kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урок по теме:Тема урока: Основные категории бытия человека – поиск смысла жизни, любовь, счастье, смерть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек – это общественное животное, наделённое разумом»   Аристотель                                              

 

Человек – это мыслящий тростник»  Б.Паскаль

 

«Человек – этот животное, способное смеяться и смешить других» А.Бергсон

 

«Человек – это трагическое животное» А. Шопенгауэр

 

«Человек – это машина, движимая постоянным комплексон сексуальной энергии – либидо» З.Фрейд

 

«Человек – это малая Вселенная, потому что в человеке есть весь состав Вселенной» Н.Бердяев

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Поиск смыла жизни

 

 

Пессимистический подход является наиболее древним в определениях смысла жизни. Он рассматривает жизнь как трагедию человека в мире одиночества, страха и страдания.

«Лучше всего совсем на свет не родиться, а родившись – умереть поскорей»

                                                                                              Софокл. Царь Эдип (5 в. до н.э.)

« Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, всё суета! Что пользы человеку от трудов его?... все дни его – скорби и его труды – беспокойство»

                                                                     Книга Екклесиаста

«Всё в мире преходяще, а потому полно скорби. Жизнь есть бесконечное страдание, и порвать порочный            круг перерождений может только нирвана – блаженство, достигнутое путём потери собственного Я»    Будда

 

«Человек  живёт в вечном страхе, не ведая, какое несчастье готовит судьба – болезнь, бедность, увечье, слепоту, безумие»

А. Шопенгауэр

 

    В 19-20 вв. пессимистические настроения переживают свой расцвет в философии иррационализма.  Шопенгауэр считал, что источником несчастья является желание счастья, которое иллюзорно. Таким образом, избавиться от страданий можно только путём подавления желаний.

      Экзистенциалисты трактовали жизнь сходным образом, признавая, что основой жизни является забота, тревога и страх. Представители этого направления считали, что никакие усилия не способны изменить трагический мир – эти старания не более чем «сизифов труд».

 

Натуралистический подход к смысложизненным вопросам. Согласно ему, смысл жизни выводится из естественных законов жизни – стремления к наслаждению (гедонизм), счастью (эвдемонизм), пользе (утилитаризм).

     Гедонестическая традиция сводится к избежанию страдания и получению наслаждения. Античный мудрец Эпикур считал наслаждением духовные удовольствия – мудрость, безмятежность, общение с друзьями и отказ от суетных чувственных желаний.

     Эвдемонистическая традиция  провозглашает  счастье ведущим принципом жизни.

     Утилитаристская традиция считает основной целью деятельности человека пользу, выгоду как в материальном, так и в духовном плане.

 

Авторитарный подход к вопросу смысла жизни. Здесь смыл жизни выводится за рамки как индивида, так и жизни в целом и основан на абсолютных ценностях (Боге, Идее).

   Для верующего человека смысл жизни ясен и не нуждается в доказательствах – это жизнь по божественным моральным законам и стремление к Богу.

    Не менее авторитарен философский подход, подразумевающий стремление к воплощению «великой Идеи». Такие  течения как утопизм, социализм, коммунизм, понимают под  данной идеей общественное благо

 

Субъективная теория смысла жизни  основывается на иных предпосылках, рассматривая отдельного человека и его цели. Согласно этой позиции, смысл жизни не задан изначально и не является общим для всех: каждый выбирает для себя свой собственный смысл.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урок по теме:Тема урока: Основные категории бытия человека – поиск смысла жизни, любовь, счастье, смерть »

ФИЛОСОФСКИЙ БЛОКНОТ









Тема урока:


Основные категории бытия человека –

поиск смысла жизни, любовь, счастье, смерть


«Человек есть тайна. Её надо разгадать… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»

Ф.М. Достоевский

«Человек – это общественное животное, наделённое разумом» Аристотель


Человек – это мыслящий тростник» Б.Паскаль


«Человек – этот животное, способное смеяться и смешить других» А.Бергсон


«Человек – это трагическое животное» А. Шопенгауэр


«Человек – это машина, движимая постоянным комплексон сексуальной энергии – либидо» З.Фрейд


«Человек – это малая Вселенная, потому что в человеке есть весь состав Вселенной» Н.Бердяев



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Поиск смыла жизни



Пессимистический подход является наиболее древним в определениях смысла жизни. Он рассматривает жизнь как трагедию человека в мире одиночества, страха и страдания.

«Лучше всего совсем на свет не родиться, а родившись – умереть поскорей»

Софокл. Царь Эдип (5 в. до н.э.)

« Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, всё суета! Что пользы человеку от трудов его?... все дни его – скорби и его труды – беспокойство»

Книга Екклесиаста

«Всё в мире преходяще, а потому полно скорби. Жизнь есть бесконечное страдание, и порвать порочный круг перерождений может только нирвана – блаженство, достигнутое путём потери собственного Я» Будда


«Человек живёт в вечном страхе, не ведая, какое несчастье готовит судьба – болезнь, бедность, увечье, слепоту, безумие»

А. Шопенгауэр


В 19-20 вв. пессимистические настроения переживают свой расцвет в философии иррационализма. Шопенгауэр считал, что источником несчастья является желание счастья, которое иллюзорно. Таким образом, избавиться от страданий можно только путём подавления желаний.

Экзистенциалисты трактовали жизнь сходным образом, признавая, что основой жизни является забота, тревога и страх. Представители этого направления считали, что никакие усилия не способны изменить трагический мир – эти старания не более чем «сизифов труд».


Натуралистический подход к смысложизненным вопросам. Согласно ему, смысл жизни выводится из естественных законов жизни – стремления к наслаждению (гедонизм), счастью (эвдемонизм), пользе (утилитаризм).

Гедонестическая традиция сводится к избежанию страдания и получению наслаждения. Античный мудрец Эпикур считал наслаждением духовные удовольствия – мудрость, безмятежность, общение с друзьями и отказ от суетных чувственных желаний.

Эвдемонистическая традиция провозглашает счастье ведущим принципом жизни.

Утилитаристская традиция считает основной целью деятельности человека пользу, выгоду как в материальном, так и в духовном плане.


Авторитарный подход к вопросу смысла жизни. Здесь смыл жизни выводится за рамки как индивида, так и жизни в целом и основан на абсолютных ценностях (Боге, Идее).

Для верующего человека смысл жизни ясен и не нуждается в доказательствах – это жизнь по божественным моральным законам и стремление к Богу.

Не менее авторитарен философский подход, подразумевающий стремление к воплощению «великой Идеи». Такие течения как утопизм, социализм, коммунизм, понимают под данной идеей общественное благо


Субъективная теория смысла жизни основывается на иных предпосылках, рассматривая отдельного человека и его цели. Согласно этой позиции, смысл жизни не задан изначально и не является общим для всех: каждый выбирает для себя свой собственный смысл.



СЧАСТЬЕ КАК ВЫСШЕЕ БЛАГО


Счастьем называют состояние высшей удовлетворённости жизнью в целом. В философской мысли счастье рассматривается с позиций детерминизма, гедонизма, потребительского подхода и нигилизма.

Рассмотрим взгляды на сущность счастья, предлагаемые историей человеческой мысли.

Детерминизм рассматривает счастье как благосклонность судьбы, т.е. удача, милость богов. Именно на трагическом противостоянии благих намерений и жёсткого рока построена большая часть древнегреческих мифов.

Со временем детерминистский подход потерял свою однозначность. История неоднократно доказывала, что судьба даёт шанс тому, кто шанс ей – трудом, борьбой, непрестанными поисками. Пассивность не приносит счастья, и даже неожиданная удача, полученная без приложения усилий, цениться человеком гораздо ниже и не приносит желаемого удовлетворения.

Гедонистический подход находит смысл счастья в удовольствиях и наслаждении.

Несомненно, что удовольствие и наслаждение напрямую связаны со счастьем, однако между ними нельзя ставить знак равенства. Удовольствия могут приносить не только счастье, но и несчастье: «Нет большего несчастья, чем незнание меры своих наслаждений», - писал древнекитайский философ Лоа-цзы. Во-вторых, жизнь показывает, что большинство людей, которым доступны разнообразные удовольствия, не всегда чувствуют себя из-за этого более счастливыми, чем другие.


Потребительский подход – широко известна точка зрения, согласно которой счастье основывается на обеспеченности внешними благами.

Ещё Аристотель заместил, что счастливый человек должен по крайней мере «жить, не нуждаясь». Действительно, социологические опросы показывают, что обеспеченные люди чувствуют себя в целом более счастливыми, чем бедные. Тем не мене более трети из них назвали свою жизнь несчастливой: из-за морально-правовых проблем, связанных с заработанными деньгами; страха перед конкурентами; проблемами со здоровьем; неверие в искренность близких и т.д.

Таким образом, хотя материальные блага и способствуют счастью, богатство все же далеко не гарантирует его.


Нигилистическое понимание счастья, отрицающее его достижения, появилось в 19-20 вв. в связи с развитием иррационализма. Люди, по образному выражению А.Шопенгауэра, подобны дикобразам в холодную ночь, которых мороз заставляет прижиматься друг к другу, а иглы – вновь отдаляться. Таким образом, ни одиночество, ни общество не могут дать человеку счастья.

«О несчастье! Оно является счастьем. О счастье! В нём заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства».

Лао-цзы. Дао дэ цзин (ок. 6 в.до н.э.)


Однозначно ответить на вопрос о сущности счастья невозможно. Называть что-либо - богатство, наслаждение, судьбу, власть - абсолютным олицетворением счастья бессмысленно. Остаётся признать, что счастье есть гармоничное сочетание высших качеств личности, где удовольствие, материальное благополучие и удача играют важную, но подчиненную роль. Гармоничная реализация личности, её деятельность, активность, творчество – необходимые объективные условия достижения счастья.




ЛЮБОВЬ


Любовь – одно из фундаментальных свойств человеческого существа, таких же, как совесть, ум, честь, свобода.

Любовь не имеет никаких внешних причин для своего существования. Нельзя объяснить возникновение любви с помощью какой-либо причины (красоты, ума, силы и т.п.), т.к. если такие причины действительно сыграли свою роль, то никакой любви нет, а есть только её имитация. Душу любящего переполняет огромная энергия, требующая выхода; он находится в стихии любви, в которой не только творит сам себя как человека, но и пытается творить других. В этом смысле любовь к ближнему, к человеку есть творчество.

Философия есть прежде всего любовь, на что указывает первая часть этого слова – «phileo», по-гречески означающая «я люблю». Философом в полном смысле этого слова можно назвать только того, кто любит мудрость, искренне стремится к ней, находит удовольствие в поиске истины.

В любви и через любовь проявляется человечность. Не случайно тема любви возникает в философии с момента её зарождения и остаётся одной из ведущих тем на всём протяжении её развития.

Природа любви так же сложна, как и природа самого человека. В ней соединяются смысл счастья и страдания, взаимности и безответности, духовности и сексуальной близости. Она варьируется в широких границах от любви к истине до любви к власти; от абстрактной любви к человечеству до конкретной и уникальной любви к близкому человеку.

Сущность любви. В истории философии представлено множество вариантов понимания того, что составляет сущность любви. Приведём самые известные из них:

  • Любовь есть жажда целостности и стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и красоте. Платон (427-347 гг. до н.э.)

  • Любовь состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою. Георг Гегель (1770-1831)

  • Любить – значит жить для того, кого любишь. Лев Толстой (1828-1910)

  • Любовь – признание за другим безусловно центрального значения, которое в силу эгоизма мы ощущаем только в самих себе; это полное и постоянное утверждение себя в другом. Владимир Соловьёв (1853-1900)

  • Любовь есть ответственность Я за Ты. Мартин Бубер (1878-1965)

  • Любовь есть активная сила в человеке, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. Эрих Фромм (1900-1980)

Несмотря на различия в понимании любви разными философами, почти во всех определениях можно найти нечто общее. Любовь чаще всего рассматривается как раскрытие ценности в другом, выраженное в стремлении единения с ним.


Типология любви


В Древней Греции можно выделить по крайней мере четыре понятия, обозначающие «любовь»; каждое из них имеет своё знчение и особое употребление:

  • Эрос (eros) – любовь-вожделение;

  • Филия (philia) – любовь-дружба;

  • Строге (sroge) – любовь-забота;

  • Агапэ (agape) – любовь-самоотдача.

Смерть


Смерть – важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если не было бы смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека – это бессмертие. Представьте себе, что вы бессмертны: уже умерли все ваши родственники и друзья, дети и дети ваших детей, а вы всё живёте и живёте, абсолютно одиноким и заброшенным в чужие, непонятные вам время и культуру.

В каждой культуре своё специфическое отношение к смерти. В Индии, как в древности, так и в наше время, умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остаётся. А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мёртвых – набальзамированные египетские императоры до сих пор лежат в европейских музеях. Европейские кладбища – это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую. Человек в этом смысле – самое несчастное из животных, поскольку заранее о своей будущей смерти. Но в тоже время это даёт огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой своё существование. Человек в обыденной жизни живёт так, как будто он бессмертен. Он старается не думать о смерти, всячески отгоняет мысли о ней или же полагает, что смерть где-то очень далеко от него. Мудрецы же с древних времён говорили: «Помни о смерти». Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется не для того, чтобы отравлять себе жизнь м постоянно мучиться страхом. Помнить о смерти – значит каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни (ведь он м в самом деле может оказаться последним). Предполагается, что хоть в последний день дурной человек постарается прожить по-человечески: не лгать, не воровать, не убивать.

Человек, будучи конечным существом, отличается от всех животных тем, что прилагает к своей конечности масштаб безусловного и бесконечного. Он должен жить так, говорит философия, как если впереди его ожидала вечность, он брал и будет брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо не хватит собственной жизни. В этом смысле творя, делая добро, он прорывается в вечность, побеждает смерть.

Многие, бравшие на себя такие бесконечные задачи, остались жить в вечности, в прямом смысле этого слова. Сократ, Эпикур, Ницше, Пушкин гораздо более живые, чем многие ныне здравствующие наши современники.






















Творчески задания для домашней работы

Ф. Ницше считал, что человек вообще ещё не возник, в массе своей он ещё остаётся супершимпанзе. Именно «супер», потому что в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но всё равно – обезьяна. Теория Дарвина не подтверждается никакими серьёзными фактами. Естественный отбор действительно способствует выживанию, но отнюдь не самых лучших и самых значительных особей. Всё яркое, красивое, талантливое вызывает зависть или даже ненависть и погибает. Потомство дают лишь серые, невзрачные индивидуумы. У гениальных людей вообще редко бывают дети. Яркие люди, сильные и смелые всегда идут впереди, не бояться рисковать жизнью и потому чаще всего рано сходят со сцены истории. Единственными представителями истинной человечности являются лишь философы, художники и святые. Только им удалось вырваться из животного мира и жить целиком человеческими интересами. К сожалению, большинство людей – это слишком люди, слишком заземлённые, слишком погружённые в свои мелочные дела и заботы, в то время как они должны стремиться к сверхчеловеческому, к тем сверхчеловеческим (не животным) качествам, которыми обладают философы, художники и святые. И каждый человек должен сказать себе: я буду работать над воспитанием в себе философа, художника или святого!.




Что вы думаете по этому поводу?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






























8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гнатюк Марина Владимировна

Дата: 30.07.2014

Номер свидетельства: 110862


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства