Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках ОРКСЭ в начальной школе»
Работа с текстом на уроках ОРКСЭ в начальной школе
Чтение – это способность человека к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Работа с текстом является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ. Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключенную в этих текстах.
Работа с текстом учебника является одним из основных источников знаний при изучении курса ОРКСЭ. Задачи работы с текстомна уроках ОРКСЭ следует ставить в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения и ориентироваться на достижение предусмотренных им результатов, которые, в частности, предусматривают:
• адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Каждый из учебников, входящих в УМК курса «Основы религиозных культур и светской этики», позволяет учащимся на основе работы с учебными текстами осваивать ценностный смысл реалий определенной культуры, формировать умения присваивать информацию, овладевать методами и приемами работы с учебной информацией. При работе с текстовым материалом учебника, учитель использует различные виды чтения, которые практикуются в начальной школе: комментированное чтение, которое позволяет предупредить недопонимание текста, способствует поддержанию внимания учащихся; ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение фрагмента художественного произведения, притчи, диалога, которое способствует эмоционально-эстетическому восприятию текста. Выбор вида чтения зависит от конкретных условий: уровня подготовленности класса, техники чтения учащихся, фронтальной, индивидуальной или групповой организации деятельности. Работа над текстом состоит из нескольких этапов. Первый этап-это работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Второй этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
Третий этап. Работа с текстом после чтения. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Многообразие форм и методов работы с текстом позволяет в полном объеме решать задачи, которые ставятся при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики».