Целью проекта ОРКСЭ (модуль "Православная культура") "Зачем творить добро" является показать ценность и значимость доброты в жизни с христианской точки зрения. В ходе реализации проекта раскрывается сущность понятий «добро», «доброта», «милосердие», формулируются правила совершения добрых дел, ученики приходят к пониманию необходимости совершать добрые дела.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Прийти к пониманию необходимости совершать добрые дела.
Порой мы часто слышим по радио и телевидению: «Спешите делать добро!», «Доброта спасёт мир!» А что же это за понятия такие добро и доброта, которые потрогать нельзя, но мы о них слышим, их ощущаем, чувствуем?
По словарю С.И. Ожегова добро (в 1 знач.) - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
В христианстве понятия добро и доброта приравниваются к понятию милосердие. Милосердие - одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит. Это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности и награды.
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом и чтобы это общение приносило радость. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».
Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!
Вот некоторые из них:
«Доброе слово, что дождь в засуху»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Доброта, что солнце».
«Доброе слово лечит, а злое калечит»;
«За доброго человека сто рук»;
«За добро добром плати»;
«Учись доброму - дурное на ум не пойдёт».
Герои известных сказок также учат нас добру и милосердию. В сказках «Снежная королева» Андерсена, «12 месяцев» Маршака, «Золушка» Перро, «Волк и семеро козлят» братьев Гримм и многих-многих других сказках добро всегда побеждает и вдвойне возвращается к тому, кто его совершил, а зло бывает наказано.
Но мы живём не в сказке, а в реальном мире. Каждый человек наблюдает за тем, сколько зла происходит на нашей земле: войны, убийства, издевательства над людьми и животными, загрязнение окружающей среды и так далее. Многие беды, к сожалению, происходят не только из-за того, что кто-то делает зло, а из-за того, что люди не желают противостоять ему и молча наблюдают за происходящим, то есть живут по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю» или «ничего не вижу, ничего не слышу». Такое поведение ведёт к равнодушию, разобщённости людей, а в одиночку беду и зло никогда не победить.
Как бороться со злом? Ведь это невидимый враг, и можно ли вообще его победить? Весь опыт человеческого существования показывает, что до конца зло невозможно истребить, но можно его уменьшить. Для этого нужно, чтобы стало больше добрых людей, готовых совершать добрые дела. Одно из правил добра – это его выражение в поступке.
Творить добро – это своего рода искусство и ему необходимо учиться. Чтобы не обидеть предложенной помощью. Не навредить чрезмерной щедростью. Да и хвастаться добрыми делами не по-христиански. В этой ситуации может помочь здравый смысл, чувство такта, а также золотое правило этики: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами».
Напрасно думать, что все хорошие дела требуют времени и серьёзных трудозатрат. Конечно, могут потребовать. Но если человек сам этого захочет.
Можно собрать книги, игрушки и отдать их нуждающимся детям. Можно принести продукты в благотворительную трапезную, помочь старушке донести сумку до дома, уступить место в транспорте пожилому человеку, накормить птиц зимой и т.д. Здесь нет условий и рамок. Главное – порыв души и радость от того, что кому-то сделал хорошо. И, конечно, добро не должно быть расчётливыми и не должно совершаться напоказ.
Капельки добра, сливаясь, превратятся в ручеёк, ручейки -в реку, реки - в море добра. Но самое главное то, что делая доброе дело для кого-то, наша собственная душа получает радость и удовольствие не сравнимые ни с чем.
В заключении хочу привести одну восточную притчу:
«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка я: «О, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мёртвая?». Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мёртвая?»
Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…»
Действительно, жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды. И только от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь. Всё в наших руках. Добро, сотворённое нашими руками, принесёт чудо.
Приведу другой известный афоризм, который гласит о том, что тот, кто слишком много рассуждает, что нужно делать добро, теряет время, отпущенное на свершение добрых дел. Вывод: о добрых делах не нужно говорить, их нужно делать!