Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Счастье и смысл жизни"
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Счастье и смысл жизни"
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Счастье и смысл жизни" предназначен для УМК "Школа-2100", а также можно использовать для других УМК. Цель урока:формировать понятия у обучающихся "счастье", "смысл жизни";учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества; формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Счастье и смысл жизни"»
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
УМК «Школа-2100»
Тема: Счастье и смысл жизни.
Цели: формировать понятия учащихся «счастье», «смысл жизни»;
учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества;
формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.
Личностные УУД:
ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков; сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные УУД:
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные);
извлекать информацию из разных источников (текст, таблица);
строить речевое выска-зывание в устной форме;
понимать информацию, представленную в неявном виде.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: игра «Твой номер»,притча «Счастье», текст «Сказка о счастье»Бабаевой М.В., м/ф «Сказание о Петре и Февронии»
Ход урока.
I.Оргмомент. Эмоциональный настрой.
-Эпиграфом сегодняшнего урока хочется взять слова К.Д.Ушинского: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»
-Как вы понимаете это высказывание?
II.Актуализация опорных знаний.
1.-С какой темой познакомились на прошлом уроке?
-Что было задано на дом?
(Проверка домашнего задания).
2.Игра «Твой номер»
-Повторить понятия предыдущих уроков поможет игра «Твой номер».
-У каждого из вас есть номер от 1 до 6.Когда вы услышите свой номер, встаете и формулируете понятие, дополняя друг друга.
1.Счастье – чувство высшей радости от исполнения желаний, осуществления мечты, получения важного результата.
2.Совесть – способность человека отличать хорошие поступки от плохих.
3.Долг – обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний.
4.Смысл жизни – главная цель, к которой стремится человек, ради которой он живёт, совершает те или иные поступки.
5.Мораль – правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки – добрые, а какие злые.
6.Достоинство – уважение в самом себе личности своих прав, своей способности жить по совести, защищать свою честь.
III.Формулирование темы и цели урока.
«Притча о счастье»
–Послушайте притчу:
Однажды три брата увиделиСчастье, сидящее в яме. Один из братьев подошел к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, ионушел счастливый. Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья. Третий брат наклонился над ямой: — Что тебе нужно? – спросило Счастье — А тебе что нужно? – спросил брат. — Вытащи меня отсюда, – попросило Счастье. Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошел прочь. А Счастье пошло за ним следом.
-Как вы думаете о чем эта притча?
-Попробуйте сформулировать тему и цели урока.
IV. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
-Что для первого брата было счастьем? Для второго?
-Для третьего?
-В чем смысл жизни братьев?
-Что «счастье» для вас?
-Ради чего человек совершает те или иные поступки?
*Физпауза.
V. Решение проблемы, открытие новых знаний.
1.Чтение по ролям « Сказки о счастье» Бабаевой М.В.
Жила-была Курочка. Была она несчастна, так как не было у нее цыплят. Курочке очень хотелось иметь деток, и решила она пойти к старому и умному Петушку.
- Здравствуй, Петя!
- Здравствуй!
-Петя, помоги мне! Очень мне цыпляток хочется.
-Знаю, курочка, как помочь тебе. Иди вечером на поле и принеси мне три
золотых колоска.
Вечером Курочка собралась на поле, нашла колоски и только к ночи вернулась обратно. Постучалась она к Петушку.
- Принесла я Петя-Петушок три колоска, что же дальше мне делать?
- Ложись спать, а утром приходи ко мне.
Делать нечего, пошла Курочка домой.
Утром собралась Курочка снова к Петушку.
- Здравствуй, Петя!
- Здравствуй!
- Что же дальше мне делать, Петенька?
- Иди вечером на поле и сорви мне еще два золотых колоска.
Делать нечего. Пошла Курочка на поле. Отыскала два золотых колоска и вернулась домой. Всю ночь Курочка плохо спала. Она никак не могла заснуть, все ждала чуда. Очень ей хотелось своих цыпляток.
Утром Курочка побежала к Петушку.
- Здравствуй, Петя. Где же мои детки? Я так устала, не могу дождаться.
-Сегодня в полночь тебе надо пойти на поле и принести еще один золотой колосок.
Курочка дождалась полночи и побрела на поле. Долго она искала золотой колос. Но все же нашла. Вернулась Курочка в курятник, но не смогла заснуть.
Чуть взошло солнце, Курочка побежала к Петушку. Приоткрыла она дверь… Чудо! вокруг Петушка бегали пять необыкновенных цыплят! Вдруг, последний колосок, который она держала в клюве, превратился в самого маленького шестого цыпленка.
Так Курочка прожила счастливую, долгую жизнь!
Работа в группах.
-Поработайте в группах и ответьте на вопросы.
1 группа
-Кто главный герой сказки?
-Что беспокоило Курочку?
2 группа
-Можно ли это назвать её мечтой?
-Благодаря чему Курочка стала счастливой?
3группа
-В чем смысл жизни героини?
2.Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии»
-Какую ошибку совершил Петр?
-Почему Петр и Феврония покинули царский трон?
-Почему бояре умоляли Петра и Февронию вернуться?
-Что было для них смыслом жизни?
VI. Выражение решения проблемы.
– Вспомним основной вопрос урока. (Ради чего человек совершает те или иные поступки?)
– Какой вывод мы можем сделать?
Один из возможных ответов таков: «Человек живёт, чтобы достигнуть своих целей, исполнить мечты».
– Давайте сравним свой вывод с авторским.( с.33, учебник «Каждый человек ставит перед собой цели, мечтает и стремится к счастью. Со временем среди многих целей выделяется главная – смысл жизни».)
VII. Выполнение продуктивных заданий по теме.
Работа в парах.
– Расскажите друг другу в парах, что вы думаете о счастье и смысле жизни, можете привести примеры литературных героев, чьи мечты и стремления вам наиболее близки.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Над какими понятиями сегодня работали?
-Что вы можете дома рассказать родителям о счастье и смысле жизни?
-Я хочу поделиться с вами кусочком счастья, чтобы вы передали его друг другу.