kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный учебный курс: « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы светской этики». Разработка занятия "Этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса.

Теме «Этикет» отводится урок № 27.

Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в гостях, во время поездки в общественном транспорте, в театре, в школе характеризует общий уровень культуры человека.

Определение слова «Этикет» учащиеся находят сами, используя различные способы достижения цели (в зависимости от уровня развития): работу с толковыми словарями, подбор правильного ответа из предложенного материала.

Для наглядного изучения нового материала используется презентация.

В конце урока на этапе «закрепление» дети самостоятельно выводят правила поведения в различных ситуациях. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный учебный курс: « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы светской этики». Разработка занятия "Этикет" »








Комплексный учебный курс:

« Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы светской этики»







Тема «Этикет»


Разработка урока







Долгова М.А.,

учитель начальных классов










Полысаево 2015

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся

4 класса.

Теме «Этикет» отводится урок № 27.

Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в гостях, во время поездки в общественном транспорте, в театре, в школе характеризует общий уровень культуры человека.

Определение слова «Этикет» учащиеся находят сами, используя различные способы достижения цели (в зависимости от уровня развития): работу с толковыми словарями, подбор правильного ответа из предложенного материала.

Для наглядного изучения нового материала используется презентация.

В конце урока на этапе «закрепление» дети самостоятельно выводят правила поведения в различных ситуациях.


Модуль «Основы светской этики»


Тема: Этикет

Цель урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека.

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, работу со словарем;

  • познакомить с некоторыми правилами этикета;

  • развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

  • воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Планируемые результаты:

Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (словарь, ИКТ).

Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие в группе, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Методы и технологии обучения:

- деятельностный метод;

- проблемный диалог;

- исследовательская деятельность.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, толковый словарь В.И. Даля, учебник.



Ход урока.

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.


  1. Актуализация знаний.


1. Проблемная ситуация.

- Учитель. Ребята, послушайте стихотворение.

«Невежливая вежливость» Инна Кульская (Слайд 2).

Обещал отцу Петрусь:

-Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым «Здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:

-С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

-Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Иринку

Да как дёрнет за косынку:

-Ты куда, Иринка, стой,

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нёс вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

-Извините, добрый вечер!

-Ты, - вожатый закричал,

-И невежа, и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?


2. Ребята, а получилось ли у героя быть вежливым? Почему? (Слайд3)

III. Целеполагание.

1. Учитель:

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей).

- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

- Для работы мы разделимся на две группы. Каждая группа получит свое задание. Время выполнения – 5 минут.


IV. Изучение нового материала.

1) Работа в группах (5 минут).

1 группа - ищет ответ в толковом словаре В.И. Даля.

2 группа – подбирает высказывание (из предложенных вариантов), подходящее по смыслу к слову ЭТИКЕТ. (Слайд 4)

(Выступление групп)


Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое этикет.

(Учащиеся делают вывод самостоятельно).

(Слайд 5)


  • Под этикетом широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождения с окружающими, формы общений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда.

  • В более узком смысле этикет – это форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.



2) Беседа по теме. (Слайд 6).

Учитель: Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет - воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.


(Слайд 7)

(На экране появляются слова: ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА)


-Давайте найдём значение этих понятий в учебнике на странице 56 (второй абзац).

(Дети читают и дают ответы, а на экране появляется значение слов этикетка и этикет)

(Учитель подводит итог)

- Казалось бы, что между этими словами общего?

Этикетку все видели, все знают. На бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазине, яркая наклейка, цвет­ной ярлычок, который привлекает наше внимание и рассказывает (информирует) о предмете.

А этикет? Этикет определяет, как человек обра­щается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде и т. п. тоже являются своеобразной ЭТИКЕТКОЙ.

Именно эти наши свойства и особен­ности прежде всего бросаются в глаза при знаком­стве, и по ним нередко судят о нас самих.

Вот и получается, что этикет и этикетка — слова-родственники.


Вывод:

Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие 
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет! (Юрий Чичёв)


- Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

- А сейчас вам предстоит познакомиться с этикетом выбора одежды и с речевым этикетом

3). Самостоятельное чтение статьи из учебника для учащихся.

1 группа – Выбор одежды.

Чтение статьи в учебнике на странице 56(4 абзац).

2 группа – Речь и этикет.

Чтение статьи в учебнике на страницах 56,57 (5 абзац).


4). Выступление групп.

- Этими правилами мы пользуемся постоянно.

Физминутка

V. Закрепление изученного материала.

- А какие правила этикета, кроме речевого и выбора одежды, вы ещё знаете?

- Сейчас вам предстоит написать правила этикета, работая в группах

1группа – Правила приёма гостей

2 группа - Правила этикета за столом


(Учащиеся выполняют задание: на листах записывают правила этикета)


VI. Представление и обсуждение работ по группам.

( После выступления 1 группы зачитывают правила приёма гостей со слайда.)

(Слайд 8)

( После выступления 2 группы зачитывают правила этикета за столом со слайда.)

(Слайд 9)

- Давайте все вместе вспомним правила поведения в автобусе

(Слайд 10).

- Если вы хотите узнать больше о правилах этикета, то можете обратиться библиотеку. А также ответы на ваши вопросы можно найти в интернете.


VII. Подведение итогов.


- В народе очень много поговорок об этикете. Составим их. (Слайд 11).


  • Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

  • Береги платье снову, а честь смолоду

  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

  • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.


- Прочтите ещё раз эти пословицы и запомните их. (Слайд 12)

VIII. Рефлексия. (Слайд 13)

-Прочтите начало предложений, выберите одно и закончите его.


  • Я научилась…

  • Мне стало ясно…

  • Я поняла…

  • Теперь я знаю…

  • Я буду стараться…


- Правила этикета не передаются по наследству, им нужно учиться.


Известный испанский писатель Серватес сказал: (Слайд 14)


«Ничто нам не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»



IX. Домашнее задание. (Слайд 15)

Читать с. 56-57

Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета дружбы и товарищества, которые должен соблюдать каждый из вас. (Слайд 16, 17)

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Долгова Марина Анатольевна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229337


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства