kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по ОРКСЭ по теме "ХРАМ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОРКСЭ»















Тема урока: «Храмы России»

ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

4 класс













Выполнила:

Мазурова Ольга Андреевна

МАОУ СШ №9

г Кстово Нижегородская область





2024 г.

Тема урока: «Храмы России». 4 класс.


Цель: дать представление о Храме, его назначении, внешнем виде и внутреннем устройстве. Познакомить с правилами поведения в храме.

Задачи:

1.Образовательные: Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

2. Развивающие: Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

3.Воспитательные: Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в  парной группе.

Личностные УУД: учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.

Регулятивные УУД: развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  решения проблем творческого и поискового характера.

Предметные: иметь  представление о Храме, его назначении, внешнем виде   и  внутреннем  устройстве.

Метапредметные : умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы; формирование умения выделять  главную мысль в тексте, умение выделять ключевые слова.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Храмы России», презентация к уроку, аудиозапись колокольный звон, раздатка «Православный храм» (на примере Храма Христа Спасителя), карточки для групповой и индивидуальной работы, учебник по курсу «Основы православной культуры» (4 класс, 2 часть)/ О.Ю.Васильева, А.С.Кульберг, О.В.Корытко.- М.: Просвещение, 2023 .


Ход урока


1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняюсь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

- Здравствуйте, ребята!

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

- Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и с хорошим настроением начнём наш урок.

2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

-  Послушайте, пожалуйста, стихотворение - загадку.

Этот дом - не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Кто-то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам...

Это – ………..(ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ!)

-  Попробуйте сформулировать тему нашего урока, о чём мы будем говорить на уроке?

- Верно, мы будем говорить о храмах нашей страны (слайд с темой «Храмы России»).

- Сегодня мы совершим заочную экскурсию в православный храм.

- «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земли. Храмы нужны людям». Эти слова принадлежат чудотворцу Иоанну Шанхайскому.

(Слайд с высказыванием).

- А кто из вас был в православном храме?

- А кто знает, что такое храм?

- Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом». По-другому храм ещё называют – церковь.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Вы правы, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «православный храм», с его назначением, внешним видом и устройством. А также узнаем. Почему храмы строили на возвышенностях, что делать в храме и как правильно себя вести.

3. Усвоение новых знаний.

- Для строительства храма выделялось самое высокое место, чтобы храм было видно издалека. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Купол по форме похож на огонёк свечи или богатырский шлем. Храм собирает людей, которые готовы бороться со злом в своей душе и, как свеча, согревать теплом своего сердца всех, кто рядом. Храмы могут быть похожи не только на зажженную свечу или воина, но и на корабль, плывущий по бескрайним просторам России. Для всего мира храм, словно образ нашей страны: видишь храм и вспоминаешь Россию. (Слайд на доске).


Посмотри, как долго у земли

Ждут нас всюду храмы-корабли…

А. Рязанцев

- Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

(Раздатка «Православный храм» (на примере Храма Христа Спасителя).

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

  • три главы (три Лица Святой Троицы);

  • пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

  • семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

  • девять глав (девять чинов Ангельских);

  • тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

- Как вы думаете, зачем нужны сейчас колокола?

- Правильно колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Послушаем колокольный звон.

(Прослушивание аудио – колокольный звон).

- Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

4. Знакомство с внутренним устройством храма.


- Давайте совершим заочное путешествие по храму.

- Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

-  Мы подходим к храму, поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью  (Слайд паперти ). Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть), алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении  (Слайд притвора). Вот мы и в храме.

- Сейчас откройте учебник на странице 7 и самостоятельно прочитайте текст, страница 7-8. Во время чтения записывайте незнакомые и непонятные слова в тетрадь.

- Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Благословение, иконостас, алтарь, царские врата, престол, ладан, прихожане, икона).

(Определение понятий сопровождается показом слайдов презентации).

- Как вы думаете, для чего нужны свечи?

Церковная свеча  — символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует  любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.

- Поработаем в парах, проверим, как вы запомнили новые слова.

(Работа в парах)

Проставь номера, соответствующих понятий.

1. Свеча


А. Комната, где молится священник, и без благословения никто не имеет права туда входить.

2.Икона


Б. Это двери в алтарь

3. Канун


В. Cимвол молитвы верующего, огонек тянется вверх, но свет и тепло отдает тем, кто рядом

4. Иконостас


Г. Это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

5. Царские врата


Д. Стена, на которой размещаются иконы

6. Алтарь


Е. Панихидный столик.



5. Ознакомление с правилами поведения в храме.

- Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют свои правила.

- Давайте с ними познакомимся. Ребята прочитают стихотворения, а вы их послушайте и скажите, о каких правилах в них говорится. Эти стихи написал Игумен Виссарион Остапенко.

(Дети читают заранее выученные стихи).

1.Прежде чем зайти в собор,

 Головной сними убор,

 Злые мысли отгони:

  Не нужны тебе они...

 2.Скромную надень одежду,

  В брюках в храм идёт невежда,

  Голову платком покрой

  И тихонько в храме стой.

3.Никого не осуждай,

 Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

4.Богомыслие храни,

  Лень подальше прогони,

  Душой с Богом примирись,

  И со всеми ты молись.

5.Богомольцев не толкай,

 К чину в храме привыкай.

 Не гляди по сторонам —

 Неполезно это нам...

6. Хоть старушка, хоть девица

 Не посматривай на лица,

 Глазки в землю опусти,

 О грехах своих грусти.

7. Время даром не губи,

Службу Божью полюби.

И пока душа в груди,

На молитву приходи.

         (Игумен Виссарион Остапенко)

- Какие правила вы услышали в стихах?

 - Храм – это не только дом молитвы, но и место особого Божьего присутствия. Поэтому, собираясь в храм, нужно одеться скромно. Мужчинам нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной и неопрятной одежде. Перед входом в храм они должны снять головной убор. Женщины не должны приходить в храм в брюках или коротких юбках. Платье или юбка должны быть достаточно длинными – до колен и даже ниже. Лучше не надевать платья и блузки без рукавов (открытыми руками), даже если на улице очень жарко. Голова должна быть покрыта платком. Существует благочестивое правило приходить к литургии натощак, даже если мы в этот день не причащаемся.

- Когда приходить в храм?

- Приходить в храм лучше за 10-15 минут до начала богослужения. При входе в храм, в дверях, крестятся три раза. Если служба еще не началась, можно у входа купить свечи, как дар Богу и жертву на Церковь, поставить перед иконами. По древнему обычаю во время богослужения мужчины стоят в правой части храма, а женщины – в левой.

- Как вести себя на службе?

- Бывая в храме Божием, помните, что находитесь в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Нужно заботиться о том, чтобы не мешать стоящим рядом. Стоять на службе следует лицом к алтарю. Старайтесь не отвлекаться и следить за богослужением.

6. Первичное закрепление знаний.

- А теперь проверим, что вы запомнили. Отгадаем загадки.

Отгадайте загадки:

- Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается (Колокол).

нему прикасается – музыка получается .

- Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица (Ангел).

но не птица.

- На горе стоит свеча, в ней молитва горяча (Храм).

горяча.

- Дверей много, а входят не все (Алтарь).

- Золотое поле, желтые колосья,

Огонек гуляет, колоски сжигает (Подсвечник).

(Индивидуальная работа)

Подпиши картинки.







Слова – подсказки: Царские врата, канун, свеча, иконостас, кадило, храм, икона.



7. Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его   внутренних особенностях. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.

 - А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения. (Слайд)

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

- С каким настроением вы уйдёте с урока?

8.Домашнее задание.

- Расскажите дома своим родителям, что нового и интересного вы сегодня узнали.

- С помощью родителей узнайте, какой храм есть в нашем селе. Когда он был построен? Что в его истории, внешнем или внутреннем облике особенно интересно?

- Спасибо за работу на уроке!





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по ОРКСЭ

Автор: Мазурова Ольга Андреевна

Дата: 09.11.2025

Номер свидетельства: 676849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ» "
    ["seo_title"] => string(136) "formirovaniie-dukhovno-nravstviennoi-kul-tury-obuchaiushchikhsia-posriedstvom-ispol-zovaniia-na-urokakh-orkse-razlichnykh-vidov-iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "159780"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421944933"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Открытый урок по ОРКСЭ (светская этика) "
    ["seo_title"] => string(39) "otkrytyi-urok-po-orkse-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "237936"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444417907"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока ОРКСЭ "Коллектив начинается с меня" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-orkse-kolliektiv-nachinaietsia-s-mienia"
    ["file_id"] => string(6) "184824"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426095745"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Разработка открытого урока по ОПК"
    ["seo_title"] => string(33) "razrabotka_otkrytogo_uroka_po_opk"
    ["file_id"] => string(6) "666692"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1742202097"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Открытый урок по ОРКСЭ ( модуль "Основы православной культуры") "Совесть и раскаяние""
    ["seo_title"] => string(79) "otkrytyi_urok_po_orkse_modul_osnovy_pravoslavnoi_kul_tury_soviest_i_raskaianiie"
    ["file_id"] => string(6) "442637"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512574017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства