kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Растения и животные лесов и тугаев

Нажмите, чтобы узнать подробности

V ЭТАП:  Подведение итогов.

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная

Содержание деятельности:

- Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему надо беречь и охранять воду?». Поможет ответить заполненный нами 3 столбик таблицы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Растения и животные лесов и тугаев »

Тема урока: Растения и животные лесов и тугаев

Цель урока: продолжаем знакомить учащихся с природными зонами Казахстана

Задачи урока:

- познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаёв, животным и

растительным миром; расширить представление о природных богатствах лесов и тугаёв;

- развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к природе.

Тип урока – урок объяснения

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: карта Республики Казахстан, гербарий растений леса, иллюстрации

растений и животных, лесов и тугаёв, карточки с заданиями, мозаика, жетоны, значки с обозначениями леса, диск с записью фильма о Боровом, использование интерактивной доски для просмотра фильма.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Выберем настроение урока. ( три мордашки: весёлая, серьёзная, грустная )

- Ребята, какую бы вы выбрали мордашку для нашего урока?

- Почему? А какая сегодня погода?

- А соответствует ли погода нашему настроению?

- Итак, мы постараемся пронести наше доброе, весёлое настроение через весь наш урок. Ведь сегодня мы будем говорить о нашем родном крае – о Казахстане.

2. Объявление цели и задач урока.

Беспредельна, необъятна, широка

Степь привольная Сары-Арка.

Открытая полынным ветрам,

Раскинулась на сотни километров.

Всюду простор и ковыльные степи

Да сопок неровных неровные цепи.

И вдруг, как чудо из чудес

Среди степи поднялись горы, лес,

Высокие скалы, лесные поляны –

Всё это земля родного Казахстана!

- Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о

лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с животным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.

- Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких групп учёных. Они будут исследовать леса и тугаи. (дети разделены на 4 группы)

географы

ботаники

зоологи

экологи

- Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?

3.Формирование новых знаний и умений.

- Какие природные зоны входят на территорию Казахстана? ( Лесостепь, степь, пусты ни, полупустыни, горные районы.)

- А в какой природной зоне живём мы?

-Как ещё называется это место? (Сары-Арка)

- Что такое степь? Когда она особенно красива?

- Итак, начинаем исследовать леса и тугаи. Послушайте старую казахскую легенду.

Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир, подарил одним народам широкие и глубокие моря и реки, другим высокие горы, одетые густыми лесами, белоснежными шапками, третьих одарил плодородными полями и цветущими садами. А казахам оставил лишь сухие степи. Вставал тогда народ и решил просить у всевышнего хоть маленькую толику того прекрасного, что осталось у него в мешке. Но не откликнулся Аллах на просьбу степняков. Тогда весёлый пересмешник Алдар-косе, решил пере хитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот согласился, но где можно спрятаться в пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах холмик, чтобы укрыться за ним и спрятался. А хитрый Алдар-косе незаметно проделал в мешке дырку, из которой высыпались на землю скалистые горы, поросшие густыми лесами, вылились прозрачные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и птицы. Так гласит легенда.

- И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим , где природа создала удивительный мир красок, форм и звуков.

- А кто знает, где в Казахстане есть леса?

- Вблизи г. Кокшетау живописное место по-казахски звучит Бурабай, а по-русски Боровое.

- В Карагандинской области – Каркаралинск.

- В Павлодарской области – Баян-аул.

- В Костанайской области известный лес Наурзум-карагай. ( поставить на карте значки)

- А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах?

- Предоставим слово географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и

теперь расскажут нам о них.

1 географ – В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и пустынной зон много тугаёв. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь. (пояснение учителя)

2 географ – На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены большие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их называют ленточными борами.

- Что такое бор?

- Как вы понимаете «ленточный бор»?

3 географ – Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это

известный лес Наурзум-карагай.

4 географ – В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами.

- Как понимаете выражение «гранитный бор»?

- А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчужин Казахстана – Боровом. Смотрим молча и внимательно. А когда посмотрите , скажите, что вы увидели из того, о чём вам рассказали географы.

- Что такое тугай?

- Где в Казахстане встречаются леса?

- Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений,

плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует росту растений в лесах и тугаях?

- Давайте вспомним из 2,3 классов все ли растения равномерны?

1этаж – травы, цветы

2этаж – кустарники

3этаж – деревья

- Слово ботаникам. Они раздают задание группам.

Мозаика. Необходимо из кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья: берёза, осина, сосна, дуб. После того как собрали, спикеры выносят деревья на доску.

Рядом гербарий. (прикреп. на доску)

- Что можете сказать о берёзе?

1ботаник - Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза –

светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора берёзы белая. Народ с любовью называет её берёзонькой, кудрявой, белоствольной. Много песен и стихов сложено о ней. Живёт берёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты. Берёзовые рощи называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт много низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина, малина.

2 ботаник – Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина - стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом растут густые травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами, земляника.

3 ботаник-В некоторых местах забралась в лес сосна. Сосновый лес светлый, сухой и

красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна - хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, прямые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующее крону.

4 ботаник-Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому не страшны ему никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет. Кору- применяют в кожевенном деле. Справка: Самый старый дуб (2000л.) на земле, находится в Литве.

- На какие группы можно разделить эти деревья?

- Чем они отличаются?

- А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину.

- Из какого дерева делают спички? (осина)

- Какое дерево применяют для изготовления лыж? (берёза)

- У каких деревьев осенью листья красные? (рябина)

- Из какого дерева делают пианино? (ель)

- Какое дерево даёт сок? (берёза)

- Какие дрова самые жаркие? (дуб, берёза)

- Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество различных животных.

Слово зоологам. Звери прислали телеграммы , но телеграммы без ответа. Вы должны

отгадать - кто прислал эти телеграммы.

1 зоолог - Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего

этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой деревьев. (заяц-картинка)

2 зоолог- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди. Но если этой пищи нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков. (медведь-

картинка)

3 зоолог- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров вы соты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но очень мы и соль любим.(лось-картинка)

- А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем в учебнике. Стр.56-57 (чтение вслух)

- Какие животные обитают в лесах и тугаях?

- Какие птицы там водятся?

- Как дни приспособились к жизни среди деревьев и кустарников?

Слово экологам.

1эколог – Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь кислородом.

2эколог – Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес – это дом зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью живительным воздухом. Прогулка в лес – источник радости и здоровья.

3 эколог - Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.

Экологи предлагают разобрать ситуации. Что неправильно делали дети в лесу? Какие

правила они нарушили?

1 ситуация.

Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и

пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусором под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по два букета цветов. Довольные они отправились домой.

Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет.

2 ситуация.

В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в

весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы

увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.

3 ситуация.

Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы увидели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой.

Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых.

4 ситуация.

Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита!

Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разожгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Довольные ребята отправились домой.

- Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.

-В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», который записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна. Долг каждого гражданина беречь и охранять природу.

4. Закрепление.

- О чём мы сегодня говорили?

- Что такое тугаи? Бор?

- Где в Казахстане встречаются леса и тугаи?

- Какие деревья растут в лесах и тугаях?

- А какие ещё растения?

- Какие животные водятся в лесах и тугаях?

- Почему мы должны охранять лес?

- Что даёт нам лес?

- Какие правила мы должны соблюдать в лесу?

- Что требуется от каждого человека?

- Был ли полезен для вас этот урок?

- Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило?

- Я бы хотела закончить наш урок словами:

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней,

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

5. Подведение итогов, оценки.

6. Домашнее задание

стр.56-57 читать, отвечать на вопросы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Растения и животные лесов и тугаев

Автор: Попова Юлия Геннадьевна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСОВ И ТУГАЕВ""
    ["seo_title"] => string(70) "urokpopoznaniiumirav4klassienatiemurastieniiaizhivotnyieliesovitugaiev"
    ["file_id"] => string(6) "289777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454858856"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Растения  и  животные  лесов  и  тугаев"
    ["seo_title"] => string(43) "rastieniia-i-zhivotnyie-liesov-i-tughaiev-1"
    ["file_id"] => string(6) "275664"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452608030"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок на тему: "Леса и тугаи. Растения и животные лесов и тугаев". "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-na-tiemu-liesa-i-tughai-rastieniia-i-zhivotnyie-liesov-i-tughaiev"
    ["file_id"] => string(6) "112068"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408259287"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока познания мира на тему: "Растения и животные лесов и тугаёв" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-na-tiemu-rastieniia-i-zhivotnyie-liesov-i-tughaiov"
    ["file_id"] => string(6) "204774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429722108"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Леса и тугаи. Растения и животные тугаев "
    ["seo_title"] => string(47) "liesa-i-tughai-rastieniia-i-zhivotnyie-tughaiev"
    ["file_id"] => string(6) "207501"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430501908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства