Выборочное чтение и беседа по содержанию 1) Стр.158 читают вопросы и отвечают. 11 слайд -Сколько лет Ваньке Жукову и давно ли его отдали в ученье к сапожнику? (с.152, 1 абзац снизу) -Что же представляет собой это «ученье»? (над ним больше издеваются, чем учат, не считают его человеком, унижают, обижают) -Случайно ли он пишет письмо в ночь перед Рождеством ? 12 слайд -Верно ли, что Ваньке приходится намного хуже, чем Петьке из рассказа Андреева? Почему?( его обижают, не высыпается, постоянно хочет есть, много разной работы) А какие проблемы у них одинаковые? (одиночество, желание быть в любимом доме) -Есть ли у Ваньки свое «то самое место», куда он стремится? (да, родная деревня) -А чем это место так его привлекает? (там он был счастлив) -Не прошло и трех месяцев, как он стал искать выход из ужасного положения, не то что Петька…. Что Таня имеет в виду? (написал письмо с просьбой о помощи) 2) Стр.159 читают вопросы и отвечают. -Соблюдает ли Ванька правила вежливости при письме?(с.153, 155, 157) -Чтение 1 фрагмента, отмеченного желтым цветом. -Кто описывает события: рассказчик или сам Ванька? (рассказчик) -Чтение 2 фрагмента. -Кто здесь описывает события? (Ванька) -Петька из рассказа Л.Адреева и Ванька похожи. Они одинаково чувствуют красоту природу. 3) -Просмотрим отрывок из мультфильма. Электронный учебник 3) Отвечают на вопросы учителя. -Дайте характеристику Ваньке. 13 слайд -Почему Ваньке деревенская жизнь кажется счастливой? (стр.153-154 описание деда, стр.156 поход за елкой) -Какая часть письма самая драматичная? (стр.157) -Почему дед не может взять внука к себе? (ему 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений нет; ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне; без разрешения господ дед не может взять его к себе, а господа не разрешают, т.к. сами отправили мальчика в Москву, избавились от сироты) - Почему же барышня Ольга Игнатьева не поможет Ваньке? (она занималась им от скуки. К судьбе мальчика она совершенно равнодушна. Ни разу не поинтересовалась, как он живет) -Какие чувства испытывает автор к своему герою? (жалость, сострадание, уважение- солидно подписал письмо. Иван Жуков) -Как вы думаете получит письмо дедушка? -Почему же он так промахнулся с адресом? (Он жил в деревне, а там все друг друга знают. Ему даже в голову не пришло, что вокруг Москвы много деревень) Вывод: у Ваньки безысходное положение, ему неоткуда ждать помощи. - А если бы письмо дошло? Изменилось бы его положение? -Рассказ заканчивается многоточием. Что это значит? А как бы вы его закончили? -«На деревню дедушке…»- выражение стало устойчивым. 14, 15 слайд Оно означает, что никуда. Но все-таки письмо написано для вас, чтобы вы могли знать и помнить, как тяжело жилось многим детям из бедных семей |