kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока" Совесть и раскаяние"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Совесть и раскаяние»  является 10 –м в курсе «Основы  православной культуры». Данный урок содержательно связан с предыдущим уроком « Православное учение о человеке», на котором учащиеся познакомились с такими понятиями, как «душа», «внутренний мир человека», «болезни души».  А  также связан с последующим уроком   «Заповеди», на котором учащиеся получат представление о 10 заповедях записанных в Библии.

На данном уроке используется  учебник «Основы православной культуры»- А.В. Кураев, 4 класс,  в котором достаточно содержательно раскрыта данная тема. В качестве дополнительного материала используются рассказ, притча, пословицы, стихотворение. Данный учебный материал помогает  осмыслить понятия добро и зло; понять, зачем человеку нужна    совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока" Совесть и раскаяние"»

Тема: « Совесть и раскаяние»

 Модуль «Основы православной культуры».

УМК учебник «Основы православной культуры»- А.В. Кураев, 4 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

Задачи:

Обучающая: Осмыслить понятия добро и зло; понять, зачем человеку нужна совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.

Развивающая: Развивать умения четко и грамотно излагать свои мысли, умение работать с учебником, навыки сравнительного анализа.

Воспитывающая: Воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремление к хорошим поступкам.

Планируемые результаты:

 Личностные – формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения

- усвоение нравственно – этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми

Метапредметныеовладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

-овладение навыками смыслового чтения

- умение выслушивать собеседника и принимать решение

- готовность к сотрудничеству

Предметные - осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души. Осмысление понятий совесть и раскаяние.

Основные понятия урока: добро, зло, грех, совесть

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок!

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!

2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока
- Ребята, на предыдущем уроке вам было дано задание, подготовить дома пословицы и словосочетания со словом добро. Так что же такое добро, в чем оно проявляется ? (дети отвечают)

В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.

Послушайте притчу.

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

-Так какого человека можно назвать добрым?

-А что такое зло?

Зло – это то что удаляет от добрых целей. У слова зло в православии есть синоним «грех». Грех – недоброе чувство, мысль или дело. Слово «грех» в старославянском языке имело значение «промах, ошибка».

3. Определение темы урока

Сегодня мы познакомимся с еще одним важным качеством. Это качество указывает человеку на его грехи, от греха оно просыпается и начинает жечь душу. Что это за качество вы узнаете , послушав рассказ.


Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу. И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. 
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня.

-« Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой».

-О каких осколках говорил слепой? Что «сидело» внутри мужчины?
- Назовите тему урока.

4. Этап открытия новых знаний

- Обычно совесть укоряет нас, ругает, грызёт, когда мы что-то делаем не так. - Со словом совесть есть о много крылатых выражений (фразеологизмов). Мы говорим: "совесть спать не дает", "испытывать угрызения совести", "мучает совесть".

- Как вы думаете, зачем человеку совесть?

(Ответы детей.)

В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим.


Давайте прочитаем в учебнике, что такое совесть – с. 37 – 38. «Работа совести»

Какие слова этого рассказа вы считаете главными? Почему? («Самое главное в жизни человека – жить в ладу со своей совестью».)

-Растолкуйте эту фразу. Что значит жить в ладу со своей совестью?

-Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает?

Он не задумывается о своих поступках, об их последствиях. Такой человек не стремится к добродетелям. Он не кающийся грешник.

- Как помочь таким людям, встать на праведный путь.

(Нужно заставить взглянуть этого человека на его поступки глазами других людей, глазами Бога) Если совесть стала досаждать человеку ,то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется раскаяние.

-Найдите в учебнике определение раскаяния, прочитайте.

- На стр.38-39 найдите три шага в раскаянии.

(Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести.

Второй шаг – переворот своих стремлений, исправление своей ошибки.

Третий шаг – покаянные молитвы к Богу.)

- Что приходит после искреннего раскаяния?

(Когда раскаяние искренне, то приходит радость.)

-И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.

Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою - до слез.

Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.


-А теперь посмотрите на портрет апостола Петра.

- Кого называли апостолами?

- Обратите внимание, какое выражение лица у Петра?

- Как выдумаете, что послужило причиной его грусти, муки?

- Хотите узнать, что случилось с Петром, тогда давайте прочитаем рассказ "Отречение Петра" из Евангелие? с. 37

(Чтение детей)

- Какой грех совершил апостол Петр? (трижды отрёкся от своего учителя).

- Что творилось с его душой после отречения от Христа? (мучилась)

- Что мучило душу Петра? (совесть) Ученик Петра, святой Климент, рассказывает, что всю оставшуюся жизнь при полуночном пении петуха апостол Петр становился на колени, и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Христос простил его. Петр не предал Христа, потому что отречение - это не предательство. Но своим отречением он причинил боль своей душе.

5.Этап закрепления новых знаний

1. Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его.

2. Какие два важнейших дела у совести?

3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.

4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

5. Каковы этапы покаянных действий?



-А теперь подумаем и восстановим фразы и исправим ошибки. У Вас на столах лежат карточки

Игра «восстанови фразы» - соедините две половинки фразы.

На его грех человеку указывает… (совесть).

Самое главное в жизни человека – быть в ладу… (со своей совестью).

Правильная переоценка своего поступка – это… (раскаяние или покаяние).

Исправь ошибку. Найди дело противоположное греху.

Солгал – наберись силы сказать правду

Пожадничал – подари

Сказал злое слово – попроси прощение

Украл – верни

-Послушайте стихотворение поэта Н.И. Рыленкова

«Совесть»

Мы делаем для памятки зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна, не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё ровно - шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи,- держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливой издавна зовётся

В народе русская душа.

6.Этап подведения итогов урока

-Какие понятия мы обсуждали сегодня на уроке?

-Что нового вы узнали? Над чем задумались?

- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.

-Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока" Совесть и раскаяние"

Автор: Львова Елена Владимировна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока и презентация  на тему "Совесть и раскаянье" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-na-tiemu-soviest-i-raskaian-ie"
    ["file_id"] => string(6) "144004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418642923"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока ОРКСЭ по теме "Совесть" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-orkse-po-tiemie-soviest"
    ["file_id"] => string(6) "104738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402755000"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока А.Гайдар "Совесть""
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-a-gaidar-soviest"
    ["file_id"] => string(6) "297977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456252155"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по ОПК на тему: "Совесть и раскаяние""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_po_opk_na_tiemu_soviest_i_raskaianiie"
    ["file_id"] => string(6) "350215"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476795070"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект урока  по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-4"
    ["file_id"] => string(6) "140617"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417973395"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства