kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока по теме "Предпосылки петровских преобразований"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предпосылки петровских преобразований

Проект урока

Предпосылки петровских преобразований

Автор учебника, по которому

ведётся обучение

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. Конец XVI — XVIII век. 7 класс». Просвещение

Классификация урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Цели проекта

  1. охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований,   выявить роль  видных реформаторов дальнейшей судьбе России:
  • Симеона Полоцкого;
  • А.Л. Ордина-Нащокина;
  • В.В.Голицына;
  • Юрий Крижанич.
  1. формировать чувство  гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим.
  2. доказать   на основе исторических источников необходимость проведения  реформ, развивать познавательные умения.  

Задачи проекта

  • способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.
  • формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.
  • объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран; показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени; продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики

Личностные:  сформирована полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.       

Регулятивные: планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.

 Познавательные: овладеют  базовыми понятиями,  умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию.

 Коммуникативные: охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоцианальной окраской, умеют организовать общение.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран; показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени; продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.

1.2.Технологическая карта урока

Тема урока: Предпосылки петровских преобразований

Цель урока: - охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований,   выявить роль  видных реформаторов дальнейшей судьбе России:

  • Симеона Полоцкого;
  • А.Л. Ордина-Нащокина;
  • В.В.Голицына;
  • формировать чувство  гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим.
  • доказать   на основе исторических источников необходимость проведения  реформ, развивать познавательные умения.  

Задачи урока:

Обучающие: объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран; показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени; продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.

Развивающие: формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.

Ключевые понятия урока: Немецкая слобода, реформа, регулярная армия, регентство. Выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

План урока: 1. Причины и основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

3. Симеон Полоцкий.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

5. В.В.Голицын и его планы.

Форма организации обучения:  индивидуальная, групповая.

Основные виды деятельности учащихся: познавательная, коммуникативная, регулятивная

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока

Этапы урока:

1.3.ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1 мин.

Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы.  Настроить детей на работу.

Знакомятся с планом, принимают участие в беседе, формулируют задачи

Вводно-мотивационный

2 -3мин.

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

Актуализация знаний

2-3 мин.

-Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

Изучение нового материала

35 мин.

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Давайте выделим основные причины реформ:

  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить определение - крепостное право)
  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
  • Отсталая армия и флот
  • Непродуманный государственный аппарат
  • Слаборазвитая экономика
  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

Из причин выделяем направления реформ:

Попытайтесь выделить основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

3. Симеон Полоцкий.

- Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

- Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"

В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

- Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их тетради

5. В.В.Голицын и его планы.

Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"

 

Ответ:

(прошёл промышленный переворот (определение), во многих странах прошли буржуазные революции ( итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).

(запись в тетрадь)

 

 

  • Выход к морю
  • Реформа экономики
  • Реформа армии

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

 

Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

в) сокращение дворянского ополчения;

г) увеличение стрелецких полков;

д) переход России к регулярной армии;

е) введение привилегий для иностранных купцов;

ж) создание новых мануфактур;

з) отмена льгот русским купцам;

и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.

Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

  • открыл Славяно-греко-латинскую академию
  • отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
  • начал вводить европейские формы быта
  • предлагал освободить крестьян от помещиков
  • ввести "поголовную" подать
  • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Первичное закрепление

3 мин.

1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?

2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.

Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

Отвечают на вопрос. Делают выводы

С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын

Организация изучения домашнего задания

2 мин.

параграф 12, вопросы (устно), записи урока,

Выставление оценок за работу на уроке.

Записывают домашнее задание

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме "Предпосылки петровских преобразований"»

Предпосылки петровских преобразований

Проект урока

Предпосылки петровских преобразований

Автор учебника, по которому

ведётся обучение

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. Конец XVI — XVIII век. 7 класс». Просвещение

Классификация урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Цели проекта

  1. охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований, выявить роль видных реформаторов дальнейшей судьбе России:

  • Симеона Полоцкого;

  • А.Л. Ордина-Нащокина;

  • В.В.Голицына;

  • Юрий Крижанич.

  1. формировать чувство гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим.

  2. доказать на основе исторических источников необходимость проведения реформ, развивать познавательные умения.

Задачи проекта

  • способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.

  • формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.

  • объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран; показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени; продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики

Личностные:  сформирована полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.       

Регулятивные: планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.

Познавательные: овладеют базовыми понятиями, умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоцианальной окраской, умеют организовать общение.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран; показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени; продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.


1.2.Технологическая карта урока

Тема урока: Предпосылки петровских преобразований

Цель урока: - охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований, выявить роль видных реформаторов дальнейшей судьбе России:

  • Симеона Полоцкого;

  • А.Л. Ордина-Нащокина;

  • В.В.Голицына;

  • формировать чувство гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим.

  • доказать на основе исторических источников необходимость проведения реформ, развивать познавательные умения.

Задачи урока:

Обучающие: объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран; показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени; продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.

Развивающие: формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.

Ключевые понятия урока: Немецкая слобода, реформа, регулярная армия, регентство. Выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

План урока: 1. Причины и основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

3. Симеон Полоцкий.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

5. В.В.Голицын и его планы.

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.

Основные виды деятельности учащихся: познавательная, коммуникативная, регулятивная

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока

Этапы урока:

1.3.ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1 мин.

Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы. Настроить детей на работу.

Знакомятся с планом, принимают участие в беседе, формулируют задачи

Вводно-мотивационный

2 -3мин.

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.









(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

Актуализация знаний

2-3 мин.

-Дайте определение понятию реформа?


(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

Изучение нового материала

35 мин.

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Давайте выделим основные причины реформ:

  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить определение - крепостное право)

  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли

  • Отсталая армия и флот

  • Непродуманный государственный аппарат

  • Слаборазвитая экономика

  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

Из причин выделяем направления реформ:

Попытайтесь выделить основные направления реформ.





2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?









При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

3. Симеон Полоцкий.

- Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

- Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"

В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?







































Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?











4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

- Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их тетради





























5. В.В.Голицын и его планы.

Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"




Ответ:

(прошёл промышленный переворот (определение), во многих странах прошли буржуазные революции ( итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).



(запись в тетрадь)









  • Выход к морю

  • Реформа экономики

  • Реформа армии





Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.























Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

в) сокращение дворянского ополчения;

г) увеличение стрелецких полков;

д) переход России к регулярной армии;

е) введение привилегий для иностранных купцов;

ж) создание новых мануфактур;

з) отмена льгот русским купцам;

и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.

Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

  • открыл Славяно-греко-латинскую академию

  • отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти

  • начал вводить европейские формы быта

  • предлагал освободить крестьян от помещиков

  • ввести "поголовную" подать

  • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Первичное закрепление

3 мин.

1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?

2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.

Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

Отвечают на вопрос. Делают выводы



С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын


Организация изучения домашнего задания

2 мин.

параграф 12, вопросы (устно), записи урока,

Выставление оценок за работу на уроке.

Записывают домашнее задание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект урока по теме "Предпосылки петровских преобразований"

Автор: Климова Анна Сергеевна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства