Конспект занятия по курсу « Основы религиозной культуры и светской этики» на тему: "Россия - наша Родина".
Конспект занятия по курсу « Основы религиозной культуры и светской этики» на тему: "Россия - наша Родина".
Свердловская область г. Екатеринбург
Кировский район МАОУ Лицей №88
Легаева О. П.
Конспект занятия по курсу « Основы религиозной культуры и светской этики»
Модуль « Светская этика»
Тема: Россия – наша Родина
Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих развитие духовно-нравственных, личностно значимых установок и ценностей.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжить формирование представлений о величии России, многонациональном характере нашей страны, о патриотизме, любви и преданности Отчизне.
Метапредметные: развитие умения прогнозировать свой учебный результат с помощью учителя и самостоятельно, осмысление, контроль и оценка собственных действий, развитие творческих способностей на основе работы с различными источниками информации; развитие грамотной речи.
Личностные: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к людям других национальностей и вероисповеданий, почтение к старшим поколениям.
Оборудование: выставка книг о России, государственная символика, карта России, репродукции картин, портреты великих людей России.
При разработке конспекта занятия были использованы материалы учебника «Литературное чтение», 4 класс, авторы: Р.Н. и Е.В.Бунеевы.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент: звучит гимн России.
( На доске выставлены изображения флага России, Московского кремля, фотография президента)
? детям: Что объединяет музыкальное произведение и иллюстрации?
? детям: Какие чувства у вас вызвало это стихотворение, какие картины возникли перед глазами?
3.Сообщение темы и цели занятия:
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? Какой смысл вы вкладываете в слово Родина?..
4. Постановка проблемы:
?детям: А как еще можно назвать Родину? (дети подбирают синонимы). Как вы объясните эти названия.
5. Основной этап занятия:
Давайте прочитаем текст К.Д.Ушинского «Наше Отечество», написанный в середине 19 века, и сравним с нашими представлениями.
Самостоятельное чтение текста.
Наше отечество.
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов, и, когда мы уснем навеки, она прикроет и кости наши.
Велика наша родина – мать-свято-Русская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч верст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и Азии.
Азиатская Россия по пространству втрое больше Европейской, но наиболее обширную часть её составляет суровая и ещё очень малолюдная Сибирь. По ней бродят дикие инородцы, но есть уже теперь в ней довольно много хороших русских городов и богатых сел. Сибирь – сторона богатая. В её горах и по её рекам много простых и драгоценных металлов, а в её темных лесах много пушных зверей с дорогими мехами.
Другие части Азиатской России – Кавказ и Средняя Азия, где русские владения подошли уже к очень высоким горам и проникли в самое сердце Азии.
Самая населённая и образованная часть России – в Европе. В Европейской России обе наши столицы: нынешнее место пребывание Правительства – Санкт-Петербург и первопрестольная Москва да множество губернских и уездных городов, а селам и деревням так и счету нет.
В России около ста губерний и областей, много различных племен и народов, и кормит она сто тридцать миллионов людей. Все эти губернии, все эти миллионы людей повинуются одному государю – Православному Русскому Царю.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Работа с текстом после чтения.
? детям: Как дает Ушинский толкования понятиям Отечество, матушка-Россия, Родина? (выборочное чтение).
? детям: Как вы понимаете слова, что нельзя заставить человека полюбить свою Родину, родную землю. Но можно помочь её полюбить. Как это делает Ушинский?
?детям: Совпадает ли современное объяснение данных понятий с объяснением К.Д.Ушинского?
В тексте выделены и другие ключевые слова.
? детям: О чем они могут нам рассказать? (площадь – протяженность и т.д.) ?детям: А что изменилось в России со времен Ушинского?
Работа с контурной картой (на карте обозначить границы Родины, найти и подписать столицу и свой город.) или, как вариант: собрать пазлы карты РФ с фигурками людей в национальных костюмах.
? детям: Территория какой страны получилась?
? детям: Люди каких национальностей проживают на территории РФ?
Работа с иллюстративным материалом.(Изображения русской природы, российских городов, памятников культуры и т.д.)
? детям: Какие чувства возникают у вас при виде данных иллюстраций?
6. Рефлексия.
Страна с такой большой территорией, на которой проживают люди разных национальностей – это наша Россия.
? детям: Почему же мы называем её по-разному? Матушкой, потому что..., Родиной …, Отечеством…?
7. Домашнее задание. Поговори с родителями. Начни собирать сведения о своей родословной (Историю происхождения своей фамилии, связь поколений, национальные корни и традиции семьи).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: формирование у учащихся навыков исследовательского поведения как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления.
Предполагаемые результаты:
предметные: формирование представления об исследовательской деятельности, создание исследовательского проекта, оформление его в виде презентации, обучение методам исследования (наблюдение, эксперимент), освоение доступных способов изучения природы, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
метапредметные: развитие исследовательских способностей (умение ставить перед собой цель, выдвигать гипотезу, планировать собственную деятельность, отбирать необходимую информацию, применять на практике школьные знания, проводить анализ результатов своей деятельности), осмысление правил взаимодействия в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться).
личностные: активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося), развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Необходимое оборудование: семена белой и красной фасоли, горшочки для посадки семян, грунт, салфетки, блюдца, линейка.
Предполагаемый продукт: создание каждой группой презентаций на основе опытов и наблюдений за проращиванием семян фасоли.
Ход работы.
1 этап.
Знакомство учащихся с темой проекта, совместное определение цели, выдвижение гипотезы.
Тема: «Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли».
Цель: определить, как различные условия окружающей среды влияют на проращивание семян фасоли.
Задачи:
выбор и создание условий для проведения эксперимента;
подбор и замачивание семян фасоли двух видов;
наблюдение за проращиванием семян в разных условиях;
определение того, как влажность температура и свет влияют на быстроту проращивания семян.
Гипотеза: семена фасоли прорастут лучше там, где достаточно тепла, влажности и света. Исключение одного из условий отрицательно повлияют на ход эксперимента.
На данном этапе происходит деление обучающихся (по желанию) на четыре группы по пять человек в каждой.
Замачивание семян фасоли (по десять штук каждого сорта), выбор условий для их проращивания определяется жеребьевкой:
подоконник, где достаточно света, тепла;
горячая батарея, где достаточно света, избыток тепла;
темный шкаф, где нет света, достаточно тепла;
холодильник, где нет света, нет тепла.
Каждая группа отвечает за свои условия проращивания семян, поддерживая необходимую влажность салфетки, в которой находятся семена.
2 этап.
Учащиеся работают в группах, ежедневно самостоятельно анализируют результаты наблюдений за семенами фасоли в конкретных условиях, выбирают лучшие семена для посадки, заполняют карточку исследователя. (см. Приложение.)
План анализа результатов эксперимента.
- Каковы условия для проращивания семян фасоли?
- Сколько требовалось влаги (много, мало)?
- Когда появился первый росточек красной фасоли?
- Когда появился первый росточек белой фасоли?
- Сколько проросло семян красной фасоли?
- Сколько проросло семян белой фасоли?
- Какова длина самого маленького ростка?
- Какова длина самого длинного ростка?
- Какой сорт фасоли пророс лучше всего?
3 этап (через 5 дней).
Подведение промежуточных итогов, работа в группах.
- В каких условиях проросло больше всего семян?
- Как на это влияли температура, свет, влага?
- Где же лучше всего проращивать семена? Почему?
- Эти условия пригодны только для фасоли или и других семян?
- Зависит ли быстрота появления ростка от сорта семян?
Формулирование вывода.
Результаты заносятся в таблицу.
Условия
Требуется влаги
Проклюнулось семян через 5 дней
Сорт фасоли
Самый длинный, короткий росток
Подоконник
много
одно
красная
0,5см
Батарея
много
нет
-
-
Шкаф
мало
все
красная, белая
1,2см/0,5см
Холодильник
очень мало
одно
белая
0,2см
Вывод: для проращивания семян большее значение имеет умеренное наличие тепла и влаги, свет и сорт фасоли не являются обязательным условием для проращивания семян.
Каждая группа выбирает лучшее семя того или другого сорта для посадки, после чего высаживает семена в грунт.
4 этап (через 10 дней).
Продолжение работы в группах. Ежедневное наблюдение за ростом посаженной фасоли, определение, из какого семени вырастет самое крепкое растение. Не забываем о поливе. Условия выращивания – подоконник.
Подведение итогов.
- Через сколько дней появился посаженный росток?
- Как он выглядит (крепкий/тоненький, яркий/бледный)?
- Что повлияло на всходы семян?
Формулирование вывода.
Результаты заносятся в таблицу.
Условия
Появление ростка после посадки
Характеристика ростка через 10 дней
Подоконник
через 5 дней
тоненький яркий
Шкаф
через 4 дня
тоненький яркий
Холодильник
через 6 дней
крепкий яркий
Вывод: Выдерживание семян в холоде позволяет получить всходы несколько позже, чем проращивание их в других условиях, но ростки сильнее и крепче.
- Почему? ( Ответ необходимо найти группам в различных источниках информации.)
Возможный ответ:
«От плохого семени не жди доброго племени» - гласит народная мудрость, что дает нам веское основание, заботясь о будущем урожае, готовить семена овощных культур к посеву. В последние годы все большее распространение у огородников получает предпосевная термическая обработка семян овощных культур. Она не только помогает искоренить внутреннюю инфекцию и значительно ускоряет прорастание семян, но и в значительной степени способствует изменению биологических особенностей растений. Но следует учитывать, что режимы термообработки семян сильно отличаются друг от друга в зависимости от вида культуры.
5 этап.
Создание каждой группой презентации по результатам исследовательской деятельности (форма отчета по выбору).