Урок по ОРКСЭ. Модуль:"Основы православной культуры" .Тема урока: "Совесть и раскаяние"
Урок по ОРКСЭ. Модуль:"Основы православной культуры" .Тема урока: "Совесть и раскаяние"
Цель урока:формирование обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии,как качествах характера,проявляющихся в поступках. Задачи: образовательные -дать представление о том,что включают в себя слова "добро"."зло"."грех","совесть","раскаяние" в русской православной культуре; - показать на примерах.как связаны между собой эти понятия; -активировать познавательную деятельность учащихся; -развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ. Модуль:"Основы православной культуры" .Тема урока: "Совесть и раскаяние" »
Открытый урок
по учебному курсу
«Основы православной культуры»
5 класс
Тема урока:
«Совесть и раскаяние»
Тема урока: Совесть и раскаяние.
Цель урока:формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
Задачи.
Образовательные
- дать представление о том, что включают в себя слова “добро”, “зло”, “грех”, “совесть”,“раскаяние” в русской православной культуре;
- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающие
- развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.
Воспитательные
- воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
Тип урока.
Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В.,Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, текст повести Л.Н. Толстого «Детство» (отрывок), наглядные пособия.
Используемое оборудование:
компьютер, видеопроектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Приложение1)
Учитель:
Ребята, сегодня мы с вами будем рассуждать, оценивать поступки литературных героев, и постараемся понять, что же такое совесть и нужно ли человеку раскаяние.
2. Проверка домашнего задания.
Слайд 2
Учитель:
Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.
- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?
- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?
- Как вы понимаете смысл слова «добро»? (Всё хорошее, положительное, полезное)
- В православии «добро» - это то, что:
- помогает росту души человека;
- помогает другим людям;
- радует Бога.
Дифференцированная работа.
- Дома вы выполняли различные задания со словом «добро»: одни составляли словосочетания, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте. Расскажите, как вы справились с данной работой.
- Какие словосочетания вы составили со словом «добро»? (Творить добро, сеять добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро)
Слайд 3.
Определение «добра».
Учитель:
Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать? (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» построили Дом дружбы и подружили многих героев повести; В. Катаев «Цветик-семицветик», героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечить больные ноги мальчика Вити; В. Осеева «Три товарища», Володя поделился бутербродом с товарищем Витей).
– Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти?
(Ответы детей)
Слайд 4
Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.
- Назовите антоним слова «добро». (Зло)
Слайд 5:
определение слова «зло».
- Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное)
- В православии у слова «зло» есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех)
- В православии грех – это:
недобрые чувства;
недобрые мысли;
недобрые дела
Слайд 6
Слайд 7-9:
иллюстрации к рассказу А.Гайдара «Совесть».
Учитель:
Ребята, давайте вспомним, какой плохой поступок, совершила Нина Карнаухова из рассказа «Совесть» Аркадия Гайдара? (Не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом).
- По православным понятиям она совершила грех.
- Чем заканчивается данный рассказ? («И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть»)
- Как вы понимаете это предложение? (Её мучает совесть)
- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (Нет, она раскаялась в своём поступке)
- Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (О совести и раскаянии).
Слайд 10:
девиз урока.
А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни».
Слайд 11:
«Совесть и раскаяние».
3. Открытие новых знаний. Работа с понятием «Совесть».
- Работаем в группах. Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова «Совесть», а вторая – «Раскаяние». (Работа с книжным словарём и электронным на компьютере)
Слайд 12-15:
особенности совести, дела совести.
- Проверяем работу.
- Так что же такое «Совесть»? (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом)
Слайд 16:
Учитель:
- Что такое «Раскаяние»? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке)
- Давайте обратимся к понятию «Совесть» Учебник страница 36.
- Чтение отрывка статьи «Отречение Петра».
Слайд 17
- Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)
- Посмотрите на его портрет.
- Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)
- Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)
- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)
- Обоснуйте свой ответ.
- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть)
- Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)
Совесть
– это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда.
Слайды 18
«Стыд»
- это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)
- Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.
- Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.
- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике.
- Какие важные дела совершает совесть?
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
- Какая особенность есть у совести? Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.
- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? А верующие люди ходят исповедоваться в храм.
Слайд 19:
храм.
- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите ответ в учебнике. Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
4. Работа в рабочих тетрадях.
Задание 1 (первая группа) устно в классе, задание 2 выполнить дома.
Дифференцированная работа.
I группа.
Задание 1.
- Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть?
- Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть.
II группа.
Задание на карточках.
- Внимательно прочитайте стихотворение «Что такое совесть?» и скажите, как авторы понимают, что такое совесть.
Ответьте на вопрос : Согласны ли вы с их точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.
Что такое совесть?
- Мама, что такое совесть? - Совесть, дочка, - это повесть Про хорошие дела – Жизнь их нам с тобой дала. Кто по совести живёт – Никого не подведёт. Совесть – клад души твоей, Яркий лучик света в ней. Это путеводный свет. Он спасёт тебя от бед. Он в тебе всегда горит, Он твой самый прочный щит.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
Проверка.
5. Работа с понятием «раскаяние».
Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести?
Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться)
Что главное в понятии «раскаяние» в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.
Слайд 20:
шаги раскаяния.
- Сколько шагов существует в раскаянии? (Три)
- В чём состоит первый шаг в раскаянии? 1.Согласие человека с протестующим криком своей совести. Как вы его понимаете? В чём состоит второй шаг в раскаянии? 2. Переворот своих стремлений. Как вы его понимаете? В чём состоит третий шаг в раскаянии? 3. Покаянные молитвы к Богу. Назовите самую простую молитву. (Господи,прости). Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее). Внимательно посмотрите на схему в тетрадях.
- Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?
Слайд 21
Учитель:
Найди дело, противоположное греху:
Украл? – Верни!
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари!
Сказал злое слово? – Попроси прощения.
Спешите делать ДОБРО!
6. Работа в рабочих тетрадях. Выполнение заданий1 и 3.
7. Закрепление.
- Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство» и постарайтесь понять чувства Николеньки в этом отрывке.
(Действие сцены, которое будет прочитано, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).
Учитель читает отрывок из повести:
После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна со скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!». Меня так это обидело, что я разревелся от злости.
«Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»
Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.
Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.
Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.
- Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?
Слайд 22
8. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
- Как вам кажется, кто изображен на картине?
- В какой момент жизни изображены два человека?
- Почему один из них не показан лицом зрителю?
- Почему он стоит на коленях?
- Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю.
- Знаете ли вы, как называется картина?
- Какой сюжет лёг в её основу?
- Из какой книги этот сюжет?
Слайд 23
9. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу.
- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить:
- Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я(буду) не буду … .
10. Домашнее задание.
Учитель:
Прочитайте высказывания рубрики «Это интересно» . Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39. Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние.
11. Итог.
Учитель:
Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни.