– формировать представления учащихся о понятиях культурные традиции, культура, религия, этика, используя работу с текстом учебника.
– сформировать образное представление отношения человека к Богу на основе работы с рассказом о Ване;
– первичное ознакомление учеников с понятиями творчество, свобода, разум, совесть, добро, любовь и их конкретизация через ответы на вопросы.
– развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии);
- развиваем умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности;
- пробудить интерес обучающихся к истории отечественной духовной культуры.
– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап. Самоопределение к деятельности. | Начинается урок Должен всем пойти он впрок. А для этого должны Быть внимательными вы. - К какому уроку и вы, и я приготовились? - Чем мы занимаемся на этих уроках? - Что такое культура? - Что такое религия? | Дети желают добра друг другу. - К основам религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры - Мы читаем, сравниваем… - ответы на стр. 6-7 - Узнавать что-то новое! - Нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Повторить известное. | Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу) Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | - Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими. -Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!». Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу. -Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ. На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку. -Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения. -Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись? | - ответы учеников -объясняют свое мнение -раскрашивают свою ромашку - Итак, по твоему мнению, БОГ – .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока? | Познавательные (умение извлекать информацию из текста) Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Постановка учебной задачи. | - Догадались, о чем мы будем говорить на уроке? | - Человек и Бог в православии Дети с учителем планируют деятельность на уроке. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответсвии с задачей, планировать деятельность) |
Построение выхода из затруднений («открытие»). | - Отправляемся в путь: физминутка «В лесу». - Ребята, прочитайте на с. 8 небольшой рассказ о мальчике Ване и обратите внимание на фотографию Вани на с. 9. -Как вы думаете, Ваня – какой-то необыкновенный мальчик или обычный? -Что помогло мальчику преодолеть страх и броситься спасать котёнка? -Как Ваня объяснил свои чувства по отношению к Богу? Смог ли он объяснить, Кто это - В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:
| Дети выполняют различные двигательные упражнения Дети участвуют в диалоге. - Обыкновенный мальчик, только верующий -Вера в Бога. Ваня сказал: «С Богом бояться не надо». Вера делает человека бесстрашным. -При мысли о Боге Ване хорошо, как бывает, когда он рядом с мамой или с папой. Он чувствует себя защищено, тепло, спокойно. Для Вани Бог | Для Леночки Бог | Для учителя физики Бог | Для учительницы литературы | Для тебя Бог .......
| Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) |
Первичное проговаривание во внешней речи. | - Что нового сегодня мы узнали? -Как вы думаете, как же должны верующие люди относиться к Богу? -Действительно, в православной культуре есть даже такое специальное слово, которое выражает отношение человека к Творцу, - «благоговение». А поскольку Бог – Творец и, конечно, видит Своё творение – Его называют в православии Всевидящим – то верующий человек старается жить так, чтобы ему не за что было стыдиться перед Богом. В Ветхом Завете (а это часть Библии, к которой принадлежит и книга Бытия) есть выражение «ходить пред Богом». То есть люди старались никогда не забывать, что на них смотрит Бог, и никогда не совершать таких поступков, которые огорчили бы или прогневали Творца. Это отношение выразилось даже в том, как православные христиане пишут слово «Бог». Прочтите сообщение из рубрики. | - что христиане верят в Бога-Творца. Бог для христианина – Тот, Кто сотворил мир, природу, всё живое и самого человека. И весь этот мир Создатель отдал в дар Своему любимому творению – человеку. - с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью… - То есть необычайно почтительное, трепетное отношение. Отношение любящего, может быть, даже восхищённого, сына (или дочери) к безгранично уважаемому им Отцу. - «Это интересно» на с. 11 учебника. | Коммуникативные (умение строить свое высказывание). Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | - Работа с дополнительной информацией (врезкой). Осмысление данного в дополнительной информации К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так: -К кому обратился автор следующих реплик: «Я обратился к создателю этого фильма» и «Я обратился к Создателю»? Работа с дополнительным материалом. Происхождение слова Бог В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога. Знаешь ли ты? Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!». | « И человек обратился к тому, Кто…». «Я обратился к Создателю»? | Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
Включение в систему знаний и повторение. | -Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего? -Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь ? Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь? - Как Вы думаете, с точки зрения христианской нравственности позволительна ли привычка при мелких неурядицах (упавшая на пол вещь, «сбежавшее» молоко) восклицать «О! Господи», «Боже мой!»? Вывод: Что Бог делает для человека | - слово вежливости - люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!». - Подобная привычка недопустима, она нарушает заповедь Бога – «Не произноси имени Господа Бога твоего в пустую». Человек употребляет Имя Божие, не вкладывая в него смысла, а просто в качестве междометия. - защищает и спасает, учит добру, помогает стать счастливым. Бог – Творец. | Коммуникативные (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения) |
Рефлексия деятельности. | Беседа с уч-ся: –1) Почему Бога называют Творцом? 2) Как вы думаете, почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям? Объясните. 3)Расскажите родителям, другим взрослым о православии. Вместе подумайте над вопросом: «Что значит быть православным человеком?» -Домашнее задание; Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий? Каково их современное значение?? . | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции) |