В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Зачем творить добро?"»
МБОУ «Богатищевская СОШ»
Конспект внеклассного мероприятия
по предмету ОРКСЭ в 4 классе
в рамках предметной
недели
православной культуры
по теме:
«Зачем творить добро?»
Учитель начальных классов:
Филина Л.А.
Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.
Задачи:
расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;
прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
формировать потребность совершать добрые дела;
формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
развивать творческие способности учащихся.
воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, учебник под редакцией А.В.Кураева«Основы православной культуры » 4 класс М. «Просвещение» 2020
цветные маркеры, пословицы, притчи, запись песни «Дорогою добра» аудиозапись притчи «Бабочка»,маленькие сердечки на весь класс, большое сердце класса, плакат «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».(В.О.Ключевский.)
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Учитель: Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись,
Тихо сели.
- А теперь посмотрите друг на друга и сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее видеть?
-Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся себе, друг другу.
-Мир- это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
2. Создание проблемной ситуации.
Учитель:Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит?
А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый? (Ответы детей)
А что такое добро и зло? Какие качества им присущи?
Давайте узнаем, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
3. Изучение нового материала.
1) Работа с понятиями добро и зло.
- Так что же такое добро и зло? Попробуйте дать определения.
- Как вы понимаете слово добро? (ответы детей)
- Как вы понимаете слово зло? (ответы детей)
2) Словарная работа. ( исследовательская работа в группах)
- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
Зло– противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, всегда ли существовало зло на Земле?
3)Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.
Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.
В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.
Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.
В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”
Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху
Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и повелевал людям следовать путем добра и справедливости.
В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.
Между добром и злом идет постоянная борьба.
Ученик: Добро и Зло – два вечных спутника,
Идут по жизни с нами до конца.
Как разделить их, чтоб не мучиться,
И не болела по ночам душа.
Добро – такое теплое, как солнышко,
А зло – оно холодное, как лед.
4. Первичное закрепление.
1)Беседа с учащимися по вопросам.
- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
- Как вы относитесь к злым людям?
Физкультминутка-игра.
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — топаете ногами.
Итак, начали:
1.Он живет в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ... (кощей)
2.Берегись болезнь любая: Грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает Славный доктор…(Айболит)
3.В его любимой песенке поется:
Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот - трудно. Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот - трудно.(кот Леопольд)
4.Она часто напевала:
«Кто людям помогает - тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя. Поэтому я всем и каждому советую Всё делать точно так, Как делает старуха по кличке (Шапокляк)
Баба Яга, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух.
2) Работа по учебнику.
– Давайте обратимся к тексту на стр 16.
Работа с текстом на с. 16 после чтения:
– Что удивляет Игоря и что непонятно Оле?
– Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней?
– Чтобы знать, что правильно, а что неправильно, надо знать, как определить правила, общие для всех.
– Как определить, какой поступок хороший, добрый, а какой – злой?
– Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей.
(Мнение Оли: «Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста».
Мнение Игоря: «Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение совсем необязательно».)
– Какие вопросы возникают в этой ситуации?
По каким правилам живут люди?
Кто их придумал?
Обязательно ли всем их соблюдать?
На чём основаны правила поведения людей?
Откуда они берутся?
3) Знакомство с притчей “Бабочка” Аудио чтение (запись на диске)
– Какой выбор был у человека? (или убить бабочку, или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)
– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)
– Как вы понимаете смысл этой притчи?
5. Обсуждение проблемного задания «Как можно управлять и побеждать зло».
Учитель:- Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев?
-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ученика.) Куда злость движется дальше? Сначала она приводит в движение руки и ноги. Люди пускают в ход кулаки.
Потом движется в область шеи. Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем.
Зло часто оказывается сильнее.
«В гневе человек теряет свой человеческий облик»
- Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик?
6. Игра «Торопись обрадовать»
Учитель. Ребята, образуйте круг. Сейчас мы поиграем в игру «Торопись обрадовать»
У меня есть волшебный предмет, и вы передаёте его из рук в руки и при этом говорите доброе слово рядом стоящему игроку.
Учитель. Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова?( Добрыми должны быть и поступки.)
Учитель: - Прочитайте слова В.О. Ключевского «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»
Как вы их понимаете?
Учитель. Ребята, назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? (ответы детей)
7. Работа в группах «Учитесь делать добрые дела»
Учитель. Ребята, проведите границу между добром и злом,
Как вы поступите в данной ситуации?
(можно предложить выбрать вариант правильного, доброго поступка в ситуации )
Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание»
1. Дам списать, чтоб выручить товарища.
2. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.
Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его»
1. Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.
2. Поддержу друга.
Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт»
1. Скажу всем, что это неправда.
2. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.
Физкультминутка « Шаги к успеху»
Учитель: "Является ли добрым человек, который..?" (Если да – прыгаем, киваем головой, если нет – приседаем, опуская голову вниз )
а) делает зимой для птиц кормушки;
б) всегда чувствует, кому нужна помощь;
в) стреляет в птиц из рогатки;
г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;
д) не оказывает помощь в трудную минуту;
е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.
8. Работа с пословицами.
Учитель: - Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.
Ученик: Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.
Учитель: - Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица
Проверка выполненной работы.
9. Включение нового знания в систему старых (обобщение и систематизация) Учитель: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
10. Обобщение. Итог урока.
Учитель: - Я уверена, что вы всегда будете стараться в любой ситуации говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.
Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.
Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам . Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".
Ученик: Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- И помните: всё в ваших руках!
- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
- Почему важно бороться со злом?
- Что человека делает добрым или злым? ( Его поведение, мысли, поступки и т.д.)
Учитель: Обобщим наши знания о добре и зле. Составим коллективно синквейн со словами добро и зло.
1) ДОБРО
2) душевное, сердечное
3)исцеляет ,помогает, вдохновляет
4) Добро сближает людей.
5) РАДОСТЬ
ЗЛО
страшное, плохое
калечит, обижает, убивает
4) Зло влечёт за собой горе и вражду.
5) ГОРЕ
11. Рефлексия.
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
- А чтобы нам закончить наш урок на позитивной нотке, я предлагаю вам заполнить вот такое большое сердце нашего класса добрыми словами и пожеланиями друг другу, чтобы в нас долго теплился тот огонёк тепла, который дарит каждое ваше сердечко.
(На столе у учащихся лежат вырезанные из бумаги маленькие сердечки, на которых они напишут добрые слова и пожелания своим одноклассникам и прикрепят их на большое сердце класса.)
Звучит песня «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук») (аудиозапись)
12.Домашнее задание. Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь, записать их на листочке, для составления «Дерева добра». Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.