kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зачем творить добро

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

Задачи:

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

Задачи:

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

Задачи:

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зачем творить добро»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Зачем творить добро»

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

Задачи:

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Тип урока — урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся — беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, составление синквейна, участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование — компьютер, проектор.

Раздаточный материал: Сигнальные карточки, смайлики, лист-заготовка «Правила доброты».

(Перечень используемых на уроке ЭОР:

Презентация к уроку.

Видео файл.

Музыкальный файл (песня «Добрым быть совсем не просто»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Действия учителя Этапы урока

1 - Организационный момент

Приветствие учителем обучающихся, контроль отсутствующих на уроке-Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу и гостям улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

-карточки (зеленые - готов к разговору; красные – не готов, жёлтые – сомневаются.

2 - Мотивация учебной деятельности.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

О чем эта сказка? -О добре и зле.

Что такое добро? Что такое зло?

Зачем творить добро?

3 - Формирование темы и целей урока.

Да, тема нашего разговора- ДОБРО и ЗЛО

-Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

Давайте откроем учебник и прочитаем тему нашего урока. (стр 68)

-Сегодня на уроке нам предстоит узнать:

-Как подражают Христу.

-Чему радуются святые

4. Актуализация знаний и пробного учебного действия

Что для вас добро?

Изобразите добро (рисунок, схема, знак-символ - Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог … Работа со смайликами.

Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило морали? «Не делай людям того, чего не хотел бы себе».

Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

5. Открытие нового знания.

Работа с учебником.

Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

Словарная работа.

Кто такие эгоисты?

Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.

Дать определение понятия «эгоизм»

ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.


-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.


Прочтите первую причину.


Благодарность за подвиг Христа.

Благодарность — какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

Благодарность

Благо дар дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

Притча.

Один селянин гнал на мельницу осла, нагруженного зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой.

Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.

Это не трудно, любезный, – ответил проезжий. – Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность...

Анализ притчи

-Так в чём, по-вашему, заключается подлинная благодарность?

-Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам доброе. Важно совершать такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь. (Щелчок) Т.е. подлинная, настоящая благодарность за добро – это приумножение этого добра.

Благодарность родителям.

-Родители часто помогают вам переходить через опасную дорогу. Какой будет от вас подлинная благодарность им за это?

- Истинной благодарностью родителям за эту помощь будет, если и вы сами будете помогать переходить дорогу тем, кому это сделать трудно.

-Что ещё вы можете сделать, проявив подлинную благодарность? Ответ на этот вопрос вы услышите в стихотворении.


Где селится доброта? В миске с кормом у кота,

В том скворечнике на ветке, Где у птиц родятся детки.

В сумке путника седого, В ломте хлеба зернового,

В маленьком подарке другу, В помощи родному кругу.

В дереве с листвой зелёной, Стало что таким огромным,

Что пятнадцать лет назад Сажали несколько ребят.

Доброта в руке, возможно, Девочки, что осторожно,

Бабушку ведёт хромую Через дорогу мостовую.

Стоит только приглядеться, Оглянуться, осмотреться-

Ведь хороший человек Доброту найдёт везде!


Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.


Работа с текстом.

(Давайте прочтём эту легенду)

Анализ текста.

-Понравилась легенда?


-Кого обвинили в поджоге города? -Христиан.


-Как с ними поступили? -Арестовывали, казнили


-Почему Пётр решил покинуть Рим? -Он был христианином


-Что это за странник повстречавшийся Петру? -Христос.

-Что спросил поражённый Пётр у Христа? -Куда ты идёшь, Господи?


-Что ответил Христос? -Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.


-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа? -Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.


- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? -Вернулся в город.


-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? -Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»


-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг? -Да Пётр был благодарен Христу.


-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? -Христос и Пётр.

Возможно даже рискуя своей жизнью.


-Что говорил Христос, найдите в учебнике.


Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

Такое состояние человека называют самоотверженность.

Как вы понимаете это слово?

Словарная работа.

Самоотверженность.

Сам отверженность

человек жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.


Работа в группах-карточки


Как подражали Христу его ученики?

Обратите внимание: В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.

-Какого человека можно назвать святым?

Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.

-Так чему же радуются святые?

Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.

ФИЗМИНУТКА.


Работа с учебником.

Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.

«Это интересно»

- Как был распят Пётр?

Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой.

-Как был распят апостол Андрей?

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».

-Как на иконе изображен апостол Андрей?

-Какие художественные детали и подробности отражены художником?

-Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?

Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.

-Почитается ли имя апостола Андрея? -

- Что символизирует имя апостола Андрея? -

-На каком знамени изображён Андреевский крест?

-Как называется этот флаг?

Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации.

6 - Первичное закрепление с проговариванием вслух.


-Так что же такое добро для христианина?

ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать.

Понятие многогранно:

- добро- хорошие поступки, добрые дела

-добро- качества человека

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра:

полезное - посадил дерево;

приятное - сделал подарок;

истинное — настоящее - помог человеку в беде

- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.

- Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)


Чтение древней церковной притчи. (Учебник)


Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.

-Как вы понимаете эту притчу?

Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи.

Золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны.

Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло? ( противоположность добра)

Изобразите зло (рисунок, схема, знак-символ )

ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.(проговариваем вслух)

Соотнесение понятий ДОБРО и ЗЛО

-Что совершать легче: добро или зло? Почему?

Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби: «Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как, скажите, злу выжить».

-Для чего рождён человек?

-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

7 - Самостоятельная творческая работа

Творческая индивидуальная работа .


Составьте синквейн по теме нашего разговора:

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Предложение

Существительное


Зло

Беспощадное, изворотливое

Губит, калечит, убивает.

Зло необходимо уничтожить!

Борьба!


Добро.

Светлое, радостное.

Помогает, спасает, лечит.

Добро должно победить!


Счастье!

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми.


Сейчас я вам предлагаю собрать корзину ДОБРА, а для

этого вам нужно закончить фразы:


-Зло разрушает, Добро … созидает,

-Зло ненавидит, Добро … любит,

-Зло топит, Добро… помогает,

-Зло хмурится, Добро … радуется,

-Зло уродливо, Добро… красиво,

-Зло враждебно, Добро … мирно,

-Зло раздражается, Добро… спокойно,

-Зло задирается, Добро …миролюбиво,

-Зло злопамятно, Добро… прощает,

-Зло гнусно, Добро …свято.

-Давайте творить Добро!

Давайте составим правила доброты.

Работа в парах.


Примерный вариант:

1. Помогать людям.

2.Защищать слабого.

3.Не завидовать.

4. Прощать ошибки другим.

5. Не обманывать.

8 - Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

Ответы детей, самооценка своей деятельности. Ребята, что вы узнали нового?

-Что бы вы хотели узнать?

-Оцените свою работу на уроке.

-Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

-Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

Заключительное слово учителя.

Категории «добро » и «зло»- вечные.


Гласит легенда, в смутное то время, -Воды с тех пор немало утекло,

 -Сев на коней, слегка поправив стремя,Сражались на Земле Добро и Зло.

-И белого коня вперед направив, Добро открыто мчалось на врага.

 -Но Зло, оно не соблюдает правил, Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться, А может, ему просто повезло,

 -С тех пор они сражаются, дерутся, И кто из них сильней, Добро иль Зло?

-Вот, кажется, Добро уж победило, Мы воспоем победу храбреца,

 -Но живо Зло, оно лишь затаилось, Оно не умирает до конца.

-И что поделать, им не примириться, Никто из них не может победить.

 -Добро и Зло – их некем заменить.-Но выбор между ними каждый должен сделать!


Мне хочется закончить урок стихотворением:


Хочу я, чтоб ДОБРО к тебе пришло,

Как свет весенний, как тепло костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

(звучит песня «Добрым быть совсем не просто»)

9 - Дифференцированное домашнее задание.

Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 69;

Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор:

-расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;

-подбери пословицы о доброте;

-подбери притчу о доброте.




































самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление, самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность.



Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку

















самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление, самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность.



Слова с основой «само», имеющие положительную оценку




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Зачем творить добро

Автор: Светлана Алексеевна Корчагина

Дата: 29.07.2023

Номер свидетельства: 635179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Зачем творить добро". Проект по ОРКСЭ."
    ["seo_title"] => string(35) "zachem_tvorit_dobro_proekt_po_orkse"
    ["file_id"] => string(6) "473740"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1529423754"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Методическая разработка урока "зачем творить добро""
    ["seo_title"] => string(51) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_zachem_tvorit_dobro"
    ["file_id"] => string(6) "622371"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672984316"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_po_orkse_zachiem_tvorit_dobro"
    ["file_id"] => string(6) "438276"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510419684"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект  урока на  тему:"Твори  добро! По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»." "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tvori-dobro-po-rasskazu-a-i-kuprina-chudiesnyi-doktor"
    ["file_id"] => string(6) "103814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402638188"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) ""Твори добро" "
    ["seo_title"] => string(13) "tvori-dobro-1"
    ["file_id"] => string(6) "119576"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413467733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства