kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Зачем творить добро?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Зачем творить добро?"»

МБОУ «Богатищевская СОШ»













Конспект внеклассного мероприятия


по предмету ОРКСЭ в 4 классе

в рамках предметной

недели

православной культуры

по теме:


«Зачем творить добро?»









Учитель начальных классов:

Филина Л.А.







Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.

Задачи:

расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;

прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

формировать потребность совершать добрые дела;

формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;

развивать творческие способности учащихся.

воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:

   оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

   объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

    самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.  

 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Оборудование: мультимедийная  презентация, компьютер, проектор, учебник под редакцией А.В.Кураева«Основы православной культуры » 4 класс М. «Просвещение» 2020  

 цветные маркеры, пословицы, притчи, запись песни «Дорогою добра» аудиозапись притчи «Бабочка»,маленькие сердечки на весь класс, большое сердце класса, плакат  «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».(В.О.Ключевский.)

                                                                   

     ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.  

Учитель:  Друг на друга посмотрели,

                  Улыбнулись,

                  Тихо сели.

- А теперь посмотрите друг на друга и сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее видеть?

-Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся  себе, друг другу.

-Мир- это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

2. Создание проблемной ситуации.  

Учитель:   Добрый доктор Айболит,

                   Он под деревом сидит.

                   Приходи к нему лечиться

                   И корова, и волчица,

                   И жучок, и червячок,

                  И медведица!

Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит?

 А если под дерево посадить  Бармалея,  он тоже будет добрый? (Ответы детей)

 А что такое добро и зло? Какие качества им присущи? 

 Давайте узнаем, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

 

3.  Изучение нового материала.

1) Работа с понятиями добро и зло 

- Так что же такое добро и зло?  Попробуйте дать определения.

 - Как вы понимаете слово добро? (ответы детей)  

 - Как вы понимаете слово зло?  (ответы детей)

2) Словарная работа. ( исследовательская работа в группах)

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу,    способствует   его сохранению; то, что предотвращает вражду». 

С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.    

1 группа найдёт и запишет значение слова добро.

2 группа -  значение слова зло.

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, всегда ли существовало зло на Земле?

3)Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.

Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”

Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.

Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху

Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и повелевал  людям следовать путем добра и справедливости.

В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до  последних.

Между добром и злом идет постоянная борьба.

Ученик:     Добро и Зло – два вечных спутника,

                 Идут по жизни с нами до конца.

                 Как разделить их, чтоб не мучиться,

                 И не болела по ночам душа.

                 Добро – такое теплое, как солнышко,

                 А зло – оно холодное, как лед.

4.  Первичное закрепление.

1)Беседа с учащимися по вопросам.

- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

- Как вы относитесь к злым людям?

Физкультминутка-игра.  

  Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — топаете ногами.

 Итак, начали:

1.Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

 Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ... (кощей) 

2.Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор…(Айболит)

3.В его любимой песенке поется:

Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.(кот Леопольд)

4.Она часто напевала:

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому я всем и каждому советую
Всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке   (Шапокляк)

Баба Яга,  Дюймовочка, Змей Горыныч,  Вини Пух.

2)  Работа по учебнику.

 – Давайте обратимся к тексту на стр 16.

Работа с текстом на с. 16 после чтения:

– Что удивляет Игоря и что непонятно Оле?

– Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней?

–  Чтобы знать, что правильно, а что неправильно, надо знать, как определить правила, общие для всех.

– Как определить, какой поступок хороший, добрый, а какой – злой?

– Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей.

(Мнение Оли: «Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста».

Мнение Игоря: «Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение совсем необязательно».)

 

– Какие вопросы возникают в этой ситуации?

 По каким правилам живут люди?

 Кто их придумал?

Обязательно ли всем их соблюдать?

 На чём основаны правила поведения людей?

 Откуда они берутся?

3) Знакомство с притчей “Бабочка”   Аудио чтение (запись на диске)

– Какой выбор был у человека? (или убить бабочку, или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)

– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)

– Как вы понимаете смысл этой притчи?

5. Обсуждение проблемного задания «Как можно управлять и побеждать зло».

Учитель:- Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев?

-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ученика.) Куда злость движется дальше?  Сначала она приводит в движение руки и ногиЛюди пускают в ход кулаки.

Потом движется в область шеи.  Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем.

Зло часто оказывается сильнее.

 «В гневе человек теряет свой человеческий облик»

 

- Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик?

6. Игра «Торопись обрадовать» 

Учитель.  Ребята, образуйте круг. Сейчас мы поиграем в игру «Торопись обрадовать»

У меня есть волшебный предмет, и вы передаёте его из рук в руки и при этом говорите доброе слово рядом стоящему игроку.

Учитель.  Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова?( Добрыми должны быть и поступки.)

Учитель: - Прочитайте слова В.О. Ключевского «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

  

Как вы их понимаете?

Учитель. Ребята, назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?  (ответы детей)

7. Работа в группах «Учитесь делать добрые дела»

 Учитель. Ребята, проведите границу между добром и злом,

                 Как вы поступите в данной ситуации?

 (можно предложить выбрать вариант правильного, доброго  поступка в ситуации )

Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание»

1.     Дам списать, чтоб выручить товарища.

2.     Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.

Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его»

1.     Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.

2.     Поддержу друга.

Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт»

1.     Скажу всем, что это неправда.

2.     Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.

Физкультминутка « Шаги к успеху»

 Учитель: "Является ли добрым человек, который..?" (Если  да – прыгаем, киваем головой, если нет – приседаем, опуская голову вниз )

а) делает зимой для птиц кормушки;

б) всегда чувствует, кому нужна помощь;

в) стреляет в птиц из рогатки;

г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;

д) не оказывает помощь в трудную минуту;

е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.

8.  Работа с пословицами.    

Учитель:  - Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Ученик:    Пословицы недаром появляются.

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощницы

И в жизни – верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой  чему-то научают

И от беды нас берегут.

Учитель: - Познакомимся с некоторыми из них.  У вас на парте лежат листочки с пословицами.  Давайте с ними поработаем.  Соедините стрелками  слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица

Проверка выполненной работы. 

9.  Включение нового знания в систему старых (обобщение и систематизация)  Учитель:   Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.                                                                                                        Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

  1. Помогать людям.

  2. Защищать слабого.

  3. Делиться последним с другом.

  4. Не завидовать.

  5. Прощать ошибки другим.

            ПОМНИ:    Попробуй не наступить, а уступить.

                                  Не захватить, а отдать.

                                  Не кулак показать, а протянуть ладонь.

                                  Не спрятать, а поделиться.

                                  Не кричать, а выслушать.

                                  Не разорвать, а склеить.

 

     ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

10. Обобщение. Итог  урока.

Учитель: - Я уверена, что вы всегда будете стараться  в любой ситуации говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

    Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам . Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

Ученик: Добро и зло творить всегда

                Во власти всех людей.

                Но зло творится без труда,

                Добро творить трудней.

- И помните: всё в ваших руках!

- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

- Почему важно бороться со злом?

- Что человека делает добрым или злым? ( Его поведение, мысли, поступки и т.д.)

Учитель: Обобщим наши знания о добре и зле.  Составим  коллективно синквейн со словами добро и зло. 

1) ДОБРО                                                                                                                  

2) душевное, сердечное

3)исцеляет ,помогает, вдохновляет

4) Добро сближает людей.

5) РАДОСТЬ

  1. ЗЛО

  2. страшное, плохое

  3. калечит, обижает, убивает

4)  Зло влечёт за собой горе и вражду.

5)  ГОРЕ

11.  Рефлексия. 

Добрым быть совсем – совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета

- А чтобы нам закончить наш урок на позитивной нотке, я предлагаю вам заполнить вот такое большое сердце нашего класса добрыми словами и пожеланиями друг другу, чтобы в нас долго теплился тот огонёк тепла, который дарит каждое ваше сердечко.

(На столе у учащихся лежат вырезанные из бумаги маленькие сердечки, на которых они напишут добрые слова и пожелания своим одноклассникам и прикрепят их на большое сердце класса.)

 Звучит песня «Дорогою добра» (из м/ф  «Маленький Мук») (аудиозапись)

12.Домашнее задание. Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь, записать их на листочке, для составления «Дерева добра». Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.

  

   



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Зачем творить добро?"

Автор: Филина Лилиана Александровна

Дата: 05.12.2021

Номер свидетельства: 593474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Зачем творить добро"
    ["seo_title"] => string(21) "zachem_tvorit_dobro_2"
    ["file_id"] => string(6) "635179"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1690620863"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Зачем творить добро". Проект по ОРКСЭ."
    ["seo_title"] => string(35) "zachem_tvorit_dobro_proekt_po_orkse"
    ["file_id"] => string(6) "473740"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1529423754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Методическая разработка урока "зачем творить добро""
    ["seo_title"] => string(51) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_zachem_tvorit_dobro"
    ["file_id"] => string(6) "622371"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672984316"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_po_orkse_zachiem_tvorit_dobro"
    ["file_id"] => string(6) "438276"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510419684"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект  урока на  тему:"Твори  добро! По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»." "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tvori-dobro-po-rasskazu-a-i-kuprina-chudiesnyi-doktor"
    ["file_id"] => string(6) "103814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402638188"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства