Урок по теме «Совесть и раскаяние» является 10 –м в курсе «Основы православной культуры». Данный урок содержательно связан с предыдущим уроком « Православное учение о человеке», на котором учащиеся познакомились с такими понятиями, как «душа», «внутренний мир человека», «болезни души». А также связан с последующим уроком «Заповеди», на котором учащиеся получат представление о 10 заповедях записанных в Библии.
На данном уроке используется учебник «Основы православной культуры»- А.В. Кураев, 4 класс, в котором достаточно содержательно раскрыта данная тема. В качестве дополнительного материала используются рассказ, притча, пословицы, стихотворение. Данный учебный материал помогает осмыслить понятия добро и зло; понять, зачем человеку нужна совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока" Совесть и раскаяние"»
Тема: « Совесть и раскаяние»
Модуль «Основы православной культуры».
УМК учебник «Основы православной культуры»- А.В. Кураев, 4 класс
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
Задачи:
Обучающая: Осмыслить понятия добро и зло; понять, зачем человеку нужна совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.
Развивающая: Развивать умения четко и грамотно излагать свои мысли, умение работать с учебником, навыки сравнительного анализа.
Воспитывающая: Воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремление к хорошим поступкам.
Планируемые результаты:
Личностные– формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения
- усвоение нравственно – этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми
Метапредметные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
-овладение навыками смыслового чтения
- умение выслушивать собеседника и принимать решение
- готовность к сотрудничеству
Предметные- осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души. Осмысление понятий совесть и раскаяние.
Основные понятия урока: добро, зло, грех, совесть
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок!
Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!
2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока - Ребята, на предыдущем уроке вам было дано задание, подготовить дома пословицы и словосочетания со словом добро. Так что же такое добро, в чем оно проявляется ? (дети отвечают)
В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.
Послушайте притчу.
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
-Так какого человека можно назвать добрым?
-А что такое зло?
Зло – это то что удаляет от добрых целей. У слова зло в православии есть синоним «грех». Грех – недоброе чувство, мысль или дело. Слово «грех» в старославянском языке имело значение «промах, ошибка».
3. Определение темы урока
Сегодня мы познакомимся с еще одним важным качеством. Это качество указывает человеку на его грехи, от греха оно просыпается и начинает жечь душу. Что это за качество вы узнаете , послушав рассказ.
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу. И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня.
-« Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой».
-О каких осколках говорил слепой? Что «сидело» внутри мужчины? - Назовите тему урока.
4. Этап открытия новых знаний
- Обычно совесть укоряет нас, ругает, грызёт, когда мы что-то делаем не так. - Со словом совесть есть о много крылатых выражений (фразеологизмов). Мы говорим: "совесть спать не дает", "испытывать угрызения совести", "мучает совесть".
- Как вы думаете, зачем человеку совесть?
(Ответы детей.)
В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим.
Давайте прочитаем в учебнике, что такое совесть – с. 37 – 38. «Работа совести»
Какие слова этого рассказа вы считаете главными? Почему? («Самое главное в жизни человека – жить в ладу со своей совестью».)
-Растолкуйте эту фразу. Что значит жить в ладу со своей совестью?
-Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает?
Он не задумывается о своих поступках, об их последствиях. Такой человек не стремится к добродетелям. Он не кающийся грешник.
- Как помочь таким людям, встать на праведный путь.
(Нужно заставить взглянуть этого человека на его поступки глазами других людей, глазами Бога) Если совесть стала досаждать человеку ,то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется раскаяние.
-Найдите в учебнике определение раскаяния, прочитайте.
- На стр.38-39 найдите три шага в раскаянии.
(Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести.
Второй шаг – переворот своих стремлений, исправление своей ошибки.
Третий шаг – покаянные молитвы к Богу.)
- Что приходит после искреннего раскаяния?
(Когда раскаяние искренне, то приходит радость.)
-И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.
Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою - до слез.
Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.
-А теперь посмотрите на портрет апостола Петра.
- Кого называли апостолами?
- Обратите внимание, какое выражение лица у Петра?
- Как выдумаете, что послужило причиной его грусти, муки?
- Хотите узнать, что случилось с Петром, тогда давайте прочитаем рассказ "Отречение Петра" из Евангелие? с. 37
(Чтение детей)
- Какой грех совершил апостол Петр? (трижды отрёкся от своего учителя).
- Что творилось с его душой после отречения от Христа? (мучилась)
- Что мучило душу Петра? (совесть) Ученик Петра, святой Климент, рассказывает, что всю оставшуюся жизнь при полуночном пении петуха апостол Петр становился на колени, и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Христос простил его. Петр не предал Христа, потому что отречение - это не предательство. Но своим отречением он причинил боль своей душе.
5.Этап закрепления новых знаний
1. Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его.
2. Какие два важнейших дела у совести?
3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.
4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?
5. Каковы этапы покаянных действий?
-А теперь подумаем и восстановим фразы и исправим ошибки. У Вас на столах лежат карточки
Игра «восстанови фразы» - соедините две половинки фразы.
На его грех человеку указывает… (совесть).
Самое главное в жизни человека – быть в ладу… (со своей совестью).
Правильная переоценка своего поступка – это… (раскаяние или покаяние).
Исправь ошибку. Найди дело противоположное греху.
Солгал – наберись силы сказать правду
Пожадничал – подари
Сказал злое слово – попроси прощение
Украл – верни
-Послушайте стихотворение поэта Н.И. Рыленкова
«Совесть»
Мы делаем для памятки зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Она скромна, не говорит ни слова,
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово
Как раз о том, что ты забыть хотел.
Ей всё ровно - шумит ли в поле вьюга,
Поют ли в перелеске соловьи,- держи ответ и ни жены, ни друга
В свидетели напрасно не зови.
Чего скрывать – с ней нелегко живётся,
Но мы гордимся, в новый путь спеша,
Что совестливой издавна зовётся
В народе русская душа.
6.Этап подведения итогов урока
-Какие понятия мы обсуждали сегодня на уроке?
-Что нового вы узнали? Над чем задумались?
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.
-Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.