Цели
Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Ознакомить с частями лесов, географическим положением.
Познакомить с растительным и животным миром. Познакомить детей с названиями групп растений. Обобщить знания о животных.
Развивать познавательную активность, Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока
Урок изучение нового
Методы
Наглядный, самостоятельный, групповой
Время
ресурсы
Действия учителя
3мин
ИКТ
Организовывает учебный процесс. Психологически настраивает учащихся
Психологический настрой "Есть друзья".
3 мин
картинки
11)-Ребята, о чем мы говорим на протяжении ннескольких уроков познания мира? (о природе родного края).
- -А где мы живем? (в Казахстане)
- -Значит мы говорим о какой природе? (о природе Казахстана)
Стихотворение (читает учитель)
Всюду простор и ковыльные степи
Да сопок неровных неровные цепи.
И вдруг, как чудо из чудес
Среди степи поднялись горы, лес,
Высокие скалы, лесные поляны –
Всё это земля родного Казахстана!
- -Есть у нас в Казахстане эти красивые земные участки?
- -Выполните 1 задание - дайте определение к изображенному на картинке.
- -О чем мы уже знаем и подробно говорили на уроках? ( о луге, о степи, о пустыне)
3мин
ИКТ
карточки
3. Постановка темы урока.
- -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- -Сформулируйте тему нашего урока.
- -А сейчас послушайте звуки и потом скажите, что вы себе представили. Можно закрыть глаза. (звучит фонограмма звуки леса)
- -Определите критерии успешности: что мы должны знать и уметь по этой теме?
4. Прием "Ассоциации"
- -Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "ЛЕС"
5. Работа по теме урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес с ученым советом, а в роли учёных будете вы. Вы будете исследовать леса и тугаи. А оценивать группы мы будем с помощью даров леса. Итак в путь с собой мы возьмем свои корзинки в которые мы будем складывать свои дары.
1 группа - географы
2 группа - ботаники
3 группа - зоологи
- Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные
5мин
ИКТ
видеофильм
6)Выступление группы географов.
Предоставим слово географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и теперь расскажут нам о них.
- Где в Казахстане есть леса?
Вблизи г. Кокшетау есть живописное место, по-казахски называют Бурабай, а по-русски Боровое.
В Карагандинской области – Каркаралинск.
В Павлодарской области – Баян-аул.
В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса.
Лес-это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками.
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчужин Казахстана – Боровом.
- Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений, плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует
росту растений в лесах и тугаях?
Лес можно сравнить с домом. Почему? Лес - это дом для растений и животных.
Как в доме, растения в лесу располагаются этажами, ученые называют их ярусами:
I ярус – это ярус высоких деревьев;
- Какие деревья можно встретить лесу? (дуб, сосна, ель, тополь, береза)
II ярус –ярус низких деревьев, кустарников, молодого подроста;
- Какие растения можно отнести к этому этажу? (яблоня, рябина, черемуха, смородина, шиповник)
III ярус – травянистые растения, мхи, грибы, небольшие кустарнички.
7)Слово ботаникам.
Мозаика. Необходимо из кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья:
берёза, осина, сосна, дуб.
- А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину.
-Из какого дерева делают спички?(осина)
- Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза)
У каких деревьев осенью листья красные?(рябина)
- Из какого дерева делают пианино?(ель)
- Какое дерево даёт сок?(берёза)
- Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза)
2мин
видеоролик
Физминутка « Вместе весело»
10 мин
ИКТ
картинки
-Ребята в лесах и тугаях растут не только растения,но и живёт великое множество животных
8)Слово зоологам
- Звери прислали телеграммы, но телеграммы без ответа. Вы должны отгадать –кто прислал эти телеграммы.
- Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего
этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу.
Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вер-
теть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой деревьев. (заяц-картинка
- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь.
Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди. Но если этой пищи
нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь-
картинка
- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров высоты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми:
рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но очень мы и соль любим.(лось-картинка
5 мин
презентация
1)Почти половина территории нашей страны покрыта лесами.
Они защищают воздух от пыли и вредных выбросов, обогащают его кислородом.
2) Природа леса необыкновенно красива и разнообразна.
Для людей – лес любимое место отдыха. Прогулка в лес - источник радости и здоровья.
3)Лес растёт при определённых условиях тепла и увлажнения.
Для человека лес – это источник ягод, грибов, лекарственных растений.
4)Территория, покрытая лесом, в последнее столетие значительно уменьшилась.
Человеку лес даёт ценные строительные материалы. Это источник древесины. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое.
5)Лес называют природным сообществом.
Леса дают приют многим видам растений и животных.
Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.
Разумно ли человек использует дары леса, какой вред наносят люди?
Сбор растений и насекомых для коллекций
Поджигают сухую траву
Вырубают лес
Берут сок
Браконьерство
К чему же это привело?
1 ситуация: «Как бы поступил ты»?
Оля и Валя пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. После обеда они собрали остатки еды, обрывки бумаги и бросили под куст.
1 целлофановый пакет разлагается 1000 лет
2 ситуация.
В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в
весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.
5 мин
Карточки
10) - Рефлексия - этап отображения, осмысления.
а) Что человек может сделать для охраны лесов?
Беречь обитателей, не рвать растения
Объяснять другим людям их важность
- Как видите, человечество всегда находилось в прямой зависимости от состояния окружающей среды. В наши дни эта зависимость возросла.
б) Работа в системе RAFT.
- Представьте, что вы - Лес - это роль. Вы обращаетесь к людям всей планеты - это аудитория - со словами: «Не навреди» (тема). Форма эссе - письмо.
(ученикам дается ладошка помощи)
Дети зачитывают свои творческие работы
11)Написать синквейн на тему: «ЛЕС»
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – действия (глаголы).
Третья строка.2 слова – 3 слова описания этого понятия (прилагательные).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Заполнить таблицу:
-Выскажите мнение человек-друг леса или его враг? Когда человек является другом леса и наоборот?
Друг
Враг
2 мин
Дерево успеха, смайлики, стикеры.
Рефлексия оцените свою работу во время урока на дереве успеха.
Если я многое понял на уроке, был активен при работе в группе, меня слушали в группе, я удовлетворен своей работой – на крону дерева
Если я многое понял, но в группе работал неуверенно, в основном слушал, а не предлагал, - на ствол дерева
Если для меня что-то осталось неясно, в группе я только слушал, мне еще раз надо прочитать и объяснить – на корни дерева
Домашнее задание стр 56-57 перес