kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы православной культуры. Добро и зло.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы православной культуры. Добро и зло.»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЛИЦЕЙ №62

















УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

А.П.Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова.

























Выполнила учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №62»

Головчанская Л.В.





Урок 45

Тип урока: Открытие.

Тема: А.П.Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова.

Автор: Головчанская Л.В.

Цели деятельности учителя: познакомить с особенностями творчества А.П.Чехова на примере рассказа «Ванька»; научить определять жанр; заинтересовать проблемой произведения, помочь увидеть за событиями, строчками письма Ваньки живую, страдающую душу; помочь сравнить жизнь ровесников, живших 100 и более лет назад, с собственной.

Планируемые результаты на данном уроке.

Предметные:

научатся осознанно воспринимать содержание авторского текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать сущность поведения героя; участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

получат возможность научиться характеризовать главного героя с опорой на предложенные характеристики.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: участвуют в обсуждении плана выполнения заданий.

Познавательные: читают текст; понимают фактическое содержание текста; находят в тексте ответы на заданный воп­росы; обобщают и классифицируют учебный материал; формулируют несложные вы­воды.


Коммуникативные: уважают мнение одноклассников; проявляют интерес к общению и группо­вой работе.

Личностные: осознают некоторые нравственные понятия и моральные нормы (поддержка, понимание, честность, дружба).





Возможные виды деятельности обучающихся:


- отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;

- характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев;

- определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;

- читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения для выражения эмоционального подтекста;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, участвовать в диалоге.





Демонстрационный материал:

  1. Презентация, электронный учебник;

  2. Карточки;





Этапы урока

Ход урока.


1.Самоопределение

- Здравствуйте, дети.

  1. Сейчас у нас урок литературного чтения. Я желаю вам успехов в открытии нового и уверена, что у нас все получится.


2. Введение в тему

1) -Прочитайте эпиграф к уроку.

1,2 слайд

«В детстве у меня не было детства» А.П.Чехов

Эпиграф-это цитата, указывающая на дух, смысл происходящего.

-Что же хотел сказать автор этими словами?

-Так о чем мы будет рассуждать на уроке? (о трудном детстве детей)

-Что мы знаем о жизни А.П.Чехова?

(Родился в г.Таганроге в 1860г. Его отец был мелким лавочником. Характер у отца был крутой и властный. В свободное от уроков время Антоша должен был работать в лавке, взвешивать товары, отсчитывать сдачу. Свободного времени не было вообще.

Учеба в гимназии не приносила радости. Казарменная дисциплина, зубрежку. Единственный предмет, который любил Чехов, - литература.

Когда ему исполнилось 16 лет, его отец разорился, и вся семья переехала в Москву, но Антон остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Три года он снимал комнату у нового владельца собственного дома. Жил в бедности, зарабатывал тем, что давал уроки. На летние каникулы из-за отсутствия денег даже не ездил к родителям.

В 1879г после окончания гимназии Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Он хотел стать врачом, но любовь к литературе разгорелась в нем с новой силой. Чехов сам стал писать рассказы и печатать их в журналах.

Чехов-человек с добрым, чутким сердцем-остро воспринимал страдания народа. Он бесплатно лечил больных крестьян. Материал для своих рассказов он брал из жизни. Однажды знаменитый дрессировщик Дуров рассказал Чехову о своей собаке Каштанке. О том, как нашел ее на улице, как обучил выступать в цирке. И под пером А.Чехова, родилась удивительная история- рассказ «Каштанка».

Чехов написал много юмористических рассказов. Высмеивал невежд и глупых чиновников. Но никогда не смеялся над бездомными, обманутыми, попавшими в беду людьми. Много писал о детях. Очень переживал за крестьянских детей, которые жили в нищите. Родители часто отдавали их в город на обучение к мастеровому, чтобы они научились какому-нибудь ремеслу. Но хозяева мастерских обычно заставляли этих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, присматривать за хозяйскими детьми. Тяжелое, безрадостное, полуголодное детство.)



3. Объявление темы урока. Постановка цели

-Познакомимся с темой урока.

-Прочитайте тему урока. «Два мира Ваньки Жукова» 3 слайд


-Какая цель урока? (выяснить, какие два мира Ваньки Жукова открывает нам автор) – Постойте план работы. 4 слайд

(дети на карточках расставляют пункты плана)


4.Подготовка к восприятию

-Название рассказа «Ванька». Уже в само название говорит, о чем оно.

(о небрежном, унижающем отношении)

-Это удивительно глубокий рассказ, очень правдивый и человечный.

-Мне бы хотелось, чтобы вы почувствовали всю его тонкость, постарались понять талант А.Чехова. Не пропустили ни одной крупицы этого удивительного создания великого мастера.

Словарно-лексическая работа.

В рассказе автором использованы просторечные и искаженные слова. Это один из приемов, который использовал автор для того, чтобы показать обстановку, окружающую главного героя. Я думаю, вы их правильно поймете. (работа в парах)

(волосья-волосы, отчесал-избил, вчерась-вчера, помру-умру, ихнего их, ребятенок-ребенок, ейной-ее, чем попадя-чем попало, трескают-едят, нету-нет, али-или, заместо-вместо, пущают-пускают, кажное-каждое, рябцы-рябчики, намедни-недавно, накануне) 5,6 слайд


5.Знакомство с материалом

1)Первичное чтение учителем и учениками. Слайды из электронного учебника (словарная работа)


2) -Расскажите, какие чувства вы испытали?

-В каком жанре написано это произведение? (Рассказ-небольшое произведение по объему, мало героев, простой сюжет)

-Обратимся еще раз к теме урока. «Два мира Ваньки Жукова»

-Какое отношение этот лист бумаги имеет к теме урока? 7 слайд

Лист бумаги, на котором написано письмо, -это мир воспоминаний 8 лайд

Трудясь над письмом деду, Ванька мысленно переносился в деревню и вспоминал картины деревенской жизни.

Реальный мир-это дом сапожника Алехина, в котором жил Ванька. 9,10 слайд

- Давайте сравним эти два мира и определим, как они повлияли на характер мальчика.

6. Освоение нового материала

Выборочное чтение и беседа по содержанию

1) Стр.158 читают вопросы и отвечают. 11 слайд

-Сколько лет Ваньке Жукову и давно ли его отдали в ученье к сапожнику? (с.152,

1 абзац снизу)

-Что же представляет собой это «ученье»? (над ним больше издеваются, чем учат, не считают его человеком, унижают, обижают)

-Случайно ли он пишет письмо в ночь перед Рождеством ? 12 слайд

-Верно ли, что Ваньке приходится намного хуже, чем Петьке из рассказа Андреева? Почему?( его обижают, не высыпается, постоянно хочет есть, много разной работы) А какие проблемы у них одинаковые? (одиночество, желание быть в любимом доме)

-Есть ли у Ваньки свое «то самое место», куда он стремится? (да, родная деревня)

-А чем это место так его привлекает? (там он был счастлив)

-Не прошло и трех месяцев, как он стал искать выход из ужасного положения, не то что Петька…. Что Таня имеет в виду? (написал письмо с просьбой о помощи)

2) Стр.159 читают вопросы и отвечают.

-Соблюдает ли Ванька правила вежливости при письме?(с.153, 155, 157)

-Чтение 1 фрагмента, отмеченного желтым цветом.

-Кто описывает события: рассказчик или сам Ванька? (рассказчик)

-Чтение 2 фрагмента.

-Кто здесь описывает события? (Ванька)

-Петька из рассказа Л.Адреева и Ванька похожи. Они одинаково чувствуют красоту природу.

3) -Просмотрим отрывок из мультфильма. Электронный учебник

3) Отвечают на вопросы учителя.

-Дайте характеристику Ваньке. 13 слайд

-Почему Ваньке деревенская жизнь кажется счастливой? (стр.153-154 описание деда, стр.156 поход за елкой)

-Какая часть письма самая драматичная? (стр.157)

-Почему дед не может взять внука к себе? (ему 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений нет; ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне; без разрешения господ дед не может взять его к себе, а господа не разрешают, т.к. сами отправили мальчика в Москву, избавились от сироты)

- Почему же барышня Ольга Игнатьева не поможет Ваньке? (она занималась им от скуки. К судьбе мальчика она совершенно равнодушна. Ни разу не поинтересовалась, как он живет)

-Какие чувства испытывает автор к своему герою? (жалость, сострадание, уважение- солидно подписал письмо. Иван Жуков)

-Как вы думаете получит письмо дедушка?

-Почему же он так промахнулся с адресом? (Он жил в деревне, а там все друг друга знают. Ему даже в голову не пришло, что вокруг Москвы много деревень)

Вывод: у Ваньки безысходное положение, ему неоткуда ждать помощи.

- А если бы письмо дошло? Изменилось бы его положение?

-Рассказ заканчивается многоточием. Что это значит? А как бы вы его закончили?

-«На деревню дедушке…»- выражение стало устойчивым. 14, 15 слайд

Оно означает, что никуда. Но все-таки письмо написано для вас, чтобы вы могли знать и помнить, как тяжело жилось многим детям из бедных семей


7.Подведение итогов урока. Рефлек

сия.

Оцените свою работу. 16 слайд

–Наш урок подходит к концу. Закончить его мне хочется словами:

Эта трогательная история про маленького мальчика помогает понять нам, что каждый человек, живущий на этой планете нуждается в помощи, заботе, защите, взаимопонимании, любви и дружбе.


Все, что мы отдаем, возвращается вновь- 17 слайд

Возвращается вера, надежда, любовь,

Возвращается помощь, поддержка, участье,

Возвращается радостью, мудростью, счастьем…












4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основы православной культуры. Добро и зло.

Автор: Головчанская Лариса Викторовна

Дата: 08.08.2019

Номер свидетельства: 517475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Календарно- тематическое планирование по ОРКСЭ  модуль "Основы православной культуры" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(100) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "229788"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441883325"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок по ОРКСЭ. Модуль:"Основы православной культуры" .Тема урока: "Совесть и раскаяние" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-po-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-tiema-uroka-soviest-i-raskaianiie"
    ["file_id"] => string(6) "203898"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429554821"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Внеклассное занятие по основам православной культуры "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(89) "vnieklassnoie-zaniatiie-po-osnovam-pravoslavnoi-kul-tury-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "104872"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402764939"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОДНКНР на тему "Добро и зло""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-odnknr-na-tiemu-dobro-i-zlo"
    ["file_id"] => string(6) "270531"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451150250"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока" Совесть и раскаяние""
    ["seo_title"] => string(34) "konspekt_uroka_sovest_i_raskaianie"
    ["file_id"] => string(6) "561448"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603776537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства