kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока познания мира на тему: "Растения и животные лесов и тугаёв"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели

Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Ознакомить с частями лесов, географическим положением.

Познакомить с растительным и животным миром. Познакомить детей с названиями групп растений. Обобщить знания о животных.

Развивать познавательную активность,  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока

Урок изучение нового

Методы

Наглядный, самостоятельный, групповой

Время

ресурсы

Действия учителя

3мин

ИКТ

Организовывает  учебный  процесс. Психологически настраивает  учащихся     

Психологический  настрой "Есть друзья".

3 мин

картинки

11)-Ребята, о чем мы говорим на протяжении ннескольких уроков познания мира?  (о природе родного края).

  • -А где мы живем?   (в Казахстане)
  • -Значит мы говорим о какой природе?   (о природе Казахстана)

Стихотворение  (читает учитель)

Всюду простор и ковыльные степи 
Да сопок неровных неровные цепи. 
И вдруг, как чудо из чудес 
Среди степи поднялись горы, лес, 
Высокие скалы, лесные поляны – 
Всё это земля родного Казахстана!

  • -Есть у нас в Казахстане эти красивые земные участки?
  • -Выполните 1 задание - дайте определение к изображенному на картинке.
  • -О чем мы уже знаем  и подробно говорили на уроках?  ( о луге, о степи, о пустыне)

3мин

 ИКТ

карточки

3.  Постановка темы урока.

  • -Как вы думаете, о  чем мы сегодня будем говорить?
  • -Сформулируйте тему нашего урока.
  • -А сейчас послушайте  звуки и потом скажите, что вы себе представили.  Можно закрыть глаза. (звучит фонограмма звуки леса)
  • -Определите критерии успешности: что мы должны знать и уметь по этой теме?

4.  Прием "Ассоциации"

  • -Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "ЛЕС"

5.   Работа по теме урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня  мы с вами отправимся в путешествие в лес  с ученым советом, а в роли  учёных будете вы.  Вы будете исследовать   леса и тугаи. А оценивать группы мы будем с помощью даров леса. Итак в путь с собой мы возьмем свои корзинки в которые мы будем складывать свои дары.

1 группа - географы 
2 группа - ботаники 
3 группа - зоологи 
- Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные

5мин

 ИКТ

видеофильм

6)Выступление группы географов.

  Предоставим слово географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и теперь расскажут нам о них.

Где в Казахстане есть леса?

Вблизи г. Кокшетау есть живописное место,  по-казахски называют  Бурабай, а по-русски Боровое. 
 В Карагандинской области – Каркаралинск. 
 В Павлодарской области – Баян-аул. 
 В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса.

Лес-это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками.
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчужин Казахстана – Боровом.

- Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений, плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует 
росту растений в лесах и тугаях? 
Лес можно сравнить с домом.  Почему? Лес  - это дом для растений и животных.
Как в доме,  растения в лесу располагаются  этажами, ученые называют их  ярусами:
I ярус – это ярус высоких деревьев;
- Какие деревья можно встретить лесу? (дуб, сосна, ель, тополь, береза)
II ярус –ярус низких деревьев, кустарников, молодого подроста;
- Какие растения можно отнести к этому этажу? (яблоня, рябина, черемуха, смородина, шиповник)
III ярус – травянистые растения, мхи, грибы, небольшие кустарнички.

 

7)Слово ботаникам.

Мозаика. Необходимо из кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья: 
берёза, осина, сосна, дуб.

- А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину. 

-Из какого дерева делают спички?(осина) 
- Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза) 
У каких деревьев осенью листья красные?(рябина) 

- Из какого дерева делают пианино?(ель) 

- Какое дерево даёт сок?(берёза) 
- Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза)

2мин

видеоролик

Физминутка « Вместе весело»

10 мин

ИКТ

картинки

-Ребята в лесах и тугаях  растут не только растения,но и живёт великое множество животных

8)Слово зоологам

- Звери прислали телеграммы, но телеграммы без ответа. Вы должны  отгадать –кто прислал эти телеграммы.

- Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего 
этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу. 
Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вер- 
теть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой деревьев. (заяц-картинка

- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. 
Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди. Но если этой пищи 
нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь- 
картинка

- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров высоты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: 
рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но очень мы и соль любим.(лось-картинка

5 мин

презентация

1)Почти половина территории нашей страны покрыта лесами.
Они защищают воздух от пыли и вредных выбросов, обогащают его кислородом.
2) Природа  леса необыкновенно красива и разнообразна. 
Для людей  – лес любимое место отдыха. Прогулка в лес - источник радости и здоровья.
3)Лес растёт при определённых условиях тепла и увлажнения.
Для человека лес – это источник ягод, грибов, лекарственных растений.

4)Территория, покрытая лесом, в последнее столетие значительно уменьшилась.
Человеку лес даёт ценные строительные материалы. Это источник древесины. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое.

5)Лес называют природным сообществом.
Леса дают приют многим видам растений и животных.
Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.

 Разумно ли человек использует дары леса, какой вред наносят люди? 
Сбор растений и насекомых для коллекций 
Поджигают сухую траву 
Вырубают лес 
Берут сок 
Браконьерство

К чему же это привело? 
 

1 ситуация: «Как бы поступил ты»? 
Оля и Валя пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. После обеда они собрали остатки еды, обрывки бумаги и бросили под куст.

1 целлофановый пакет разлагается 1000 лет

2 ситуация. 
В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в 
весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.

5 мин

Карточки

10) - Рефлексия - этап отображения, осмысления. 
а) Что человек может сделать для охраны лесов? 
Беречь обитателей, не рвать растения 
Объяснять другим людям их важность 
- Как видите, человечество всегда находилось в прямой зависимости от состояния окружающей среды. В наши дни эта зависимость возросла. 
б) Работа в системе RAFT. 
- Представьте, что вы - Лес - это роль. Вы обращаетесь к людям всей планеты - это аудитория - со словами: «Не навреди» (тема). Форма эссе - письмо. 
(ученикам дается ладошка помощи) 
Дети зачитывают свои творческие работы

11)Написать синквейн на тему: «ЛЕС»

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – действия (глаголы).

Третья строка.2 слова – 3 слова описания  этого понятия (прилагательные).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Заполнить таблицу:

-Выскажите мнение человек-друг леса или его враг? Когда человек является другом леса и наоборот?

Друг

Враг

2 мин

Дерево успеха, смайлики, стикеры.

Рефлексия  оцените свою работу во время урока на дереве успеха. 
Если я многое понял на уроке, был активен при работе в
 группе, меня слушали в группе, я удовлетворен своей  работой – на крону дерева 
Если я многое понял, но в группе работал неуверенно, в
 основном слушал, а не предлагал, - на ствол дерева
Если для меня что-то осталось неясно, в группе я только
 слушал, мне еще раз надо прочитать и объяснить –  на корни дерева
Домашнее задание
   стр 56-57 перес

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока познания мира на тему: "Растения и животные лесов и тугаёв" »



Кобдинская средняя школа















Учитель начальных классов:

Исхакова Л.М.































2014-20015 уч.год



Дата

19.12.14

Предмет

Познание мира

Тема урока

Растения и животные лесов и тугаев


Цели

Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Ознакомить с частями лесов, географическим положением.

Познакомить с растительным и животным миром. Познакомить детей с названиями групп растений. Обобщить знания о животных.

Развивать познавательную активность, Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока

Урок изучение нового

Методы

Наглядный, самостоятельный, групповой

Время

ресурсы

Действия учителя

Действие ученика

3мин

ИКТ

Организовывает учебный процесс. Психологически настраивает учащихся  

Психологический настрой "Есть друзья".

Приветствуют учителя. Делятся на группы.

3 мин

картинки

11)-Ребята, о чем мы говорим на протяжении ннескольких уроков познания мира?  (о природе родного края).

  • -А где мы живем?   (в Казахстане)

  • -Значит мы говорим о какой природе?   (о природе Казахстана)

Стихотворение  (читает учитель)

Всюду простор и ковыльные степи 
Да сопок неровных неровные цепи. 
И вдруг, как чудо из чудес 
Среди степи поднялись горы, лес, 
Высокие скалы, лесные поляны – 
Всё это земля родного Казахстана!

  • -Есть у нас в Казахстане эти красивые земные участки?

  • -Выполните 1 задание - дайте определение к изображенному на картинке.

  • -О чем мы уже знаем  и подробно говорили на уроках?  ( о луге, о степи, о пустыне)


отвечают на вопросы учителя


Дают определения по картинкам

Луг-участок земли, покрытый травинистой растительностью.

Степь-это безлесные пространство с черноземами и каштановыми почвами.

Пустыни- это огромные территории, которые отличаются крайне сухим климатом.

3мин

ИКТ

карточки

3.  Постановка темы урока.

  • -Как вы думаете, о  чем мы сегодня будем говорить?

  • -Сформулируйте тему нашего урока.

  • -А сейчас послушайте  звуки и потом скажите, что вы себе представили.  Можно закрыть глаза. (звучит фонограмма звуки леса)

  • -Определите критерии успешности: что мы должны знать и уметь по этой теме?





4.  Прием "Ассоциации"

  • -Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "ЛЕС"


Подбирают ассоциации к слову лес



5.   Работа по теме урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес с ученым советом, а в роли  учёных будете вы.  Вы будете исследовать   леса и тугаи. А оценивать группы мы будем с помощью даров леса. Итак в путь с собой мы возьмем свои корзинки в которые мы будем складывать свои дары.

1 группа - географы 
2 группа - ботаники 
3 группа - зоологи 
- Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные


5мин

ИКТ

видеофильм

6)Выступление группы географов.

Предоставим слово географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и теперь расскажут нам о них.

Где в Казахстане есть леса?

Вблизи г. Кокшетау есть живописное место,  по-казахски называют  Бурабай, а по-русски Боровое. 
 В Карагандинской области – Каркаралинск. 
 В Павлодарской области – Баян-аул. 
 В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса.

Лес-это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками.
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчужин Казахстана – Боровом.

- Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений, плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует 
росту растений в лесах и тугаях?
 
Лес можно сравнить с домом.  Почему? Лес  - это дом для растений и животных.
Как в доме,  растения в лесу располагаются  этажами, ученые называют их  ярусами:
I ярус – это ярус высоких деревьев;
- Какие деревья можно встретить лесу? (дуб, сосна, ель, тополь, береза)
II ярус –ярус низких деревьев, кустарников, молодого подроста;
- Какие растения можно отнести к этому этажу? (яблоня, рябина, черемуха, смородина, шиповник)
III ярус – травянистые растения, мхи, грибы, небольшие кустарнички.


Читают информацию об ушах




7)Слово ботаникам.

Мозаика. Необходимо из кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья: 
берёза, осина, сосна, дуб.

- А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину. 

-Из какого дерева делают спички?(осина) 
- Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза)
 
У каких деревьев осенью листья красные?(рябина)
 

- Из какого дерева делают пианино?(ель) 

- Какое дерево даёт сок?(берёза) 
- Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза)

Собирают мозаику Выступает группа ботаников

2мин

видеоролик

Физминутка « Вместе весело»

Повторяют движения


10 мин

ИКТ

картинки

-Ребята в лесах и тугаях растут не только растения ,но и живёт великое множество животных

8)Слово зоологам

- Звери прислали телеграммы , но телеграммы без ответа. Вы должны  отгадать –кто прислал эти телеграммы.

- Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего 
этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу.
 
Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у
 меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вер- 
теть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой деревьев. (заяц-картинка

- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. 
Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью
 скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди. Но если этой пищи 
нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь-
 
картинка

- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров высоты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: 
рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но
 очень мы и соль любим.(лось-картинка

Выступают зоологи по коллажу



Угадывают животных

5 мин

презентация

1)Почти половина территории нашей страны покрыта лесами.
Они защищают воздух от пыли и вредных выбросов, обогащают его кислородом.
2) Природа  леса необыкновенно красива и разнообразна. 
Для людей  – лес любимое место отдыха. Прогулка в лес - источник радости и здоровья.
3)Лес растёт при определённых условиях тепла и увлажнения.
Для человека лес – это источник ягод, грибов, лекарственных растений.

4)Территория, покрытая лесом, в последнее столетие значительно уменьшилась.
Человеку лес даёт ценные строительные материалы. Это источник древесины. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое.

5)Лес называют природным сообществом.
Леса дают приют многим видам растений и животных.
Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.

Разумно ли человек использует дары леса, какой вред наносят люди? 
Сбор растений и насекомых для коллекций
 
Поджигают сухую траву
 
Вырубают лес
 
Берут сок
 
Браконьерство

К чему же это привело? 

1 ситуация: «Как бы поступил ты»? 
Оля и Валя пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. После обеда они собрали остатки еды, обрывки бумаги и бросили под куст.

1 целлофановый пакет разлагается 1000 лет


2 ситуация. 
В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в
 
весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы
 увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.



5 мин

Карточки

10) - Рефлексия - этап отображения, осмысления. 
а) Что человек может сделать для охраны лесов?
 
Беречь обитателей, не рвать растения
 
Объяснять другим людям их важность
 
- Как видите, человечество всегда находилось в прямой зависимости от состояния окружающей среды. В наши дни эта зависимость возросла.
 
б) Работа в системе RAFT.
 
- Представьте, что вы - Лес - это роль. Вы обращаетесь к людям всей планеты - это аудитория - со словами: «Не навреди» (тема). Форма эссе - письмо.
 
(ученикам дается ладошка помощи)
 
Дети зачитывают свои творческие работы


11)Написать синквейн на тему: «ЛЕС»

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – действия (глаголы).

Третья строка.2 слова – 3 слова описания этого понятия (прилагательные).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.


Заполнить таблицу:

-Выскажите мнение человек-друг леса или его враг? Когда человек является другом леса и наоборот?

Друг

Враг













Дети зачитывают свои творческие работы

Пишут синквейн к слову лес.

Заполняют таблицы в паре.

2 мин

Дерево успеха, смайлики, стикеры.

Рефлексия оцените свою работу во время урока на дереве успеха.. 
Если я многое понял на уроке, был активен при работе в
 группе, меня слушали в группе, я удовлетворен своей  работой – на крону дерева 
Если я многое понял, но в группе работал неуверенно, в
 основном слушал, а не предлагал, - на ствол дерева
Если для меня что-то осталось неясно, в группе я только
 слушал, мне еще раз надо прочитать и объяснить –  на корни дерева
Домашнее задание
  стр 56-57 перес


Рефлексируют , подсчитывают дары леса, записывают домашнее задание, приклеивают смайлики на экран настроения.

Анализ урока

Что прошло удачно?





Что хотелось изменить?













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока познания мира на тему: "Растения и животные лесов и тугаёв"

Автор: Исхакова Ляззат Манарбековна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204774

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства