kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по Основам религиозных культур

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке дети знакомятся с историей древнерусской иконописи, с древнерусскими иконами. Обогощается внутренний мир ребёнка через приобщение к великому искусству-иконописи. Видят связь прошлого с настоящим. отношение к  иконам на Руси. Учащиеся знакоит с симвалами иконы и христианства, с мастерами-иконописцами. На уроке ведётся большая словарная работа. Присутствует региональный компонент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по Основам религиозных культур »

Тема. Икона.

Цели:

  • познакомить с историей развития древнерусской иконописи, с древнерусскими иконами;

  • показать связь прошлого и настоящего;

  • расширить словарный запас и кругозор детей;

  • обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому искусству – иконописи.


Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

- На этом занятии мы с вами начнем путешествие в мир прекрасного, побываем в гостях у мастера.

- А кого так называли на Руси?

(Мастер – это искусный, опытный в каком-либо деле человек, ремесло и изделия которого превращались в произведения искусства).

- Сегодня мы отправляемся в гости к мастеру иконописи.

Наше воображаемое путешествие начнется со знакомства с иконой.


Слайд 2, 3

2. Работа над новым материалом.

а) Словарная работа. (Слова написаны на доске)

И́конопись (от икона и писа́ть), иконописание, иконное писание. Это изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых в строгих правилах церковного искусства.

Икона – картина, изображающая Иисуса Христа, Богоматерь, святых и эпизоды из Библии.

"Икона” в переводе с греческого обозначает "образ”, "изображение”. На Руси иконы так и называли - "образа”.


Слайд 4

б) Отношение к иконам на Руси.

- С давних времен к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. О святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевала колыбельную песню.


У великого русского поэта М.Ю.Лермонтова в "Казачьей колыбельной песне” пелось так:

"Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю”


- Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша. Где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

Икона считалась самым лучшим и ценным подарком.


Слайд 5

в) Символ иконы. Символ христианства.

- Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, им казалось: они чувствуют присутствие Бога.

- Если присмотреться к иконам, которые вы видите, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, символ иконы - нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость.

- А знаете ли вы основной символ христианства?

(Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа)


- Каковы же были требования к иконописцам?

1. Должен быть праведником;

2. Иметь талант художника;

3. Знание богослова;

4. Иконописцем не могла быть женщина;

5. Не мог быть иконописцем человек другой веры;

6. Иконописец постился, накануне работы над иконой ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил молитву Богу.


Слайд 6

д) Создание иконы.

- Иконы писали на деревянных досках. Работа эта была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. Первым к ней приступал плотник. Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков. Приготовленную доску высушивали долго, даже несколько лет. Затем плотник тщательно выглаживал её поверхность топором.

Завершив свою работу, плотник передавал доску иконописцу-мастеру, писавшему иконы. Их не рисуют, а пишут. Тот наклеивал холстину (паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывал грунт из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом. Эту массу несколькими слоями наносил на паволоку (холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом.

На готовую доску надо нанести рисунок. Сначала образ рисуется на бумаге, а затем рисунок переносится на доску.

Перед росписью красками, выполняли золочение образа, наносили желтую эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность.

Краски иконописцы делали сами. Это сегодня художник может пойти в магазин и купить краску любого цвета. А в Древней Руси таких магазинов не было. Как вы думаете из чего делали краски? (Ответы детей)

Для красок использовали травы, цветы, а ещё полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или квасом с добавлением яичного желтка. Он как клей. Если кто-то из вас помогал мамам замешивать тесто, то видели, что в него добавляют яйцо. Яичный желток всё скрепляет, склеивает. Недаром при строительстве домов из кирпичей раньше в раствор добавляли яйца, поэтому старые постройки такие крепкие. Так вот, такая краска, с добавлением яиц, называется темпера. Ею писали иконы.

Работа красками выполнялась в строго определенной последовательности. Раскладка всех цветов на доску, проработка одежд. Затем прописывали все остальное - горки, конь, змей и т.д

Когда все было написано, приступали к написанию личного - ликов, рук, ног. Потом иконописец покрывал икону олифой, краски начинали сиять, блестеть, особенно, особенно когда перед ней зажигали свечи.


Слайд 7

Позиция иконопочитателей.

Икона — материальный объект, то и отношение к ней, как и вообще к материи, до предела заострено: с одной стороны, изображение иконы воспринимается как чувственное отражение духовного архетипа, с другой — не должно переносить поклонение архетипу с самого архетипа на икону в целом, хотя и сама материальная природа иконы (краска, доска и т. п.) как бы освящается вследствие наличия несомненной онтологической связи с первообразом. Поэтому VII Вселенский собор указал на напоминательное значение икон: иконы напоминают молящимся освоих первообразах, и, взирая на иконы, верующие «возносят ум от образов к первообразам».


Слайд 8

е)Освещение икон.

Освещение икон – церковный обряд благословения и освещения иконы. В современной практике Русской Православной церкви используется особый чин освещения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой.


Слайд 9

ж)Классификация икон.

По сюжетам иконы можно разделить на:

Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.

Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.

Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.

Иконы святых и сил бесплотных.

Иконы праздников и событий священной истории.

Символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д. В болгарской иконописи в XIX веке были распространены Иерусалимии — сложные многосюжетные композиции, посвящённые святым местам Иерусалима.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».

По технике исполнения выделяют:

живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, и т. д.

вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья

литые иконы

резные иконы

печатные или типографские иконы

сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон

По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.

Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.

По размеру существует несколько характерных наименований:

листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.

пядница (пятка) — икона размером в пядь.

осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков


Слайд 10

з) Знакомство с творениями древних иконописцев.

"Владимирская Богоматерь”

- Самой почитаемой иконой на Руси была "Владимирская Богоматерь”. В каждой церкви есть изображение Богоматери. Но самой знаменитой из них является та икона, что мы сейчас видим. Эта византийская икона по церковному преданию она была написана евангелистом Лукой. Она была привезена На Русь в 12 веке. Князь Андрей Боголюбский перенес ее из Киева во Владимир, поэтому она бала названа Владимирской.

На ней изображена Богоматерь, которая держит младенца Иисуса на руках и, наклонившись к нему, прижимается щекой к его щечке. Христос широко раскрытыми глазами смотрит на мать. В лице Марии, в ее больших глазах, в скорбно сдвинутых бровях, в очертаниях молчаливо сомкнутых губ с большой силой выражены любовь и тревога матери. Одухотворенность лица придает этому образу большую нравственную силу и человечность.

С этой иконой связаны многие легенды, в которых рассказывается. Как во время монголо-татарского ига она помогла в борьбе с захватчиками. Так, в 1395 году, во время нашествия Тамерлана на Русь, эту икону перенесли из Владимира в Москву в надежде на заступничество Богоматери. Вскоре войска Тамерлана неожиданно без боя отступили.

С покровительством этой иконы связывались и бескровная победа русских войск над полчищами хана Ахмата из Золотой орды (Стояние на реке Угре) и избавление от нашествия крымского хана позже.

Прославившись чудотворением, эта икона стала почитаться как покровительница Русского государства.


Слайд 11

Андрей Рублев "Звенигородский Спас".

- Особенно замечательна икона "Звенигородский Спас". Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво-проницателен, в нем светится человеческая доброта. Несомненно, здесь воплощен морально-этический идеал русского человека времени Андрея Рублева, где миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством.


Слайд 12

Андрей Рублев "Троица"

- Трое прекрасных юношей сидят за столом. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами – крылья. Это ангелы – посланцы Бога. Под видом странников они явились к человеку по имени Авраам. Он был стар, да и жена у него была уже немолодой женщиной. Детей у них не было. Какова же была радость Авраама, когда трое странников предсказали ему и его жене рождение сына. Авраам догадался, что перед ними ангелы и отблагодарил их за добрую весть, поставив перед ними угощение.

И вот перед нами три ангела. Они сидят молча и неподвижно, глубоко задумались о чем-то. Кажется, будто они переговариваются между собой взорами. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, наклон головы. Доброта, согласие, нежность , печаль… Кисть художника лучше, полнее слов рассказала о чувствах юношей.

Плавны очертания фигур, ничто не отягощает их: ни крылья, ни одежды, они легки и невесомы. Посмотрите, как искусно автор передал жесты рук, складки одежды.

Важную роль в передаче замысла картины (мира, согласия, добра) играет подбор красок. Мастер выбрал прозрачные и нежные цвета: зеленый, золотистый, голубой.

А вот еще одно гармоничное (выразительное, приятное для глаз) сочетание: темно-вишневый (одеяние ангела в центре) с блекло-розовым (одежда ангела-юноши слева), синий переходит в голубой, в светло- бирюзовый.

Произведение светло, полно радости жизни. А ведь оно было написано художником в тяжелое для нашей Родины время – во времена все еще продолжавшейся зависимости Руси от Орды. Но уже была вера в освобождение, уже одержали великую победу на Куликовом поле.

Слайд 13

Феофан Грек «Богоматерь Донская»

- Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком . В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска. После сражения донские казаки преподнесли икону Донскую великому князю Дмитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: "Благовещение Богоматери". Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.


Слайд 14

Феофан Грек «Иоанн Предтеча»

- Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие мессии Христа.



Слайд 15

Дионисий «Распятие»

- «Распятие» по праву считается одним из самых совершенных произведений Дионисия. В центре композиции – распятый Христос на большом черном кресте, установленном на горе Голгофе. Над крестом парят плачущие ангелы. Несмотря на трагическое событие,

запечатленное на иконе, ее торжественный, просветленный строй утверждает победу над смертью.

Слайд 16

День явления иконы «Божией Матери в Казани».

Слайд 17

Икона Божией Матери «Скоропослушница».

Слайд 18

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец».


Слайды 19, 20

и) Реставрация икон.

Через много лет олифа темнела, икона становилась тёмной, некрасивой, почти чёрной, и уже нельзя было разобрать, что на ней изображено. Другой художник брал эту почерневшую икону и сверху писал новую, не обращая внимания на то, что было изображено на ней ранее. Написав икону, он покрывал её олифой, чтобы краски ярче сияли, и через 80 лет… что происходило? Да, она темнела. И так продолжалось много лет. И часто, увидев на чердаке почерневшие доски, на них не обращали внимания, потому что поверх гениального творения могло быть написано что-то посредственное, потому что не все художники- иконописцы были гениями. И так продолжалось из века в век. Пока однажды не случилось чудо.

Кто-то из учёных, разбиравших старые, почерневшие иконы, случайно ударил обо что-то острое. От тёмной доски отлетел кусочек верхнего слоя, а в образовавшемся окошке мелькнули яркие краски. Учёный, затаив дыхание, осторожно отколупнул соседний кусочек.… Потом ещё и ещё. Из-под верхнего тёмного, некрасивого слоя стала появляться живопись необычайной красоты. Яркая, нарядная, будто только что созданная. Будто и не хранилась она несколько веков под тёмными слоями других изображений. Так была открыта тайна старых икон. Вот и те иконы, что мы сейчас увидим, получили второе рождение, т.е. были расчищены и восстановлены (реставрированы).


Слайд 21

Возрождению икон, т. е. второму их рождению посвятил своё стихотворение А. С. Пушкин «Возрождение».

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит.

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые с летами

Спадают ветхой чешуёй,

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.


Слайд 22, 23, 24

3. Закрепление.

- Многие иконы, которые вы сегодня видели, хранятся в музеях, в выставочных залах. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд и узнаем, как в народе называется самая известная галерея России, которая находится в Москве. Это слово находится в выделенном столбике.


Слайд 25

Известно, что иконы в Богородицке писали и раньше, причем писали неплохо. В житии святой праведной блаженной Матроны Московской, прославившейся даром исцеления, а также предсказаниями во время Великой Отечественной войны, к которым, по легенде, прислушивался сам Сталин, есть интересный факт.

Около 1915 года Матрона попросила написать для ее родного храма в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии икону Божией Матери. У художника из Епифани, которому поначалу заказали икону, долго ничего не получалось. Матрона указала ему на грехи, не дававшие ему писать, художник покаялся и написал икону бесплатно.

На оставшиеся невостребованными деньги по благословению Матроны мастерам из Богородицка была заказана еще одна икона, которую несли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре километра. Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших», прославившийся многими чудотворениями, сейчас находится в Успенском соборе Новомосковска.

Слайд 26

Современный класс иконописи появился в Художественной школе Богородицка стараниями ее выпускника Сергея Егоровича Щербатых в 1990 году. До сих пор это единственное место в Тульской области, где учат древнему искусству иконы. Сергей Егорович несколько лет изучал каноны древнерусской живописи в иконописных мастерских Псковско-Печерского монастыря, Твери и Москвы.

Кстати, по одной из легенд название богородичной травки, давшей имя нашему городу, произошло оттого, что ее розово-лиловые цветочки входили в состав краски, которой на иконах писали одежды Богородицы.



Слайд 27

Кроссворд

  1. Сияющий круг вокруг голов святых изображённых на иконах. (Нимб)

  2. Разговор человека с Богом. (Молитва)

  3. Важнейший символ христианства. (Крест)

  4. Картина, написанная по сырой штукатурке. (Фреска)

  5. Краска из природных красителей, смешанная с яичным желтком. (Темпера)

  6. Главная часть храма, вход в неё разрешён только священникам. (Алтарь)

  7. Титул Дмитрия Донского, Владимира Мономаха. (Князь)

  8. Стена из икон, закрывающая алтарь. (Иконостас)

9. Фамилия основателя художественной школы в г. Богородицке. (Кобяков)

  1. Холстина, которой покрывали доску для написания иконы. (Паволока)

  2. Картина на сосновой или липовой доске, изображающая святых и эпизоды из Библии. (Икона)

  3. Самая знаменитая икона А.Рублёва. (Троица)



1









2




т





3

р






4


е






5

т








6





ь



7


я





8

к









9

о








10


в








11

к





12





а

























Слайд 28, 29

Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (известна также как Третьяковка) — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.


В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве.

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь, занимавший этот пост ещё с 1913 года.


Слайд 30

- Сегодня мы заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства – в мир икон и иконописи. Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, помолчать, почувствовать радость мира и согласия, вспомнить Бога. Понять, как важен, как бесценен каждый человек. Как надо каждого человека беречь и любить. Иконописцы своим искусством призывали и призывают к миру и согласию. И как приятно сознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в ранг одного из самого почитаемых и высокоценных жанров живописи. Мы можем гордиться тем, что тоже являемся русскими людьми, живём в великой России. Не оскудеет земля русская талантливыми людьми. На смену древним мастерам придут новые, молодые, так же любящие свою Родину, свой народ и мечтающие о славе её. Вот и вы, нынешние четвероклассники, вырастите достойной сменой своим предкам и будете своим мастерством на своих рабочих местах преумножать богатство и славу нашей великой России.


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по Основам религиозных культур

Автор: Бурова Галина Иршатовна

Дата: 10.09.2015

Номер свидетельства: 229909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока  Основы религиозных культур и светской   этике по теме "Православный храм "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etikie-po-tiemie-pravoslavnyi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "136438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417104655"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. "
    ["seo_title"] => string(114) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-osnovam-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "214966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432540518"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-priedmietu-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "234155"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443359860"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры») защита отечества"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_osnovam_rielighioznykh_kul_tur_i_svietskoi_etiki_modul_osnovy"
    ["file_id"] => string(6) "398014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488734044"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Основы религиозных культур и светской этики.  Праздники народов России.  Приход весны "
    ["seo_title"] => string(87) "osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-prazdniki-narodov-rossii-prikhod-viesny"
    ["file_id"] => string(6) "194143"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427731157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства