1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Учитель предлагает игру «Закончи фразу» Приложение № 1 Слайд 2 С лица воду ... (не пить). Доброе слово и ... (кошке приятно). Доброе слово дороже ... (богатства). ... дело само себя хвалит (Доброе). ... плачет от зависти, а ... от радости (Злой, добрый). Самопроверка. – Приведите примеры ситуаций из жизни, которые подтверждают эти пословицы. Заслушиваются ответы детей, также рекомендуется устроить в классе выставку детских проектных работ по теме. | Дети находят окончание пословицы и соединяют с началом. Выполняют проверку, сверяя с эталоном. | Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. 5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Работа в парах. Учитель предлагает ряд понятий и ряд определений в виде таблицы. Приложение № 2. Сравните с эталоном. Слайд 3 – Какие понятия из этого списка вам знакомы? Соедините линиями каждое понятие с его определением. – Какое понятие осталось без определения? – Можете ли вы дать ему своё определение? – В каких источниках можно уточнить, что значат эти понятия? – Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах? Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются. | Дети соединяют линиями каждое понятие с его определением. Беседа с учителем. - Долг. - Да. - В словарях, справочниках, Интернете. Дети высказывают свои мнения. | Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия.. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. 5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. . Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | – Прочитайте название параграфа. («Долг и совесть».) Слайд 4 – Что означает слово «долг»? Слайд 5 – А какое определение этому понятию даёт словарь учебника? – Какие ещё определения можно дать? – А если люди вопреки своим обязанностям не выполняют долг, какие чувства они испытывают? – А какое значение у слова совесть? Слайд 5 Работа с текстом на с. 20 до чтения. – Рассмотрите картинку на с. 20. Как вы думаете, каким образом мальчик на картинке связан с долгом и совестью? – Попробуем выяснить это, прочитаем текст на с. 20 по ролям. Просмотрите текст и приготовьтесь читать по ролям. Кто будет читать за автора, Дандара и Антошку? Работа с текстом на с. 20 после чтения: – Вы догадались, кто этот подсказчик? – Какие сомнения мучили Дандара? – Что удивило Антошку? – То есть подсказчик Дандара внутренний, его собственный. – Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации? – Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с .75. Слайд 6 «Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?» | Дети читают название параграфа и отвечают на вопросы. -«Долг и совесть». »? -То, что берёшь, но обязательно надо отдать. Работа со словарем учебника. - «Долг – обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний». Учащиеся высказывают разные версии, аргументируя их. - Им стыдно, их мучает совесть. Работа с учебником Окружающий мир «Человек и человечество» 4-й кл. - «Способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед собой». Работают с текстом на с. 20 до чтения. - Непонятно, мальчик в хорошем настроении, играет в футбол, при чём тут долг и совесть? Распределяют роли. Читают текст на с. 20 по ролям. Диалог с учителем после чтения. - Совесть. - Пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол. - Что Дандар сам вернулся в класс. - Как правильно поступить в такой ситуации? Что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести?) | Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, долг, совесть. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. 5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Работа с текстом «По зову долга» до чтения. – Прочитайте название. – Чему вы удивились? – Ваши предположения: какой это голос, где он звучит? – Какие вопросы возникают? Работа в группах. - Прочитайте текст и составьте кластер « Что такое долг, и каким он может быть?» Приложение № 3 - Давайте проверим вашу работу. Слайд № 7 – Приведите примеры из текста или из жизни. 1 группа – долг денежный; 2 группа – долг профессиональный; 3 группа – по долгу службы; 3 группа – моральный долг. - Какое определение долга вы нашли в тексте? - Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу в таком случае, что появляется у человека? - Что такое стыд? Слайд № 8 - Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка. - Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? – Что помогло Дандару выбрать правильный поступок? Работа с иллюстрацией на с. 21. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 21. – Какой вид долга иллюстрирует эта жизненная ситуация? – Какие ещё ситуации из жизни можно было бы нарисовать рядом? Работа с текстом «Когда мучает совесть?» до чтения. Слайд№ 9 – Прочитайте заголовок текста. Вы слышали это выражение? – Что происходит с человеком, когда его мучает совесть? – Прочитайте задание перед текстом. Работа с текстом «Когда мучает совесть?» во время чтения. Учитель организует комментированное чтение текста и диалог с автором. Как часто ты слышишь в школе и дома слово «совесть»? В О (Часто?) Вспомни: «Совести у тебя нет!», «Какой же ты бессовестный!», «А он совесть в первом классе на ластик променял!», «И что, совесть тебя не гложет?» и так далее. В (Слышали?) Человек свободен в своём выборе – поступать плохо или хорошо, в соответствии с правилами морали или вопреки им. В (Согласны?) Например, увидев, как кто-то обронил сотовый телефон, человек может поднять его и отдать потерявшему или же... забрать себе. В О (Вы встречали такие ситуации?) Но если мы хорошо усвоили правила морали, то в нас просыпается чувство, (То есть ощущение где-то внутри.) помогающее отделять добро от зла и решать, что хорошо, а что плохо. Это чувство и есть совесть. Она – наш внутренний советчик. (Вспомните слова Дандара: «мне словно что-то изнутри подсказало».) Когда человек поступил правильно, внутри у него рождается тёплое, радостное чувство: «Молодец! Хорошо поступил!» (И каждый из нас совершенно ясно это чувствует.) И наоборот, если человек сделал что-то вопреки известным ему правилам, им овладевает чувство беспокойства, сердце сжимается от тревоги, начинают «гореть» уши от приливающей к голове крови. (Бывало?) Это совесть начинает грызть человека: «Что же ты наделал, негодник!» Даже если никто не ругает и не стыдит этого человека, совесть всё равно пробуждает в нём чувство вины за плохой поступок – вины перед самим собой. Работа с текстом «Когда мучает совесть?» после чтения. – Что же за внутренний советчик помогает нам понять, как поступить правильно? – А если человек поступил неправильно, какие чувства он испытывает, даже если его никто не ругает? – А теперь попробуйте объяснить, чем совесть отличается от стыда. Как об этом говорится в тексте? Слайд № 10 Древнегреческий философ Демокрит так характеризовал эти понятия: «Стыд – тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение, совесть – это стыд перед самим собой». Слайд № 11 – Что же помогает человеку поступать хорошо, правильно? | Работа с текстом. Диалог с учителем. - «По зову долга». - У долга есть голос? -Это внутренний голос человека, его мысли. - Каким бывает «зов» долга? Как его услышать? Читают текст и маркером на листочках выполняют задание. На доску прикрепляют свои листочки с выполненным заданием и сверяют с эталоном. Рассказывают свои примеры.
- Чувство вины перед людьми или чувство стыда. Высказывания детей. - Голос совести - Голос совести Дети высказывают свои мнения. Работа с текстом «Когда мучает совесть?» до чтения. Дети высказывают свои мнения. Работа с текстом «Когда мучает совесть?» во время чтения. Продуктивный диалог с автором. Работа с текстом «Когда мучает совесть?» после чтения - Совесть. - Стыд. - Совесть подсказывает нам, как отличить добро от зла, как правильно поступить в той или иной ситуации. А стыд – это чувство вины, которое появляется, если человек совершил дурной поступок. - Долг и совесть. | Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия: долг, совесть. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. . Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | – Вспомните главный вопрос урока. –Перелистайте страницы параграфа, попробуйте сформулировать свой вывод. Слайд № 12 – Сравним наш вывод с авторским. Слайд № 12 «У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой». | - Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? Дети формулируют свой вывод. (Один из возможных выводов таков: «Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно».) Сравнивают свой вывод с авторским на стр. 23. | Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, долг, совесть. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
7.Самостоятельная работа. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | -А сейчас давайте попробуем составить словесный портрет совестливого человека, для этого допишите предложения, слова возьмите из слов для справок. Работа в группах. Слайд№14 1.Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.) 2.Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. ) 3.Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает) 4.Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.) 5.Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние). 6.Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости). 7.Отвращает его от… (дурных поступков и действий). - Давайте проверим, что получилось у вас и что у меня. Слайд № 15 | Самостоятельная работа. Читают предложения и сравнивают с эталоном. | Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, долг, совесть. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. 5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Слайд № 16 – Римский философ Марк Туллий Цицерон сказал: "Самое главное украшение – чистая совесть." Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока? -Урок подходит к концу. - Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения: Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … . Слайд №17 Приложение № 5
| Учащиеся высказывают свои мнения. Дают оценку учебной деятельности. | Познавательные УУД 1. Делать выводы на основе анализа объектов. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в письменной форме. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. |