Комплексный учебный курс: « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы светской этики». Разработка занятия "Этикет"
Комплексный учебный курс: « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы светской этики». Разработка занятия "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса.
Теме «Этикет» отводится урок № 27.
Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в гостях, во время поездки в общественном транспорте, в театре, в школе характеризует общий уровень культуры человека.
Определение слова «Этикет» учащиеся находят сами, используя различные способы достижения цели (в зависимости от уровня развития): работу с толковыми словарями, подбор правильного ответа из предложенного материала.
Для наглядного изучения нового материала используется презентация.
В конце урока на этапе «закрепление» дети самостоятельно выводят правила поведения в различных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексный учебный курс: « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы светской этики». Разработка занятия "Этикет" »
Комплексный учебный курс:
« Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы светской этики»
Тема «Этикет»
Разработка урока
Долгова М.А.,
учитель начальных классов
Полысаево 2015
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся
4 класса.
Теме «Этикет» отводится урок № 27.
Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в гостях, во время поездки в общественном транспорте, в театре, в школе характеризует общий уровень культуры человека.
Определение слова «Этикет» учащиеся находят сами, используя различные способы достижения цели (в зависимости от уровня развития): работу с толковыми словарями, подбор правильного ответа из предложенного материала.
Для наглядного изучения нового материала используется презентация.
В конце урока на этапе «закрепление» дети самостоятельно выводят правила поведения в различных ситуациях.
Модуль «Основы светской этики»
Тема: Этикет
Цель урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека.
Задачи:
познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, работу со словарем;
воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные:искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (словарь, ИКТ).
Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие в группе, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
2. Ребята, а получилось ли у героя быть вежливым? Почему? (Слайд3)
III. Целеполагание.
1. Учитель:
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей).
- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.
- Для работы мы разделимся на две группы. Каждая группа получит свое задание. Время выполнения – 5 минут.
IV. Изучение нового материала.
1) Работа в группах (5 минут).
1 группа - ищет ответ в толковом словаре В.И. Даля.
2 группа – подбирает высказывание (из предложенных вариантов), подходящее по смыслу к слову ЭТИКЕТ. (Слайд 4)
(Выступление групп)
Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое этикет.
(Учащиеся делают вывод самостоятельно).
(Слайд 5)
Под этикетом широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождения с окружающими, формы общений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда.
В более узком смысле этикет – это форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.
2) Беседа по теме. (Слайд 6).
Учитель: Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет - воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.
(Слайд 7)
(На экране появляются слова: ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА)
-Давайте найдём значение этих понятий в учебнике на странице 56 (второй абзац).
(Дети читают и дают ответы, а на экране появляется значение слов этикетка и этикет)
(Учитель подводит итог)
- Казалось бы, что между этими словами общего?
Этикетку все видели, все знают. На бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает наше внимание и рассказывает (информирует) о предмете.
А этикет? Этикет определяет, как человек обращается сдругими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде и т. п. тоже являются своеобразной ЭТИКЕТКОЙ.
Именно эти наши свойства и особенности прежде всего бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.
Вот и получается, что этикет и этикетка — слова-родственники.
Вывод:
Что ж такое этикет? Кто-то знает, кто-то - нет. Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда. Ты усвоил ЭТИКЕТ, И дурных привычек нет! (Юрий Чичёв)
- Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
- А сейчас вам предстоит познакомиться с этикетом выбора одежды и с речевым этикетом
3). Самостоятельное чтение статьи из учебника для учащихся.
1 группа – Выбор одежды.
Чтение статьи в учебнике на странице 56(4 абзац).
2 группа – Речь и этикет.
Чтение статьи в учебнике на страницах 56,57 (5 абзац).
4). Выступление групп.
- Этими правилами мы пользуемся постоянно.
Физминутка
V. Закрепление изученного материала.
- А какие правила этикета, кроме речевого и выбора одежды, вы ещё знаете?
- Сейчас вам предстоит написать правила этикета, работая в группах
1группа – Правила приёма гостей
2 группа - Правила этикета за столом
(Учащиеся выполняют задание: на листах записывают правила этикета)
VI. Представление и обсуждение работ по группам.
( После выступления 1 группы зачитывают правила приёма гостей со слайда.)
(Слайд 8)
( После выступления 2 группы зачитывают правила этикета за столом со слайда.)
(Слайд 9)
- Давайте все вместе вспомним правила поведения в автобусе
(Слайд 10).
- Если вы хотите узнать больше о правилах этикета, то можете обратиться библиотеку. А также ответы на ваши вопросы можно найти в интернете.
VII. Подведение итогов.
- В народе очень много поговорок об этикете. Составим их. (Слайд 11).
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Береги платье снову, а честь смолоду
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
- Прочтите ещё раз эти пословицы и запомните их. (Слайд 12)
VIII. Рефлексия.(Слайд 13)
-Прочтите начало предложений, выберите одно и закончите его.
Я научилась…
Мне стало ясно…
Я поняла…
Теперь я знаю…
Я буду стараться…
- Правила этикета не передаются по наследству, им нужно учиться.
Известный испанский писатель Серватес сказал: (Слайд 14)
«Ничто нам не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»
IX. Домашнее задание. (Слайд 15)
Читать с. 56-57
Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета дружбы и товарищества, которые должен соблюдать каждый из вас. (Слайд 16, 17)