Урок разработан к программе "Школа 2100" для ОРКСЭ модуль Светская этика, может быть использован и для других УМК.
Схема конспекта урока
Разработала: Дубовая Светлана Владимировна, учитель начальных классов высшей категории, гимназия №8 г.Волгоград, Красноармейский район
Предмет ОРКСЭ Светская этика Класс_4
Тема урока Правила поведения в школе
Цели урока по линиям развития личности
1-я линия развития личности:
Учить определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
2-я линия развития личности:
Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Предметные умения:
Использовать знание норм и требований школьной жизни, ориентироваться в их разнообразии, чтобы понимать, как пользоваться правами и выполнять обязанности ученика.
Обсуждать и анализировать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Различать формы поведения, допустимые и недопустимые в школе и в других общественных местах.
Оборудование: листы и маркеры для групповой работы, презентация, компьютер
Этапы работы
Содержание этапа
Организационный момент, включающий:
Ребята, входя в класс, выбирают цвет, и рассаживаются за столы определенного цвета указанные на партах (по группам).
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок!
Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
Улыбнись, и всё получится!
Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом!
- Садимся правильно за парты. Вспомните про красивую осанку.
Учебные принадлежности расположите на столах таким образом, чтобы они помогали в нашей работе. Возьмите жёлтый кружок и нарисуйте смайлик и покажите нам всем своё настроение
Спасибо, будем надеяться, что у многих настроение будет хорошим, а если у кого -то не очень оно хорошее, то к концу урока оно измениться в лучшую сторону.
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Открытие новых знаний
отгадайте загадку.
Это полный дом детей,
Здесь всегда много друзей.
Все стараются на пять
На уроках отвечать. (Школа)
У вас на столах есть задание №1.
Прочитайте и прокомментируйте, что же происходит с ребятами.
На обсуждение у вас есть 2 минуты.
1 группа
По коридору навстречу Коле шли его учительница и классный руководитель другого класса. «Здравствуйте, Нина Ивановна», - приветствовал мальчик свою учительницу.
(обсуждение ребят)
Что вы можете сказать об этом?
2 группа
Даша подошла к группе одноклассников. Обратилась к Вере и сказала: «Вера, я хочу угостить тебя конфеткой вкусной!»
(обсуждение)
3 группа
«Сегодня на обед плов», - сказала детям повар школьной столовой Мария Алексеевна. «Фу, - ответила Таня, - я ваш плов есть не буду!»
(обсуждение)
4 группа
Аля шла по коридору, неся на руках стопку книг. Навстречу ей бежали мальчишки. Они толкнули девочку, книжки упали на пол, а один из мальчишек крикнул ей, убегая: «Что ты под ногами крутишься?»
(обсуждение)
5 группа
Утро. В класс вошёл Вася. Он подошёл к раздевалке, хотел повесить свою куртку и нечаянно уронил куртку Пети. Петя накинулся на Васю.
(обсуждение)
Возьмите свои сигнальные карточки светофоры и оцените свою работу.
(зеленый – справился
Желтый – справился, но возникли затруднения
Красный- были трудности, я не мог справиться с заданием )
- Почему происходили с ребятами такие ситуации?
- О чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке?
– Как можно сформулировать наш проблемный вопрос?
- Чем мы будем с вами заниматься?
- Что бы вам хотелось об этом узнать?
- Легко ли вам было сформулировать тему урока?
– Школа – наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять. В школе тоже есть свои правила и порядки.
– Вам известны школьные правила?
- Все ли их легко получается выполнять? И всем ли ребятам?
– А нужны ли в школе какие-то особые, школьные правила кроме общепринятых? Почему?
Послушайте внимательно текст и скажите, какие правила существовали в Древней Руси?
- Что вы можете сказать об этом?
…Младшие школьники нараспев повторяли за учителем названия букв: «Аз, буки, веди, глагол…» Чтобы запомнить, как они произносятся, повторяли сначала в прямом порядке, а потом в обратном. Дети постарше списывали текст с церковных книг. Беда, коли капнет, кто воском или чернилами из сажи и повредит текст. Порки не миновать. А по субботам пороли всех «для воспитания». В Букваре дети читали такие слова: «Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую во благо преломляет!» В том далёком XVII веке школьники, которых часто пороли за непослушание берёзовыми розгами, говорили о себе: «Берёзовая каша – пища наша».
– Вспомните, о каких правилах школьной жизни вы договаривались в начале первого класса.
- Когда вы начали играть роль ученика?
– Каковы границы школьного общества?
– Знаете ли вы, сколько учеников в нашей школе?
– Что вы скажете об обитателях «школьного дома»?
– Почему в школе обязательно нужны правила?
– Какими должны быть отношения в «школьном доме»?
Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.
Физминутка
На столах у вас конверты. Откройте их и вы найдете задания для каждой группы.
Каждая группа выбирает капитана.
1группа (белый цвет) – группа Государственной Думы (задание- создать проект правил и законов для образования.
2 группа (жёлтый цвет) – группа администрации школы (создает запрещающие знаки, которые можно применить в школе)
3 группа (зелёный цвет) – группа учителей школы (создает разрешающие знаки, которые можно применить в школе)
4 группа (оранжевый цвет) – группа учащихся (создает правила для класса - Конституцию для своего класса)
5 группа (красный цвет) - группа родителей (создает правила для учащихся школы)
Прежде чем вы начнете выполнять давайте вспомним правила для выполнения проекта.
- На выполнение вашей работы отводится 10 минут.
- После этого все работу прекращают и внимательно слушают выступление ребят каждой команды.
- После выступления можно задать вопросы к выступающим и оценить их работу, прокомментировав свою оценку.
Защита проектов
Ребята, сейчас у вас есть 2 минуты на обсуждение, как вы справились и выполнили свою работу. На доске весит лестница Успеха. Прикрепите кружок того цвета, который заработала ваша команда.
– Могут ли эти правила подойти для вашей школы и класса? Обсудите в группе одно из них, приведите пример жизненной ситуации, в которой оно «работает».
1-я группа: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – уважай человеческое достоинство других людей».
2-я группа: «Умей противостоять неразумным, низким и преступным поступкам».
3-я группа: «Всегда отстаивай своё мнение, но если ты не прав, признай это».
4-я группа: «Правда нужна не только тебе, но и окружающим».
5-я группа: «Стремись жить с пользой для других и для себя».
По окончании работы каждая группа представляет результаты.
(оценка - Светофор)
Выполнение теста индивидуально
У вас у каждого есть тест.
Ответьте на вопросы, которые указаны в нём.
Положительный ответ – галочкой.
После ребята обмениваются работами и проверяют работу своего соседа.
Итог урока. Рефлексия
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Проанализировать и оценить свою работу
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
зафиксировать мнение учащихся и дать оценку их достижений.
– Итак, какую проблему мы решали сегодня? («Зачем в школе нужны
правила поведения?»)
– Попробуйте дать свой ответ.
Один из возможных ответов таков:
«Правила нужны в жизни везде, в том числе и в школе. Они нужны, чтобы были порядок и результат от учебной и внеучебной деятельности, а главное – опыт самостоятельной деятельности для будущей жизни».
– Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели выяснить? («Зачем в школе нужны правила поведения?»)
– Могут ли отличаться правила в разных школах или они должны быть общепринятыми?
– Какие школьные правила вам не нравятся? Какие правила нужно отменить?
– А какие правила вы предложили бы добавить?
– А какие правила ни в коем случае отменять нельзя?
Оцените свою работу.
Покажите своё настроение с помощью смайлика. Нарисуйте свой смайлик.
4.
Задание на дом
Вы можете выполнить то задание, которое вам больше всего понравиться
1Составить проект «Правила поведения в школе для учащихся 5-го класса».
2. Составить документ «Конституция нашего класса»
3.Составить памятки для будущих первоклассников в виде открытки, которые вы сможете им подарить на первом уроке Знаний.