Тема урока: Леса и тугаи. Растения и животные тугаев.
ЦЕЛЬ: 1.Познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаев, животным и растительным миром; расширить представление о природных богатствах лесов и тугаев.
2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать
выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к
природе.
Тип урока – урок формирования новых зонов.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта Республики Казахстан, гербарий растений леса, иллюстрации растений и животных, лесов и тугаев, карточки с заданиями, мозаика, жетоны, значки с обозначениями леса, диск с записью фильма о
Боровом, использование интерактивной доски для просмотра фильма.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Выберем настроение урока. ( три мордашки: весёлая, серьёзная, грустная )
- Ребята, какую бы вы выбрали мордашку для нашего урока?
- Почему? А какая сегодня погода?
- А соответствует ли погода нашему настроению?
- Итак, мы постараемся пронести наше доброе, весёлое настроение через весь наш урок. Ведь сегодня мы будем говорить о нашем родном крае – о Казахстане.
2. Объявление цели и задач урока.
Беспредельна, необъятна, широка
Степь привольная Сары-Арка.
Открытая полынным ветрам,
Раскинулась на сотни километров.
Всюду простор и ковыльные степи
Да сопок неровных неровные цепи.
И вдруг, как чудо из чудес
Среди степи поднялись горы, лес,
Высокие скалы, лесные поляны –
Всё это земля родного Казахстана!
В Казахстане есть две крупные пустыни- это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу.
- Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с животным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.
- Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких групп
учёных. Они будут исследовать леса и тугаи.
- Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?
3.Формирование новых знаний и умений.
- А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину.
- Из какого дерева делают спички?(осина)
- Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза)
- У каких деревьев осенью листья красные?(рябина)
- Из какого дерева делают пианино?(ель)
- Какое дерево даёт сок?(берёза)
- Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза)
- Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество различных животных.
1 зоолог- Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад.
Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вер-
теть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой де-
ревьев. (заяц-картинка)
2 зоолог- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись,
то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь.
Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью
скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды
и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди.Но если этой пищи
нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь-
картинка)
3 зоолог- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров вы-
соты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми:
рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, сви-
сающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древес-
ные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но
очень мы и соль любим.(лось-картинка)
1 ситуация.
Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусором под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по два букета цветов. Довольные они отправились домой.
Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет.
2 ситуация.
В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.
3 ситуация.
Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы увидели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой.
Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых.
4 ситуация.
Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита!
Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разожгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Довольные ребята отправились домой.
- Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.
-В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», который записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна.
Долг каждого гражданина беречь и охранять природу.
4. Закрепление.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что такое тугаи? Бор?
- Где в Казахстане встречаются леса и тугаи?
- Какие деревья растут в лесах и тугаях?
- А какие ещё растения?
- Какие животные водятся в лесах и тугаях?
- Почему мы должны охранять лес?
- Что даёт нам лес?
- Какие правила мы должны соблюдать в лесу?
- Что требуется от каждого человека?
- Был ли полезен для вас этот урок?
- Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило?
- Я бы хотела закончить наш урок словами:
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
5. Подведение итогов, оценки. Домашнее задание. Стр.94-99
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Леса и тугаи. Растения и животные тугаев »
Жасаралова Индира Жасараловна
Учительница начальных классов школы-лицея №266
Казалинского района Кызылординской области
Познание мира
Тема урока: Леса и тугаи. Растения и животные тугаев.
ЦЕЛЬ: 1.Познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаев, животным и растительным миром; расширить представление о природных богатствах лесов и тугаев. 2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к природе. Тип урока – урок формирования новых зонов.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта Республики Казахстан, гербарий растений леса, иллюстрации растений и животных, лесов и тугаев, карточки с заданиями, мозаика, жетоны, значки с обозначениями леса, диск с записью фильма о Боровом, использование интерактивной доски для просмотра фильма. ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. - Выберем настроение урока. ( три мордашки: весёлая, серьёзная, грустная ) - Ребята, какую бы вы выбрали мордашку для нашего урока? - Почему? А какая сегодня погода? - А соответствует ли погода нашему настроению? - Итак, мы постараемся пронести наше доброе, весёлое настроение через весь наш урок. Ведь сегодня мы будем говорить о нашем родном крае – о Казахстане.
2. Объявление цели и задач урока.
Беспредельна, необъятна, широка Степь привольная Сары-Арка. Открытая полынным ветрам, Раскинулась на сотни километров. Всюду простор и ковыльные степи Да сопок неровных неровные цепи. И вдруг, как чудо из чудес Среди степи поднялись горы, лес, Высокие скалы, лесные поляны – Всё это земля родного Казахстана!
В Казахстане есть две крупные пустыни- это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу.
- Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с животным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.
- Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких групп учёных. Они будут исследовать леса и тугаи. - Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?
3.Формирование новых знаний и умений.
- А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину. - Из какого дерева делают спички?(осина) - Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза) - У каких деревьев осенью листья красные?(рябина) - Из какого дерева делают пианино?(ель) - Какое дерево даёт сок?(берёза) - Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза)
- Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество различных животных.
1 зоолог- Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вер- теть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой де- ревьев. (заяц-картинка)
2 зоолог- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди .Но если этой пищи нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь- картинка)
3 зоолог- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров вы- соты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, сви- сающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древес- ные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но очень мы и соль любим.(лось-картинка)
1 ситуация. Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусором под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по два букета цветов. Довольные они отправились домой.
2 ситуация. В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.
3 ситуация. Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы увидели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой. Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых.
4 ситуация. Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита! Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разожгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Довольные ребята отправились домой.
- Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.
-В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», который записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна. Долг каждого гражданина беречь и охранять природу. 4. Закрепление. - О чём мы сегодня говорили? - Что такое тугаи? Бор? - Где в Казахстане встречаются леса и тугаи? - Какие деревья растут в лесах и тугаях? - А какие ещё растения? - Какие животные водятся в лесах и тугаях? - Почему мы должны охранять лес? - Что даёт нам лес? - Какие правила мы должны соблюдать в лесу? - Что требуется от каждого человека? - Был ли полезен для вас этот урок? - Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило? - Я бы хотела закончить наш урок словами:
Любите родную природу – Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней, Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей.