Открытый урок по праву на тему "Административное право РК"
Открытый урок по праву на тему "Административное право РК"
Тема: Административное право
Тип занятия: комбинированный урок-лекция
Методика проведения: закрепление пройденного материала и усвоение новых знаний
Цель занятия:
Образовательная- дать представление о сущности, источниках административного права, признаках и видах административного правонарушения
Воспитательная- формирование у учащихся дисциплины и ответственности в работе, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать мнения других.
Развивающая- развитие у учащихся самостоятельности в принятии решения, выработка умения формулировать, излагать собственное суждение.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по праву на тему "Административное право РК"»
Тема: Административное право
Тип занятия: комбинированный урок-лекция
Методика проведения: закрепление пройденного материала и усвоение новых знаний
Цель занятия:
Образовательная- дать представление о сущности, источниках административного права, признаках и видах административного правонарушения
Воспитательная- формирование у учащихся дисциплины и ответственности в работе, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать мнения других.
Развивающая- развитие у учащихся самостоятельности в принятии решения, выработка умения формулировать, излагать собственное суждение.
Структурно- логическая схема и хронокарта лекционного занятия
1. Организационный момент- 5 мин.
методом проверки готовности аудитории к занятию, отметки отсутствующих учащихся, ознакомления с целью и планом урока.
2. Актуализация опорных знаний - 30мин.
Блиц-турнир (экспресс-опрос)
Что такое Конституция
Сколько разделов и статей в конституции РК
Этапы развития Конституции РК
Форма устройства РК
Источник государственной власти в РК
Какой язык является государственным в РК
Высший представительный орган РК
Верхняя палата Парламента
Нижняя палата Парламента
Самый большой раздел Конституции РК
Численность депутатов Мажилиса
Срок полномочий депутатов Сената
Срок полномочий депутатов Мажилиса
Заполнить таблицу(на интерактивной доске)
1.Личные права и свободы человека и гражданина
2.Политические права и свободы человека и гражданина
3.Социально-экономические права и свободы человека и гражданина
4.Культурные права и свободы человека и гражданина
Игра-опрос «Мячик»:
Условия игры: учащиеся называют поочередно основы, принципы конституционного строя РК, избирательного права в РК, дают им краткую характеристику и передают мячик дальше, на следующий стол.
Задания:
Назовите и охарактеризуйте конституционные основы общественного строя РК
Назовите принципы избирательного права в РК, дайте характеристику
Назовите функции Парламента на совместном заседании Палат;
функции Парламента на раздельном заседании Палат
Тестирование в 2-х вариантах:
1 вариант
1.Среди законов высшей юридической силой обладает
Конституция
Кодекс об административных нарушениях
Гражданский кодекс
2.Назовите Основной закон РК
кодекс
закон
Конституция
3.Что по Конституции РК является высшей ценностью?
право
человек, его права и свободы
государство
4.Республика Казахстан является
Федеральным государством
унитарным государством
конфедеративным государством
5.Из скольки Палат состоит Парламент РК?
2
3
4
6.Конституция Республики Казахстан состоит из
преамбулы и 7 разделов
преамбулы и 8 разделов
преамбулы и 9 разделов
преамбулы и 10 разделов
7.Первая Конституция РК была принята в:
1991г
1995г
1998 г
1999г
8.Конституция РК состоит из:
89 статьи
96 статьи
98 статьи
99 статьи
9.Ныне действующая Конституция РК была принята в:
1991г
1995г
1998г
1999г
10.Выборы Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления Республики проводятся на основе:
а) косвенного избирательного права
б) всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
в) смешенного избирательного права
г) всеобщего, равного и прямого избирательного права
д) всеобщего, прямого избирательного права при тайном голосовании
2.В Республике Казахстан права и свободы человека принадлежат каждому с момента:
а) рождения
б) вступления в гражданство
в) достижения 16 лет
г) достижения совершеннолетия
3.Права человека в сфере его частной жизни (право на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности) относится к
экономическим правам
политическим правам
личным правам
4.Какие органы относятся к представительной власти?
Парламент
Правительство
комитеты и ведомства
5.Форма государственного устройства РК
Унифицированная республика
Унитарное, федеративное, конфедеративное государство
Федерация
6.В каком законодательном акте Республики Казахстан провозглашена светским, независимым, демократическим и правовым государством:
В международных соглашениях
В указах Президента
В Конституции РК
7.Каким органом представлен в РК конституционный контроль?:
Конституционный Суд
Конституционный Совет
Верховный Суд
8.Права позволяющие оказывать влияние на публичную власть относятся к..:
экономическим правам
политическим правам
гражданским правам
социальным правам
9.Право на объединение относится к:
трудовым правам
социальным правам
политическим правам
экономическим правам
10.Не относится к социальным правам:
право молодежи на поддержку со стороны государства
право на осуществление предпринимательской деятельности
право на бесплатную медицинскую помощь
права женщин
3.Изложение нового материала-35 мин.
Предметом административного права являются правоотношения: организация исполнительно-распорядительных органов; административная деятельность органов исполнительной власти; административно-юрисдикционной деятельности; реализации административной власти судьями; государственно-управленческой деятельности; административной деятельности органов местного самоуправления
Под термином «источник административного права» понимаются официально признаваемые государственной властью формы выражения и закрепления правил поведения субъектов управленческих отношений - правовой обычай; нормативный правовой акт; судебный прецедент; договор (административный, в том числе); обобщения судебной практики; научная правовая доктрина.
Под правовым обычаем принято понимать правило поведения, сложившееся в обществе независимо от государственной власти, и в результате многократного повторения, закрепленное в сознании граждан в качестве социального императива.
Нормативный правовой акт в соответствии с Законом Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» рассматривается как письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме или уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.
Судебный прецедент — это решение, принятое судом по конкретному делу и считающееся обязательным при рассмотрении всех последующих аналогичных дел.
Договор — это соглашение двух или более субъектов, содержащее правила поведения, обязательные только для этих субъектов.
Обобщение судебной практики—это правовые положения, сложившиеся при разрешении судами конкретных дел, выработанные в результате единообразного и многоразового применения норм к отношениям, не урегулированным исчерпывающим образом соответствующими нормативными правовыми актами.
Научная правовая доктрина представляет собой систему общепризнанных официальных взглядов, положений и принципов, сложившихся в той или иной отрасли правовой науки или в праве в целом
Итак, в правовой системе Республики Казахстан в качестве источников административного права признаются нормативный правовой акт и договор.
В Республике Казахстан действует значительное количество портативных актов, являющихся источниками административного права - Конституция Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАПРК), принятый 30 января 2001 г., Конституционный закон, Законы, издаваемые Парламентом, Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Конституционного закона, указы, имеющие силу Закона, указы главы государства, Подзаконные нормативные акты, Акты Парламента.
2. Административное правонарушение
Согласно п. 1 ст. 28 Кодекса РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. № 155-П административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Субъектом административного правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение.
В качестве одного из основных признаков административного правонарушения выступают понятия «действие» и «бездействие», которые образуют такое правовое понятие как «деяние». Деяние бывает правомерным и неправомерным.
Действие (в отношении административного правонарушения) — активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета (например, нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения).
Бездействие (в отношении административного правонарушения) — пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (например, руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие сертификатов на реализуемые товары, в результате чего покупатели не были информированы о происхождении товара).
Признаки административною правонарушения:
а) антиобщественностъ. По социальной значимости деяние, причиняющее вред законным интересам граждан, общества и государства, является антиобщественным, причем какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности — определяется законодательством; б) противоправность — заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), охраняемые мерами административной ответственности; в) виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, т. е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности; г) наказуемость деяния. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Состав административною правонарушения Под составом административного правонарушения понимается совокупность установленных административным законодательством признаков, при наличии которых то или иное действие либо бездействие может быть признано противоправным, виновным и повлечь административную ответственность. К составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.
Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, само деяние (действие или бездействие). Часто определенное значение в составе правонарушения имеют признаки способа, характера (неоднократность, повторность) правонарушения, места (общественное место, воздушное судно, пограничная зона) и времени (ночное) его совершения, наступивших его вредных последствий (размер вреда иногда обусловливает применение либо административной, либо уголовной ответственности), используемых средств совершения правонарушения (транспортные средства, спиртные напитки, наркотические вещества, огнестрельное оружие).
Такие признаки объективной стороны, как неоднократность и повторность деяния, часто предусматриваются в составах административных правонарушений.
Неоднократность означает совершение однородного действия или бездействия более одного раза. Отсутствие однородности исключает возможность отнесения этого признака к объективной стороне административного правонарушения.
Повторность — совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение административного правонарушения. Неоднократное правонарушение в отличие от повторного квалифицируется как единое, а не несколько правонарушений.
Субъективная сторона - это психологическое отношение субьекта к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее деяние, сознавало его характер, предвидело отрицательные последствия своего поведения, желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
3. Административная ответственность: понятие, основные признаки. Юридическая ответственность, в том числе и административная, является реакцией государства на правонарушение и состоит в обязанности претерпевания правонарушителем известных лишений, выражающих наступивший для него правовой урон.
Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение. Административное взыскание применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное взыскание не имеет своей целью причинение физических страданий лицу, совершившему административное правонарушение, или унижение его человеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Совершение административных правонарушений влечет применение к виновным мер государственного принуждения в виде административной ответственности (взысканий), налагаемых полномочными органами государства.
Таким образом, административная ответственность— вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) за административное правонарушение уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном административным законодательством.
Административная ответственность обладает следующими признаками: а) является реакцией государства на административное правонарушение, которая выражается в применении мер административных взысканий; б) характеризуется нанесением правового «урона» правонарушителю и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами; в) не имеет своей целью унижения человеческого достоинства, причинения физических страданий, вреда деловой репутации физического (юридического) лица.
Административной ответственности подлежат: а) физическое лицо, достигшее ко времени совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного КоАП РК, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики; б) юридическое лицо.
Виды административных взысканий. За совершение административных правонарушений к физическому лицу могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) административный штраф(размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой месячного расчетного показателя, штрафа, налагаемого на должностное лицо, — менее пяти месячных расчетных показателей, а штрафа, налагаемого на юридическое лицо, — менее двадцати месячных расчетных показателей. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать двухсот месячных расчетных показателей, на должностное лицо — четырехсот месячных расчетных показателей, на юридическое лицо — двух тысяч месячных расчетных показателей); 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, доходов денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения; 5) лишение специального права; 6) лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий; 7) приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя; 8) принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения; 9) административный арест; 10) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.
3.Закрепление нового материала: 10 мин.
Назовите источники административного права
Дайте определение административного правонарушения
Что такое «действие» и «бездействие»
Что входит в состав административного правонарушения
С какого возраста физ.лица подлежат административной ответственности
4. Подведение итогов занятия: - 5 мин.
Оценка, комментирование выступлений учащихся по 5 балльной системе
5. Задание на дом: -5 мин.
Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по изученной теме.