Просмотр содержимого документа
«"Однородные члены предложения" (открытый урок)»
Цель:
Познакомиться однородные члены предложения и с правилами расстановки знаков препинания при однородных членах.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем наш урок. Открыли тетради, записали число, оставили две строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока.
2. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.
- Я хочу рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом.
Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял своё лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки… Давайте их послушаем. Прочитай, пожалуйста, …
Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
( Михаил Исаковский)
3. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского?
Каким вы себе представили образ ветра? (Весёлым, подвижным, радостным…)
Кого напоминает ветер? ( Он напоминает юношу, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях…)
-Молодцы, ребята. А теперь взгляните на это предложение глазами лингвиста
И ответьте на вопросы: Какая часть речи помогает поэту создать образ ветра? (Глагол)
- Что необычного в этом стихотворении? ( Всё стихотворение состоит из одного предложения)
ВЫПИШИТЕ грамматическую основу этого стихотворения ( Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел) На доске напишет Айрана. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? ( 7 сказуемых и одно подлежащее) На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? ( Что сделал? Прошедшего времени, мужского рода, единственного числа) С какой интонацией они читаются? ( С перечислительной интонацией) Как называются подобные предложения? Однородные члены предложения. - Молодцы, ребята .
4. Формулирование темы и запись в тетради.
- Это и есть тема нашего урока. Она называется ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ. Запишите тему урока в тетради, где мы оставили две строчки для темы. 5. Целеполагание.
- Итак, тема нашего урока ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ. Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться?
Чтение и работа со слайдом.
Что нужно знать?
Что надо уметь?
Признаки однородных членов предложения
Находить в тексте однородные члены предложения
Правильно расставить знаки препинания
Употреблять их в своей речи
6. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.
- Давайте попытаемся наши знания и умения применить в работе с текстом, который называется «Осень». Вы следите, а … прочитает.
Осень.
Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. Всём сразу стало осенним. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно. днём и ночью.
Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому снегу.
К. Паустовский.
Работа с текстом.
Найдите в тексте предложения с однородными членами.
Какими членами предложения являются однородные члены предложения? ( любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.)
Какими частями речи они выражаются? ( одной и той же частью речи)
На какие вопросы они отвечают? ( на один и тот же вопрос)
К какому члену предложения они относятся (относятся к одному и тому же члену предложения)
С какой интонацией произносятся? ( с перечислительной)
Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно. днём и ночью.
Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья.
7. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.
- Мы проработали с текстом и увидели, что однородные члены предложения имеют признаки, например, отвечают на один и тот же вопрос. Я обращаю ваше внимание на следующий слайд. Как вы думаете , какие ещё вопросы об однородных членах предложения прячутся в этих кружках? (Как мы узнаем, что эти члены предложения являются однородными?)
(Дети называют, если не могут, подсказываю)
-Вот, вы сами назвали все признаки однородных членов. Давайте ещё раз уточним и закрепим. ( Дети читают по одному)
Работа с карточками.
- А теперь, полученные знания применим на практике. Я раздам каждой группе карточки, выполняете задания, которые написаны на карточках, обсудите между собой.
- А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, 1 вариант комментирует 1 группа (8 слайд) 2 в- 2 гр ( 9 слайд) 3 в- 3 гр ( 10 слайд) 4в- 4 гр ( 11 слайд) 5в- 5гр (12 слайд)
-Молодцы, ребята. С заданием по карточкам вы справились очень хорошо.
8. Создание проблемной ситуации.
- Продолжаем работу. Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обращали внимание? ( В одних ставится запятая, в других не ставится.) И у меня возникает вопрос? А почему так?
Ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд
9. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.
- Я предлагаю каждой группе рассмотреть таблицу Соединение и разделение однородных членов предложения и сформулировать правила постановки знаков препинания в простом предложении и привести примеры, а для этого вы можете использовать материалы упражнений на странице и записать несколько примеров. ( на партах лежат схемы предложений с однородными членами)
Начинаем проверку, пожалуйста. Каждая группа начинает свой ответ со слов: Если однородные члены предложения…… ( 1гр, 2гр, 3гр, 4гр, 5гр..)
Вы правильно объяснили все правила, и ещё раз убедимся в этом. ( читают по одному дети)
10. Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль.
- Я вам предлагаю познакомиться с ещё одним интересным текстом. Послушайте внимательно.
Чтение текста.
-Заинтересовала вас этот текст? ( ответы детей) Чтобы ответить на мой следующий вопрос, давайте вспомним: что такое основная мысль текста? ( Это то, чему учит , в чём убеждает, к чему призывает нас автор.) - Хорошо, ребята. А какова основная мысль данного текста? ( ответы детей)
( Предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ)
- Сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвиста: Чем же он может привлечь наше внимание? ( В нём есть однородные члены предложения ) Работаем в группах. Обратите внимание: текст разделён на абзацы, которые соответствуют номерам групп. 1 абзац 1 группа….и.т.д. Последовательность выполнения задания:
1) Найдите в своём абзаце предложения с однородными членами.
2) Запишите их в тетради.
3) Расставьте знаки препинания и объясните их постановку знаков.
Давайте сделаем вывод: Какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами могут быть любые члены предложения). В составе одного предложения могут несколько рядов однородных членов, знаки препинания в каждом ряду однородных членов ставятся независимо от других рядов. Обратите на это внимание. Это предложение №11. (читаю)
Тестирование
- Вот мы и узнали всё об однородных членах предложения. И теперь выполните тесты по этим вопросам.
Я думаю, что сейчас мы внимательно готовы к проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал, не торопитесь, думайте и работайте внимательно.
Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определить их синтаксическую роль. - Я вам предлагаю познакомиться с еще одним интересным текстом. Послушайте внимательно. (чтение текста)
-Заинтересовал вас этот текст? Чтобы ответить на мой вопрос, давайте вспомним, что такое основная мысль текста? (основная мысль текста – это то, чему учит, в чем убеждает; к чему убеждает нас автор)
-Хорошо, ребята.
А какова же основная мысль данного текста? (Предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ.)
Сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвиста: чем же он может привлечь наше внимание? ( В нем однородные члены предложения)
Работаем в группах, обратите внимание: текст разделен на абзацы, которые соответствуют номерам групп. 1й абзац 1я группа и т.д.
Последовательность выполнения задания:
Найдите в своем абзаце предложения с однородными членами предложения
Запишите их (запись в тетрадях)
Расставьте знаки препинания и объясните их постановку знаков.
Контроль усвоения знаний с последующей проверкой.
- А теперь , проверьте ваши ответы.
Скажи …, сколько у тебя ошибок? ( спрашиваю 2-3 детей)
-Но если не у всех все сразу получился, не огорчайтесь, этой теме мы посвятим следующие уроки.
Рефлексия
- Подведем итог: что мы знаем об однородных членах предложения?
(Знаем признаки однородных членов предложения: отвечают на один и тот же вопрос; является одним членом предложения; относится к одному и тому же члену предложения; обычно выражены одной и той же частью речи; произносится с перечислительной интонацией)
-А что мы умеем ?( они читают по одному)
1. Находить в тексте однородные члены предложения.
2. Правильно расставлять знаки препинания
3. Определять их синтаксическую роль
Домашнее задание:
Заранее написать на доске
Выучить признаки однородных членов предложения и условия постановки знаков препинания ( или упражнение) Напишите небольшое сочинение на тему: «Я, мои одноклассники и моя гимназия» Используя разные предложения, в том числе и предложения с однородными членами.
Сегодня очень хорошо работали 1ая группа, 2ая группа.