Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Органи-зационный момент | Учитель приветствует детей - Сегодня мы затронем очень важную тему, понимание которой поможет вам стать нравственными людьми | Учащиеся настраиваются на урок | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат |
2. Актуали- зация зна- ний | -Человек непохож на животного. Эти отличия ему подарил Бог. -Восстановим фразы (слайд 3) Бог Сам …- и людям Он подарил…. Бог есть …- и людям Он подарил… . Бог есть …- и людям Он подарил способность… .. Бог есть …- и людям Он подарил способность… .. -Проверим! (слайд 4) -Назовите дары Бога человеку (разум, свобода, любовь, творчество) другими словами (слайд 5) -Подберите эпитеты к слову «душа». -Какие из них вам нравятся? -Подберите фразеологизмы со словами «душевный», «душа». -Как вы понимаете их смысл? | - Бог Сам свободен - и людям Он подарил свободу. Бог есть любовь - и людям Он подарил любовь. Бог есть разум - и людям Он подарил способность мыслить. Бог есть Творец - и людям Он подарил способность творить. -Образ Бога в человеке или внутренний мир человека или душа (слайд 6) -Добрая душа, грешная душа, мятежная душа, красивая душа. (ответы детей) -Разговор по душам, душевный покой, душевный разговор, душевные муки (ответы детей) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |
3.Самооп- ределение к деятельно- сти. | -Ваня разделил свои поступки на две группы (слайд 7) По какому признаку Ваня разделил свои поступки? -Почему Ваня это сделал? -Откройте учебник на стр.36. Назовите тему нашего урока | обидел сестренку посадил цветок позавидовал другу помог маме опоздал на урок почистил ботинки -Добрые, хорошие поступки и плохие поступки - Потому что он задумался о своих поступках и об их последствиях. В нем проснулась совесть. - «Совесть и раскаяние» | Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
3.Постановка учебной за- дачи. | Послушайте отрывок из Евангелие «Отречение Петра» (слайд 8) Найдите в рассказе «Отречение Петра» на стр. 37 слова, выделенные жирным шрифтом. Почему они выделены в тексте? Что обозначают эти слова? -На какие вопросы мы должны ответить на уроке? | -«Петр заплакал от горького стыда», «В этих слезах обновилась его душа» - Это главные, ключевые слова. -В Петре проснулась совесть. Он раскаялся. -Что такое совесть? Что такое раскаяние? | Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи |
4.Работа по теме. | (Групповая работа) - Прочитайте рассказ «Работа СОВЕСТИ» (стр.37-38) Какие слова этого рассказа вы считаете главными? Почему? -Растолкуйте эту фразу. Что значит жить в ладу со своей совестью? -Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает? -Как помочь таким людям, встать на праведный путь. -На стр.38-39 найдите три шага в раскаянии. -Что приходит после искреннего раскаяния? | -«Самое главное в жизни человека – жить в ладу со своей совестью». (варианты ответов детей) -Он не задумывается о своих поступках, об их последствиях. Такой человек не стремится к добродетелям. Он не кающийся грешник. - Нужно заставить взглянуть этого человека на его поступки глазами других людей, глазами Бога. Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести. Второй шаг – переворот своих стремлений, исправление своей ошибки. Третий шаг – покаянные молитвы к Богу. -Когда раскаяние искренне, то приходит радость. | Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |
5.Самостояте льная работа с самопроверкой по эталону | - Какие существуют способы жизни «в ладу со своей совестью», по вашему мнению? (обсудите с соседом)
- Прочитайте «Это интересно» на стр.38 - 39 | (варианты ответов детей) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |
6.Рефлексия деятельности (итог урока) | Восстановим фразы!
Какую задачу мы ставили на уроке? Какой главный нравственный урок извлекли вы из этой темы? Домашнее задание: Напишите свои мысли по иллюстрациям (стр.38) | (слайд 9) На его грех человеку указывает… совесть. Самое главное в жизни человека – быть в ладу… со своей совестью. Правильная переоценка своего поступка – это… раскаяние или покаяние Что такое совесть? Что такое раскаяние? Как жить по совести? Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
| Регулятивные: делать самостоятельно выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |