Классный час «Твори добро»
Цели: формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом;
Задачи:
- формирование у уч-ся этических представлений;
- знания о категории добра и зла;
- воспитывать культуру общения друг с другом
- развитие умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Оборудование: мультимедийная доска, презентации.
Ход классного часа.
1. Орг. момент.
- Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу добрые слова.
- Для работы нам надо поделиться на группы. С каким цветом у вас ассоциируется слово «доброта»? Сегодня я приготовила жетоны 3-х цветов (желтый, розовый, голубой). (Дети, не глядя, выбирают жетончики и делятся по группам)
- Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, уважаете. (Звучит мелодия)
- Ребята, за что вы себя любите? (Ответы детей)
- Даже стало как-то светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, сердечные люди.
- Я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент.
( Просмотр фильма)
- Какие цвета вы увидели? О чём песня? Как вы думаете, о чём пойдёт речь на классном часе?
1 слайд (Добрые дела)
- Что, по-вашему, означает слово «доброта»? Назовите синонимы к слову «доброта».
2 слайд (высказывания о доброте)
2. «Собери пословицу»
- Ребята, я сегодня спешила и перепутала слова пословиц. Помогите мне их собрать. (Доброе слово лечит, а злое калечит. Не одежда красит человека, а его добрые дела. От добра добра не ищут. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.)
-Поделитесь своими мыслями.
- Какие пословицы о доброте знаете вы?
– Молодцы, ребята!
3. «Ромашки»
- А теперь посмотрите, для вас новое задание. На доске 2 ромашки. Одна из них вянет. Как вы думаете почему? ( Потому что на её лепестках злые слова). А на другой - пока ничего нет. Ваша задача выбрать из предложенных вам слов добрые слова. Значение каких слов вам не понятен? ( Находят в толковых словарях) (Доброта, злоба, любовь, сопереживание, справедливость, милосердие, сочувствие, забота, безразличие, ненависть, верность, зависть, предательство, равнодушие, эгоизм, обман, неуважение, трудолюбие, лень, доброжелательность, добросовестность, добродушие).
-И какая ромашка вам больше нравится? Я согласна с вами, конечно вторая. А почему? Как вы думаете, почему вянет ромашка со злыми словами? (Потому что от зла черствеет и вянет душа человека. Он портится, к нему не тянутся окружающие).
- Как называются слова, противоположные по значению?
4. «Волшебные предметы»
- Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов, которые находятся у вас на столах (семена, молоток, книги, игла, карандаши, моток шерсти.)
- Задание – придумать добрые дела, которые можно совершить с помощью данных предметов.
- А легко ли быть добрым?
- Какими нужно быть, чтобы делать добро? ( я дал конфету, а он со мной не хочет дружить)
- Ребята, а что такое доброе дело? (маленькое дело, которое тебя попросили сделать, и ты сделал). ( Про класс: попросила поднять бумажку. В ответ: « Это не я бросил).
- Добрый поступок? (это то, что приносит много хорошего окружающим людям, к которому ты специально не готовишься).
- А какие добрые дела совершили вы?
6. Обсуждение ситуаций. (Давайте попробуем их обсудить).
а) Дети играли в песочнице. Мимо проходила кошка. Она была старая и больная. Шерсть висела на ней клочьями.
- Фу, какая противная кошка,- сказала Лена
- Так и хочется в неё чем-нибудь запустить, - сказала Надя.
И дети принялись кидать в неё камнями
б) Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки. Над акацией летает бабочка.
- Ой, как же ей не страшно летать? Налетит на колючку, вторую, третью, что же тогда будет?
Подошла Зоя к акации. Сломала колючку, одну, вторую, третью. Мама увидела и спрашивает:
- Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки обламываешь?
- Чтобы бабочка не укололась,- ответила Зоя.
в) Собака яростно лаяла. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот и плохо, - гневно ответила женщина.
8. Рефлексия (Составление «Дерева доброты»)
В Японии весной распускается сакура (японская вишня - символ добра, света, радости). Попробуйте и вы выразить свои ощущения, которые у вас появились в процессе нашего занятия, украсив свою веточку «добра» (зелёный листочек – если вам понравилось занятие, но вы ещё на пути к добру, бутон – если вам хочется сделать добро близким людям, цветок – если вам хочется всегда и всем делать добро)
Игра «Торопись обрадовать». (Выстраиваются в круг. Приглашают гостей принять участие). У меня есть волшебное сердечко. Мы будем передавать её из рук в руки и говорить доброе слово. Получивший предмет благодарит за доброе слово и продолжает игру.
Вывод.
- О чем мы сегодня беседовали?
- Что такое добрые дела?
Итог.
- На свете нет ничего дороже доброты. Путь к доброте нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования добра и зла. Даже взрослому человеку не всегда удается быть добрым. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.
- А сейчас, дорогие, ребята, наши гости тоже хотят сделать для всех вас доброе дело. Я хочу предоставить слово нашим гостям.
- Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.