kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Счастье и смысл жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие по данной теме раскрывает понятия "счастье" и "смысл жизни”. В ходе занятия развиваются навыки ведения дискуссии, умение формулировать свою точку зрения, умение поставить себя на место другого, умение работать в группе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Счастье и смысл жизни"»

Конспект внеурочного мероприятия по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

на тему «Счастье и смысл жизни»

(модуль «Основы светской этики»)


Паюршина Валентина Витальевна

МОАУ СОШ №12

учитель начальных классов






Пояснительная записка

Класс: 4

Модуль: Основы светской этики

Автор программы: Р.Н.Бунеев «Школа 2100»

Автор и название учебника: Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России», изд. «Баласс», 2012

Тема урока: «Счастье и смысл жизни»

Цели урока:

  1. Дать представления о понятиях: что такое счастье и смысл жизни

  2. Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях).

  3. Формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.

Задачи урока:

  1. развивать речь учащихся;

  2.  воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;

  3.  развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Развитие универсальных учебных действий (УУД):

  1. Познавательных: - самостоятельно находить информацию в учебнике;

- находить в тексте нужную информацию;

- анализировать полученную информацию, делать выводы;

- понимать информацию, представленную в неявном виде.

- интерпретировать и обобщать информацию.

  1. Регулятивных: - определять цель деятельности на уроке;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3) Коммуникативных: - высказывать свое мнение, слышать и понимать других;

- вести диалог с учителем и одноклассниками;

- приходить к общему мнению путем обсуждения

проблемы и собственных рассуждений.

4) Личностных: - ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;

- сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.

Методы:

- проблемно-поисковый

- словесный

- наглядно-иллюстративный

- проблемный диалог

Формы организации познавательной деятельности:

- коллективная

- фронтальная

- групповая

Оборудование: м/медийная установка, экран, аудиозапись «Мы желаем счастья вам», презентация, карточки с пословицами и проблемными ситуациями, видеофильм «Притча о счастье», афоризмы великих людей, словарь С.И.Ожегова.


Используемая литература:

1.Методические и организационные условия преподавания учебного курса «ОРКСЭ» в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие-Уфа:Издательство ИРО РБ, 2013.

2.Организация учебной деятельности в рамках преподавания предмета «ОРКСЭ»-Уфа:Издательство ИРО РБ,2013

3.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных  учреждений/Б.Х.Бражников, О.В.Воскресенский, А.В.Гольцер и др.; под ред.   В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.- М.:Просвещение, 2010.

4.Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.-М.:Просвещение,2010.

5.Основы религиозных культур и светской этики. Основы  светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

6.Основы религиозных культур и светской этики. Основы  светской этики: электронное     учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.


Интернет – ресурсы:

http://collegy.ucoz.ru/publ/84-1-0-5320

http://pedsovet.su/load/144-1-0-39655

http://www.myshared.ru/slide/776038/

http://www.maam.ru/detskijsad/yese-schaste-i-smysl-moei-zhizni.html

http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/schaste-i-smysl-zhizni.html

http://www.newacropol.ru/Alexandria/aphorism/life/













Конспект урока

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

-Какой сейчас урок?

(проверка готовности класса к уроку;
позитивный настрой на восприятие темы)

-Закройте глаза, положите правую руку на сердце.
-Почувствуйте, как оно бьётся и посылает нам импульсы любви, добра, счастья.
-Давайте эти импульсы пошлём друг другу, чтобы в нашем классе все любили друг друга, совершали только добрые поступки и были всегда счастливы. 
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Отгадайте загадку:

Вставь в замочек, поверни.
Дверь любую отопри
Ростом мал, но так могуч.
Называется он… ( ключ) !

-В руках у меня ключ. Как вы думаете, что можно открыть с помощью этого ключа? А что может скрываться за потайной дверью? В какой сказке встречалась вам похожая ситуация?

-Буратино предполагал, что «за дверцей хранится что-нибудь замечательное, удивительное…». Золотым ключиком «нужно отворить какую-то дверь, и это принесёт счастье…».

-Мы тоже с вами на уроке попробуем узнать от какой двери этот ключ и что за ней скрывается. Как говорится в сказке «если есть ключ, то дверь обязательно найдётся».

3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

– Рассмотрите иллюстрацию с.30. Кто изображён? Какие чувства испытывает мальчик? А почему? Какой момент изобразил художник?

– Прочитаем текст на с. 30 по ролям.

– О чём спорили дети? (Для чего они занимаются разными делами.)

– Так почему же Антошка и другие мальчики вскочили и с удовольствием побежали играть в футбол, а Анюта вздохнула и пошла читать книжку?

– Что бы вы ответили Рустаму на его замечание: «Мы столько разных дел делаем, а для чего – не задумываемся»? Что вызвало у вас удивление? Над каким вопросом задумались ребята?

4. Определение темы и задач урока.

– Давайте сравним ваш вопрос с авторским. На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? Определите тему урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? (Ради чего человек совершает те или иные поступки? Что такое счастье? В чем заключается смысл жизни?)

5. Решение проблемы, открытие новых знаний.

– Давайте посмотрим притчу (видеофильм «Притча о счастье»)

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив.

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат подойдя к яме наклонился:

— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.

— Что нужно Тебе? — переспросил брат.

— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

1. В чем заключается смысл притчи?
2. Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться?
3. Чему она вас научила?

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

А что для вас счастье?

Проводится игра « Для меня счастье-это..»(выстраивание «дома –счастья») Каждый из вас будет писать на каждом кирпичике слова, которые «притягивает» это слово, слова-ассоциации. Объясните свой выбор. (Счастье - здоровье, везенье, успех, родители…) См. Приложение

Физкультминутка

Продолжим наше путешествие. Работа с текстом «Счастье – это когда...» (стр.31)

– Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст? Почему, например, они не написали «Счастье – это когда тебе подарили собаку» или «Счастье – это когда у тебя в руках любимая книга»? (Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли.)

Давайте заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И.Ожегова. (Толкование слова «счастье» в словаре. У каждого на парте лежит словарь, самостоятельно находят информацию)

Счастье-

1.Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.(Семейное счастье)

2. Успех, удача. (Посчастливилось)

–Как вы думаете, счастье – это краткий момент или длительное состояние?

– Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть подсказка. (В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время. Потому что счастье – это чувство высшей радости.)

– Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: ради чего человек живёт? А спрашивали ли вы об этом родителей, бабушек, дедушек, друзей?

– Как вы понимаете значение выражения «смысл жизни»? (Работа с иллюстрациями стр.32)

- В чём же этот смысл жизни? (Для разных людей он в разном. Для одного – это любовь, для другого – дом, дача, квартира, машина, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья, кто-то живёт для других, кто-то из любопытства, одни стремятся к власти, другие – к общению. )
– Вспомним основной вопрос урока. (Ради чего человек совершает те или иные поступки?)

– Какой вывод мы можем сделать?

Один из возможных ответов таков: «Человек живёт, чтобы достигнуть своих целей, исполнить мечты».

– Давайте сравним свой вывод с авторским. («Каждый человек ставит перед собой цели, мечтает и стремится к счастью. Со временем среди многих целей выделяется главная – смысл жизни».) стр.33

-Цель жизни человека – это его планы на будущее. Цель придаёт жизни смысл, помогает осознанно относиться к учению, развитию своего интеллекта, укреплению здоровья, развивать свой талант в творчестве. 
Жить – значит, не только удовлетворять материальные запросы организма, но, главным образом, сознавать своё человеческое достоинство 
- Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе? (Высказывания детей: быть талантливым; быть верным себе, своим идеалам и целям; быть целеустремлённым, трудолюбивым; иметь силу воли, чтобы доводить начатое дело до конца; быть оптимистом – во всём видеть только положительное.) 
6. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа с высказываниями.

– Скажите, кто бы мог произнести такие слова:

«Для меня счастье, когда ребёнок здоров!» (Мама, детский доктор.)

«Для меня счастье, когда ученики готовы к уроку!» (Учитель.)

«Счастье, когда тебе дарят собаку». (Малыш из книги А. Линдгрен или любой человек, мечтающий о собаке.)

«Для меня счастье – банка варенья». (Карлсон.)

«Я счастлива, когда начинаются каникулы!» (Девочка-школьница.)

Работа в группах

Приложение

На ваших столах лежат листочки. Соберите из них мудрые изречения и объясните смысл.

Пословицы:

  • Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.

  • Счастья ключи - в своих руках ищи.

  • Не родись красивым, а родись счастливым.

  • Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

  • Иногда горсточка счастья лучше воза ума.

Игра «Конверт дружеских вопросов» (по рядам)

Вопросы и задания:

  1. Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым?

  2. Как вы понимаете мудрое изречение: «счастье за деньги не купишь».

  3. Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения.

  4. Как вы думаете, почему от счастья некоторые плачут? Плакали ли вы от счастья?

  5. Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?

  6. Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь?

7. Итог урока.

Блицопрос, обобщение.

– Внимательно слушайте и отвечайте одним-двумя словами на мои вопросы и высказывания:

«Их человек ставит для того, чтобы чего-то достичь». (Цели.)

«Девочка хочет получить пятёрку за урок. Это какая цель?» (Близкая.)

«Мальчик хочет стать президентом. А это какая цель?» (Далёкая.)

«Если девушка мечтает о новом платье, это цель для кого?» (Для себя.)

«Учёный работает над созданием нового лекарства. На кого направлена эта цель?» (На других.)

«Главная цель, ради которой человек готов действовать, развиваться, улучшать самого себя». (Смысл жизни.)

– «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», – писал Альберт Эйнштейн. А что вы думаете об этом?

– Какие выводы вы сделали в ходе урока?

– Как вы думаете, с какой целью авторы учебника написали тексты, которые мы читали сегодня? Заставляют ли они о чём-то задуматься.

-Нет прекраснее чувства, чем счастье… Это великое чувство, которое даёт нам желание жить!

8. Домашнее задание. (Выбор по желанию)

1. По группам выпустить классный журнал «Счастливые минутки» (стихи, пословицы, поговорки о счастье),

2. Написать мини-сочинение «Что такое счастье?»,

3. Составить синквейн «Что такое счастье?» (по плану: 1.Одно слово-существительное: 2.Два прилагательных: 3.Три глагола: 4.Краткое предложение: 5. Одно слово(ассоциация):


9. Рефлексия.

-Как вы думаете, удалось ли нам узнать, от чего этот ключ и разгадать, что за этим скрывалось?

-Ключ к счастью лежит в наших сердцах. Счастлив тот, чьё горячее сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на нее. Улыбнитесь от всего сердца одноклассникам, а потом мысленно пошлите свою любовь и улыбки родным, любимым людям. Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились тоже счастливыми.

Раскрасьте свои ключики и подарите своим друзьям. Пусть они тоже откроют эту заветную дверь. Дарите ощущение счастья и уверенности окружающим, от этого вам станет только ещё лучше!

Звучит песня «Мы желаем счастья вам






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Счастье и смысл жизни"

Автор: Паюршина Валентина Витальевна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока  ОРКСЭ в 4 классе по теме "Счастье и смысл жизни""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-orkse-v-4-klassie-po-tiemie-schast-ie-i-smysl-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "288092"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454584963"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока  ОРКСЭ в 4 классе по теме "Счастье и смысл жизни""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-orkse-v-4-klassie-po-tiemie-schast-ie-i-smysl-zhizni-1"
    ["file_id"] => string(6) "288093"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454584970"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урок по теме:Тема урока: Основные категории бытия человека –   поиск смысла жизни, любовь, счастье, смерть "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-urok-po-tiemie-tiema-uroka-osnovnyie-katieghorii-bytiia-chielovieka-poisk-smysla-zhizni-liubov-schast-ie-smiert"
    ["file_id"] => string(6) "110862"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406715298"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Коннспект урока на тему "В чем смысл жизни?" (на основе анализа романа "Герой нашего времени") "
    ["seo_title"] => string(99) "konnspiekt-uroka-na-tiemu-v-chiem-smysl-zhizni-na-osnovie-analiza-romana-gieroi-nashiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "157298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421582066"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технологическая карта урока по основам светской этики. Счастье и смысл жизни "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-osnovam-svietskoi-etiki-schast-ie-i-smysl-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "236135"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443965998"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства