kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока № 5 модуля «Основы мировых религиозных культур и светской этики» курса ОРКСЭ по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока модуля «Основы мировых религиозных культур и светской этики» курса ОРКСЭ

Тема "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".

Цель урока: формирование образа мира как единого целостного при разнообразии культур, национальностей, религий на основе представления о возникновении религий, об основателях религий.

Тип урока: комбинированный  урок

Формы работы учащихся: фронтальная: беседа, комментированное чтение;  самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, работа в группах, изготовление газет (коллажей)

Оборудование:

  1. Презентационное сопровождение, выполненное в программе Open Office.
  2. Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор, экран).
  3. Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур».
  4.  Карта мира.
  5. Электронное сопровождение к  учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур: учебник для 4-5 классов общеобразовательных учреждений/ А.Л.Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. М.: Просвещение, 2о12.

Предметные результаты:

1. формировать уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.

2.формировать первоначальные представления об исторических и культурологических основах мировых религий.

3.Изучить понятия: Мессия. Христос. Иисус Христос. Жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Христианство и христиане. 

Мухаммад . Ханиф. Аллах. Ислам, мусульмане.

Буддизм. Сиддхартха Гаутама. Благородные истины буддизма. Нирвана. Будда. Буддизм

 

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
  2. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
  3. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  4. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и оценку событий.

 

Личностные результаты :

  1. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
  2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
  3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о таких понятиях как: Мессия. Христос. Иисус Христос. Жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Христианство и христиане. 

Мухаммад. Ханиф. Аллах. Ислам, мусульмане.

Буддизм. Сиддхартха Гаутама. Благородные истины буддизма. Нирвана. Будда. Буддизм.

 

ОТНОШЕНИЕ Формировать убеждение в необходимости иметь представление о возникновении религии, об основателях мировых религий

 

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ Формировать образ мира как единого  и целостного при разнообразии религий, образ основателей мировых религий.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА                                                                                                                                                                                      МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Вводная часть                                                                                                                                                                                                    Метод наблюдения, проверка д/з с помощью теста

1. Актуализация знаний о возникновении религий. Вызов.

 Соедините  определение  и его понятие. (обучающимся даны карточки с понятиями и их значениями.)

Понятие                                             Значение понятия

1.Многобожие.                                  1.-каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу                    

 2. Пантеон богов                             2.- договор ,заключёный с Богом людьми                               

3. Единобожие                                3. - записи на каменных табличках            

4. Заповеди                                   4. - вера в одного Бога

5. Завет                                         5. - объединение богов, разных специализаций

6.Скрижали                                    6. -религия, в которой почитается много богов

7. Храм                                          7. -люди Аравии, которые верили в Единого бога, жили благочестивой жизнью

8. Ханиф                                        8. - сооружение, где выражают почтение Богу

Над каким вопросом думали дольше остальных, где сомневались, почему? (над № 8, т. к. не было такого понятия в прошлых темах).

-Хотите узнать больше о таких людях?   

-Да.

Основная часть

Осмысление, понимание.

(Формирование представлений об основателях мировых религий)

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

(Возникновение религий мира и их основатели).

-Какие задачи поставите себе на урок? (Узнать,кто является основателями основных мировых религий....)

-Чтобы работа прошла у нас быстрее, т.к. учебный материал достаточно большой на урок, предлагаю разделиться на группы: вы, наверное, заметили цветные карточки у вас на столах, когда пришли на урок. Сойдитесь согласно цвету в группу, соберите слово, которое пока в виде частей у вас в руках. (Христианство, ислам, иудаизм, буддизм) (Используется приём "Мозаика")

Догадались, про  какого основателя мировой религии каждый из вас начнет узнавать.

Прочитайте текст на страницах 12-15.

Применение.

( Приём «Автобусная остановка»

На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей материал.

Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять

После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу).

Вопросы для каждой группы:

В каком городе родился Иисус Христос?

Почему люди за ним последовали?

Почему между Иисусом Христом и правителем иудейского народа возник конфликт?

Какой город для мусульман считается священным? Почему?

К чему призывал Мухаммад?

Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?

Что значит слово Будда?

Посмотрите на карту и покажите места возникновения мировых религий. Назовите основателей мировых религий.

Что такое ступа?

Кто такие ханифы?

Кто такие христиане?

Кто такой Миссия?

Что случилось после смерти Иисуса Христа, как начало распространяться христианство?

Что такое четыре благородные истины?

Анализ.

Пересказ текстов у доски и показ оформленных газет (коллажей) о мировых религиях.

Учащиеся заслушивают пересказ делегатов от групп.

После пересказа учащиеся задают вопросы на понимание выступающей группе.

(В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы)

Проверим ваши сведения по диску, который прилагается к вашему учебнику (Использование мультимедиа, слушание Нагорной  проповеди).

(Использование ИКТ(диск)  при рассмотрении раздела «Ислам», «Буддизм» ссылка на методическое пособие урок № 5 интерактивные модели, выполнение тренировочного теста к уроку 5)

-Теперь сможете соединить оставшиеся в начале урока понятия и их определения (ханиф и храм)?

Заключительная часть

(Использование ИКТ (диск, урок 5))

- Проверим наши знания по теме с помощью контрольного теста.

Самооценка, подсчёт баллов

Итог

 Рефлексия: Закончите предложение:

Я запомнил (мне понравилось), что  ...........

Оказывается ...............

Самым неожиданным для меня было ........

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ПО ИТОГАМ УРОКА НЕОБХОДИМО ПРОВЕРИТЬ

Посмотрите на карту и назовите места  возникновения мировых религий, определить в каком веке возникла каждая из мировых религий, назовите основателей мировых религий. Придумай вопросы по пройденной теме.

Расскажи  старшим, что ты знаешь  об истории религий. Попроси старших рассказать, что они знают интересного и важного  о той или иной религии.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока № 5 модуля «Основы мировых религиозных культур и светской этики» курса ОРКСЭ по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели". »

Конспект учебного занятия модуля «Основы мировых религиозных культур и светской этики» курса ОРКСЭ


ФИО (полностью) Бункевич Елена Геннадьевна


Тема и номер урока в теме Возникновение религий. Религии мира и их основатели.


Цель урока: формирование образа мира как единого целостного при разнообразии культур, национальностей, религий на основе представления о возникновении религий, об основателях религий.


Тип урока: комбинированный урок


Формы работы учащихся: фронтальная: беседа, комментированное чтение; самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, работа в группах, изготовление газет (коллажей)



Оборудование:

  1. Презентационное сопровождение, выполненное в программе Open Office.

  2. Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор, экран).

  3. Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур».

  4. Карта мира.

  5. Электронное сопровождение к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур: учебник для 4-5 классов общеобразовательных учреждений/ А.Л.Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. М.: Просвещение, 2о12.

Предметные результаты:

1. формировать уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.

2.формировать первоначальные представления об исторических и культурологических основах мировых религий.

3.Изучить понятия: Мессия. Христос. Иисус Христос. Жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Христианство и христиане.

Мухаммад . Ханиф. Аллах. Ислам, мусульмане.

Буддизм. Сиддхартха Гаутама. Благородные истины буддизма. Нирвана. Будда. Буддизм


Метапредметные результаты:

        1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

        2. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

        3. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

        4. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и оценку событий.


Личностные результаты :

              1. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

              2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

              3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.





УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о таких понятиях как: Мессия. Христос. Иисус Христос. Жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Христианство и христиане.

Мухаммад. Ханиф. Аллах. Ислам, мусульмане.

Буддизм. Сиддхартха Гаутама. Благородные истины буддизма. Нирвана. Будда. Буддизм.


ОТНОШЕНИЕ Формировать убеждение в необходимости иметь представление о возникновении религии, об основателях мировых религий


СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии религий, образ основателей мировых религий.



СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Вводная часть

1. Актуализация знаний о возникновении религий. Вызов.

Соедините определение и его понятие. (обучающимся даны карточки с понятиями и их значениями.)

Понятие

Значение понятия

1.Многобожие.

1.- каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу

2. Пантеон богов


2.- договор, заключённый с богом людьми

3. Единобожие

3.- записи на каменных табличках

4. Заповеди

4.- вера в одного бога

5. Завет

5. - объединение богов, разных специализаций


6.Скрижали


6. – религия, в которой почитается много богов


7. Храм

7. - люди Аравии, которые верили в Единого бога, жили благочестивой жизнью

8. Ханиф

8.- сооружение, где выражают почтение богу

Над каким вопросом думали дольше остальных, где сомневались, почему? (над № 8, т. к. не было такого понятия в прошлых темах).

-Хотите узнать больше о таких людях?

Проверка готовности к уроку- наблюдение.

Проверка дом.задания с помощью теста


3. Соедините определение и его понятие:

Понятие

Значение понятия

1.Многобожие.

1.- каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу

2. Пантеон богов


2.- договор, заключённый с богом людьми

3. Единобожие

3.- записи на каменных табличках

4. Заповеди

4.- вера в одного бога

5. Завет

5. - объединение богов, разных специализаций


6.Скрижали


6. – религия, в которой почитается много богов


7. Храм

7.- люди Аравии, которые верили в Единого бога, жили благочестивой жизнью

8. Ханиф

8. - сооружение, где выражают почтение богу


-Да.

Основная часть

Осмысление, понимание.

(Формирование представлений об основателях мировых религий)

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

(Возникновение религий мира и их основатели).

-Какие задачи поставите себе на урок?

-Чтобы работа прошла у нас быстрее, т.к. учебный материал достаточно большой на урок, предлагаю разделиться на группы: вы, наверное, заметили цветные карточки у вас на столах, когда пришли на урок. Сойдитесь согласно цвету в группу, соберите слово, которое пока в виде частей у вас в руках. (Христианство, ислам, иудаизм, буддизм)

Догадались, про какого основателя мировой религии каждый из вас начнет узнавать.

Прочитайте текст на страницах 12-15.




Применение.

Вопросы для каждой группы:

В каком городе родился Иисус Христос?

Почему люди за ним последовали?

Почему между Иисусом Христом и правителем иудейского народа возник конфликт?

Какой город для мусульман считается священным? Почему?

К чему призывал Мухаммад?

Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?

Что значит слово Будда?

Посмотрите на карту и покажите места возникновения мировых религий. Назовите основателей мировых религий.

Что такое ступа?

Кто такие ханифы?

Кто такие христиане?

Кто такой Миссия?

Что случилось после смерти Иисуса Христа, как начало распространяться христианство?

Что такое четыре благородные истины?



Анализ.

Пересказ текстов у доски и показ оформленных газет (коллажей) о мировых религиях.

Учащиеся заслушивают пересказ делегатов от групп.

После пересказа учащиеся задают вопросы на понимание выступающей группе.


Проверим ваши сведения по диску, который прилагается к вашему учебнику (Использование мультимедиа, слушание Нагорной проповеди).

(Использование ИКТ(диск) при рассмотрении раздела «Ислам», «Буддизм» ссылка на методическое пособие урок №5 интерактивные модели, выполнение тренировочного теста к уроку 5)

-Теперь сможете соединить оставшиеся в начале урока понятия и их определения (ханиф и храм)?



Узнать, кто является основателями мировых религий. ….





Приём «Мозаика».










Приём «Автобусная остановка»

На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей материал.






Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять


После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.








В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы

Заключительная часть

(Использование ИКТ (диск, урок 5))

- Проверим наши знания по теме с помощью контрольного теста.

Самооценка, подсчёт баллов

Итог

Рефлексия: Закончите предложение:

Я запомнил (мне понравилось), что ...........

Оказывается ...............

Самым неожиданным для меня было ........




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ПО ИТОГАМ УРОКА НЕОБХОДИМО ПРОВЕРИТЬ

Посмотрите на карту и назовите места возникновения мировых религий, определить в каком веке возникла каждая из мировых религий, назовите основателей мировых религий. Придумай вопросы по пройденной теме.

Расскажи старшим, что ты знаешь об истории религий. Попроси старших рассказать, что они знают интересного и важного о той или иной религии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бункевич Елена Геннадьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101009

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства