Тема: Твори добро! По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».
Цель урока : помочь учащимся в определении нравственной проблемы произведения о добре и зле.
Цели урока:
образовательная – анализ текста
развивающая – давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;
воспитательная – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Методы: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.
Оборудование: текст рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор», словарь, портреты А.И.Куприна, Н.И.Пирогова, иллюстрации обучающихся, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Слово учителя.
Я предлагаю обратиться к эпиграфу нашего урока, который позволит вам определить то, чем мы сегодня будем заниматься. Просмотр видеоклипа. (Слайд №1)
- Как вы поняли основную мысль этой притчи? (Суть заключается в том, что все зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Все зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым, творить добро – добрым. )
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Какие у вас мысли на этот счет? О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (Слайд №2) ( О доброте, о людях и их поступках)
Тема нашего урока "Твори добро! ( По рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор") (Слайд №3)
Формулирование цели урока:(Слайд № 4)
-Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- сегодня на уроке мы должны раскрыть понятие "доброта" на примере рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор".
-разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;
-дать оценку поступкам героев;
- определить нравственную проблему рассказа;
-представлять результаты индивидуальной и групповой работы
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке? (О доброте, о людях и их поступках).
- Сегодня на уроке мы должны раскрыть понятие "доброта" на примере рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор".
- Но прежде чем начать разговор о доброте в рассказе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали.
Для этого мы разбились на группы, каждая из которых получает задание, для выполнения которого вам потребуется 5 минут и где-то 3 минуты на ответы.
1 группа: Зачем А.И.Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков? Заполнение таблицы. ( Слайд № 5)
Заполните таблицу ( Слайд №6)
Мир вокруг
Мальчики
Перед огромным окном гастрономического магазина
Приплясывали от жестокой стужи
Великолепная выставка
Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки
Эффектная картина:
Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов;
Стояли пирамиды мандаринов;
Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;
Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.
Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.
Очаровательное зрелище
Произнес сурово, подавив тяжелый вздох
Выводы учащихся: Видимо, для того, чтобы показать читателю, как жесток мир . Беззащитность детей и бездушие большого города. Маленькие детские сердца сжались от острого недетского страдания.
Вопрос для 2 группы: Перечислите способы, с помощью которых Мерцалов пытался достать деньги. Могли ли помочь люди, как и почему этого не сделали? (Слайд № 8)
Выводы учащихся: Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявил милосердия - готовности помочь.
«Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца».
Вопрос для 3 группы: В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? Можно ли понять его желание умереть? На ваш взгляд, самоубийство — это выход из положения? (Слайд №10)
Выводы учащихся: Итак, с доктором (старичком) Мерцалов встретился в саду в самый напряжённый момент своей жизни. Он попал в трудную, по его мнению, безвыходную ситуацию, отчаялся и решил покончить с собой. Ему нужна была помощь, и это почувствовал старичок-доктор, и не ушёл.
Вопрос для 4 группы: Если бы вы попали в беду, вы хотели бы, чтобы вас пожалели, сказали ласковые слова и оставили вас в беде или чтобы вам помогли и изменили трудную, опасную ситуацию к лучшему? Почему? (Слайд №12)
Беседа с ребятами.
-Скажите: произошло ли чудо в рассказе? ( Слайд №14)( Да, и связано оно с появлением «чудесного доктор», и всё меняется, как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился.)
-Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду? (Слайд №15) (И название этому чуду- доброта, милосердие, сострадание. Чудо милосердия, добра и помощи человеку без ожидания благодарности – чудо обыкновенное, оно под силу каждому. Никогда не падайте духом, проявите добро по отношению к другим людям, боритесь с обстоятельствами и при первой возможности протяните руку и другу, и всем, кому сейчас хуже, чем вам. Об этом рассказ Куприна «Чудесный доктор»)
-Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, гуманность, доброта? ( В "Толковом словаре Ожегова сказано, что под добротой понимается отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. В "Толковом словаре" Дмитриева:
- это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.) (Слайд №16)
-А вы знаете, что Куприн , говоря о докторе Н.И.Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. (Слайд № 17)
Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову.
Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот , господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин... О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно!
Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.
И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
Учитель. В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. После прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.
Просмотр слайдов презентации.
- Посмотрите на слайды презентации и подумайте: о чем они? Есть в нашем современном обществе это чудо милосердия? ( Слайды №18-23) Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома и на улице.
Давайте подумаем о добрых делах , которые бы совершили вы. Назовите их. Обсудите в группах в течение 2 минут. Постарайтесь предложить копилку добрых дел , не повторяясь. ( Слайд №24)
Работа групп осуществляется под песню "Твори добро!" ( Слайд №25)
А кто уже успел сделать добрые дела?
-У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза- прозрачная, искрящая, горит всеми цветами радуги на солнце. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, доброй, а мы будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. И по крупицам, по одной бусинке мы будем всю жизнь пополнять ее только добром.
-Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в наш сосуд с добрыми делами по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки».
-Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!
Заканчивая наш разговор, мне хотелось бы вас спросить о том, изменил ли наш урок ваше восприятие о жизни? (Слайд №26) Поднимите зеленые жетоны.
- А кто остался при своем мнении после урока? Поднимите красные жетоны.
Домашнее задание: Напишите сочинение-размышление на темы по выбору или зарисуйте символ.
Почему деятельное сострадание - это чудо?
Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова: « главное не падайте никогда духом»?
Придумайте и зарисуйте символ (то, о чем говорили, сожмите в образ). Рисунок подпишите «формулой закона жизни».