kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Россия – наша Родина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 4 классе по теме: "Россия-наша Родина" разработан в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Россия – наша Родина»»

МАОУ гимназия № 49 города Тюмени

Учитель начальных классов Васильева Татьяна Николаевна



Курс М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Основы светской этики.

Тема: «Россия – наша Родина»

Цель : Цель: создать условия для воспитания нравственных чувств и патриотического воспитания.


Задачи урока: Актуализировать ценность таких понятий как Родина, Отечество, патриотизм.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение учащихся к своей малой родине, своему Отечеству.



Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

Предметные: Учащиеся узнают о роли духовных традиций народов России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества.

Метапредметные :

Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме, извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.

Регулятивные: Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова, умение структурировать знания.

Коммуникативные: Изложение своего мнения, способность работать в команде, готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: Проявление творческого отношения к процессу обучения, формирование познавательной потребности, проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, воспитание стремления к творчеству и сотворчеству

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины: Родина, Россия, Отечество, духовный мир человека, традиции, семья.

Информационно-образовательная среда: карта России, презентация к уроку, видеоклип на песню В.Баснера «С чего начинается Родина», учебник М.Т.Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Основы светской этики.




Конспект урока:


I этап: Определяем проблему урока:


  1. Диалог учитель – ученики:

На доске задание.

- Расшифруй слово. Н И Р А Д О (РОДИНА)

Значит о чем же будем вести разговор на сегодняшнем уроке? Как будет называться тема нашего урока?

Тема нашего урока: «Россия – наша Родина».

- Какую цель нашего урока поставим? (Проводится совместное целеполагание: пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях).

-Что такое Родина? (Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)

- Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Задание 1 группе:

Подберите однокоренные слова к слову «Родина»

Задание 2 группе:

Подберите однокоренные слова к слову «Отечество»

Задание 3 группе: Найти определение слова в толковом словаре С.И. Ожегова; значение слова в этимологическом словаре.



1группа: Группу людей, объединённых кровным родством называют: родня, родственники, родные, и перечень поколений одного рода называется родословная, имеют одинаковый корень «РОД», называются такие слова однокоренными.

-Учитель: Верно, ребята! Слово Родина произошло от древнего слова "РОД", которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

2группа: «Отечество» потому что: здесь жили наши отцы, деды, прадеды, здесь они учились, работали, защищали землю , сохраняя её для нас, мы и наши дети будут здесь жить и работать.






Учитель :рубрика «Это интересно»:

Слово Отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог еще называется Отцом небесным, у которого мы просим благословления на всякое дело. Родителя своего мы тоже называем отцом- это наш земной отец, и, как у Небесного отца, мы просим у него позволения на то или другое дело. Еще отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече. Например, «Отец Владимир…»

3группа : зачитывают определение слова в толковом словаре С.И. Ожегова; значение слова в этимологическом словаре.

-Что такое родина? Давайте посмотрим видеоклип.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

- Когда вам говорят слово родина, что вы представляете? Запишите свои ответы в виде схемы.


- Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России?(возможные варианты ответов: мы живём в России, Россия – наша Родина)


- Что можно увидеть на этой карте?

Покажите на карте Россию. Назовите столицу России, покажите.

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?


- Не всё в своей жизни человек может выбрать сам при рождении:

• своих родителей

• язык

• Родину


Основной вопрос урока: Что объединяет всех граждан нашей страны – России? (запись на доске)


II этап: Вспоминаем то, что знаем:

Диалог учитель – ученики

- Как вы понимаете следующие высказывания?


• Наше государство – Россия

• Символы государства: флаг, герб

• Москва – столица России

• Мы – граждане России

• Россияне – люди разных национальностей

• Высокое чувство любви к Родине

• Они защищали Родину

• Сила Родины – в труде её граждан

• Как государство защищает права своих граждан (Основной Закон России)

Диалог ученик – ученику

- Какие ещё вопросы можно задать друг другу на эти темы?


(В процессе такого «диалога» появляется возможность обнаружить уровень осведомлённости о разных сторонах жизни нашей страны, осознать недостаточность и приблизительность этих знаний и представлений. После коллективного предъявления мнений и обмена ими создаётся список нерешённых вопросов, т.е. пока оставшихся без ответа. Тем самым определяются будущие, наиболее значимые для ребят направления разговора о России).


III этап: Решаем проблему, открываем новые знания:


  1. Совместный просмотр презентации к уроку


  1. Беседа


- Что нас объединяет? Единая Россия:

• общая земля

• общая история

• общие законы

• общий язык

• общие ценности, духовные традиции


И Родину, и ценности мы получаем в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Без них жизнь человека обесценивается и теряет смысл.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура.

Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

(на доску выносятся эти понятия, - на этапе закрепления задание – продолжи ряд своими примерами)

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определённую традицию.

Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.


3.Работа в группах: вопрос для обсуждения:


- Что такое, по-вашему, духовные традиции?

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.


IV этап: Сравниваем свой вывод с авторским:


1.Работа в парах:

Задание:

  1. прочитать текст в учебнике (подчеркнуть в тексте учебника основные мысли темы)

  2. обсудить, какие важные вопросы темы ещё не прозвучали на уроке


2.Коллективное обсуждение результатов работы (самооценка и оценка ответов учениками класса)


Вывод: Людей, живущих в нашей стране, объединяют общие ценности и идеалы, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом.


V этап: Применяем новые знания:


- Какие слова и словосочетания в названии нашего учебника стали теперь понятнее?


- Как можно точнее объяснить их смысл?

- Какими из них можно дополнить наш список на доске?


VI.Итог урока:


- Помогут ли слова, которые мы сегодня с вами записали, ответить на главный вопрос сегодняшнего урока: Что объединяет всех граждан нашей страны – России?


- Наша Родина такая большая, что дорога на поезде от края до края займет целую неделю. Состоит она из многих городов, поселков, деревень, из множества населенных пунктов, каждый из которых тоже Родина, только малая. Каждый из нас нужная частичка, которая помогает хранить традиции, историю и продолжать помогать развивать нашу страну. Самое ценное – это люди. Давайте беречь свою Родину и бережно относится друг к другу. Мне хочется закончить наш урок стихотворением

Будем вместе Родину любить!

Будем рядом, будем вместе

Мы на долгие года,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Станем жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Сможем смыслом жизнь наполнить,

И под мирным небом спать!


VII.Рефлексия:

- что нового вы открыли для себя на уроке?

- о чем бы вы рассказали своим родителям, друзьям?

- какие знания вы могли бы применять в своей жизни?

- какое задание вам больше всего понравилось выполнять на уроке?

- какие трудности возникали при выполнении заданий?



VIII. Домашнее задание:

Прочитать статью учебника на стр. 6-9. Три варианта творческого задания (на выбор ученика):

- подготовить сообщение о своих семейных традициях;

- подготовить сообщение об известном человеке, прославившем Россию;

- нарисовать рисунок своей малой Родины.



Используемая литература:

1. Учебник Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Издательство Просвещение.

2. Толковый словарь В. Даля.

3. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

5. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвящённых государственной символике России. Сост. Т. В. Шепелева – 2007.

Список интернет – сайтов:

http://flag.kremlin.ru

http://festival.1september.ru/

 https://ru.wikipedia.org/wiki

 https://www.google.ru/search




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Россия – наша Родина»

Автор: Васильева Татьяна Николаевна

Дата: 30.05.2018

Номер свидетельства: 471559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект занятия по курсу  « Основы религиозной культуры и светской этики» на тему: "Россия - наша Родина". "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-zaniatiia-po-kursu-osnovy-rielighioznoi-kul-tury-i-svietskoi-etiki-na-tiemu-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "127218"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415282861"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок окружающего мира во 2 классе по теме: " Россия - наша Родина" (ОС "Школа 2100") "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-rossiia-nasha-rodina-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "177834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424712914"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Россия-наша Родина" (ОРКСЭ) "
    ["seo_title"] => string(26) "rossiia-nasha-rodina-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "104321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402682996"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект занятия по развитию патриотических чувств обучающихся Тема: Россия - наша Родина"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_razvitiiu_patrioticheskikh_chuvstv_obuchaiushchikhsia_tema"
    ["file_id"] => string(6) "514114"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560105533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства