kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему:"Твори добро! По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Твори  добро! По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Цель урока :   помочь учащимся в  определении нравственной проблемы произведения о добре и  зле.

Цели урока:

образовательная –  анализ текста

развивающая –   давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

воспитательная – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Методы: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.

Оборудование: текст рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор», словарь, портреты А.И.Куприна, Н.И.Пирогова,   иллюстрации обучающихся, презентация.

 Ход урока

I. Организационный момент. Слово  учителя.

   Я предлагаю  обратиться  к эпиграфу нашего урока, который позволит вам определить то, чем мы  сегодня  будем  заниматься. Просмотр видеоклипа. (Слайд №1)

- Как вы поняли основную мысль этой притчи? (Суть заключается в том, что все зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Все зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым, творить добро – добрым. )

 - Как вы думаете, какова же тема  нашего урока? Какие  у  вас  мысли на этот счет? О  чем  сегодня  мы  будем говорить  на  уроке? (Слайд №2) (  О доброте,  о  людях и  их  поступках)

Тема нашего  урока  "Твори добро! (  По  рассказу  А.И.Куприна "Чудесный доктор") (Слайд №3)

 Формулирование цели  урока:(Слайд № 4)

-Давайте попробуем определить то,  чем  мы   сегодня   будем  заниматься   на  уроке?

 - сегодня на уроке мы должны раскрыть понятие "доброта" на примере рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор".

 -разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;

-дать оценку поступкам героев;

 - определить нравственную проблему рассказа;

 -представлять результаты индивидуальной и групповой работы

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке? (О доброте, о людях и их поступках).

 - Сегодня на уроке мы должны раскрыть понятие "доброта" на примере рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор".

 - Но прежде чем начать разговор о доброте в рассказе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали.

Для этого мы разбились  на группы,  каждая из  которых получает  задание, для выполнения которого вам  потребуется  5  минут и  где-то  3  минуты   на  ответы.

1 группа: Зачем А.И.Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков? Заполнение таблицы. ( Слайд № 5)

Заполните таблицу (  Слайд №6)

Мир вокруг

Мальчики

Перед огромным окном гастрономического магазина

Приплясывали от жестокой стужи

Великолепная выставка

Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки

Эффектная картина:

Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов;

Стояли пирамиды мандаринов;

Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;

Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.

Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.

Очаровательное зрелище

Произнес сурово, подавив тяжелый вздох

 Выводы  учащихся: Видимо,  для  того,  чтобы  показать читателю, как жесток мир . Беззащитность детей и бездушие большого города. Маленькие детские сердца сжались от острого недетского страдания.

Вопрос для  2  группы: Перечислите способы, с помощью которых Мерцалов пытался достать деньги. Могли ли помочь люди, как и почему этого не сделали? (Слайд № 8)

 Выводы учащихся: Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявил милосердия - готовности помочь.
«Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца».
 Вопрос для 3 группы: В каком состоянии был Мерцалов  накануне  встречи с незнакомцем? Можно ли понять его желание умереть? На ваш взгляд, самоубийство — это выход из положения? (Слайд №10)

Выводы учащихся: Итак, с доктором (старичком) Мерцалов встретился в саду в самый напряжённый момент своей жизни. Он попал в трудную, по его мнению, безвыходную ситуацию, отчаялся и решил покончить с собой. Ему нужна была помощь, и это почувствовал старичок-доктор, и не ушёл.

Вопрос для  4  группы: Если бы вы попали в беду, вы хотели бы, чтобы вас пожалели, сказали ласковые слова и оставили вас в беде или чтобы вам помогли и изменили трудную, опасную ситуацию к лучшему? Почему? (Слайд №12)

Беседа  с  ребятами.

-Скажите:  произошло ли  чудо  в  рассказе?  ( Слайд №14)(  Да,  и  связано оно  с  появлением «чудесного доктор», и всё меняется, как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился.)

-Как вы думаете,  а  что  помогло  осуществиться  этому  чуду?  (Слайд №15)  (И название этому чуду- доброта, милосердие, сострадание. Чудо милосердия, добра и помощи человеку без ожидания благодарности – чудо обыкновенное, оно под силу каждому. Никогда не падайте духом, проявите добро по  отношению к другим людям, боритесь с обстоятельствами и при первой возможности протяните руку и другу, и всем, кому сейчас хуже, чем вам. Об этом рассказ Куприна «Чудесный доктор»)

-Объясните,  а  что  такое в  вашем  представлении милосердие,  сострадание,  гуманность,  доброта?  ( В  "Толковом  словаре  Ожегова сказано,  что под  добротой понимается  отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  В "Толковом словаре" Дмитриева:

- это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.) (Слайд №16)

-А  вы знаете,  что  Куприн , говоря о докторе Н.И.Пирогове, писал о  реальном человеке, оставившим  существенный след  в  медицине. (Слайд  № 17)

Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову.

Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы  меня спросите,  как я  стал  доктором? А вот , господа,  все случай... Когда  я  был  еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел,  и  к  нему был приглашен профессор  Мухин... О, это был удивительный человек!  А  как он  говорил  с  братом!  Не  поверить ему было просто  невозможно!

  Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году,  стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.

  И лечил всех. И императора Александра,  и  бедных людей, которые шли  ко  мне на прием целыми толпами. Я любил  людей и  науку,  поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.

    Учитель. В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся  в самом человеке. После прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

 Просмотр  слайдов  презентации.

- Посмотрите на  слайды презентации и  подумайте: о  чем  они? Есть  в  нашем  современном  обществе  это  чудо  милосердия? ( Слайды №18-23) Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома и на улице.  

Давайте  подумаем о   добрых  делах   , которые бы совершили вы. Назовите их.   Обсудите  в  группах в  течение 2  минут. Постарайтесь  предложить копилку добрых дел ,  не  повторяясь. (  Слайд  №24)

 Работа групп осуществляется  под  песню "Твори добро!" ( Слайд  №25)

    А кто уже успел сделать добрые дела?

-У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза- прозрачная, искрящая, горит всеми цветами радуги на солнце. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, доброй, а мы будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. И по крупицам, по одной бусинке мы будем всю жизнь пополнять ее только добром.

-Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в наш сосуд с добрыми делами по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки».

-Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!

Заканчивая наш  разговор, мне хотелось бы  вас спросить о  том,  изменил  ли  наш урок ваше  восприятие о жизни? (Слайд  №26) Поднимите зеленые жетоны.

- А  кто  остался при  своем  мнении  после  урока? Поднимите красные жетоны.

 Домашнее задание:  Напишите сочинение-размышление на темы по  выбору или зарисуйте символ.

Почему деятельное сострадание - это чудо?

Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе  при его жизни, угасло невозвратимо»?

Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова: « главное не падайте никогда духом»?

Придумайте и зарисуйте символ (то, о чем говорили, сожмите в образ). Рисунок подпишите «формулой закона жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему:"Твори добро! По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»." »

Урок внеклассного чтения

Тема: Твори добро! По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Цель урока : помочь учащимся в определении нравственной проблемы произведения о добре и зле.

Цели урока:

образовательная – анализ текста

развивающая – давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

воспитательная – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Методы: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.

Оборудование: текст рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор», словарь, портреты А.И.Куприна, Н.И.Пирогова, иллюстрации обучающихся, презентация.


Ход урока

I. Организационный момент. Слово учителя.

Я предлагаю обратиться к эпиграфу нашего урока, который позволит вам определить то, чем мы сегодня будем заниматься. Просмотр видеоклипа. (Слайд №1)

- Как вы поняли основную мысль этой притчи? (Суть заключается в том, что все зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Все зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым, творить добро – добрым. )

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Какие у вас мысли на этот счет? О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (Слайд №2) ( О доброте, о людях и их поступках)

Тема нашего урока "Твори добро! ( По рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор") (Слайд №3)

Формулирование цели урока:(Слайд № 4)

-Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- сегодня на уроке мы должны раскрыть понятие "доброта" на примере рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор".

-разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;

-дать оценку поступкам героев;

- определить нравственную проблему рассказа;

-представлять результаты индивидуальной и групповой работы

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке? (О доброте, о людях и их поступках).


- Сегодня на уроке мы должны раскрыть понятие "доброта" на примере рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор".


- Но прежде чем начать разговор о доброте в рассказе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали.

Для этого мы разбились на группы, каждая из которых получает задание, для выполнения которого вам потребуется 5 минут и где-то 3 минуты на ответы.

1 группа: Зачем А.И.Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков? Заполнение таблицы. ( Слайд № 5)

Заполните таблицу ( Слайд №6)

Мир вокруг

Мальчики

Перед огромным окном гастрономического магазина

Приплясывали от жестокой стужи

Великолепная выставка

Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки

Эффектная картина:

Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов;

Стояли пирамиды мандаринов;

Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;

Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.

Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.

Очаровательное зрелище

Произнес сурово, подавив тяжелый вздох

Выводы учащихся: Видимо, для того, чтобы показать читателю, как жесток мир . Беззащитность детей и бездушие большого города. Маленькие детские сердца сжались от острого недетского страдания.

Вопрос для 2 группы: Перечислите способы, с помощью которых Мерцалов пытался достать деньги. Могли ли помочь люди, как и почему этого не сделали? (Слайд № 8)

Выводы учащихся: Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявил милосердия - готовности помочь.
«Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца».
Вопрос для 3 группы: В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? Можно ли понять его желание умереть? На ваш взгляд, самоубийство — это выход из положения? (Слайд №10)

Выводы учащихся: Итак, с доктором (старичком) Мерцалов встретился в саду в самый напряжённый момент своей жизни. Он попал в трудную, по его мнению, безвыходную ситуацию, отчаялся и решил покончить с собой. Ему нужна была помощь, и это почувствовал старичок-доктор, и не ушёл.

Вопрос для 4 группы: Если бы вы попали в беду, вы хотели бы, чтобы вас пожалели, сказали ласковые слова и оставили вас в беде или чтобы вам помогли и изменили трудную, опасную ситуацию к лучшему? Почему? (Слайд №12)

Беседа с ребятами.

-Скажите: произошло ли чудо в рассказе? ( Слайд №14)( Да, и связано оно с появлением «чудесного доктор», и всё меняется, как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился.)

-Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду? (Слайд №15) (И название этому чуду- доброта, милосердие, сострадание. Чудо милосердия, добра и помощи человеку без ожидания благодарности – чудо обыкновенное, оно под силу каждому. Никогда не падайте духом, проявите добро по отношению к другим людям, боритесь с обстоятельствами и при первой возможности протяните руку и другу, и всем, кому сейчас хуже, чем вам. Об этом рассказ Куприна «Чудесный доктор»)

-Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, гуманность, доброта? ( В "Толковом словаре Ожегова сказано, что под добротой понимается отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. В "Толковом словаре" Дмитриева:

- это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.) (Слайд №16)

-А вы знаете, что Куприн , говоря о докторе Н.И.Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. (Слайд № 17)

Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову.

Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот , господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин... О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно!

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.

И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.

Учитель. В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. После прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.


Просмотр слайдов презентации.

- Посмотрите на слайды презентации и подумайте: о чем они? Есть в нашем современном обществе это чудо милосердия? ( Слайды №18-23) Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома и на улице.


Давайте подумаем о добрых делах , которые бы совершили вы. Назовите их. Обсудите в группах в течение 2 минут. Постарайтесь предложить копилку добрых дел , не повторяясь. ( Слайд №24)

Работа групп осуществляется под песню "Твори добро!" ( Слайд №25)

А кто уже успел сделать добрые дела?

-У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза- прозрачная, искрящая, горит всеми цветами радуги на солнце. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, доброй, а мы будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. И по крупицам, по одной бусинке мы будем всю жизнь пополнять ее только добром.

-Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в наш сосуд с добрыми делами по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки».

-Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!

Заканчивая наш разговор, мне хотелось бы вас спросить о том, изменил ли наш урок ваше восприятие о жизни? (Слайд №26) Поднимите зеленые жетоны.

- А кто остался при своем мнении после урока? Поднимите красные жетоны.


Домашнее задание: Напишите сочинение-размышление на темы по выбору или зарисуйте символ.

Почему деятельное сострадание - это чудо?

Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?

Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова: « главное не падайте никогда духом»?

Придумайте и зарисуйте символ (то, о чем говорили, сожмите в образ). Рисунок подпишите «формулой закона жизни».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему:"Твори добро! По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»."

Автор: Истягина Татьяна Алексеевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103814


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства