Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"»
Зачем творить добро?
Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.
Задачи урока (в том числе метапредметные результаты):
Образовательные (познавательных УУД)
Выработать понимание терминов «Добро» и «Зло»;
(В результате дети будут четко понимать что такое «Добро» и «Зло»)
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
Воспитывать умение в видении «доброго и злого» в мире;
(Дети четко научатся различать добрые и злые вещи в мире, возможно пересмотрят свое мировоззрение по теме «добро» и «зло»)
Развивающие (формирование регулятивных УУД)
Развивать умение к коммуникативной компетенции учащихся.
(Дети будут более вежливы друг с другом, начнут больше оценивать свои поступки и поступки своих товарищей.)
Оборудование: ноутбук, отрывок из песни «О доброте» из м/ф «Приключения поросенка Фунтика»,
Ход урока
Организационный момент.
Звучит отрывок из песни «О доброте» из м/ф "Приключения поросенка Фунтика" «Потому что, потому что Всех нужнее и дороже, Всех доверчивей и строже В этом мире доброта. В этом мире доброта.»
Актуализация знаний (формулирование темы урока).
И так, ребята, о чем пелось в этой песенке? (о добре) Верно, а почему же доброта так важна в нашем мире? (ответы детей) А что противоположно добру? (зло) Верно. А если бы в мире существовало только зло, что бы произошло с нашим миром? (ответы детей) Кто сможет сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (Зачем творить добро?)
Сообщение нового материала
И так, верно, темой нашего сегодняшнего урока станет «Зачем творить добро». Кто-то попробует уже сразу ответить на этот вопрос? (ответы по желанию)
-Как вы считаете, Добро и Зло всегда существовали на Земле? (Да)
-А откуда взялось зло в мире? И вообще, что такое зло? (ответы детей)
-Библия говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между людьми и Богом нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, т.е. на Земле появилось зло.
-В библии также говорится, что от зла можно спастись и указывается путь спасения.
А как же это сделать? (не прятаться от Бога, попросить прощения, никогда не нарушать Его заповедей)
-Давайте вспомним золотое правило этики: «Как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
Всегда ли вы следуете этим правилам?
Работа с учебником.
-В учебнике есть фраза « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»
Словарная работа.
-Кто такие эгоисты? (люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.)
Работа с словарем.
-Дать определение понятия «эгоизм»
Эгоизм- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
-Давайте хором прочтем эту фразу:
-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.
Прочтите первую причину.
Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
Благодарность- благо и дар дарить
Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.
-О чем нам повествует древняя легенда?
(Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.
Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.)
-Понравилась легенда?
-Кого обвинили в поджоге города?( Христиан)
-Что спросил поражённый Пётр у Христа? (Куда ты идёшь, Господи?)
-Что ответил Христос? (Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.)
-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? (Христос и Петр)
-Разберем вторую причину.
(У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.)
-Так чему же радуются святые? (У человека может быть лишь несколько минут радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь)
-Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.
-Как влияет добро и зло на жизнь человека?
(Добро приносит им хорошее настроение и много друзей, а зло всё плохое.)
- Почему у добрых людей много друзей, а у злых- нет?
( Добрым все хотят помочь, так как они сами всем помогают, а злых боятся)
Создадим портрет Добра.
Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
Совершать моральные(добрые) поступки сознательно, бескорыстно, а не с расчетом на выгоду или награду – значит делать добро.
-Какой орган отвечает за доброту? (сердце)
-Но ведь сердце у всех одинаковое! Тогда от чего зависит доброта? (от души, душа живет в сердце)
Игра «Найди пару» ( работа в парах –таблички «начала» и «конца» правил)
Не наступить, а уступить.
Не разорвать, а склеить.
Не забрать, а отдать.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не кулак показать, а ладонь протянуть.
Закрепление изученного материала.
- А теперь обратите внимание на ваши парты. Что на них расположено? (Рисунок дерева и слова)
Слова у нас будут замещать плоды деревьев. Какие плоды могут расти на дереве «Добро»? А на дереве «Зло»? Договоритесь между собой и прикрепите листики на каждое дерево. Слова: тепло, война, смерть, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе, обман, насилие, взаимовыручка, помощь, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, совесть, правдивость, хитрость, лживость, эгоизм.
Слова прикрепляются на деревья, которые лежат на каждой парте.
Рефлексия.
-Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным - у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а на них обноски; мы сыты, а они голодают.
-Как мы должны относиться к людям, попавшим в беду? (Ответы детей)
-Помогая другим, ты помогаешь себе, потому, что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Помните: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
-Доброе сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.
- Мы знаем немало примеров, когда обычные люди жертвовали своей жизнью во благо других.
— Кто может привести пример?
-Ребята, нельзя ни вспомнить годы войны. В России женщин, ухаживающих за ранеными, называли сестрами милосердия.
В нашей стране существуют благотворительные фонды. Фонд «Подари мне жизнь». Организация заботится о детях, страдающих раком. Благотворительные акции проводят и на телевидении. Вы слышали о подобных акциях и благотворительных фондах? (Ответы детей)
- Ребята, послушайте небольшую притчу:
Притча о добре и зле. Какой волк победит?(видео)
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
И так, я вам желаю, чтобы у вас победил волк, который творит добро.
А кормить вы его должны своими добрыми делами.
- Кто попробует ответить на вопрос, который стоял у нас в самом начале нашего урока? (зачем творить добро (ответы детей)).
- Молодцы! Спасибо за урок, не забудьте записать домашнее задание.
6. Домашнее задание.
Подобрать притчу о доброте.
Рекомендуемая литература
Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. М.ТЦ Сфера
2005г.
Классные дела в начальной школе. М.ТЦ Сфера 2005г.
Внеклассные мероприятия. М. ВАКО 2005г.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. М. Лика, 2006г