по теме: «Понятие и предмет административного права РК. Субъекты административного права»
ПЛАН УРОКА
Дата: «14» апреля 2015 г.
Урок: 19
Предмет: ОСНОВЫ ПРАВА
Группа: 21 Бух.
специальность:0518000 Учет и аудит
специализация: 0518033 Экономист-бухгалтер
Раздел: II.«Административное право».
Тема раздела: «Понятие и предмет административного права. Административно-правовые нормы и административно - правовые отношения».
Тема урока: «Понятие и предмет административного права РК. Субъекты административного права».
Цели урока:
- Раскрыть особенности административного права, его норм и отношений, их роль в обществе;
- способствовать формированию политического сознания и демократического мировоззрения студентов;
- научить студентов делать выводы и заключения.
Учебно-воспитательные задачи:
1. Обучающая: способствовать формированию политического сознания и демократического мировоззрения студентов. Познакомить студентов с содержанием прав и обязанностей субъектов административного права;
2. Развивающие: раскрыть роль граждан в участии в управлении делами государства;способствовать развитию у студентов логического мышления, умений сравнивать познавательные объекты, делать выводы.
3. Воспитательная: научить студентов правильно пользоваться своими правами, уважать права других, активно участвовать в государственных делах, способствовать развитию критического мышления.
Тип урока:Усвоение новых знаний и применение их на практике.
Оборудование, наглядные пособия:мультимедийное оборудование, компьютер, программное обеспечение: Word, PowerPoint; электронное пособие по основам права.
Методы обучения:Объяснительно-разъяснительные, стимулирующий.
Методы учения: репродуктивный, частично поисковый.
Формы побуждения познавательного интереса: дополнительный материал, приведение примеров, логические задания.
Формы организации учебной деятельности (педтехники):
- лекция с элементами демонстрации и беседы
- использование мультимедийного оборудования иТСО.
Опорные знания и умения: Выводы по теме.
Структура урока
№
Этапы урока
Время
1
Оргмомент
2 мин.
2
Мотивация учебной деятельности (Постановка целей и задач урока.)
3-5 мин.
3
Опрос домашнего задания, работа с классом по вопросам к теме. Слайды: с 1 по 12.
10 мин
4
Сообщение нового материала. Слайды: с 13 по 35.
30мин
5
Стадия осмысления (изучение нового материала с использованием презентации)
10 мин
6
Рефлексия (Закрепление новых знаний и способов действий)
5-7 мин
7
Обобщение и систематизация знаний (Вывод)
5 мин
8
Контроль за усвоением знаний
по ходу урока
9
Опережающие задания студентов
5 мин
10
Организация домашнего задания.
2-3 мин
11
Подведение итогов урока.
5 мин
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Административное право»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на открытый урок
по предмету «Основы права»
по теме: «Понятие и предмет административного права РК. Субъекты административного права»
ПЛАН УРОКА
Дата: «14» апреля 2015 г.
Урок: 19
Предмет: ОСНОВЫ ПРАВА
Группа: 21 Бух.
специальность:0518000 Учет и аудит
специализация: 0518033 Экономист-бухгалтер
Раздел: II.«Административное право».
Тема раздела: «Понятие и предмет административного права. Административно-правовые нормы и административно - правовые отношения».
Тема урока: «Понятие и предмет административного права РК. Субъекты административного права».
Цели урока:
- Раскрыть особенности административного права, его норм и отношений, их роль в обществе;
- способствовать формированию политического сознания и демократического мировоззрения студентов;
- научить студентов делать выводы и заключения.
Учебно-воспитательные задачи:
1. Обучающая: способствовать формированию политического сознания и демократического мировоззрения студентов. Познакомить студентов с содержанием прав и обязанностей субъектов административного права;
2. Развивающие: раскрыть роль граждан в участии в управлении делами государства;способствовать развитию у студентов логического мышления, умений сравнивать познавательные объекты, делать выводы.
3. Воспитательная: научить студентов правильно пользоваться своими правами, уважать права других, активно участвовать в государственных делах, способствовать развитию критического мышления.
Тип урока:Усвоение новых знаний и применение их на практике.
Оборудование, наглядные пособия:мультимедийное оборудование, компьютер, программное обеспечение: Word, PowerPoint; электронное пособие по основам права.
Методы обучения:Объяснительно-разъяснительные, стимулирующий.
Методы учения: репродуктивный, частично поисковый.
Формы побуждения познавательного интереса: дополнительный материал, приведение примеров, логические задания.
Формы организации учебной деятельности (педтехники):
- лекция с элементами демонстрации и беседы
- использование мультимедийного оборудования иТСО.
Опорные знания и умения: Выводы по теме.
Структура урока
№
Этапы урока
Время
1
Оргмомент
2 мин.
2
Мотивация учебной деятельности (Постановка целей и задач урока.)
3-5 мин.
3
Опрос домашнего задания, работа с классом по вопросам к теме. Слайды: с 1 по 12.
10 мин
4
Сообщение нового материала. Слайды: с 13 по 35.
30мин
5
Стадия осмысления (изучение нового материала с использованием презентации)
10 мин
6
Рефлексия (Закрепление новых знаний и способов действий)
5-7 мин
7
Обобщение и систематизация знаний (Вывод)
5 мин
8
Контроль за усвоением знаний
по ходу урока
9
Опережающие задания студентов
5 мин
10
Организация домашнего задания.
2-3 мин
11
Подведение итогов урока.
5 мин
Ход урока:
1. Оргмомент.
Приветствие. Обратить внимания на внешний вид. Отметить отсутствующих.
2.Мотивация учебной деятельности
(Психологическая подготовка студентов к восприятию нового материала.Постановка целей и задач урока.)
3.Опрос домашнего задания, работа с классом по вопросам к теме.
Слайды: с 1 по 12.
4. Сообщение нового материала.
Слайд 13. Тема урока.
Слайд 14.Административное право - одна из основных отраслей права в Республике Казахстан. Это собрание правовых актов, регулирующих деятельность органов государственного управления. Одной из сторон, вступающих в административно-правовые отношения, обычно является государственный орган или должностное лицо.
Предмет административного права составляет совокупность общественных отношений, связанных с непосредственным осуществлением органами исполнительной власти (правительством, министерствами, акимами и др.) своих задач и функций в сфере государственного управления. Административное право практически использует все методы правового регулирования (предписание, дозволение, запрет)
Слайд 15.Метод административного права – совокупность способов и приемов, с помощью которых административно – правовые нормы воздействуют на общественные отношения и их участников.
Дозволение – это разрешение субъекту совершить те или иные действия в рамках права либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
Слайд 18.
Запрет – это требование права воздержаться от совершения действий, запрещенных законом.
Слайд 19. Административно-правовые нормы – установленные государством общественные правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Административно-правовые нормы оказывают определенное влияние на нашу жизнь и правила нашего поведения, поэтому наши действия должны соответствовать букве закона.
Слайд 20. Административно-правовые нормы, в свою очередь состоят из элементов.
Гипотеза
(прогноз)
Если родители новорожденного ребенка являются гражданами Республики Казахстан, то он тоже считается гражданином РК
Диспозиция
(правила
поведения)
По Закону о языках Республики Казахстан, акты республиканских государственных органов управления принимаются на казахском и русском языках. Согласно Конституции, граждане Казахстана имеют право принимать участие в управлении государственными и общественными делами.
Санкция
(наказание)
За нарушение гражданином обязательств или договора, указанных в законе, по доставке определенного товара будут приняты меры.
5.Стадия осмысления
(изучение нового материала с использованием презентации)
Студентам предлагается самостоятельно найти и вывешать на доску какому методу соответствует определение из таблицы.
В связи с многообразием административно-правовых норм выделяют следующие их классификации:
В зависимости от исполняемой
должности
В зависимости от влияющих
факторов
В зависимости от региона
В зависимости от содержания
В зависимости от изменений
1. Общие.
2. Частные
1.Регулирующие
2. Обязывавшие
3. Разрешительные
4 Охранительные.
5.Запретительные
1.Республиканские
2. Местные
1.Материальные.
2. Процессуальные
1. Постоянные.
2. Временные
Слайд 21. Источники административного права:
- Конституция РК 1995 года.
-законы РК (кодекс об административных правоотношениях, закон «О государственной службе», закон «О правительстве РК» и др.)
- подзаконные нормативные акты (распоряжения и указы президента, постановления правительства, Конституционного совета, приказы министерств, решения Акимов и др.)
Административно-правовые отношения - урегулированные нормами АП общественные отношения в сфере государственного управления.
Виды
Признаки
1. Регулирующие
1. Свободные отношения
2. Охранительные
2. Зарождаются на основе правовых норм
3. Абсолютные
3. Есть свои права и обязанности
4. Сопоставительные
4. Находится под защитой государства
6.Рефлексия (Закрепление новых знаний и способов действий)
Закрепить тему с помощью вопросов:
Слайд 22.
- Как вы думаете, можно ли прожить, не вступая ни в какие правовые отношения?
Слайд 23.
- В какие административно-правовые отношения вы вступаете в своей жизни, с кем и с какой целью?
- По какой причине они возникают?
Для более глубокого раскрытия содержания темы и проверки уровня её усвоения организовать игру "Кто быстрее?" Учащимся раздаются карточки, учитель на доске отмечает правильные ответы.
Слайд 24.
1.Нормы каких отраслей права применяются: а) при вождении автомобиля без разрешения хозяина; б) при подслушивании чужого телефонного разговора; в) при размене дома гражданами; г) при организации забастовки шахтерами; д) при выявлении размера алиментов; е) при ограничении права на образование; ж) при совершении мелкого хулиганства?
Ответы: а, б - нормы уголовного права; в - нормы гражданского права; г - нормы трудового права; д - нормы семейного права; е - нормы конституционного права; ж - нормы административного права о
2. Назовите органы, вступающие в административно-правовые отношения:
а) исполнительные органы правительства; б) законодательный орган;
в) государственные служащие; г) судебные органы;
д) учреждения; е) граждане.
Ответ: а; в; г; д; е.
Слайд 25. Субъекты АП.
Слайд 26. Субъектами АП могут выступать физические лица (граждане РК,иностранцы и апотриды), государственные органы и учреждения, негосударственные организации, общественные объединения и др. Для этого они должны обладать административной правоспособностью, т.е. способностью своими действиями приобретать права и нести обязанности в сфере государственного управления.
Правоспособность
Дееспособность
Правоспособность
возникает с момента
рождения человека
и прекращается
с его смертью
Способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права наступает по достижении 18-летнего возраста. Дееспособностью обладают все граждане Республики Казахстан
Слайд 27, 28, 29, 30.
Права и обязанности граждан в сфере управления государством.
Имеют права
Обязаны
- управлять делами государства, статья 33;
- участвовать в республиканском референдуме, статья 33;
- избирать и быть избранными в государственные и местные органы самоуправления, статья 33;
- поступать на государственную службу, статья 33;
- подавать индивидуальные и коллективные жалобы в государственные и местные органы самоуправления, статья 33;
- свобода объединений, статья 23;
- защищать свои права и обязанности через суд, статья 13
- платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи, статья 33;
- сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам, статья 38;
- защищать Родину, статья 36;
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, статья 37
Субъектами административного права являются также иностранные граждане и лица без гражданства. Наряду с общими правами и обязанностями они имеют специальный правовой статус и в соответствии с законом подразделяются на постоянно проживающих и временно пребывающих, Постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие на то разрешение и постоянный вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Остальные граждане, находящиеся на ином законном основании, считаются временно пребывающими.
7.Обобщение и систематизация знаний (Вывод)
Студенты отвечают на вопросы, преподаватель объясняет и дополняет.
Слайд 31.
- Могут ли участвовать в управлении государством иностранные граждане и лица без гражданства? - Какое место они занимают в обществе?
Проверить усвоение с помощью тестов.
Слайд 32.
1. Имеют ли право иностранные граждане и лица без гражданства участвовать в выборах в государственные органы:
а) да; б) нет; в) на их усмотрение?
Слайд 33.
2. Имеют ли право иностранные граждане и лица без гражданства на организацию на территории Казахстана общественных объединений, преследующих политические цели:
а) да; б) нет; в) с ограниченной возможностью?
Слайд 34.
3. Могут ли иностранные граждане и лица без гражданства проходить военную службу в Вооруженных силах РК:
а) да; б) нет; в) они военнообязанные?
Ответы: 1) б; 2) б; 3) б.
Слайд 35. Для построения демократического общества крайне важно наличие политических, социальных и профессиональных групп с разными взглядами на устройство общества; их деятельность охраняется Конституцией. Государство дает также полную гарантию на использование ими всех методов демократической борьбы.
Учащиеся называют виды общественных объединений.
Виды общественных объединений:
Политические партии
Общественные объединения
Творческие союзы
Общественные движения
Общество женщин
Общественные фонды
Профессиональные союзы
Общество молодежи
Общество инвалидов
студены оформляют конспект по ходу лекции
8. Контроль и самоконтроль – по ходу урока
Следить за работой группы. Поддерживать дисциплину
9.Опережающие задания студентов:
Разработать сообщения по Главе IV; Т-1; Тема 1-3; страницы 157-163; учебник «Правоведение»; А.С. Ибраева, Г.А. Алибаева., К.К. Айткожин. - Алматы 2006 г.
10.Задание на дом:
Слайд 36. 18-19, вопросы и задания.
11. Подведение итогов урока:
Таким образом, субъектами административного права являются физические лица, органы государства, негосударственные организации и общественные объединения. Субъекты должны обладать административной правоспособностью и дееспособностью. Административная правоспособность и дееспособность в полном объеме наступают по достижении совершеннолетия (т, е. 18 лет). Но в случаях, указанных в законе, административная правоспособность и дееспособность граждан могут возникать с 16 лет.