Предпосылки петровских преобразований
Проект урока
Предпосылки петровских преобразований
Автор учебника, по которому
ведётся обучение
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. Конец XVI — XVIII век. 7 класс». Просвещение
Классификация урока
Урок первичного предъявления новых знаний
Цели проекта
- охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований, выявить роль видных реформаторов дальнейшей судьбе России:
- Симеона Полоцкого;
- А.Л. Ордина-Нащокина;
- В.В.Голицына;
- Юрий Крижанич.
- формировать чувство гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим.
- доказать на основе исторических источников необходимость проведения реформ, развивать познавательные умения.
Задачи проекта
- способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.
- формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.
- объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран; показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени; продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики
Личностные: сформирована полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Регулятивные: планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.
Познавательные: овладеют базовыми понятиями, умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоцианальной окраской, умеют организовать общение.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран; показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени; продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.
1.2.Технологическая карта урока
Тема урока: Предпосылки петровских преобразований
Цель урока: - охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований, выявить роль видных реформаторов дальнейшей судьбе России:
- Симеона Полоцкого;
- А.Л. Ордина-Нащокина;
- В.В.Голицына;
- формировать чувство гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим.
- доказать на основе исторических источников необходимость проведения реформ, развивать познавательные умения.
Задачи урока:
Обучающие: объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран; показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени; продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.
Развивающие: формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.
Ключевые понятия урока: Немецкая слобода, реформа, регулярная армия, регентство. Выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
План урока: 1. Причины и основные направления реформ.
2. Усиление иностранного влияния.
3. Симеон Полоцкий.
4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина
5. В.В.Голицын и его планы.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.
Основные виды деятельности учащихся: познавательная, коммуникативная, регулятивная
Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока
Этапы урока:
1.3.ХОД УРОКА
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
1 мин.
Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы. Настроить детей на работу.
Знакомятся с планом, принимают участие в беседе, формулируют задачи
Вводно-мотивационный
2 -3мин.
Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".
Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"
На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.
(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)
Актуализация знаний
2-3 мин.
-Дайте определение понятию реформа?
(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)
Изучение нового материала
35 мин.
1. Причины и основные направления реформ.
Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?
Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.
Давайте выделим основные причины реформ:
- В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить определение - крепостное право)
- Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
- Отсталая армия и флот
- Непродуманный государственный аппарат
- Слаборазвитая экономика
- Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.
Из причин выделяем направления реформ:
Попытайтесь выделить основные направления реформ.
2. Усиление иностранного влияния.
Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?
При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.
3. Симеон Полоцкий.
- Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.
- Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"
В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?
Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?
4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина
- Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их тетради
5. В.В.Голицын и его планы.
Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"
Ответ:
(прошёл промышленный переворот (определение), во многих странах прошли буржуазные революции ( итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).
(запись в тетрадь)
- Выход к морю
- Реформа экономики
- Реформа армии
Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.
Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.
Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.
Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.
Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.
а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;
б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;
в) сокращение дворянского ополчения;
г) увеличение стрелецких полков;
д) переход России к регулярной армии;
е) введение привилегий для иностранных купцов;
ж) создание новых мануфактур;
з) отмена льгот русским купцам;
и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.
Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.
Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.
Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.
В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:
- открыл Славяно-греко-латинскую академию
- отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
- начал вводить европейские формы быта
- предлагал освободить крестьян от помещиков
- ввести "поголовную" подать
- неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.
Первичное закрепление
3 мин.
1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?
2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.
Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.
Отвечают на вопрос. Делают выводы
С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын
Организация изучения домашнего задания
2 мин.
параграф 12, вопросы (устно), записи урока,
Выставление оценок за работу на уроке.
Записывают домашнее задание