!
Учащиеся: - Добрый день,- тебе сказали,
- Добрый день, - ответил ты.
Как две ниточки связали:
Теплоты и доброты.
Работа в парах: В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. ПОПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА.
В России – рукопожатием.
На Тибете – правую руку закладывают за голову, левую - за ухо собеседника и высовывают язык.
В Японии – соединяют ладони рук перед грудью и кланяются.
В Конго – протягивают друг другу руки и дуют на них.
В Новой Зеландии – трутся носами.
- Улыбнемся себе, друг другу, улыбнемся нашим гостям.
- Вы улыбнулись, и произошло какое- то чудо. Какое? (Гости тоже улыбнулись).
[Улыбка ничего не стоит, но много нам дает].
- Что может дать человеку улыбка? (теплоту, дружбу, товарищество)
- Так с доброй улыбкой мы начинаем наш необычный урок. А необычный он потому, что мы с вами отправимся в путешествие на таинственную и загадочную планету. А как называется наша планета? (Слайд 2)
А наша планета называется планета толерантности! Ребята, вы слышали о такой планете? А вы бы хотели побывать на ней? Но дело в том, что на эту планету можно попасть только добрым, отзывчивым людям. Давайте попробуем сказать друг другу хорошие, добрые слова, может быть это нам поможет попасть на загадочную планету?
Игра «Комплименты» вместе с гостями.
Мы все когда-то были маленькие, но время идет, мы вырастаем, растет и наш круг общения. Когда я была совсем маленькой, меня звали Ирочка, в школе и в техникуме величали Ириной, а теперь как меня зовут ? Ирина Юрьевна. А как вас ЗВАЛИ, ЗОВУТ, БУДУТ ЗВАТЬ… Для некоторых из вас имя и отчество, произносимое вслух звучат непривычно. Что вы почувствовали? (при этом они повышают уважение к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление). (Слайд 3)
Ребята, смотрите-ка, наш корабль взлетел и мы прибываем на Планету Толерантности
(Слайд 4) Девиз этой планеты: «Мы разные, но мы вместе»?
Толерантность.
Ребята, вам знакомо это слово? Что это такое? Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек?
В понятие «Толерантность» вложено множество значений: терпение, переносимость, снисходительность, милосердие, доброта, дружба, взаимопонимание и взаимоуважение.
Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.
А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?
Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей) (Слайд 5)
Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим конфеты.
Слайд 6
Слайд 7
Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе»? (Ответы детей) (Слайд 8)
Скажите мне, пожалуйста, а много ли у вас друзей ? Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий друг? Нужны ли нам друзья? Зачем? А вот двое ваших одноклассников считают совсем по-другому. Как? Давайте послушаем:
Сценка:
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
- Вас водой разлить нельзя!
Как вы думаете, ребята, настоящая ли у них дружба? А бывает ли так, что друзья ссорятся? Можно ли назвать друзей толерантными? Ребята, скажите, какие качества больше всего ценится в дружбе? (Верность, доверие) Совершенно верно. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Доверься другу».
Игра: один водящий с завязанными глазами, один – проводник, остальные дети изображают препятствия на пути водящего.
Вопрос водящему: «Скажи пожалуйста, легко ли тебе было проходить по этому пути с закрытыми глазами? А если бы рядом не было друга? А ведь таких людей, с ограниченными возможностями здоровья вокруг нас довольно много. И нам нужно быть милосердными по отношению к ним, не проходить мимо, если им нужна какая -то помощь, быть терпимыми к их боли и понимать, что все мы - вместе. (Слайд 9, 10)
Работа в парах: попробуйте рассказать друг другу без слов, лишь при помощи мимики и знаков, о том, что вы делали вчера вечером. ( Слайд 11)
Трудно ли вам было общаться без слов? Слова бывают добрые и злые. Злые слова могут обидеть и ранить человека. А Добрыми словами можно лечить душу. Ребята, а какие добрые слова вы знаете? (Ответы). Часто ли вы их употребляете? Сейчас мы это проверим, я вам буду называть ситуацию, а вы мне подскажите добрые слова, подходящие к ней.
Однажды Вова поехал к своему другу. В автобусе сел он около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал женщине (садитесь пожалуйста).Женщина обрадовалась и сказала: (спасибо). Вдруг неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу сказал: (Извините пожалуйста!) Скоро он доехал до своего друга, перед тем как войти к нему он (постучался) и сказал (можно войти). Войдя в комнату, произнёс:(Добрый день!) Уходя от друга ,он вежливо простился и сказал:(До свидания.)
Девочка читает стихотворение:
Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета,
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрее,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит-
Радуются взрослые и дети!
Да, ребята, наверное, трудно быть всегда добрым. Ведь не зря же и в сказках есть добрые герои и злые. Сейчас мы с вами поиграем. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый радостно хлопаете в ладоши, если злой закрываете лицо ладошками: Иван Царевич, Кащей Бессмертный, Золушка, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, доктор Айболит, Красная Шапочка, Баба Яга, Мальвина.
Молодцы!
Ребята, а вы могли мне назвать самую толерантную сказку? Что отличает толерантного героя? (Ответы детей: доброта, дружба, взаимопонимание, уважение друг к другу). В какой сказке ради общего дела объединились такие разные в жизни герои – собака с кошкой, кошка с мышкой? (Репка)
Но ведь бывает так, что иногда люди не понимают друг друга, не принимают в свой круг общения. У вас так бывает?
Работа в группах: Слайд 12. Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (собака, лягушка) . Детей нужно поделить на 2 примерно одинаковые группы. Одному сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
- Как вы узнали где ваша группа?
- Легко ли было найти своих?
Слайд 13
Обращаясь к вороне:
- Почему никто не обращал на тебя внимания?
- Как ты себя чувствовал?
- Ребята почему вы не обращали на него внимания?
- Хотели ли вы быть на месте вороны?
- Тяжело ли быть не похожим на всех?
- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
Слайд 14, 15, 16
Да, ребята, к любому человеку нужно относиться так, как вы бы хотели. Что относились к вам.
Толерантность проявляется и дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В нашей школе учатся разные ребята: полненькие и худенькие, большие и маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Мы не обязаны любить всех. Но каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их различиями. Это означает быть внимательными к другим. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.
Слайд 17.
Я предлагаю вам задания, которые помогут определить, насколько вы толерантны.
Практические задания:
Групповое задание: дать группе описание проблемной ситуации. Задача – обсудить в командах способы поведения в данной ситуации, выбрать вариант ответа и объяснить свой выбор. Музыка из к/ф «Усатый нянь».
Слайд 18- 23 (23 слайд для взрослых)
Ребята, наше путешествие подходит к концу и мне бы хотелось, понравилась ли вам планета с таким загадочным названием «Толерантность»? Чем? А как вы думаете, ребята, где находится эта планета? Да, ребята, эта наша с вами Земля. Когда все люди будут с уважением относится друг к другу, когда не будет ссор в семьях и раздора между людьми, когда исчезнет ненависть и закончатся все войны, нашу планету можно будет назвать планетой толерантности. Давайте подумаем, какие качества определяют толерантного человека?
Слайд 24
А какое или какие самые важные качества. (Дружба).
Правильно, ребята.
Слайд 25
Ребята, я хочу, чтобы вы распахнули свои сердца навстречу друг другу. Пусть ваши сердца наполняют дружба, нежность, тепло, терпимость, любовь, доброта, милосердие, искренность. Вы делали на уроке труда заготовки сердец. А сейчас давайте на большие сердца наклеим маленькие с теми словами, которые по вашему мнению больше всего подходят к нашему мероприятию.
Давайте эти сердца подарим нашим гостям.
8