Возникновение ислама. Арабский Халифат.
цели:
Образовательная: создать условия для появления у школьников представления о событиях и особенностях жизни арабских племен. Проследить пути возникновения государства у арабов. Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., - исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий. Познакомить учеников с широким кругом «исламской терминологии», которая активно используется в современном лексиконе и классической литературе.
Развивающая: содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока. Составлять рассказ по иллюстративному материалу. Способствовать развитию хронологических и картографических умений школьников.
Воспитательная: способствовать воспитанию в учениках чувства толерантности, уважительного отношения к религиям разных стран.
Материалы и оборудование: презентация «Арабы VI-XI вв.» исторические документы выдержки из Корана, атласы по истории средних веков
Словарь урока: пророк, Коран, бедуины, Ярмарка, хиджра, Кааба, шариат, кади, халиф, эмир.
д/з пар 9 читать, вопросы, учить термины
Тип урока: изучение нового материала
Методы: репродуктивный, частично – поисковый, наглядный, иллюстративный
Форма урока: лекция – визуализация в сочетании с беседой и анализом источников.
Литература:
Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. Учебник для 6 класса.- М.: Просвещение, 2011;
Смирнов Е.Д., Средневековый мир. – Минск.: Белорусь, 1999;
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Средних веков.- М.: Владос, 2003.
ход урока
- Организационный момент
- Введение в тему урока, целеполагание
- Изучение нового материала.
- Задание для учащихся - составить рассказ по рисункам и тексту учебника стр. 74 о природных условиях Аравии
- работа с картой в атласах, и картой на слайде с территорией Аравии
- рассказ учителя о жизни пророка Мухаммеда в сопровождении со слайдами.
Мухаммед происходил из небогатого рода племени курейшидов. Родители его рано умерил и мальчик воспитывался у дяди. По торговым делам дядя брал его с собой в Сирию и другие соседние страны. Там Мухаммед познакомился с христианством и иудаизмом – религией зародившийся у древних евреев.
Повзрослев, Мухаммед стал сопровождать караваны богатой купчихи Хадиджи, на которой вскоре женился. Когда ему исполнилось 40 лет, у него неожиданной открылся пророческий дар. Мухаммед рассказывал, что когда он спал, к нему явился ангел, который держал в руках книгу. Ангел сказал ему: «читай!»,
Мухаммед ответил: «Я не умею читать». Но ангел снова требовал, а Мухаммед отказывался. Так повторилось несколько раз пока он не прочитал одну из глав священной книги. Тогда ангел сказал: «О Мухаммед. Ты посланник Аллаха, а я Джибраил!». Хадиджа первая поверила в особый дар Мухаммеда – дар пророчества, а вскоре вокруг него собралось около 50 последователей.
В своих проповедях Мухаммед говорил, что прежние боги арабов – лишь жалкие идолы, их могущество не может сравниться с истинным могуществом единого Бога – Аллаха. Новая религия была названа ислам (в переводе с арабского – покорность), а ее последователи – мусульманами В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо нажитое богатство», призывал богатым помогать бедным, выпускать на волю рабов. Влиятельная мекканская знать не приняла проповедей Мухаммеда и он был вынужден покинуть Мекку. Мухаммед поселился в городе Ястриб, позже переименованный в Медину – город пророка. Хиджра – год переселения. С него мусульмане начали вести новое летоисчисление. К Мухаммеду со всех сторон стекались толпы народа. Авторитет пророка рос. В 630 г. мекеннская знать согласилась открыть ворота Мухаммеду, а ислам стал государственной религией арабов
- Работа с понятийным аппаратом урока. Задание для учащихся выписать понятия в тетрадь
- Анализ документа выдержки из текста Корана
Каковы главные положения ислама?
Где записаны основы мусульманского учения?
Что такое шариат, какие правила поведения мусульман вам известны?
- Пояснения учителя. Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей.
- верить, что существует лишь единый Бог – Аллах, а Мухаммед – пророк его;
- в установленное время совершать молитвы пять раз в день;
- соблюдать главный пост в течение одного месяца в году;
- благотворительность (тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню);
- хотя бы один раз в жизни совершить паломничество (Хадж) в священные города – Мекку и Медину;
- и уже позднее появилась еще одна обязанность мусульманина: джихад – священная война против не мусульман.
Преемники Мухаммеда имели титул халифов (наместник, заместитель), им принадлежала вся власть в государстве. Под их руководством арабские войска нанесли поражение двум крупнейшим державам – Византии и Ирану. Арабы завоевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неоднократно осаждали Константинополь. Двигаясь на Восток, арабы дошли до реки Амударьи, Северной Индии и Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Северную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться в Галлию, где в 732 г. В битве при Пуатье они потерпели поражение от франков.
Таким образом, образуется огромное по своей территориии крепкое благодаря внутренней политике халифов и религии государство. Называлось оно теперь Арабский халифат со столицей в Дамаске. Государство арабов при Аббасидах называлось Багдадский халифат со столицей Багдад.
- Работа с картой в атласах. Задание - отметить территории, завоеванные арабами к 750 г.
- Задание выделить из слайда условия распада Халифата
- Закрепление Игра «Угадай – ка» Задание для учащихся по картинкам определить о чем или о ком идет речь
- Рефлексия, оценивание