Урок познания мира в 4 классе.
Тема урока: Растения и животные лесов и тугаев
Цели и задачи: познакомить с разнообразием обитателей лесов и тугаев, познакомить с понятием "тугаи", развивать информационную компетенцию, развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать вы¬воды, воспитывать коммуникативные качества личности.
тип урока: комбинированный
Результат обучения:
Знать: типы лесов, разнообразие растений и животных в лесах и тугаях. Понимать: местонахождение лесов на территории Казахстана, их природные особенности. Уметь использовать: знания о лесах в повседневной жизни
Используемый подход: «Обучение критическому мышлению», Работа в группах, методы АМО
оборудование: рисунок Лесовичка, презентация, мини-тест, оценочный лист, карточки и конверт с заданиями, сигнальные карточки "Да-нет".
Ход урока:
1.Организационный момент. Слайд1
Cоздание коллаборативной среды – 3 мин
- Здравствуйте, Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
- Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
2. Актуализация знаний.
Вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по нашей необъятной Родине и изучаем растения и животных, которые живут в разных природных сообществах. О каких природных сообществах мы уже говорили? (луг, степь, пустыня)
Знакомство с листом самооценивания.
№ задания 3 балла
(Задание выполнено полностью) 2 балла
( есть ошибки) 0 баллов
(задание не выполнено)
Мини-тест
Правила поведения в лесу
Таблица «Типы лесов»
Составление кластера
Игра "Верю- не верю".
13-15 баллов – оценка «5»
9-12 баллов – оценка «4»
6-8 баллов – оценка «3»
Менее 8 баллов- оценка «2»
Перед вами лежит мини-тест, ответив на его вопросы, вы покажете свои знания.
Мини-тест:
1. Участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые травянистые растения, называются _________________
2. Перечислите представителей животного мира на лугах ____________
3. Открытое, безлесное пространство, покрытое травами______________
4. Виды степей_________________________________________________
5. Обширное засушливое пространство земли с небольшим количеством осадков, резкими колебаниями температуры воздуха и почвы, и скудной растительностью -______________________________________________
6. Пустыни бывают_____________________________________________
7. Роль растений в пустыне______________________________________
Взаимопроверка по слайду.
1. луг 2. жаворонки, бабочки, крот, кузнечики и т.п. (можно привести свои примеры) 3. степь 4. луговые, сухие, пахотные 5. пустыня 6. песчание, солончаковые, глинистые, каменистые 7. сдерживают движение песка.
3. Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами отправимся в..
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. Что это? (лес). (слайд)
Сегодня мы с вами отправимся в него для того, чтобы встретить давно знакомых жителей и разгадать новые загадки о них.
- А вот и хозяин леса - Лесовичок (слайд). Он будет нашим проводником в лесу. Работать будем в группах. у вас на партах лист оценивания работы группы. помните, что недаром говорят "Один за всех и все за одного".
4. Работа над темой урока.
- В лес нельзя войти, пока не вспомним, как нужно вести себя в нем. От Лесовичка вам первое задание "Проверь себя"
Задание №1.
Распределите правила поведения в лесу в два столбика, соединяя стрелочкой правила и верность или неверность утверждения.
верно утверждение неверно
Можно срывать цветы
Нельзя ловить насекомых
Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей
Нельзя близко подходить к гнездам птиц
Можно уносить из леса детенышей зверей
В лесу можно шуметь и громко разговаривать
Надо ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания
(проверка работы: ученик аргументируют свой ответ)
5. Работа по слайду
- Лесовичок очень рад, что вы знаете правила поведения в лесу, и с нетерпением вас ждет в нем.
- А что мы скажем лесу?
ученик читает наизусть стихотворение С. Погорельского.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
ночью темной, грозовою,
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь - мы свои!
-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам?
-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры.
-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры.
-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?
-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья?
-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса?
-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему?
- Лесовичок приготовил для вас еще одно задание.
Задание №2.
Выпишите из учебника определение "лес", "тугаи". Заполните таблицу "Типы лесов" и укажите, какие растения в них растут.
Лес - это ___________________________________________________
тугаи - это _________________________________________________
Тип леса растения
тугаи
Проверка выполнения работы. (слайд)
6. физминутка.
- Лесовичок нам напоминает, что настало время отдохнуть. проведем эту минутку с пользой для здоровья и ума. если я назову дерево, вы прыгаете на месте, кустарник - руки поднимаете вверх, травяное растение- приседаете: ель, сирень, люцерна, пихта, мята, жузгун, кедр, сосна, тимофеевка, селин, лиственница, мак, береза, осина, дуб, гусиный лук.
7. Деление на группы
Работа в группах над темой "Растения и животные лесов и тугаев".
Работая в группах, ученики делят текст на части (по абзацам), читают каждый свой абзац, затем составляют краткий конспект (рисунки, схемы. определения) и пересказывают в группе. Представитель от группы пересказывает всему классу. (рассказ сопровождается слайдами)
8. Рефлексия. Игра "Верю- не верю".
(при ответах используются сигнальные карточки "Да - нет")
Лесовичок очень доволен вашей работой, но все таки хочет проверить вас еще раз.
Веришь ли ты, что.
1. Лес называют "легкими нашей планеты"? (да)
2. леса бывают сосновые, солончаковые и песчание? (нет)
3. Знаменитая курортная зона Казахстана Боровое находится в сосновом бору? (да)
4. Растения в лесу растут ярусами? (да)
5. Все животные леса ведут ночной образ жизни? (нет)
9. подведение итогов урока. Оценивание работы каждого ученика в группе.
- Что нового вы для себя узнали?
- Что вам понравилось?
- Покажите свою оценку за проделанную работу сегодня на уроке.
Самооценивание«От кулака до пяти пальцев»
10. Домашнее задание:
обязательный уровень: Пересказать текст учебника о растениях и животных лесов и тугаев.
дополнительно на выбор:
1. составить кроссворд "Растения леса" или "Животные леса".
2. подготовить сообщение о растениях или животных лесах.
Мини-тест
1. Участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые травянистые растения, называются _________________
2. Перечислите представителей животного мира на лугах ____________
3. Открытое, безлесное пространство, покрытое травами______________
4. Виды степей_________________________________________________
5. Обширное засушливое пространство земли с небольшим количеством осадков, резкими колебаниями температуры воздуха и почвы, и скудной растительностью -______________________________________________
6. Пустыни бывают_____________________________________________
7. Роль растений в пустыне______________________________________
Веришь ли ты, что.
1. Лес называют "легкими нашей планеты"?
2. леса бывают сосновые, солончаковые и песчаные?
3. Знаменитая курортная зона Казахстана Боровое находится в сосновом бору?
4. Растения в лесу растут ярусами?
5. Все животные леса ведут ночной образ жизни?
Лес - это ___________________________________________________
тугаи - это _________________________________________________
Тип леса растения
Задание №1.
Распределите правила поведения в лесу в два столбика, соединяя стрелочкой правила и верность или неверность утверждения.
верно утверждение неверно
Можно срывать цветы
Нельзя ловить насекомых
Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей
Нельзя близко подходить к гнездам птиц
Можно уносить из леса детенышей зверей
В лесу можно шуметь и громко разговаривать
Надо ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания
Лист самооценивания.
№ задания 3 балла
(Задание выполнено полностью) 2 балла
( есть ошибки) 0 баллов
(задание не выполнено)
Мини-тест
Правила поведения в лесу
Таблица «Типы лесов»
Составление кластера
Игра "Верю- не верю".
13-15 баллов – оценка «5»
9-12 баллов – оценка «4»
6-8 баллов – оценка «3»
Менее 8 баллов- оценка «2»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Растения и животные лесов и тугаев»
Урок познания мира в 4 классе.
Тема урока: Растения и животные лесов и тугаев
Цели и задачи: познакомить с разнообразием обитателей лесов и тугаев, познакомить с понятием "тугаи", развивать информационную компетенцию, развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, воспитывать коммуникативные качества личности.
тип урока: комбинированный
Результат обучения:
Знать: типы лесов, разнообразие растений и животных в лесах и тугаях.Понимать: местонахождение лесов на территории Казахстана, их природные особенности. Уметь использовать: знания о лесах в повседневной жизни
Используемый подход: «Обучение критическому мышлению», Работа в группах, методы АМО
оборудование: рисунок Лесовичка, презентация, мини-тест, оценочный лист, карточки и конверт с заданиями, сигнальные карточки "Да-нет".
Ход урока:
1.Организационный момент. Слайд1
Cоздание коллаборативной среды – 3 мин
- Здравствуйте, Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
- Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
2. Актуализация знаний.
Вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по нашей необъятной Родине и изучаем растения и животных, которые живут в разных природных сообществах. О каких природных сообществах мы уже говорили? (луг, степь, пустыня)
Знакомство с листом самооценивания.
№ задания
3 балла
(Задание выполнено полностью)
2 балла
( есть ошибки)
0 баллов
(задание не выполнено)
Мини-тест
Правила поведения в лесу
Таблица «Типы лесов»
Составление кластера
Игра "Верю- не верю".
13-15 баллов – оценка «5»
9-12 баллов – оценка «4»
6-8 баллов – оценка «3»
Менее 8 баллов- оценка «2»
Перед вами лежит мини-тест, ответив на его вопросы, вы покажете свои знания.
Мини-тест:
1. Участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые травянистые растения, называются _________________
2. Перечислите представителей животного мира на лугах ____________
4. Виды степей_________________________________________________
5. Обширное засушливое пространство земли с небольшим количеством осадков, резкими колебаниями температуры воздуха и почвы, и скудной растительностью -______________________________________________
7. Роль растений в пустыне______________________________________
Взаимопроверка по слайду.
1. луг 2. жаворонки, бабочки, крот, кузнечики и т.п. (можно привести свои примеры) 3. степь 4. луговые, сухие, пахотные 5. пустыня 6. песчание, солончаковые, глинистые, каменистые 7. сдерживают движение песка.
3. Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами отправимся в.....
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. Что это? (лес). (слайд)
Сегодня мы с вами отправимся в него для того, чтобы встретить давно знакомых жителей и разгадать новые загадки о них.
- А вот и хозяин леса - Лесовичок (слайд). Он будет нашим проводником в лесу. Работать будем в группах. у вас на партах лист оценивания работы группы. помните, что недаром говорят "Один за всех и все за одного".
4. Работа над темой урока.
- В лес нельзя войти, пока не вспомним, как нужно вести себя в нем. От Лесовичка вам первое задание "Проверь себя"
Задание №1.
Распределите правила поведения в лесу в два столбика, соединяя стрелочкой правила и верность или неверность утверждения.
верно
утверждение
неверно
Можно срывать цветы
Нельзя ловить насекомых
Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей
Нельзя близко подходить к гнездам птиц
Можно уносить из леса детенышей зверей
В лесу можно шуметь и громко разговаривать
Надо ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания
(проверка работы: ученик аргументируют свой ответ)
5. Работа по слайду
- Лесовичок очень рад, что вы знаете правила поведения в лесу, и с нетерпением вас ждет в нем.
- А что мы скажем лесу?
ученик читает наизусть стихотворение С. Погорельского.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
ночью темной, грозовою,
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь - мы свои!
-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам?
-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры.
-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры.
-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?
-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья?
-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса?
-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему?
- Лесовичок приготовил для вас еще одно задание.
Задание №2.
Выпишите из учебника определение "лес", "тугаи". Заполните таблицу "Типы лесов" и укажите, какие растения в них растут.
Лес - это ___________________________________________________
тугаи - это _________________________________________________
Тип леса
растения
тугаи
Проверка выполнения работы. (слайд)
6. физминутка.
- Лесовичок нам напоминает, что настало время отдохнуть. проведем эту минутку с пользой для здоровья и ума. если я назову дерево, вы прыгаете на месте, кустарник - руки поднимаете вверх, травяное растение- приседаете: ель, сирень, люцерна, пихта, мята, жузгун, кедр, сосна, тимофеевка, селин, лиственница, мак, береза, осина, дуб, гусиный лук.
7. Деление на группы
Работа в группах над темой "Растения и животные лесов и тугаев".
Работая в группах, ученики делят текст на части (по абзацам), читают каждый свой абзац, затем составляют краткий конспект (рисунки, схемы. определения) и пересказывают в группе. Представитель от группы пересказывает всему классу. (рассказ сопровождается слайдами)
8. Рефлексия. Игра "Верю- не верю".
(при ответах используются сигнальные карточки "Да - нет")
Лесовичок очень доволен вашей работой, но все таки хочет проверить вас еще раз.
Веришь ли ты, что......
1. Лес называют "легкими нашей планеты"? (да)
2. леса бывают сосновые, солончаковые и песчание? (нет)
3. Знаменитая курортная зона Казахстана Боровое находится в сосновом бору? (да)
4. Растения в лесу растут ярусами? (да)
5. Все животные леса ведут ночной образ жизни? (нет)
9. подведение итогов урока. Оценивание работы каждого ученика в группе.
-- Что нового вы для себя узнали?
-- Что вам понравилось?
-- Покажите свою оценку за проделанную работу сегодня на уроке.
Самооценивание«От кулака до пяти пальцев»
10. Домашнее задание:
обязательный уровень: Пересказать текст учебника о растениях и животных лесов и тугаев.
дополнительно на выбор:
1. составить кроссворд "Растения леса" или "Животные леса".
2. подготовить сообщение о растениях или животных лесах.
Мини-тест
1. Участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые травянистые растения, называются _________________
2. Перечислите представителей животного мира на лугах ____________
4. Виды степей_________________________________________________
5. Обширное засушливое пространство земли с небольшим количеством осадков, резкими колебаниями температуры воздуха и почвы, и скудной растительностью -______________________________________________