ПОКРОВ–БАТЮШКА Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению
ПОКРОВ–БАТЮШКА Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению
Данная разработка посвящена методике организации и проведения тематического мероприятия, приуроченного к празднику Покрова Святой Богородицы.
Методическая разработка адресована школьным учителям, классным руководителям, организаторам воспитательной работы.
В основу разработки положен многолетний опыт автора – учителя литературы по краеведению и духовно – нравственному воспитанию учащихся.
Методическая разработка может быть использована на уроках литературы, истоков, истории, основ духовной культуры, интегрированных уроках и дополнительных занятиях с подрастающим поколением, для проведения подобных праздник (Рождество, Пасха, Масленица).
Содержание
Тема
Стр.
Введение
4
1
Знакомство учащихся с традициями народной культуры как средство обновления содержания воспитательного процесса
6
1.1
Обоснование выбора темы
6
1.2
Ожидаемые результаты
8
2
Процесс разработки, подготовки и проведения внеклассного мероприятия «Покров-Батюшка»
9
2.1
Подготовительный этап
9
2.2
Этап реализации и рефлексии
10
Заключение
11
Приложения
13
Введение
В конце ХХ века Россия вступила в мировое сообщество,
в рыночную экономику. Как следствие на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы, обусловили переосмысление сущности духовно-нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Для школы была и остается актуальной проблема духовно-нравственного воспитания личности.
По словарю Ожегова С. И., «нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
На современном этапе развития общества, в век компьютерных технологий, у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его людях, праздниках тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
1. Знакомство учащихся с традициями народной культуры как средство обновление содержание воспитательного процесса
1.1 Обоснование выбора темы
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, я пришла к выводу, что одним из таких путей является знакомство учащихся с традициями народной культуры.
Этот выбор сделан неслучайно:
1. Народная культура — основа национальной культуры.
2. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе и родной земле.
3. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ученику стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев — все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности.
4. Привлекателен и языковый аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
5. Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Включение ценности и традиций русской православной культуры в процесс обучения школьников дает возможность решить многие образовательные и воспитательные цели и задачи: развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциалов личности ребёнка.
В ходе проектной деятельности при разработке и подготовке были поставлены следующие цели и задачи:
1. Создание наиболее благоприятных условий и возможностей для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданин, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
2. Формирование ключевых компетенций в системе гражданского, патриотического и нравственно-духовного воспитания школьников.
3. Сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания.
4. Воспитание толерантного сознания.
5. Формирование опыта применения знаний для решения задач в гражданско-общественной деятельности, в области межличностных отношений, в отношениях между людьми различных национальностей.
В процессе подготовки и проведения мероприятия должны сформироваться следующие ключевые компетенции:
1.Ценностно-ориентированные, в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПОКРОВ–БАТЮШКА Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению »
Министерство образования и науки РФ
МБОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского Муниципального района Костромской области
Покров–Батюшка
Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению для учителей литературы, истоков и организаторов внеклассной работы (5-9 класс)
Автор: Субботина Т.Б., учитель русского языка и литературы, учитель 1 квалификационной категории.
Рецензенты: Груздева И.А. – учитель истории МБОУ Судиславская СОШ, учитель высшей категории.
Копылова О.Б – директор Судиславского краеведческого музея.
Ходырева Г.К. – директор духовно-просветительского центра «Светоч».
Судиславль 2012
Данная разработка посвящена методике организации и проведения тематического мероприятия, приуроченного к празднику Покрова Святой Богородицы.
Методическая разработка адресована школьным учителям, классным руководителям, организаторам воспитательной работы.
В основу разработки положен многолетний опыт автора – учителя литературы по краеведению и духовно – нравственному воспитанию учащихся.
Методическая разработка может быть использована на уроках литературы, истоков, истории, основ духовной культуры, интегрированных уроках и дополнительных занятиях с подрастающим поколением, для проведения подобных праздник (Рождество, Пасха, Масленица).
Содержание
Тема
Стр.
Введение
4
1
Знакомство учащихся с традициями народной культуры как средство обновления содержания воспитательного процесса
6
1.1
Обоснование выбора темы
6
1.2
Ожидаемые результаты
8
2
Процесс разработки, подготовки и проведения внеклассного мероприятия «Покров-Батюшка»
9
2.1
Подготовительный этап
9
2.2
Этап реализации и рефлексии
10
Заключение
11
Приложения
13
Введение
В конце ХХ века Россия вступила в мировое сообщество, в рыночную экономику. Как следствие на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы, обусловили переосмысление сущности духовно-нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Для школы была и остается актуальной проблема духовно-нравственного воспитания личности.
По словарю Ожегова С. И., «нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
На современном этапе развития общества, в век компьютерных технологий, у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его людях, праздниках тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
1. Знакомство учащихся с традициями народной культуры как средство обновление содержание воспитательного процесса
1.1 Обоснование выбора темы
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, я пришла к выводу, что одним из таких путей является знакомство учащихся с традициями народной культуры.
Этот выбор сделан неслучайно:
1. Народная культура — основа национальной культуры.
2. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе и родной земле.
3. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ученику стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев — все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности.
4. Привлекателен и языковый аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
5. Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Включение ценности и традиций русской православной культуры в процесс обучения школьников дает возможность решить многие образовательные и воспитательные цели и задачи: развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциалов личности ребёнка.
В ходе проектной деятельности при разработке и подготовке были поставлены следующие цели и задачи:
1. Создание наиболее благоприятных условий и возможностей для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданин, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
2. Формирование ключевых компетенций в системе гражданского, патриотического и нравственно-духовного воспитания школьников.
3. Сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания.
4. Воспитание толерантного сознания.
5. Формирование опыта применения знаний для решения задач в гражданско-общественной деятельности, в области межличностных отношений, в отношениях между людьми различных национальностей.
В процессе подготовки и проведения мероприятия должны сформироваться следующие ключевые компетенции:
1.Ценностно-ориентированные, в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.
2. Учебно-познавательные компетенции: • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника. Реализация общекультурных компетенций: - изучение традиций, игр, песен русского народа; - экскурсии по историческим местам Золотого кольца; - экскурсии по школьному и районно-краеведческому музеям;
- проведение традиционных русских праздников (Масленица, Колядки, рождественские театрализованные представления, Святочные посиделки).
4. Коммуникативные компетенции:
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; • иметь позитивные навыки общения в поликультурном и полиэтническом обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Реализация коммуникативных компетенций:
- работа исследовательских групп участников проекта «Православные праздники»
5.Информационные компетенции: • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
В моей практике части регионального компонента внеурочной работы по русскому языку и литературе сложилась традиция обращения к фольклору и православным праздникам, знакомясь с которыми ученики получают представление о жизни и традициях русского народа.
Роль праздника невозможно переоценить, потому что праздник - это часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества: обрядов, ритуалов, традиций. Праздник - это сфера разностороннего творческого сотрудничества взрослых и детей между собой, а коллективное творческое дело - это и дух доброго, здорового образа жизни. Это событие, к которому готовятся, праздник, который ждут. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, праздник - это "роскошь человеческого общения". Одним из любимейших православных праздников является «Праздник Покрова».
И сегодня, когда важнейшей проблемой является возрождение духовности, мы возвращаемся к истокам нашим, к народно-православной культуре. Уроки литературы и внеурочные мероприятия поистине должны стать уроками нравственного прозрения. Методическая разработка по данной теме помогает при изучении регионального краеведческого компонента по реализации программам русского языка и литературы.
1.2 Ожидаемые результаты
-знание и понимание учащимися основных народных праздников, обрядов, их символического значения;
-перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;
-охотное, без принуждения, участие во всех видах деятельности;
-развитие личности учащихся;
-удовлетворённость детей и родителей школьной жизнедеятельностью;
-нравственная ориентация школьников.
Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:
-педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
-тесты и методики для изучения нравственной направленности, воспитанности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;
-ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа мероприятия;
-мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях от праздника.
2. Процесс разработки, подготовки и проведения внеклассного мероприятия «Покров-Батюшка»
По данному направлению я работаю в течение нескольких лет, подобные мероприятия, посвященные другим православным праздникам, мы с ребятами проводили и раньше. По их просьбе поближе познакомиться с народным праздником Покровом и традициями его проведения, было решено разработать и провести внеклассное мероприятие, связанное с одним из самых любимых православных праздников Богоматери.
На первом этапе работы формируется инициативная группа, состоящая из учеников 9-10 классов, учителей русского языка и литературы, истории и музыки, которая разрабатывает и осуществляет проект. Они ставят следующие цели: усвоить идею Покрова, заступничества Божьей Матери за людей; показать особую значимость заступничества для России (особое признание); познакомить детей с традициями проведения посиделок, устным народно-поэтическим творчеством, предметами крестьянского быта. Для реализации этих целей учащиеся делятся на следующие группы:
1ая группа собирает материал по истории праздника , для этого изучаются и используются разные источники информации (фонды школьной и районной библиотеки, материалы, предоставленные духовно –просветительским центром «Светоч», ресурсы интернета, беседы с отцом Иоанном - настоятелем Преображенского храма).
2ая группа готовит сценарий праздника, изучает, как отмечался этот праздник в народе, беседует со старожилами, которые рассказывают, как праздновали Покров раньше. Подбирает народные пословицы, поговорки, приметы.
3ая группа готовит музыкальные фрагменты православных песнопений.
4ая группа совместно с районным краеведческим музеем подбирает предметы народного быта. Вместе с родителями готовит наглядный материал, костюмы, разучивает частушки, народные танцы, музыкальное сопровождение (колокольный звон, кадриль и т.д)
2.2 Этап реализации и рефлексии
Проведение мероприятия приручено к празднику Покрова, проводилось в местном краеведческом музее 20 октября 2011 года. В мероприятии участвовали учащиеся 9-10 классов, учитель истории, русского языка и литературы, музыки, родители, отец Иоанн, работники музея, директор просветительского центра «Светоч». В качестве активных зрителей были задействованы учащиеся 6 «Б» класса.
Мероприятие проводилось по совместно разработанному и составленному сценарию. (Приложение 1).
Радовало то, что старшеклассники с большим интересом отнеслись к данной работе.
Это кропотливая и трудоемкая работа, вели ее учащиеся самостоятельно. Это самый важный этап исследовательской деятельности учащихся. Ребятам необходимо было учиться работать не только с письменными, но и с устными источниками - воспоминаниями и рассказами самих людей. Поэтому перед нами, руководителями стояла задача: научить юных исследователей вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведения записей, правильно оформлять свои работы, научить учащихся определять и формулировать объект и предмет исследования, обосновать стратегическую цель и тактические задачи.
Для нас было важно, чтобы результат работы не лежал «мертвым грузом», а активно использовался и самими учащимися, и их преподавателями как во внеучебном, так и в учебном процессе. Созданный проект был представлен в разных формах: классных часах, выступлениях перед учащимися начального и среднего звена, для оформления стендов, на сайте школы и района.
Духовная близость между преподавателями и учащимися определяется не только профессиональным общением друг с другом, но и степенью их открытости и одухотворенности.
В момент рефлексии, отвечая на вопрос: «Чем обогатила вас работа над проектом о православном празднике «Покров-Батюшка» ? - ребята сказали: 1)полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни;
2) возможно, повлияют на выбор профессии;
3) в процессе исследовательской деятельности, общения с интересными людьми, поняли, как важно много знать, много надо читать и думать. В отзывах ребят о проведенном мероприятии только положительные оценки и эмоциональное удовлетворение (Приложение 2)
Заключение
Больших проблем при подготовке и проведении данного мероприятия у меня не возникло, поскольку наработаны тесные связи социальными партнерами: духовно-просветительским центром «Светоч», районным краеведческим музеем, библиотеками, районным Домом культуры, родителями.
После мероприятия прошло коллективное обсуждение праздника участниками и зрителями. Была проанализирована работа учащихся при подготовке и проведению мероприятий.
Исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения, способствует формированию компетентностей учащихся и дает положительные воспитательные результаты.
На протяжении нескольких лет учащиеся нашей школы взаимодействуют с духовно-просветительским центром «Светоч». Немало мероприятий, проводимых совместно для учащихся школы и с их участием стали постоянными: Праздник Покрова, Новый год, Масленица, Рождественские и Пасхальные праздники. Целью этих мероприятий является знакомство с историй возникновения православных праздников, русских традиций, воспитание светлых моральных качеств: доброты, милосердия, сострадания. На таких встречах мы видим, как даже непослушные ребята сначала шумят, а потом успокаиваются и внимательно слушают.
Наши ребята постоянно выступают перед воспитанниками детских садов.
Мы изучаем историю своего родного поселка. При взаимодействии с администрацией поселка Судиславль, районного краеведческого музея, центра «Светоч» группой учащихся школы была сделана научно-исследовательская работа об архитектурном наследии Судиславля. Работа представляет научный и практический интерес для краеведов, педагогов, учащихся, а также широкой общественности. Она была отмечена на многих региональных и межрегиональных конкурсах.
Я думаю, что такая жизнь делает молодых людей уверенными в своей нужности окружающим, отвлекает от потребления наркотиков и пустого времяпрепровождения. И мое мнение небезосновательно, это подтверждается отзывами специалистов (Приложение 3).
Безусловно, духовно-нравственное воспитание - это долгий и кропотливый процесс, но вся система работы на уроках русского языка и литературы и внеклассной работы способствуют формированию духовных ценностей учащихся.
Возвращение к вековым духовным ценностям, к национальным традициям – насущная потребность нашего времени. И то, состоится ли это возвращение, станет ли явью, личностной потребностью каждого, а не просто данью моде, зависит во многом (хотелось бы надеяться) от учителей-словесников.
В мои планы входит работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся продолжить, расширив охват учащихся, родителей, общественности.
Список литературы
Белов В. Лад. Очерки о народной эстетики. – М.: «Молодая гвардия», 1989 г.
Кащук Ю. Месяцеслов. Владивосток, 1987 г.
Новоселова Н.А. Вечерки и игрища Приангарья. Красноярск, 1993 г.
Полная энциклопедия быта русского народа. Союз. 1998 г. (с172)
Хозяйство и быт русских крестьян. – М.: Советская Россия, 1959 г.
Цель занятия: познакомить детей с традициями проведения посиделок праздника Покров Пресвятой Богородицы, устным народнопоэтическим творчеством, предметами крестьянского быта.
Праздник "Покров Пресвятой Богородицы" посвящен молитвенному предстоянию Матери Божией за человеческий мир. История этого праздника начинается с X века. В константинопольском храме вместе с другими возносил хвалу Господу и Пресвятой Матери Его юродивой Андрей-славянин, бывший воин, в молодости захваченный в плен. Вспоминая родину, свою тяжкую жизнь в неволе, Андрей не смог сдержать слез. Ночью Андрей с изумлением увидел идущую по воздуху Богородицу озаренную небесным светом и окруженную ангелами и святыми. Преклонив колена, Царица небесная начала со слезами молится за христиан. После молитвы Богородица сняла покрывало с головы и распростерла его над людьми в храме, защищая их от бед и врагов. Затем Владычица исчезла, стало невидимым и покрывало. Но долго еще люди ощущали благодать, осенившую храм.
Праздник покров святой Богородицы был установлен в русской церкви Андреем Боголюбским в 1164г.
Христиане-славяне по-своему представляли происхождение этого праздника. В стародавние времена Богородица странствовала по земле. Случилось ей зайти в одну деревню, где жили забывшие о боге и обо всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия на ночлег, нигде ее не пустили, везде услыхала она: "Мы не пускаем странников". Услышал жестокосердные слова проезжавший в это время по небесной стезе над деревней Илья- пророк, не смог снести он такой обиды, причиненной Дева Марии, и полетели на отказавших громы - молнии, посыпался град, полил ливень - дождь. Всплакались люди нечестивые, и пожалела их Богородица. Развернула она покров и накрыла им деревню, чем и спасла своих обидчиков. Дошла благость неизреченная до сердца грешников, и растопился. давно не таявший лед их жестокости: сделались все они с той поры Добрыми и гостеприимными.
«На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима". Даже лешие, боясь морозов, перестают ходить с этого дня по лесам.
В канун покрова, прощаясь с волей, они весь день воют, стараясь перекричать ветер, ломают деревья, вырывают кусты с корнем, разгоняют зверье по норам, а затем сами проваливаются сквозь землю, чтобы снова появиться только весной. Ни мужик, ни баба, ни ребята малые не пойдут в этот день к лесу – из боязни, чтобы лесной хозяине натешился на ними напоследок. «Леший не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!»- говорят в суеверной деревне, не расстающейся до сих пор со своими поверьями, обычаями и поговорками. День праздника Пресвятой Богородицы является в народном представлении межевым столбом между осенью и зимой. Покров – первое зазимье. Покров землю покроет – где листом, а где снежком. К Покрову каждый хороший домохозяин, убравшийся с хлебом, старается «ухитить» свою хату: проконопатить углы, привалить завалинки. «Захвати тепло до Покрова: не ухитишь до Покрова – изба будет не такова!» (Рассматривает вместе с детьми, как проконопачены щели мхом в фрагменте дома.) После чего начинается театрализованное действо
ХОЗЯЙКА
А как готовилась девушка к этому празднику, расскажет нам Марьюшка.
МАНЯ
До покрова три радости будет: первая радость – огурчики посолим, потом капусту будем рубить, вот тебе и вторая радость, а за ней и яблоки мочить, под самый Покров.
Вот зима настанет, и всего у нас запасено будет, укутаемся потеплее, а нас Богородица Покровом своим «укроет, под ее покрывалом и жить будем».
Будем сейчас капусту рубить. Рубили, или, как раньше говорили, «тяпали» капусту в корытце, вот такой сечкой. (Дети рассматривают корытце и сечку).
"Словарь русского языка" С. И. Ожегова дает следующее пояснения: "Корыто - открытый, продолговатый сосуд для стирки и других домашних надобностей. У разбитого корыта остаться (ирон., разг.) - будучи всем не - довольным и требуя лучшего, остаться ни с чем. Уменьш. корытце. Сечка - широкий полукруглый нож на отвесной ручке для рубки капусты. Сечь рубить на части капусту"
Положат капусту в корытце и будут тяпать вот таким образом. (Ребята по очереди тяпают капусту.)
Затем переложат нарубленную капусту в кадушку, Кадка уже кипятком ошпарена, да паром пропарена, добавят моркови и чесноку, и укропу и прижмут щитом для гнета, а сверху камень положат, чтобы капуста никуда не убежала.
Капусту рубили на Воздвижение. Это праздник такой православный. До 27 сентября капусту солить не рекомендовалось.
Воздвижение называют еще и капустницами". Недаром говорится: "На Воздвижение первая барыня капуста". К веселым капустникам вечерам, девичьему празднику, готовились с раннего утра. Девушки ходили из дома в дом капусту рубить. А вечером повсюду шло веселье – пиво, мед, пироги с капустой.
Сходились на капустную беседу пирушку и холостые деревенские парни – себе невест приглядывать.
Есть поверье, что если, собираясь на Воздвиженский капустник, прочитать семь раз особого рода заклятье, то приглянувшийся молодой человек скоро сделает предложение.
МАНЯ
«Воздвигни, батюшка, воздвиженье в день, в сердце добра молодца Ивана любовь ко мне, девицы Марии, чтобы этой любви не было конца – веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила. Крепко мое слово, как железо!»
ДУНЯ
С Покрова начинались осенне-зимние увеселения молодежи – посиделки. На посиделки, или супрядки, собирались по вечерам девушки с работой – пряли, шили, вышивали, вязали. Прядение – способ получения нити из растительного волокна или шерсти. Пряли при помощи прялки и веретена. У меня прялка старинная, ее еще мой дедушка подарил бабушке, когда в женихах ходил. Прялка эта называется копылом, т.к. изготовлена из «копани», то есть из дерева, выкорчеванного с корнем. Корневая часть такой прялки является донцем, на которое пряха садится, а ствол дерева, служащий для прикрепления кудели, называется лопастью. Наша семья родом с Вологодчины, и прялка эта вологодская: по лицевой части лопасть украшена резным геометрическим узором (древний вид резьбы – выемчатотрехгранный), по верхнему и нижнему краю лопасти имеются два ряда круглых прорезей, а верхний край заканчивается прорезным архитектурным оформлением, называемым «церковки», "городки", "уточки". Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Для усиления вращения при прядении на веретено одевалось пряслице. Пряслица делались глиняные, деревянные, стеклянные, реже железные, а нередко изготовлялись и из сырой картошки. Нитка особенной петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. За работой девушки пели лирические песни.
Слушай, Маня, Грунька-го чо учудила. Накануне Покрова сожгла свои соломенные старые постели. Говорит, что от "призора недоброго глаза". Совсем молодуха белены объелась.
МАНЯ
Ой, Дуня, а моя маманька-то чего учудила. Поставила Ваньку на пороге избы и сквозь решето облила дитё холодной водой, чтобы простуда не приставала зимой.
ДУНЯ
А я Покров весь год ждала, А чтобы он мне женишка послал. Октябрь то месяц - свадебник, может и мне скоро сватов ждать? Нонче на Покров снег напал, это значит, что много свадеб будет в этом-году. "Бел снег землю прикрывает, не меня ли молоду замуж наряжают?"
МАНЯ
А я на Покров утресь спозаранку побежала в церковь и поставила свечу празднику. В старину поверье было: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет.
ДУНЯ
Есть такая поговорка: "Весело Покров проведешь - дружка найдешь". Давай веселится.
(Звучит песня "Вечор девки" - инсценировка.)
Вечор девки, вечор девки, вечор девки,
Вечор девки вечериночку сидят,
Вечор девки вечериночку сидят.
Пришел к девкам,
Пришел к девкам,
Пришел к девушкам незнамый гостенек,
Пришел к девушкам незнамый гостенек.
Ох, чем гостя, ох, чем гостя,
Еще чем гостя потчевати,
Еще чем гостя потчевати?
Винцом, пивцом,
Винцом, пивцом,
Да винцом, пивцом, сладкой водочкою,
Да винцом, пивцом, сладкой водочкою.
Одна девка, одна девка,
Одна девушка смелее всех была,
Одна девушка смелее всех была.
Она взяла, она взяла, Она взяла парня за руку,
Она взяла парня за руку.
Через скамью, через скамью,
Через скамью парня выбросила,
Через скамью парня выбросила.
ПАРЕНЬ
Девки, вы чо меня гоните?
МАНЯ
А ты, Ванька, чего ходишь - баландаешься?
ПАРЕНЬ
Вовсе я без дела не слоняюсь.
Я пришел себе невесту приглядывать.
Ух ты, выфорки, красотки-то каки..
МАНЯ
А какая бы тебе поглянулась?
ПАРЕНЬ
Чтобы сужена моя раскрасавица была:
И румяна, и умна черноброва и статна,
И разумна, и бела, рукодельная...
МАНЯ
Эвона... У меня тоже свои требования к избраннику есть:
Чтоб в трактиры не ходил,
Чтобы белого не пил,
Папиросы не курил,
В бильярды не играл.
(Исполнение вечерочных, проходочных песен не требовало особых актерских и хореографических данных. Пока все участники увеселения пели песню, двое или четверо солистов должны были прохаживаться по комнате. Такое исполнение доступно каждому, но для того, чтобы пройти такт песни красиво, с приплясом надо было научиться «проходке».
Например участницы младшего игрища пели:
Скажи, воробей,
Скажи, молодой,
Как Марья ходит,
Ивановна гуляет.
— Она эдак, вот эдак
Вот еще, вот эдак.
При этих словах названная в песне девочка должна встать с места, выйти на середину и прохаживаться по комнате. Если она выполняла эти действия, ее хвалили:
Баско ходит - выступает,
Бает - россыпает.
Если ребенок не мог побороть застенчивость, то ему желали: Сорок кадушек соленых лягушек,
Сорок стаканов сухих тараканов. Несколько пар исполняют "проходочную" под песню "Во саду-ли, в огороде").
Во саду ли, в огороде
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Она ростом невеличка,
Бела, круглоличка.
Детинушка бел-кудрявый
За девицей ходит,
Он за девицею ходит –
Ничего не молвит.
— Случай будет в Москву ехать –
Куплю два подарка,
Дорогие два подарка,
Кумач да китайка.
Кумачу я не хочу,
Китайку мне не надо,
Коли любишь ты меня,
Ты возьми колечко.
МАНЯ
Проходочную мы с вами исполнили, а теперь пора и в пляс всем пуститься!
Много танцев нам известно Мы их любим танцевать А на этих посиделках Кадриль хотелось бы сплясать!
(Марьюшка разучивает с ребятами кадриль.)
ДУНЯ
На посиделках молодежь исполняла озорные, шутливые час- тушки, частушки-небылицы. В этих частушках девчата и ребята смеются друг над другом, над собой, а в частушках-небылицах происходят невероятные и забавные истории, неправдоподобные случаи.
(Дуняша предлагает исполнить всем желающим частушка, раздает карточки с текстами.)
(Остальные частушки исполняются другими участниками.)
Между небом и землей
Поросенок вился
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Я не буду здесь жениться,
Я пойду в столовую,
Там найду себе девчонку
Толстую, здоровую.
Ах ты, милая моя,
Я тебя утешу –
Куплю связку кренделей,
На тебя навешу
Ох, милка моя,
Где плясать училась?
У нас лошадь помирала
Точно также билась!
Все пришли, все пришли,
Все по парам сели,
А моего дорогого
Тараканы сьели!
Не сама гармонь играет,
Ручки его белые,
Не гармошка развлекает –
Глазки его серые.
Как надену кофту рябу,
Рябую-прерябую,
А кто с милым рядом сядет,
Морду раскарябую.
Гармонист, гармонист,
Хорошо играете,
Почему же, гармонист,
С нами не гуляете?
Пошла плясать
Моя ясная,
У ней черная коса,
Лента красная.
ДУНЯША
Мы и пели, и плясали, а теперь бы поиграть!
(Проводится игра "Кошки-мышки".)
ВУДУЩАЯ
А сейчас проверим, что вы узнали на наших посиделках.
Когда празднуется Покров?
Какими предметами пользовалась хозяйка при засолке капусты?
Чем занимались девушки на посиделках?
Когда начинались зимние деревенские посиделки?
Литература
Белов В. Лад." Очерки о народной эстетике. - М.: "Молодая гвардия", 1989.
Кащук Ю. Месяцеслов. Владивосток, 1987г.
Новоселова НА.. Вечерки и игрища Приангарья. Красноярск, 1993.
Полноя энциклопедия быта русского. (с:. 172).
Хозяйство и быт русских крестьян. - М.: Советская Россия, 1959.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отзыв Маньковой Екатерины, ученицы 9 класса
20Праздник Покров
октября в Судиславском краеведческом музее прошло мероприятие, посвящённое празднику Покрова Пресвятой Богородицы. В нём принимали участие ученики 9«Б» и 10«Б» классов Судиславской средней школы. Учащиеся вместе с учителем истории Груздевой Ириной Александровной, учителем русского языка и литературы Субботиной Татьяной Борисовной, директором духовно-просветительского центра «Светоч» Ходыревой Галиной Кузьминичной, директором музея Копыловой Ольгой Борисовной подготовили материалы и выступление для праздника. Гостями были ученики 6Б класса.
Целью этого мероприятия являлось ознакомление детей с русскими традициями, с историей происхождения праздника Покрова, привитие им светлых моральных качеств: доброты, милосердия и сострадания.
В первой части рассказывалось об истории возникновения праздника Покрова, а также о народных поверьях и сказаниях того времени. Дальше выступающие показали жизнь русских крестьян и как проходили деревенские посиделки на Покров. В частности уделялось внимание приготовлениям крестьян к зиме. Девушки наглядно показывали повседневную деревенскую жизнь, рассказывали о народных обычаях, пели лирические песни. В конце программы юноши и девушки пели частушки.
Много интересного о русских традициях рассказала Ольга Борисовна Копылова.
В конце мероприятия добрым словом нас напутствовала директор ДПЦ «Светоч» Галина Кузьминична Ходырева. Мы вспомнили о многих православных христианских ценностях.
В подготовке и проведении праздника участвовали ученики 10»Б» класса Левакова Алена, Дмитриев Владимир, Кукушкина Мария, Лисина Алена, Чистякова Кристина, Смирнова Анна, Михайлова Екатерина, Смирнов Максим, ученики 9»Б» класса Ильина Ира.
Такое мероприятие, как праздник Покров, приобщает к православной духовной культуре, помогает спастись от духовного и нравственного развращения, объединяет людей. Всем участникам оно очень понравилось и запомнилось.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Отзыв
директора духовно-просветительского центра «Светоч» Ходыревой Г.К.
на мероприятие «Покров-Батюшка»
Духовно-просветительский центр «Светоч» с момента своего образования постарался наладить взаимоотношения с МОУ Судиславской средней общеобразовательной школой. Основной задачей сотрудничества является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Ознакомление молодежи с православными традициями, культурой и бытом русского народа. Воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине и России. Привитие им таких понятий, как: милосердие, сострадание, благотворительность, добродетели. В этих целях проводятся мероприятия на все православные праздники по специально разработанным сценариям. Ставятся спектакли по сказкам на православной основе, проводятся беседы и встречи с настоятелями храмов. Для участия в мероприятиях привлекаются ученики старших классов. Зрителями являются ученики младшего и среднего звена, воспитанники детских садов поселка Судиславль и его окрестностей. Все эти мероприятия направлены на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Такие мероприятия становятся все более востребованы среди учащихся и воспитанников детских садов.
20 октября в краеведческом музее поселка Судиславль прошло очередное запланированное совместное мероприятие. Оно было посвящено православному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Поиском материала для сценария были заняты ученики 9-10-х классов средней школы, директор ДПЦ «Светоч» Ходырева Г.К., преподаватель русского языка и литературы Субботина Т.Б., учитель истории Груздева И.А. Получился интересный, разноплановый сценарий. Ученики серьезно и ответственно отнеслись к подготовке мероприятия.
В день выступления чувствовалось волнение у всех, как у выступающих, так и у руководителей. Спокойны были только зрители, ученики 6-б класса. Директор музея Копылова О.Б. оказалась гостеприимной хозяйкой. Она предоставила музейные экспонаты, которые когда-то были неотъемлемой частью быта русского народа, и поэтому они точно воспроизводили картину того времени.
Начало мероприятия открыло выступление директора ДПЦ «Светоч», которая поздравила всех присутствующих с православным праздником Покрова, рассказала о его значении среди православных. Далее мероприятие продолжило выступление учеников. Они рассказали о истории возникновения праздника, с какими событиями это связано, временем его возникновения. Затем прозвучали духовные песнопения, которые проникали в душу каждого, наполняя ее трепетом и возвышенностью. После чего были показаны сцены Покровских посиделок, да так убедительно, что казалось, будто бы все перенеслись во времени и оказались в далеком прошлом, в простой крестьянской избе. Там собрались молодые девушки и парни на «большие» посиделки. Девушки в длинных сарафанах, парни в рубахах с кушаками. При свечах девушки сидят за резными прялками с куделями и веретенами. Они увлечены работой, вот-вот крутанут пальцами веретена, и они будут вращаться, закручивая нить. Другая девушка взяла в руки тяпки для рубки капусты, которая лежит в деревянном корытце. Вот парень удалой, тряхнув своими вихрами, приглашает девушек на танцы. Они в ответ ему начинают одна за другой петь озорные частушки .Пели они задорно и всем зрителям хотелось стать участниками посиделок.
Ученики шестого класса сидели, словно завороженные. Следя за происходящим. Они старались все запомнить и рассмотреть. И это им пригодилось. После окончания спектакля они легко и с удовольствием ответили на заданные вопросы, за что получили сладкие призы, так же, как и участники представления.
Мероприятие удалось на славу. Прошло оно на одном дыхании. Ушли с мероприятия все довольные и восторженные. Директор ДПЦ «Светоч» благодарна ученикам и их преподавателям Субботиной Т.Б. и Груздевой И.А. за их чуткие, отзывчивые сердца, за их безотказность для достижения общей цели. Они проводят большую работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Благодарна директору краеведческого музея Копыловой О.Б. за музей и предоставленные экспонаты для проведения мероприятия. Ведь только в единстве сила и возможность добиться положительного результата по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.