kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Тема: «Человек и Бог в православии». Урок 3.

  2. Кураев А.В., «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». Учебник для 4-5 классы.– М.: Изд.: Просвещение, 2012.

Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новых важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры.

Задачи:

Образовательные:

– формировать представления учащихся о понятиях культурные традиции, культура, религия, этика, используя работу с текстом учебника.

– сформировать образное представление отношения человека к Богу на основе работы с рассказом о Ване;

– первичное ознакомление учеников с понятиями творчество, свобода, разум, совесть, добро, любовь и их конкретизация через ответы на вопросы.

Развивающие:

– развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии);

- развиваем умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности;

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные:

– воспитываем аккуратность,  любовь  к  своим  историческим  корням,  к  своему   народу;

-    пробудить  интерес  обучающихся  к  истории  отечественной  духовной  культуры.

–  формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебники, рабочие тетради.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Человек и Бог в православии»

  1. Каточкова Зоя Владимировна

  2. МБОУ – сош с. Пилюгино

  3. Учитель начальных классов

  4. Предмет – Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

  5. 4 класс

  6. Тема: «Человек и Бог в православии». Урок 3.

  7. Кураев А.В., «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». Учебник для 4-5 классы. – М.: Изд.: Просвещение, 2012.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новых важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры.

Задачи:

Образовательные:

– формировать представления учащихся о понятиях культурные традиции, культура, религия, этика, используя работу с текстом учебника.

– сформировать образное представление отношения человека к Богу на основе работы с рассказом о Ване;

– первичное ознакомление учеников с понятиями творчество, свобода, разум, совесть, добро, любовь и их конкретизация через ответы на вопросы.

Развивающие:

– развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии);

- развиваем умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности;

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные:

– воспитываем аккуратность, любовь к своим историческим корням, к своему народу;

- пробудить интерес обучающихся к истории отечественной духовной культуры.

– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебники, рабочие тетради.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап. Самоопределение к деятельности.

Начинается урок
Должен всем пойти он впрок.
А для этого должны
Быть внимательными вы.

- К какому уроку и вы, и я приготовились?

- Чем мы занимаемся на этих уроках?

- Что такое культура?

- Что такое религия?



Дети желают добра друг другу.


- К основам религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

- Мы читаем, сравниваем…

- ответы на стр. 6-7

- Узнавать что-то новое!

- Нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Повторить известное.


Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)


Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

- Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими.

-Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

-Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ. На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

-Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения.

-Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись?




- ответы учеников













-объясняют свое мнение





-раскрашивают свою ромашку












- Итак, по твоему мнению, БОГ – .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока?



Познавательные (умение извлекать информацию из текста)





Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Постановка учебной задачи.

- Догадались, о чем мы будем говорить на уроке?


- Человек и Бог в православии


Дети с учителем планируют деятельность на уроке.


Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответсвии с задачей, планировать деятельность)

Построение выхода из затруднений («открытие»).

- Отправляемся в путь: физминутка «В лесу».


- Ребята, прочитайте на с. 8 небольшой рассказ о мальчике Ване и обратите внимание на фотографию Вани на с. 9.

-Как вы думаете, Ваня – какой-то необыкновенный мальчик или обычный?

-Что помогло мальчику преодолеть страх и броситься спасать котёнка?


-Как Ваня объяснил свои чувства по отношению к Богу? Смог ли он объяснить, Кто это

- В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:








Дети выполняют различные двигательные упражнения


Дети участвуют в диалоге.


- Обыкновенный мальчик, только верующий


-Вера в Бога. Ваня сказал: «С Богом бояться не надо». Вера делает человека бесстрашным.

-При мысли о Боге Ване хорошо, как бывает, когда он рядом с мамой или с папой. Он чувствует себя защищено, тепло, спокойно.

Для Вани Бог

Для Леночки Бог

Для учителя физики Бог

Для учительницы литературы

Для тебя Бог .......









Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)


Первичное проговаривание во внешней речи.

- Что нового сегодня мы узнали?

-Как вы думаете, как же должны верующие люди относиться к Богу?

-Действительно, в православной культуре есть даже такое специальное слово, которое выражает отношение человека к Творцу, - «благоговение».

А поскольку Бог – Творец и, конечно, видит Своё творение – Его называют в православии Всевидящим – то верующий человек старается жить так, чтобы ему не за что было стыдиться перед Богом. В Ветхом Завете (а это часть Библии, к которой принадлежит и книга Бытия) есть выражение «ходить пред Богом». То есть люди старались никогда не забывать, что на них смотрит Бог, и никогда не совершать таких поступков, которые огорчили бы или прогневали Творца.

Это отношение выразилось даже в том, как православные христиане пишут слово «Бог». Прочтите сообщение из рубрики.



- что христиане верят в Бога-Творца. Бог для христианина – Тот, Кто сотворил мир, природу, всё живое и самого человека. И весь этот мир Создатель отдал в дар Своему любимому творению – человеку.


- с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…


- То есть необычайно почтительное, трепетное отношение. Отношение любящего, может быть, даже восхищённого, сына (или дочери) к безгранично уважаемому им Отцу.




- «Это интересно» на с. 11 учебника.



Коммуникативные

(умение строить свое высказывание).





Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)


Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Работа с дополнительной информацией (врезкой).

Осмысление данного в дополнительной информации

К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так:

-К кому обратился автор следующих реплик: «Я обратился к создателю этого фильма» и «Я обратился к Создателю»?

Работа с дополнительным материалом.

Происхождение слова Бог

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Знаешь ли ты?

Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».











« И человек обратился к тому, Кто…».


«Я обратился к Создателю»?



Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)




Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)


Включение в систему знаний и повторение.

-Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего?

-Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь ?

Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь?

- Как Вы думаете, с точки зрения христианской нравственности позволительна

ли привычка при мелких неурядицах (упавшая на пол вещь, «сбежавшее» молоко) восклицать «О! Господи», «Боже мой!»?


Вывод: Что Бог делает для человека



- слово вежливости


- люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».


- Подобная привычка недопустима, она нарушает заповедь Бога – «Не произноси имени Господа Бога твоего в пустую». Человек употребляет Имя Божие, не вкладывая в него смысла, а просто в качестве междометия.

- защищает и спасает, учит добру, помогает стать счастливым. Бог – Творец.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения)

Рефлексия деятельности.

Беседа с уч-ся:

–1) Почему Бога называют Творцом?

2) Как вы думаете, почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям? Объясните.

3)Расскажите родителям, другим взрослым о православии. Вместе подумайте над вопросом: «Что значит быть православным человеком?»

-Домашнее задание; Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий? Каково их современное значение??


.


Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каточкова Зоя Владимировна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 214966

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Технологическая карта урока по теме «Подвиг» модуля Православная культура ОРКиСЭ"
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapotiemiepodvighmoduliapravoslavnaiakulturaorkise"
    ["file_id"] => string(6) "278549"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453108569"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства