kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по курсу « Основы религиозной культуры и светской этики» на тему: "Россия - наша Родина".

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                 Свердловская область г. Екатеринбург

                                                                 Кировский район  МАОУ Лицей №88

                                                                 Легаева О. П.

                            Конспект занятия по курсу  « Основы религиозной культуры и светской этики»

Модуль « Светская этика»

Тема: Россия – наша Родина

Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих развитие духовно-нравственных, личностно значимых установок и ценностей.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: продолжить формирование представлений о величии России, многонациональном характере нашей страны, о патриотизме, любви и преданности Отчизне.
  2. Метапредметные: развитие умения прогнозировать свой учебный результат с помощью учителя и самостоятельно, осмысление, контроль и оценка собственных действий, развитие творческих  способностей на основе работы с различными источниками информации; развитие грамотной речи.
  3. Личностные: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения  к людям других национальностей и вероисповеданий, почтение к старшим поколениям.

Оборудование: выставка книг о России, государственная символика, карта России, репродукции картин, портреты великих людей России.  

При разработке конспекта занятия были использованы материалы учебника «Литературное чтение», 4 класс, авторы: Р.Н. и Е.В.Бунеевы.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

     1.Организационный момент: звучит гимн России.

( На доске выставлены изображения флага России,  Московского кремля, фотография президента)

? детям:  Что объединяет музыкальное произведение и иллюстрации?

    2. Актуализация знаний: учитель читает стихотворение З.Александровой:        «Когда слышишь слово Родина…».

Если скажут слово "Родина",

Сразу в памяти встаёт

Старый дуб, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Со скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

? детям: Какие чувства у вас вызвало это стихотворение, какие картины возникли перед глазами?

3. Сообщение темы и цели занятия:

     Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?  Какой смысл вы вкладываете в  слово Родина?..

4.  Постановка проблемы:

?детям:  А как еще можно назвать Родину? (дети подбирают синонимы). Как вы объясните эти названия.

5. Основной этап занятия:

Давайте прочитаем текст К.Д.Ушинского «Наше Отечество», написанный в середине 19 века, и сравним с нашими представлениями.

  • Самостоятельное чтение текста.

Наше отечество.

     Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов, и, когда мы уснем навеки, она прикроет и кости наши.

       Велика наша родина – мать-свято-Русская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч верст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и Азии.

     Азиатская Россия по пространству втрое больше Европейской, но наиболее обширную часть её составляет суровая и ещё очень малолюдная Сибирь. По ней бродят дикие инородцы, но есть уже теперь в ней довольно много хороших русских городов и богатых сел. Сибирь – сторона богатая. В её горах и по её рекам много простых и драгоценных металлов, а в её темных лесах много пушных зверей с дорогими мехами.

     Другие части Азиатской России – Кавказ и Средняя Азия, где русские владения подошли уже к очень высоким горам и проникли в самое сердце Азии.

     Самая населённая и образованная часть России – в Европе. В Европейской России обе наши столицы: нынешнее место пребывание Правительства – Санкт-Петербург и первопрестольная Москва да множество губернских и уездных городов, а селам и деревням так и счету нет.

     В России около ста губерний и областей, много различных племен и народов, и кормит она сто тридцать миллионов людей. Все эти губернии, все эти миллионы людей повинуются одному государю – Православному Русскому Царю.

     Много есть на свете и кроме  России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

  • Работа с текстом после чтения.

? детям:  Как дает Ушинский толкования понятиям Отечество, матушка-Россия,  Родина? (выборочное чтение).

? детям: Как вы понимаете слова,  что нельзя заставить человека полюбить свою Родину, родную землю. Но можно помочь её полюбить. Как это делает Ушинский?

 ?детям: Совпадает ли современное объяснение данных понятий с объяснением К.Д.Ушинского?

  •  В тексте выделены и другие ключевые слова.

? детям: О чем они могут нам рассказать?  (площадь – протяженность и т.д.)  ?детям: А что изменилось в России со времен Ушинского? 

 

  • Работа с контурной  картой (на карте обозначить границы Родины, найти и подписать столицу и свой город.) или, как вариант: собрать пазлы карты РФ с фигурками людей в национальных костюмах.

  ? детям: Территория какой страны получилась?

 ? детям: Люди каких национальностей проживают на территории РФ?

  • Работа с иллюстративным материалом.(Изображения русской природы, российских городов, памятников культуры и т.д.)

       ? детям: Какие чувства возникают у вас при  виде данных иллюстраций?

        6. Рефлексия.

     Страна с такой большой территорией, на которой проживают люди разных национальностей – это наша Россия.

? детям: Почему же мы называем её по-разному? Матушкой, потому что..., Родиной …, Отечеством…?

  7. Домашнее задание. Поговори с родителями. Начни собирать сведения о своей родословной (Историю происхождения своей фамилии, связь поколений, национальные корни и традиции семьи).

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по курсу « Основы религиозной культуры и светской этики» на тему: "Россия - наша Родина". »

Легаева О.П.

учитель начальных классов

МАОУ Лицей №88

г. Екатеринбург

Внеурочное занятие.

Создание коллективного исследовательского проекта.


Паспорт проекта

  1. Название проекта: «Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли».

  2. Руководитель: Легаева О.П.

  3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир.

  4. Состав проектной группы: учащиеся 3 «А» класса

  5. Характеристика проекта: исследовательский, групповой, долгосрочный.

  6. Цель: формирование у учащихся навыков исследовательского поведения как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления.

  7. Предполагаемые результаты:

  • предметные: формирование представления об исследовательской деятельности, создание исследовательского проекта, оформление его в виде презентации, обучение методам исследования (наблюдение, эксперимент), освоение доступных способов изучения природы, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  • метапредметные: развитие исследовательских способностей (умение ставить перед собой цель, выдвигать гипотезу, планировать собственную деятельность, отбирать необходимую информацию, применять на практике школьные знания, проводить анализ результатов своей деятельности), осмысление правил взаимодействия в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться).

  • личностные: активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося), развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  1. Необходимое оборудование: семена белой и красной фасоли, горшочки для посадки семян, грунт, салфетки, блюдца, линейка.

  2. Предполагаемый продукт: создание каждой группой презентаций на основе опытов и наблюдений за проращиванием семян фасоли.

Ход работы.


1 этап.

Знакомство учащихся с темой проекта, совместное определение цели, выдвижение гипотезы.

Тема: «Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли».

Цель: определить, как различные условия окружающей среды влияют на проращивание семян фасоли.

Задачи:

  • выбор и создание условий для проведения эксперимента;

  • подбор и замачивание семян фасоли двух видов;

  • наблюдение за проращиванием семян в разных условиях;

  • определение того, как влажность температура и свет влияют на быстроту проращивания семян.

Гипотеза: семена фасоли прорастут лучше там, где достаточно тепла, влажности и света. Исключение одного из условий отрицательно повлияют на ход эксперимента.

На данном этапе происходит деление обучающихся (по желанию) на четыре группы по пять человек в каждой.

Замачивание семян фасоли (по десять штук каждого сорта), выбор условий для их проращивания определяется жеребьевкой:

  • подоконник, где достаточно света, тепла;

  • горячая батарея, где достаточно света, избыток тепла;

  • темный шкаф, где нет света, достаточно тепла;

  • холодильник, где нет света, нет тепла.

Каждая группа отвечает за свои условия проращивания семян, поддерживая необходимую влажность салфетки, в которой находятся семена.



2 этап.

Учащиеся работают в группах, ежедневно самостоятельно анализируют результаты наблюдений за семенами фасоли в конкретных условиях, выбирают лучшие семена для посадки, заполняют карточку исследователя. (см. Приложение.)

План анализа результатов эксперимента.

- Каковы условия для проращивания семян фасоли?

- Сколько требовалось влаги (много, мало)?

- Когда появился первый росточек красной фасоли?

- Когда появился первый росточек белой фасоли?

- Сколько проросло семян красной фасоли?

- Сколько проросло семян белой фасоли?

- Какова длина самого маленького ростка?

- Какова длина самого длинного ростка?

- Какой сорт фасоли пророс лучше всего?



3 этап (через 5 дней).

Подведение промежуточных итогов, работа в группах.

- В каких условиях проросло больше всего семян?

- Как на это влияли температура, свет, влага?

- Где же лучше всего проращивать семена? Почему?

- Эти условия пригодны только для фасоли или и других семян?

- Зависит ли быстрота появления ростка от сорта семян?


Формулирование вывода.

Результаты заносятся в таблицу.

Условия

Требуется влаги

Проклюнулось семян через 5 дней

Сорт фасоли

Самый длинный, короткий росток

Подоконник

много

одно

красная

0,5см

Батарея

много

нет

-

-

Шкаф

мало

все

красная, белая

1,2см/0,5см

Холодильник

очень мало

одно

белая

0,2см


Вывод: для проращивания семян большее значение имеет умеренное наличие тепла и влаги, свет и сорт фасоли не являются обязательным условием для проращивания семян.


Каждая группа выбирает лучшее семя того или другого сорта для посадки, после чего высаживает семена в грунт.



4 этап (через 10 дней).

Продолжение работы в группах. Ежедневное наблюдение за ростом посаженной фасоли, определение, из какого семени вырастет самое крепкое растение. Не забываем о поливе. Условия выращивания – подоконник.

Подведение итогов.

- Через сколько дней появился посаженный росток?

- Как он выглядит (крепкий/тоненький, яркий/бледный)?

- Что повлияло на всходы семян?




Формулирование вывода.

Результаты заносятся в таблицу.


Условия

Появление ростка после посадки

Характеристика ростка через 10 дней

Подоконник

через 5 дней

тоненький яркий

Шкаф

через 4 дня

тоненький яркий

Холодильник

через 6 дней

крепкий яркий


Вывод: Выдерживание семян в холоде позволяет получить всходы несколько позже, чем проращивание их в других условиях, но ростки сильнее и крепче.

- Почему? ( Ответ необходимо найти группам в различных источниках информации.)

Возможный ответ:

«От плохого семени не жди доброго племени» - гласит народная мудрость, что дает нам веское основание, заботясь о будущем урожае, готовить семена овощных культур к посеву. В последние годы все большее распространение у огородников получает предпосевная термическая обработка семян овощных культур. Она не только помогает искоренить внутреннюю инфекцию и значительно ускоряет прорастание семян, но и в значительной степени способствует изменению биологических особенностей растений. Но следует учитывать, что режимы термообработки семян сильно отличаются друг от друга в зависимости от вида культуры. 

5 этап.

Создание каждой группой презентации по результатам исследовательской деятельности (форма отчета по выбору).



6 этап.

Защита работ.























Приложение.

Анализ результатов эксперимента.



1. Каковы условия для проращивания семян фасоли?

__________________________________________________________

2. Сколько требовалось влаги? Много, мало (подчеркните нужное).

3. Когда проклюнулся первый росточек красной фасоли?

__________________________________________________________

4. Когда проклюнулся первый росточек белой фасоли?

__________________________________________________________

5.Сколько проклюнулось семян красной фасоли?_______________

6.Сколько проклюнулось семян белой фасоли?_________________

7. Какова длина самого маленького ростка?_____________________

8. Какова длина самого длинного ростка?______________________

9. Какой сорт фасоли проклюнулся лучше всего?_________________

10. Через сколько дней появился посаженный росток из земли?____________________________________________________

11. Охарактеризуй росток через 10 дней: стебель (крепкий/тоненький), цвет (яркий/бледный) _______________



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Легаева Ольга Петровна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127218

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства