II. Актуализация знаний
| - Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня на уроке нам предстоит отвечать на вопросы, рассуждать, анализировать, выражать свою точку зрения, искать решения, делать выводы. Пожелаем друг другу успешной работы. Наш урок я хотела начать с притчи. -Давайте вспомним, что такое притча? -Закройте глаза, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча? Притча о Счастье Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: — А Тебе, что нужно? — спросило Счастье. — Что нужно Тебе? — переспросил брат. — Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье. Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним... -Так о чём же эта притча? -Что получил от Счастья первый брат? -Что для него было счастьем? -Что получил от счастья второй брат? -Что для него было счастьем? -Что получил от счастья третий брат? -Что для него было счастьем ?
-Над каким вопросом мы сегодня будем работать?
-Какова же тема нашего урока? | - Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения -О счастье.
- Деньги
-Красивую жену
-Ничего -Бескорыстная помощь
-Что такое счастье для каждого человека -Что такое счастье. | Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. Создание проблемной ситуации | -Ребята, а как вы понимаете смысл слова счастье?
-Как вы думаете, кто может быть счастливым? -Кто вас может сделать счастливыми? -Послушайте, как о счастье говорит поэт Эдуард Асадов в своём стихотворении «Что такое счастье»
Одни говорят, что счастье – Это большое участье: Забота, тепло, вниманье И общность переживания. Ещё есть такое мнение, Что счастье – это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлёта! А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека.
-Как вы поняли строчки этого стихотворения? О чём оно? Какова главная мысль?
Работа с текстом «Счастье – это когда...» – Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст? – А что об этом сказано в тексте? – Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? | -Когда происходит что-то хорошее. Когда все здоровы и никто не болеет. Когда сбывается то, о чём так долго мечтал. -И дети, и взрослые. -Мама, папа, дедушка, бабушка, подруга, сестра …. - У каждого человека своё счастье- у маленького человека оно одно, у взрослого – оно другое. -Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли. | Познавательные УУД ( действия постановки проблемы . Коммуникативные УУД: постановка вопросов. |
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний. | -А как же нам объяснит это слово Сергей Иванович Ожегов, давайте обратимся к его толковому словарю.
1. Работа с пословицами (в группах) -Чтобы ответить на вопрос: Что такое счастье, давайте обратимся к нашим корням, к мудрости русского народа, Мудрые люди давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней -Где сохранилась мудрость русского народа?
- На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них пословицы. Расположите их в правильной последовательности. Любовь и труд счастье дают. Счастье в воздухе не вьётся, оно трудом достаётся -Как вы понимаете смысл этих пословиц? - В чём же видел счастье русский народ? 2.Работа с изречениями (в группах) - В чём же ещё видел счастье русский народ? Нам подскажут изречения или краткие мысли мудрых людей. -Найдите эти изречения на столах, прочитайте, подчеркните ключевые слова в этих изречениях. - Давайте их прочитаем, посмотрим, совпали ли наши мнения 1. Помоги нам пробуждаться каждый день с улыбкой; помоги нам улыбаться в наших трудах; и, подобно солнцу, освещающему весь мир, пусть доброта и любовь освещают наше жилище. (Р. Стивенсон) 2. Величайшее в мире счастье – это, когда есть семья, есть уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или, несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.(В. Гюго) 3. Я спал и видел сон о том, что жизнь – это счастье. Я пробудился и увидел, что жизнь – это служение. Я стал служить и понял, что в служении обретается счастье. (Р. Тагор) - Какой вывод из этих изречений мы сделаем? | Поиск и чтение детьми в словарях объяснения слова – счастье 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача. -В русских народных сказках, поговорках, пословицах, песнях. - Любимая работа приносит радость и счастье. - Счастье в труде, дружбе, любви
- Счастье – это жизнь, солнце, улыбка, доброта, наш дом, семья | Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст (Регулятивные УУД) Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм (Л) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).. |
V. Закрепление | 1. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик» - Отрывок из какого произведения мы просмотрели? Кто его автор? -- В чём его волшебство? -Как звали главную героиню сказки? -Может быть, он поможет нам узнать, что такое счастье? -Какое последнее желание загадала Женя?
- Почему это желание оказалось полезным?
- Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? -Какой же вывод можно сделать? - А стала ли счастлива девочка Женя, ведь она использовала свой последний лепесток? Почему? - Может ли помощь другим людям, добрые дела сделать человека счастливым? 2.Чтение стихотворения Послушайте стихотворение Агнии Барто. Может оно нам подскажет: Что такое счастье? Было утром тихо в доме, Я писала на ладони Имя мамино. Не в тетрадке, на листке, Не на стенке каменной, Я писала на руке Имя мамино. Было утром тихо в доме, Стало шумно среди дня. - Что ты спрятала в ладони? - Стали спрашивать меня. Я ладонь разжала: Счастье я держала. - Что является счастьем для девочки? -Мама – самое священное слово на земле. Человек рождается и умирает с этим словом. Это самый светлый, самый лучший, дорогой и близкий для каждого из нас человек. -А какие ласковые обращения к маме вы знаете?
- Все самые дорогие Святыни названы и озарены именем Матери. - Одним из лучших образов живописи является икона «Владимирская Богоматерь» - Посмотрите на мать и младенца и скажите, что льётся и идёт от их образов? -Да, действительно какой свет, какое счастье льётся от матери и младенца, который обвил рукой мамину шею и нежно прижался личиком к материнской щеке. -Мать - у каждого из нас она одна. В пословице так и говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».
- Нашу Родину называют матушкой, прочитав отрывок из текста К. Д. Ушинского о Родине, вы узнаете, почему её так называют. (Чтение детьми текста)
-Как вы думаете, ребята, считает ли себя счастливым тот человек, у которого есть Родина?
- Хлебороб с благодарностью и любовью произносит: «Спасибо, кормилица – мать Земля, я счастлив, что ты есть у меня» -Счастье ли это ребята, иметь Землю, на которой выращивают хлеб? (Показ плаката «Родина Мать зовёт») -«Родина – Мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году. - Какие слова вы бы подобрали к образу Матери?
- Сколько русских солдат погибло за Родину- мать! За счастливое будущее на Земле! За Победу!» - Не счастье ли это, отдать свою жизнь за Счастливое будущее своих детей, своего народа, за Мир на земле, как вы думаете? - Как вы думаете, кто должен сделать человека счастливым? 3.Притча - Может вам поможет ответить на этот вопрос древняя притча, которая так и называется "Счастье". Послушайте его. Счастье Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок, что еще слепить тебе? - спросил Бог. - Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Теперь ответьте на вопросы: - Как вы думаете, Бог выполнил просьбу человека? - Кто же должен сделать человека счастливым? 4. Творческая работа -Ну, а сейчас, ребята, каждый из вас, должен составить своё предложение о счастье. -Можете начать со слов: Счастье это – … -Как вы считаете, что же является настоящим счастьем для человека? 5. Игра «Конверт дружеских вопросов" (Суть игры: свободный обмен мнениями в дружеской обстановке. В конверт вложены карточки с вопросами по теме. Каждый обучающийся берет из конверта карточку и отвечает на указанный в ней вопрос или выполняет задание.) Вопросы и задания: 1.Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым. 2.Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим. 3.Как вы понимаете мудрое изречение: "Счастье на деньги не купишь". 4.Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения. 5.Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы от счастья и радости? 6.Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей? 7.Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь? 6. Просмотр мультфильма «Смысл жизни» -А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни, - Что вы поняли просмотрев мультфильм? -Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта. Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына». 7.Презентация. Слайд № 6 «В чем смысл жизни» -Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей? -Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое? -Может цель нашей жизни в богатстве? -Власть и слава? -Жизнь ради детей? -Жить ради знаний? Так ли это? | - Это цветик-семицветик - Валентин Катаев « Цветик-Семицветик» -Он исполнял желание девочки -Женя - Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик - Женя помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить - Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье -Счастье – это здоровье -Женя стала счастливой от того, что помогла мальчику. - Счастье – это здоровье, помощь другим людям, добрые дела - Счастьем для девочки является мамино имя, и её мама - Мамочка, любимая моя, самая нежная, добрая, ласковая, матушка, маменька, голубушка, мамулечка, мамусенька, лучшая, ненаглядная моя, прекрасная -Льётся счастье, свет, нежность, любовь -Счастье, когда мама не только ласкает, но и защищает, оберегает своё дитя в минуты опасности?
-Нашу Родину называют матушкой. Потому что она нас вскормила своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас русскому языку, как мать защитит и сбережёт нас от всяких врагов - Человек, у которого есть Родина, считает себя счастливым
- Мужественная, смелая, защитница, храбрая, решительная
- Счастье отдать свою жизнь, зная, что другие люди будут жить в мире
- Человек должен это сделать сам. Человек - творец своего счастья
Дети думают -Человек сам себя делает счастливым
- Что смыл жизни не надо искать где –то, оно рядом всегда, надо научиться видеть его. - Мы принимаем пищу для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть. - Стремление к славе мы не можем считать целью жизни. Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть | Уметь оформлять свои мысли в письменной форме Самоопределение, Смыслообразование. (Личностные) Выполнять роль в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД) Формирование умения сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД) |