kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Возникновение мировых религий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- деловая игра в 5 классе на тему "Возникновение мировых религий".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Возникновение мировых религий»

Конспект урока (ОДНКНР)


Моя религия - греть и светить 
Людям, которых люблю и ценю, 
Тем, с кем невидима связана нить, 
Тем, с кем не ставлю я в сердце броню


Тема урока: Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Тип урока: Урок закрепления новых знаний

Форма урока: Урок – деловая игра

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в группах, работа с карточками, заполнение таблицы

Основные термины и понятия:  христианство, ислам, буддизм

Дидактический материал: карточки со словами-терминами

Оборудование: компьютер


Цель: сформировать представление о возникновении мировых религий и их основателях

Задачи:

  • Формирование представлений об основателях основных мировых религий, их жизненном пути, их первоначальных учений;

  • Развитие умения давать определения основным понятиям;

  • Формирование умения пользоваться различными источниками знаний, анализировать информацию этих источников;

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • Воспитание чувства национального уважения, веротерпимости, уважения к предмету;



План урока

  1. Орг.момент

  2. Актуализация знаний. Разминка

  3. Деловая игра «Мировые религии»

  4. Заполнение итоговой таблицы «Религии мира и их основатели»

  5. Итог урока. Рефлексия



Записи на доске: Тема. Эпиграф. Таблица «Религии мира и их основатели»





















Ход урока



  1. орг. момент


2. Сообщение темы урока, цели

- На предыдущих уроках мы с вами узнали, что наша страна многонациональна, что это означает? (люди разных национальностей и имеют разные вероисповедания). Узнали, что главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов. А важнейшей частью большинства духовных традиций является религия. В нашей стране с незапамятных времён существуют разные религии. Больше всего у нас православных христиан. Значительное число россиян исповедуют другие мировые религии - ислам и буддизм. Тема нашего урока сегодня «Возникновение мировых религий и их основатели». Закрепим ваши знания, полученные на предыдущем уроке о возникновении религий. И, опираясь на подготовленные вами сообщения, проведём деловую игру.

Скажите, чтобы вы хотели получить от урока? Для чего нам нужно знать мировые религии?

- Но прежде чем мы перейдем к теме урока, давайте сделаем разминку и вспомним термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Разминка

- Что такое культура?

(это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории)

- Что вы знаете о пантеоне?

(храм Богов)

- Что означают заповеди для верующего человека?

(правила и запреты)

- Что такое скрижали?

(каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу)

- Что такое религия?

(вера в сверхъестественное)

- Что мы называем многобожием?

(вера во многих богов)

- Какие виды культуры вы знаете?

(материальная и духовная)

- Что можно отнести к материальной культуре?

(памятники, архитектура, картины )

- Какие религии мы называем национальными? Приведите примеры

(верующие принадлежат к одному народу. Индуизм, иудаизм)



3. Делова игра «Мировые религии»

(слайд на экране)

- На первых уроках мы с вами узнали, что со временем появились религии, которые стали называться мировыми. Выберите из предложенных вариантов те религии, которые считаются мировыми.

- Правильный ответ (буддизм, христианство, ислам)

- Перед вами три известные религии и их основатели.(слайд).

Вы о них уже многое знаете. Дома вы подготовили сообщения о мировых религиях с позиции историков и с позиции основателей религии. Сейчас мы проведём деловую игру, для того чтобы каждый из вас окунулся в то время и в те события, когда только зарождались мировые религии. Ученик – историк должен нас провести в эпоху, место возникновения религии, причины, по которым люди стали проповедовать ту или иную религию. А от учеников, которые будут в роли основателей религий мы узнаем жизненный путь, чувства, мысли и поступки главных посланников бога.

Игра наша пройдёт в три этапа.

Первый этап

-Разделимся на 3 группы по религиям ( в группе историк и основатель) Вы должны рассказать о возникновении религий с позиции вашей роли.


Христианство

Ученик- историк


Первым народом, который поверил в единого бога, был народ иудейский (еврейский). Чтобы почитать своего бога, евреи построили в городе Иерусалиме храм. Иудей ждали пророка, который избавит их от всех бед. Они назвали его «помазанник», по-гречески Христос. Поэтому, когда появился проповедник Иисус, многие из иудеев последовали за ним, считая, что он и есть – обещанный мессия – Христос.

Но многие в народе считали, что он должен избавить иудеев от врагов, должен быть храбрым военачальников, а не проповедником. Поэтому скоро Иисуса схватили и казнили страшной казнью, распятием на кресте. Через три дня верные последователи Христа пришли к пещере, где оставили тело Иисуса, хотели как и полагается, похоронить его, но обнаружили поразительное открытие: Иисус, как сын Божий не был подвластен смерти, и воскрес.



Ученик – основатель религии

Я родился в маленьком городке Вифлеем. Моим родителям не хватило места в гостинице, поэтому мать Мария родила меня в пещере, которую использовали для ночлега скота.

Когда я вырос, в возрасте тридцати трёх лет, я стал проповедовать. Учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Также я исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые шли за мной, считали меня Сыном Божьим, который пришёл открыть людям путь к праведной жизни. Но многие ждали от меня другого. Начальники иудеев схватили меня рядом с Иерусалимом в саду под названием Гефсимания и решили казнить. В этот момент многие ученики испугались. Но были и те, которые остались со мной.

Вдохновлённые вестью, что я неподвластен смерти, мои ученики стали проповедовать моё учение в Иудее и за её пределами, скоро это учение распространилось по многим странам и стало называться христианством.


Ислам

Ученик – историк

В 570 году в далёкой Аравии в городе Мекка стали появляться люди, которые верили в единого Бога, жили благочестивой жизнью, но не были ни иудеями, ни христианами. Около 610 года появился Мухаммад, который стал проповедовать среди мекканцев. Он призвал всех арабов, которые верили в разных богов, вернуться к религии единобожия. Так Мухаммад сумел объединить разрозненные племена Аравии, а правившие после него приемники сумели подчинить территории далеко за пределами Аравийского полуострова.

Вместе с арабами религия распространилась по разным странам и континентам. Новая религия получила название «ислам», слово это содержит корень «мир», можно перевести как «предание себя богу». Приверженцы ислама стали называться «мусульманами»


Ученик – основатель религии


Я родился в городе Мекка, меня назвали Мухаммад. Рос сиротой, сначала был на попечении деда, а потом дяди. Рано стал верить в единого Бога. В 25 лет женился на богатой купчихе Хадидже.

Однажды, когда я уединился для молитвы на невысокой горе, ко мне явился ангел, который стал мне диктовать священные тексты и объявил, что я – посланник Бога. Я не сразу поверил в свою пророческую миссию. Считая себя недостойным. Однако, любимая жена Хадиджа убедила меня, и я стал проповедовать среди мекканцев.

Я считал, что Бог давно посылал людям пророков. Пророками были и Моисей у иудеев, и Иисус у христиан. Я – Мухаммад - последний пророк.



Буддизм


Ученик – историк

Третья мировая религия – буддизм возникла раньше остальных. Древней религией Индии был индуизм. Его особенностью была вера в то, что душа человека не умирает вместе с телом, а рождается на земле вновь и вновь в самых разных обличьях: человека, животного или растения.

В 6 веке до нашей эры в далёкой Индии появился мальчик, Сиддхартха Гаутама, в котором мудрецы увидели все признаки великого человека и предсказали, что он станет или великим государём, властителем всего мира, или святым, познавшим истину. В поисках истины к нему пришло просветление. Так он стал Буддой, в переводе «просветлённым». Став просветлённым, царевич начал странствовать и проповедовать своё учение, которое назвали буддизмом. После смерти Будды ученики кремировали тело, а прах был развезён ими по разным сторонам света и заключён в специальные сооружения – ступы.


Ученик – основатель религии


Я родился в Индии в богатой семье. Назвали меня Гаутама. Жил во дворце, в роскоши и без забот. Родители хотели, чтобы я стал великим государём и именно так воспитывали меня. Я был способным и обгонял сверстников в науке и спорте. В 29 лет женился на принцессе и родился сын. Но, однажды я встретил похоронную процессию, и понял, что все люди на земле смертны. В другой раз – я встретил тяжело больного человека и осознал, что любого смертного подстерегают болезни. В третий раз увидел нищего, и осознал мимолётность богатства. Тогда я понял, что нужно найти причины страданий и способы избавления от них.

Как-то я сел под дерево банана и дал клятву, что не сойду с места, пока не познаю истину жизни. Ко мне пришло просветление, я познал четыре благородные истины:

  1. В мире есть страдания

  2. Есть и причина страданий

  3. Существует освобождение от страданий

  4. А также путь, который ведёт к освобождению от страданий

Так я стал просветлённым – Буддой. У меня появились ученики. Когда я стал стар, я простился с учениками, лёг в позу льва, погрузился в созерцание и вступил в вечность, в которой нет страданий.

Мои ученики стали распространять буддизм по всему миру.



- Учитель: Спасибо за ваши интересные рассказы.

Для того, чтобы проверить друг друга, сейчас в каждой группе вы должны придумать по одному вопросу о религии для других групп.

А теперь давайте поменяемся в группах. Историки и основатели религий объединятся между собой (две группы: историки, основатели). Заодно проведём физкультминутку.


Второй этап

Для того чтобы проверить себя в умении различать понятия, термины, значения разных религий, вы выполните следующее задание. Перед вами 3 большие карточки с названиями религий и большое количество маленьких карточек со словами, фразами, именами, названиями, которые вы должны отнести к той или иной религии. Работать вы должны вместе, советуясь друг с другом. На задание – 5 мин.


Христианство


Ислам

Буддизм

Иисус, христиане, Иудея. Вифлеем, Мария, распятие, воскресение, сын Божий, Иерусалим, крест, Христос, Гефсиманский сад

Мекка, Мухаммад, явление ангела на горе, Аравия, мусульмане, «предание себя богу», священные тексты, ханиф

Индия, Гаутама, истина, Просветлённый, Путь освобождения от страданий, Будда, поза льва, ступы, дерево банана

Отдельно карточки со словами: многобожие, пантеон


- Проверка задания.

Третий этап

- Давайте представим картины того, о чём сейчас говорили и слушали. Просмотрим иллюстрации. Ваша задача – рассказать сюжет картины.

Просмотр иллюстраций и рассказ учеников.



4. Составление таблицы

- а теперь давайте вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока?

Все ли задачи мы с вами решили?

- когда возникли религии?

- где возникли?

- кто их основал?

- и чему учит религия?

На эти вопросы вы ответите, заполняя таблицу в тетради


Христианство

Ислам

Буддизм

Место возникновения




Основатель





Чему учит религия






5. Итог урока


– Ребята, давайте попробуем определить роль мировых религиозных культур в жизни людей?

– Как вы думаете, а что объединяет все религиозные культуры?

– Какое значение имеет Иисус Христос, Муххамад, Будда, в жизни человека, представителя той или иной религиозной культуры?


Вывод учителя: действительно, роль мировых религиозных культур в жизни людей стала огромной. Люди поверили в единого бога, в учения основателей, которые объединяют людей, призывают их к изменению в лучшую сторону, к любви к людям, миру, добру, единству. Ведь истинная вера - одна – любовь ко всему живому. И этим мы едины.

В завершении я предлагаю вам посмотреть видеоролик к песне Олега Атаманова «Мы едины в господе»

Просмотр видеоролика «Мы едины в Господе»


Рефлексия.

Продолжите по кругу фразы:

- Сегодня я узнал….

- Меня удивило…

- Было трудно…

- Было интересно…

- Мне захотелось…


  1. Домашнее задание: заполнить таблицу




























Домашнее задание

«Возникновение религий. Религии мира и их основатели».


ХРИСТИАНСТВО. Мессия – это ________________________________________________________________

________________________________________________________________

В переводе с греческого языка слово Мессия означает ______________

Христианством называется религия, в основе которой лежит___________

________________________________________________________________

Христиане это _________________________________________________



ИСЛАМ.

Ханифы – это _______________________________________

_________________________________________________________

Мухаммад – это ___________________________________________

_________________________________________________________

Бог переводится с арабского языка как ______________ Ислам – это религия, в основе которой лежит учение пророка __________________ В переводе с арабского языка слово ислам переводится как «______», «_____________________________________».

Мусульмане – это _________________________________________________________________.



БУДДИЗМ.

Сиддхартха Гаутама – это_____________________________________

___________________________________________________________

Буддизм – это религия, в основе которой лежит __________________: вера в четыре благородные истины: 1) в мире существует страдание; 2)причина страдания – желания; 3)освобождение от страданий – нирвана; 4)есть путь, ведущий к освобождению от страданий.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Возникновение мировых религий

Автор: Лупан Ирина Валерьевна

Дата: 16.11.2017

Номер свидетельства: 439107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "конспект и презентация бинарного урока по истории и обществоведению на тему "Возникновение мировых религий" "
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-i-priezientatsiia-binarnogho-uroka-po-istorii-i-obshchiestvoviedieniiu-na-tiemu-vozniknovieniie-mirovykh-rielighii"
    ["file_id"] => string(6) "137280"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417328423"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока № 5  модуля «Основы мировых религиозных культур и светской этики» курса ОРКСЭ по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели". "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-5-modulia-osnovy-mirovykh-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-kursa-orkse-po-tiemie-vozniknovieniie-rielighii-rielighii-mira-i-ikh-osnovatieli"
    ["file_id"] => string(6) "101009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402403033"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по ОРКиСЭ на тему "Возникновение религий""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-orkise-na-tiemu-vozniknovieniie-rielighii"
    ["file_id"] => string(6) "222857"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436896930"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по истории Возникновение ислама. Арабский халифат"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-istorii-vozniknovieniie-islama-arabskii-khalifat"
    ["file_id"] => string(6) "263132"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449492103"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Методическая разработка урока "Арабы" "
    ["seo_title"] => string(39) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-araby"
    ["file_id"] => string(6) "196645"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428079661"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства