kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "зачем творить добро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

сформировать представление учащихся о добре и зле как этических                            категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?

 Задачи:

Образовательная: Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса.  

Развивающая: Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы.  Формировать     позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим   поведением и отношением к другим.

Воспитывающая: Создание условий для формирования нравственных ценностей, воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в  ладу  со  своей  совестью.

Формирование УУД:
Личностные УУД:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов,обсуждения, наблюдения
Регулятивные УУД:
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем,делать выводы
Познавательные УУД:
Умение перерабатываь информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов.
Коммуникативные:
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в группе, договариваться, общаться

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок зачем творить добро.»

Филиал муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горловская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области «Клекотковская общеобразовательная школа»








Методическая разработка урока

«Зачем творить добро»

курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

модуль «Основы православной культуры»







Гусева Оксана Юрьевна,

учитель ОРКСЭ





Клекотки,2022

Пояснительная записка.

Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».

Класс – 4.

Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» , № 21.

Количество часов: 1.

Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2013 г

Тип урока - урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, участие в учебном диалоге.

Необходимое оборудование - учебник: Кураев А.В..Основы православной культуры 4-5кл., М.Просвещение 2013г, тетрадь, электронная презентация к уроку.

Применяемые технологии: Технология сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Перечень используемых на уроке ЭОР:

  1. Презентация к уроку.

  2. Видео файл «Доброта»

  3. Музыкальный файл (песня «В этом мире огромном»)

Цель урока:

сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?

Задачи:

Образовательная: Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса.

Развивающая: Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.

Воспитывающая: Создание условий для формирования нравственных ценностей, воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.

Формирование УУД:
Личностные УУД:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов ,обсуждения, наблюдения
Регулятивные УУД:
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем ,делать выводы
Познавательные УУД:
Умение перерабатываь информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов.
Коммуникативные:
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в группе, договариваться, общаться

Требования к результатам обучения:

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло; - развитие навыков самоконтроля.

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.















Сценарий урока:

I.  Организационный момент.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями. Улыбнитесь друг другу, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

А я пожелаю вам удачи на уроке.

ІІ. Мотивация к учебной деятельности.

(Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.)

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Учитель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? (о добрых словах и делах)

А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение, которое называется «Вишня». Автор его - Михаил Исаковский. Вам задание: зачем старик посадил дерево? Аудиозапись (слайд 2).

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!


Учитель: Зачем старик посадил вишню? Будем постепенно по ходу стихотворения рассуждать.

(Во-первых - для красоты:

«Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету» .

Во-вторых - для отдыха:

«Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине» .

В-третьих:

«Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят - экая досада, -

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят - не вспоминай, не надо, -

Все равно я вишню посажу! »)

Учитель: Какая же главная мысль этого стихотворения?

Что хотел нам сказать Исаковский, рассказав эту историю?

Чем симпатичен ему его герой?

(Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях.

Конечно, он был бы рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное:

«Не хотят - не вспоминай, не надо, -

Все равно я вишню посажу!»).

Учитель: А как вы оцениваете поступок пожилого человека, посадившего вишню не в саду около дома, а возле дороги?

(Дети: Проявил милосердие, поступил по христиански, совершил добрый поступок, исполнил заповедь Божью).

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

(Дети: О добре, добрых поступках).

А зачем творить добро? (Слайд-3)

Тема урока «Зачем творить добро». Что же нам предстоит узнать на уроке? Ответы учащихся и на доске цели:

-Что такое доброта в православии.

-Как подражают Христу.

-Чему радуются святые.

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?

Трудно ли быть добрым?

ІІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1.Игра «Ассоциации» (слайд 4).

Учитель: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «добро»?

Предложенные слова оформляются на доске в форме «лучиков солнца».

(конверты со словами – ключи (подсказки))

В конверте карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют качества человека доброго. Два человека у доски.

Такие же слова у детей на столе (зависть, уважение, обман, сострадание, любовь к Богу, грубость, предательство, верность, вежливость, дружба, милосердие, улыбка, честность, отзывчивость, забота, вера, помощь).

Раскроем словарь Ожегова. 

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Доброта - вид пользы, стремление помочь людям, не требуя благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушными к другим. Помните притчу о добром самарянине?

Доброта - это отзывчивость, стремление делать добро.

Милосердие - это готовность помочь из чувства сострадания.

Как вы думаете, ребята, эти качества сразу рождаются в человеке развитыми и совершенными?

(Дети: их нужно растить и развивать в течение всей жизни)

Милосердие и доброта подвигают нас на добро делание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Творить добро - значит жить в радости. Можно искать радости во внешнем - играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?

Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

2.Работа со смайликами.

Н а столе – кружок. Возьмите карандаши и изобразите добро (рисунок, схема, знак - символ). Прикрепите символ рядом с солнцем.

Изобразите зло (рисунок, схема, знак-символ)

На доске получились два символа этих понятий.

3.Знак гармонии и борьбы противоположностей.

Когда-то в древности люди придумали вот такой знак

-знак гармонии и борьбы противоположностей. Объясните его с точки зрения нашей темы.

Правильный ответ: Чем больше в человеке зла, тем меньше добра и наоборот.

Какую притчу на эту тему мы знаем? (О двух волках)

Как же сделать мир добрее?

Инсценировка рассказа В. Осеевой «Хорошее».

Чему учит нас это произведение?

На прошлом уроке мы беседовали о Заповедях Блаженств. Вспомните, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди?

(Дети: Не отвечайте злом на зло. Любите врагов ваших. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе. Не судите, да не судимы будете)

Учитель: Итак, живя с Богом в душе, живя по его заветам, христианин обретает счастье.

ІV. Выявление места и причины затруднения.

Кто помнит, как звучит золотое правило этики? Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (слайд -5)

Все люди согласны с золотым правилом этики. Его появление можно назвать всемирным событием. Люди живущие по этому правилу, добрые, но не всегда христиане. Чем христиане отличаются просто от добрых людей? Да, верно - ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем. Но у Христиан есть особые причины, для того чтобы не быть эгоистами (слайд 6)

1.Зачем христиане творят добро.

« У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

Словарная работа. Кто такие эгоисты? Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.

ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Прочтите первую причину.

Благодарность за подвиг Христа (слайд 7).

Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит? Запись схемы в тетрадь.

Благодарность




Благо дар дарить


Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.

2.Работа с текстом.

Учитель:

-Давайте прочтём эту легенду

-Понравилась легенда?

-Кого обвинили в поджоге города? (Христиан.)

-Как с ними поступали? (Арестовывали, казнили.)

-Почему Пётр решил покинуть Рим? (Он был христианином.)

-Что это за странник повстречавшийся Петру? (Христос)

-Что спросил поражённый Пётр у Христа? (Куда ты идёшь, Господи?)

-Что ответил Христос?( Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.)

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

(Дети: Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.)

Учитель:

- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? (Вернулся в город)

-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?

(Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»)

-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?

(Да Пётр был благодарен Христу.)

-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?

Возможно даже рискуя своей жизнью. ( Христос и Пётр.)

-Что говорил Христос, найдите в учебнике.

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности (слайд 8)

Такое состояние человека называют самоотверженность

Как вы понимаете это слово?

Словарная работа.

Самоотверженность.


Сам отверженность

человек жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

Учитель: Как подражали Христу его ученики?

Дети: Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.

Учитель: Как называют таких людей?

История хранит немало примеров самоотверженности. Я могу обратиться к ребятам и попросить их назвать имена самоотверженных людей, а могу привести свои примеры. ( Пример из недавних трагических событий в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца)

В православии святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

1.Судьба апостола Петра. (Слайд-9)

Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно «Это интересно»

Рассказ учителя рубрики «Это интересно»

- Как был распят Пётр? ( На кресте, головой вниз.)

Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой.

-Как был распят апостол Андрей? ( На косом кресте.)

Работа с иллюстрацией.

Учитель: Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».

-Как на иконе изображен апостол Андрей?

(Дети: Андрей стоит на фоне косого креста.)

Учитель:

-Какие художественные детали и подробности отражены художником?

-Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?

(Дети: Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца).

Учитель:

-Почитается ли имя апостола Андрея?

- Что символизирует имя апостола Андрея?

(Дети: Косой Андреевский крест.)

Учитель: На каком знамени изображён Андреевский крест?

(Дети: Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота.)

Учитель: Как называется этот флаг? (Андреевский флаг.) (слайд-10)

Физкультминутка

Вторая причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.

Поиск информации в учебнике на стр. 69 верхняя часть – необычные внутренние переживания духовной радости, то есть они испытывают радость оттого, что помогают другим людям, творят добро во благо других. У вас были такие моменты радости?


V. Первичное закрепление с проговариванием

во внешней речи.

Учитель:

Так что же такое добро для христианина?

ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.

Какие качества присущи доброму человеку?

Зачем творить добро по мнению православных? Назовите две причины. А что такое зло для христианина?

ЗЛО - все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

С каким словом у вас ассоциируются остальные слова на карточках?

Дети: со злом.

Предложенные обучающимися слова и словосочетания оформляются на доске в форме «тучи».

Выберите карточки с теми словами, которые ассоциируются со словом «зло». (Зависть, ревность, обман, жадность, грубость, предательство, война, ссора, ложь, ненависть, коварство, грех, эгоизм, беда, досада, несчастье, равнодушие).

Учитель: Как вы думаете, что такое зло? Раскроем словарь. 

Учитель зачитывает из словаря определение значений слова «зло».

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Что совершать легче: добро или зло? Почему?

Каким цветом можно изобразить добро? А зло? Какая музыка ассоциируется с добром? А со злом?

VІ. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1. Работа в группах

Заполни пропуски.

Зло-все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Христиане благодарны Христу за его подвиг.

Самоотверженность - жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

Религиозные люди испытывают радость оттого, что помогают другим людям.

Прием «Рассыпанные пословицы». Используется раздаточный материал (пословицы разрезаны, их надо собрать).

Перед вами лежит карточка, на которой начало и конец пословиц. Попробуйте их восстановить с помощью стрелочек. (Каждая группа зачитывает по одной пословице.)

VІІ. Включение в систему знаний и повторение.

Вывод: Чтобы воспитать в себе добро, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Добро требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать добрым человеком и быть им очень трудно.

VІІІ. Дифференцированное домашнее задание.

Учитель: Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на ст. 69;

Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни, и дарю вам песню «Спешите делать добрые дела» (звучит песня «В этом мире огромном»), (слайд- 11).

ІX. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

Рефлексия. Свободный микрофон.

    • Сегодня на уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

    • "Я похвалил бы себя…";

    • "Особенно мне понравилось…";

    • "После урока мне захотелось…";

    • "Я мечтаю о …";

    • "Сегодня мне удалось…";

    • "Я сумел…";

    • "Было интересно…";

    • "Было трудно…";

    • "Я понял, что…";

    • "Теперь я могу…";

    • "Я почувствовал, что…";

    • "Я научился…";

    • "Меня удивило…"





ПРИЛОЖЕНИЯ.


Работа в парах.

  1. Заполни пропуски.

_______ - все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.


___________-нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное _______.

__________________ благодарны Христу за его подвиг.

Самоотверженность - _________________ своими интересами ради _______________, ради общего блага.

Религиозные люди испытывают радость оттого, что ________________ другим людям.

  1. Перед вами лежит карточка, на которой начало и конец пословиц. Попробуйте их восстановить с помощью стрелочек.

Худо тому,

и кошке приятно.


Злой плачет от зависти,

на беду набредешь


Доброе слово


кто добра не делает никому.

За недобрым пойдешь -


добрый - от радости.





















Рецензия на урок ОПК в 4 классе в филиале МБОУ «Горловская СОШ» «Клекотковская ООШ»

Учитель: Гусева Оксана Юрьевна

Тема урока «Зачем творить добро?»

Тема урока очень актуальна в наши дни, т.к. в современном мире в настоящее время утрачено понимание многих нравственных общечеловеческих ценностей. А детям-подросткам актуальность возрастает ещё больше. Так как в силу своих особенностей развития: периода самовыражения в среде подростков; недостаточно грамотного семейного воспитания, а порой частичного или полного его отсутствия, влияния окружающей действительности, учащимся о таком ценном качестве человека, в такой ситуации, может более сильное положительное воздействие оказать только школа.

Образовательная задача реализовывалась через беседу с детьми с опорой на их жизненный опыт, на основе просмотренного видеосюжета и рисования своих впечатлений.

Развивающая задача была достигнута через введение (уточнение) новых слов через работу с презентацией, со словарём. Это способствовало развитию активного словарного запаса учащихся. Использовалось хоровое и индивидуальное чтение. Это позволило не только механически прочитать текст, но и осмыслить его, сконцентрировать внимание на дальнейшую деятельность.

Воспитательная задача осуществлялась на протяжении всего занятия через фронтальную, индивидуальную и групповую формы работы с учащимися. Под воздействием включения в занятие отрывков стихотворного текста, песни, музыкального отрывка, высказываний выдающихся людей (Л.Н.Толстого), работу с правилами поведения на занятии, опору на собственный личный опыт ребят.

Развитие коммуникативных навыков шло через самопрезентацию учащихся, открытом микрофоне, на этапе рефлексии. Это всё непосредственно оказывало внимание на обеспечение дальнейшего положительного общения в детском коллективе.

На занятии применяла фронтальную, групповую, самостоятельную работу, в процессе которой развивалось мышление, закреплялись и обобщались приобретённые знания, стимулировалась познавательная активность учащихся.

Для концентрации внимания использовала презентацию, которая применялась по мере необходимости, в соответствии с этапами занятия.

На занятии старалась осуществлять смену видов деятельности, с опорой на различные анализаторы.

Использовала межпредметную связь (с литературой, русским языком, музыкой).

Эмоциональное стимулирование проходило через приём с чудесной корзинкой, обращение к солнышку, на этапе рефлексии, анализ жизненной ситуации, создание ситуации успеха. (Путём подбадривания на новые усилия). Это давало толчок для уровня повышения мотивации занятия, достаточно хороший уровень интенсивности деятельности ребят.

Для повышения работоспособности, снятия мышечного напряжения была использована физкультминутка, которая была подобрана с учётом целостности занятия и возраста ребят.

На протяжении всего занятия прослеживались доброжелательные отношения между учащимися и педагогом, учащимися и учащимися, тем самым способствовала формированию доброжелательных отношений между людьми в обществе.

Цели и задачи, запланированные на занятии, были успешно реализованы с помощью используемых приёмов и методов. Ребята на занятии работали активно. Это занятие является одним из элементов формирования общечеловеческих ценностей.


Заведующая филиалом: Левина Е.Н.

15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическая разработка урока "зачем творить добро"

Автор: Гусева Оксана Юрьевна

Дата: 06.01.2023

Номер свидетельства: 622371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-priedmietu-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "234155"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443359860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства