kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры») защита отечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры») защита отечества»









КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»)


ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА








Разработала

учитель начальных классов

МКОУ лицей № 11

Мистюрина М.С.





2012 г.

Защита Отечества

Эпиграф: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина». А.М. Пришвин.

Цель:

- воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей.

Задачи:

- знакомить детей с историей России, ее традициями, святынями, верой;

- прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку;

- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о людях, много сделавших для нашей Родины;

- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда;

- прививать любовь к России, к ее святым и героям.

Оборудование:

Наглядные пособия, иллюстративный материал, фотографии, раздаточный материал.

Используется мультимедийное оборудование.

Место проведения: школьный класс.

Предварительная подготовка:

Подготовка образца листочка (форма древесного листа, вырезанного из картона). Подготовка слайдов и иллюстраций.

Опережающее домашнее задание:

Для всех: подготовить (по образцу) листочки с именами всех родных, которых знает ребенок (родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек и т.д., сколько поколений помнят в семье).

Для группы помощников: разучивание стихов, подготовка мини-докладов по истории и о подвигах защитников Отечества (по предложенной учителем литературе и материалам).

Аннотация:

Урок проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между учителем и учениками в форме диспута, обсуждения. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку ребенком понятия Родина и всего, что связано с этим понятием.

Главная задача – затронуть у ребенка чувство любви к Родине, к семье, к родному очагу, добиться осмысления ценности понятий «родной дом», «Отчизна», «Родина».

Занятие проводится с применением интерактивных технологий, различных стратегий преподавания с преобладанием активных форм, методов кругового взаимодействия, групповой работы, творческих форм освоения материала. Применяется различный иллюстративный материал.

Тема рассчитана на 2 часа.

Понятия:

Родина, синоним – Отчизна, – это место, родное для человека, Это село, город, страна, где человек родился, вырос, где жили его предки. «Моя Родина» – можно сказать и по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина – это все, что свято для человека: его семья, мать, его вера, его земля, его язык. Это все, что человек любит, хранит, защищает, бережет.

Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.

Патриотизм – это иностранное слово, в переводе означающее – любовь к своей Родине, к своему Отечеству. Основа патриотизма – любовь ко всему тому, что любили и защищали наши отцы и деды, наши предки. Нет патриотизма без памяти, памяти – без языка. Человек, который любит свою Родину – любит и свой язык, свою историю и свои национальные традиции, знает и изучает их.

Наш патриотизм опирается на наши многовековые святыни, на Православие, на отечественные культурные ценности, на российских дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими народами.

Национальность – это историческое имя народа. Это имя культуры, в которой вырос и которую создавал этот народ. Россия – это государство, которое создал русский народ. Коренная культура России – русская культура. Сейчас в Росси живут люди разных национальностей, всех их объединяет любовь к своему общему дому, все мы – россияне.

Ход урока.

 Что мы понимаем под словом Родина? (Предложить детям поразмышлять над понятием Родина).

Родина, а еще говорят Отечество, – это то место, где мы родились, это и наш дом, деревня, город и вся наша огромная страна. Вся наша культура и традиции, наша вера и наш язык.

 Давайте послушаем стихи о Родине. (Стихотворение М. Пляцковского “Родина”. Стихи читают дети).

«Родина» – мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Мы любим своих родных, свой дом, любим свой двор и улицу, на которой живем. И даже когда человек уже вырос и уехал куда-то далеко из своих родных мест, он всегда вспоминает свой дом, пишет письма своим родным. И всегда возвращается домой, потому что здесь его всегда помнят и ждут. Здесь его Родина.

 Кто человеку дорог больше всего? Когда мы говорим о близких сердцу людях, мы скажем «род-ные» – род наш, наша общая жизнь. Каждый из нас связан со своими родными и близкими, как листья на одной веточке. Мы любим своих родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Мы помним даже тех, кого уже нет. Тех родных, которые уже умерли, но мы бережем их могилки, молимся за них.

Давайте нарисуем дерево. Учитель рисует дерево на доске, дети в альбомах (можно нарисовать дерево дома, чтобы сэкономить время). Дети приносят из дома листочки (заготовка – форма древесного листа) с именами родных. Прикрепляем листочки с именами к нарисованному дереву. Вся семья вместе.

Дерево – это образ нашей Родины. Каждая семья – это веточка на дереве. Мы все разные – листочки бывают разные и большие и маленькие, но все мы связаны друг с другом, мы живем, потому что у нас есть Родина. Человек не может без Родины. Без корней веточка не может зеленеть и плодоносить. Так и человек не может жить без Родины и приносить настоящую пользу обществу – духовные плоды. Родина это наши корни, наши традиции, наша семья, наши родные и близкие, все наши соседи, все люди, живущие рядом, их мы называем соотечественники, потому что у нас общее Отечество, т.е. одна Родина. Всех нас объединяет общая история нашего Отечества, общая вера, общие ценности.

- Что дорого каждому из нас?

Дети называют ценности (мама, семья, дом, мир, любовь).

Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо – и защищать.

Все, что мы любим, нуждается в защите.

Если обидели тебя – можно стерпеть, и даже обязательно нужно удержаться от мести, от такого же ответа, чтобы не было драки. Ведь зло злом победить нельзя. Но добро необходимо защищать и если обижают твою мать или сестру, просто кого-то слабого – долг настоящего человека встать на защиту.

Из истории мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков.

Защита Отечества долг каждого гражданина.

О ком из защитников Родины вы можете рассказать?

Дети, подготовившие сообщения, рассказывают об Александре Невском, Димитрии Донском, о других героях.

Дети делают доклады, учитель помогает, дополняет.

Святые защитники Отечества.

В 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию. Посмотрите на карте, где находится Франция, а где – Россия, и вы поймете, что его вторжение не было случайной ссорой из числа тех, что нередко случаются между соседями. Он шел через всю Европу, чтобы подчинить себе Россию. И тогда все народы России – русские, украинцы, калмыки, башкиры, грузины, татары и другие встали на защиту нашей общей Родины.

С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.

Война может быть справедливой, если ведется «За алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою большую семью – Отчизну, и за ее духовные святыни.

Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

Но даже на войне христианский воин не должен превращаться в машину для убийства. Даже на войне надо остаться человеком. Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны.

Когда, разбив Наполеона, русская армия подошла к его столице французы сдались. Парижане в трепете ждали мести за сожженную Москву. Но все было мирно. И вот на балу русский Император Александр Первый пригласил на танец бывшую жену Наполеона Жозефину. Та с тревогой спросила: «Теперь, наверно, вы переименуете парижский мост Аустерлиц?». За 9 лет до этого в битве под Аустерлицем войска Наполеона нанесли поражение русской армии, которой командовал Александр. В честь той победы Наполеон назвал мост в своей столице... Но русский царь ответил: «Зачем мне переименовывать этот мост? Мне достаточно, что по нему прошли мои солдаты!».

Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

В те далекие времена нападали на землю русскую не только татаро-монголы, но и другие враги – шведы и немцы. Придя на Русь, воинственные шведы обратились к новгородскому князю Александру: «Мы пришли взять себе город, а ты и твои дети будут нашими слугами». Но князь Александр сказал Новгородским жителям: «Шведы хотят нас завоевать, пойдем сражаться с ними. Правда нас мало, а их много, но Бог поможет нам. Не в силе Бог, а в правде». Бог помог, он добавил силы русским воинам, потому что их дело – правое. На берегах реки Невы было это сражение. Русские разбили шведов.

(Сообщение о Ледовом побоище 1242 года делает один из учеников).

Князь Александр Невский - великий воин. Он одерживал победы и над шведскими и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр - великий миротворец. В то время русские княжества были завоеваны монгольской Ордой. В любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В конце жизни князь Александр Невский принял монашество. В 1262 году правитель Орды - хан - послал своих людей собирать русских воинов для участия в ордынском походе в далекую Персию (ныне – Иран). И тогда князь поехал в Орду - «дабы отмолить люди от бед». Там на переговорах он одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены. А на обратном пути из Орды князь Александр скончался… Мощи святого покоятся в Александро-Невской Лавре в городе Санкт-Петербурге.

Он причислен к лику святых (в этом случае слово «лик» означает «собрание»). В его честь построено множество храмов, его именем назван величественный монастырь: Александро-Невская лавра в Петербурге. В истории Российской Империи было три императора с именем Александр – все они получали свои имена в честь святого князя Невского.

Святых на Руси принято называть преподобный – то есть подобный Богу. Шесть веков назад напал на Русь хан Мамай и привел свою Орду – несметную рать татаро-монгольских племен. Великий князь московский Димитрий Иванович послал гонцов в города и села собирать войско на защиту родной земли. Князья послушали Дмитрия и привели к нему свои дружины. Готовясь к сражению, князь отправился в подмосковный монастырь святой Троицы. Игумен этой святой обители Сергий родом был из города Радонеж, и поэтому звали его Сергий Радонежский. Игумен Сергий был великим учителем, наставником монахов и человеком чистой святой жизни. Он проводил свою жизнь в трудах и молитвах, в посте и уединении, всеми своими помыслами устремившись к Богу. За это Господь дал святому Сергию такую духовную силу, что его труды принесли великие плоды. Основанная им обитель – Троицкий монастырь – стала оплотом Православия и святости на Руси. До сих пор здесь располагается духовный центр России – Троице -Сергиева Лавра.

Преподобный Сергий благословил князя Димитрия на бой и предсказал ему победу. Он отпустил с князем двух монахов, по преданию братьев – Ослябю и Пересвета, чтобы они помогли князю сражаться и молились за него.

Перед походом князю Димитрию явилась икона свт. Николая Чудотворца. Увидев это чудесное явление, князь произнес: «Сия вся угреша (согрела) сердце мое!». В месте чудесного явления князю Димитрию святой иконы после великого сражения (в 1381 году) был основан Николо-Угрешский монастырь.

В селе Беседа князь Димитрий собрал военный совет, чтобы вместе с воеводами и князьями составить план сражения. После победы на этом месте была поставлена церковь. Дальнейший путь войска проходил через село Коломенское в сторону г. Коломны. Русская рать вышла к Дону на месте слияния его с рекой Непрядвой, переправилась через Дон и расположилась на краю Куликова поля.

Дмитрий приказал пронести между войсками чудотворную Донскую икону Божьей Матери (показать икону Божией Матери «Донская», день празднования – 1 сентября). После победы в честь этой иконы в Москве был основан Донской монастырь.

Куликовская битва состоялась 8 сентября по стар. стилю ( по новому стилю 21 сентября) в день праздника Рождества Богородицы в 1380 году. Началась битва с поединка инока Пересвета и печенега богатыря Челубея.

В Сказании о Мамаевом побоище и Никоновской летописи (16 в.) дано описание этого поединка. В Сказании говорится, что Челубей был «подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его, и трех сажен ширина его», Пересвет также представлен воином-богатырем. Соперники были на конях. Александр Пересвет смело вступил в бой с хорошо вооруженным врагом без брони и шлема, на нем была черная одежда схимника, на челе и груди его белел Крест Господень. На всем скаку всадники столкнулись друг с другом, ударили копьями и пали замертво.

Преподобный Сергий молился за русское воинство в своей обители. Известно, что павших в Куликовской битве хоронили на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре. Рядом с ним позднее похоронили и его брата Андрея Осляблю, который закончил свой жизненный путь в монастыре. При перестройке храма их могилы сохранялись в течение многих веков. Однако в 1928 храм в Симоновом монастыре был закрыт, могилы героев Куликовской битвы оказались на территории созданного здесь завода. Надгробия Пересвета и Осляби использовались как платформа для электромотора, хотя эти имена должны быть святы для каждого русского человека. В связи с 600-летием Куликовской битвы в 1980 могилы Пересвета и Ослябя были отнесены к памятникам, охраняемым государством. В 1988 храм был отделен от завода. Сейчас могилы святых воинов восстановлены и находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Москве.

Много полегло воинов за Русь Святую. Но еще больше было побито ордынцев и битва завершилась полным поражением Мамая и его бесславным бегством. Древний летописец горестно замечает: “Бысть брань крепкая и сеча зла зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество безчисленно от обоих сил… И не можаху кони ступати по мертвым. Не токмо же оружием убивахуся, но сами себя биюще, и под конскими ногами умираху, от великия тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове ради многих сил сошедшеся”. Русь одолела могущественных варваров и поверила в свои силы. Пусть знают и окончательно запомнят все агрессоры: “Кто поднимет меч, тот мечем и падет”. Летописец восклицает: “Возвысил Бог род христианский, а поганых уничижил и посрамил их суровство”.

В летописи говорится, что ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы…, а вернулись единым русским народом! Защита Отечества сплачивает людей, делая их единым народом.

После победы в Москве в честь воинов, погибших на Куликовом поле была поставлена Церковь «Всех святых» на Кулишках, а Димитрий Донской отправился к своему духовному наставнику – отцу Сергию. Преподобный встретил его со крестами близ монастыря и изрек: “Радуйся, господин князь великий, и веселись твое христолюбивое войско!” И вопросил его о своих любимцах. Великий же князь отвечал ему: “Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!”

Отслужили поминальную Великую Панихиду о всех убиенных, и с тех пор этот день, названный Димитриевскою родительскою субботою, отмечается в Церкви из года в год “покуда стоит Россия” в первую субботу ноября. В этот день вся Церковь молится за всех павших за Родину.

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов стал монахом. Его останки – «мощи» - до сих пор лежат в этом (Киево-Печерском) монастыре, и по ним видно, что у него долго болела спина («тридцать лет и три года на боку»), что он был выше своих современников и что он получил рану от копья. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января.

Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

Среди святых, почитаемых Православной Церковью, многие прославились любовью к своему Отечеству и преданностью ему.

Наша Родина – это родина святых, родина исповедников, мучеников, её защитников, благоустроителей. И поэтому Россия для нас не просто территория, а, говоря словами известного мыслителя Ивана Александровича Ильина, Россия – это «Национальный сосуд Духа Божия, это наш родной алтарь, и храм, и освященный Им кровный дедовский очаг. И потому «Родина» для нас не предмет бытового пристрастия, а подлинная святыня …. Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить. За неё стоит бороться и умереть».

Кто любит Родину, тот ее защищает от врага, тот возделывает ее землю, выращивает хлеб, чтобы все были сыты, строит дома, села и города, добывает нефть, выплавляет металл, устраивает добрую и счастливую жизнь вокруг. Настоящий патриот любит Родину бескорыстно.

Труды на благо Отечества – это честная и хорошая работа в любой сфере человеческой деятельности, когда человек трудится не только ради денег, но и ради того, чтобы его труд приносил пользу другим людям. Нет на земле человека, который бы не хотел видеть свою Родину лучше и краше. Чтобы наш родной уголок радовал глаз, мы должны беречь и возделывать свою землю.

Что мы можем сделать в нашем городе (селе), в нашей стране уже сегодня, чтобы наш общий дом стал лучше? Если человек любит свою Родину, он бережет ее, бережет каждое дерево, все живое, хранит и приумножает.

Что мы с вами можем сделать на благо нашей Родины?

Дети размышляют. ( Не губить леса, сады, не засорять реки – охранять и беречь, например, сделать скворечники для птиц весной, лучше учиться, чтобы стать полезным людям, хорошим специалистом в своей сфере и т.д).

Давайте опять посмотрим на наше дерево. Наша Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и прадеды, это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Родина – это очень много. Это и тропинки с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над нашим домом. Это большие города и маленькие деревеньки. Это имена людей, защищавших и строивших нашу землю. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку», – писал А.Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать ее, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, это моя Россия!»

Вопросы по теме:

1. Кого называют героями, чем они славятся? (не только силой, смелостью и решительностью, свои подвиги герои совершают с чистым сердцем, на благо своего народа и отечества).

2. Разгадайте кроссворд.

3.Почему Дмитрий Московский пошел в Троицкую обитель? (Игумен обители препод. Сергий Радонежский – духовный наставник князя Дмитрия, благословил его на битву с Ордой, возглавляемой ханом Мамаем, послал иноков обители Пересвета и Ослябя, которые в прошлом были храбрыми боярами и опытными воинами. Преподобный молился и призывал в помощь защитникам Отечества самого Господа. Господь услышал молитвы святого и спас землю русскую от захватчиков.).

4. Почему Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде?» (Потому что прав тот, кто отстаивает свою землю, а не тот, кто нападает на чужую. Даже если враг сильнее, защитник Отечества, да и защитник слабых и обиженных, всегда более оправдан перед Богом).

5. Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? (Мы сохраняем память об их подвигах, носим цветы к мемориалам, склоняем головы, и молимся о их душах Господу. Димитриевская родительская суббота, панихида о всех воинах на поле брани убиенных. У Церкви никто не забыт).

6. Какие праздники, славящие наше Отечество, мы чтим? (9 мая – День Победы в ВОВ, 4 ноября – День народного единства, 23 февраля – День защитника Отечества и др.)

7.Догадайся, какие знаменитые битвы запечатлены на картинах.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мистюрина Марина Сергеевна

Дата: 05.03.2017

Номер свидетельства: 398014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока по ОПК "Защита Отечества""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_po_opk_zashchita_otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "456549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518361567"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства