Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество | Львова Ирина Вячеславовна |
Район | г. Кстово Нижегородская область |
Место работы | МБОУ СШ № 5 |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | Основы православной культуры |
УМК | Просвещение |
Тема урока | Совесть и раскаяние (10 урок) |
Тип урока | Ознакомление с новым материалом |
Цели, задачи урока | Сформировать представления о совести и о раскаянии, как об одних из самых сильных нравственных чувств личности; Раскрыть смысл понятий «стыд», «совесть», «раскаяние» Формировать умение «жить и поступать по совести» в различных жизненных ситуациях |
Оборудование урока | Мультипроектор, компьютер, доска |
План урока | Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии Объяснение нового материала Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности |
Литература | Учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев, рассказ«Совесть» А.П.Гайдар, интернет-ресурсы ://school-collection.edu.ru http://eor.edu.ru/ |
Ход урока
Учитель: Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет рассказ А. П. Гайдара, послушайте его. ( учитель читает рассказ «Совесть»).
Как вы поняли, почему же у Нины было так плохо на душе? Почему ей захотелось заплакать? ( дети: потому что её мучила совесть)
Сегодня на уроке мы поговорим о совести.
Тема урока Совесть и раскаяние.( на слайде)
Учитель: Ребята, давайте откроем учебник на стр. 36 и прочитаем, что мы сегодня узнаем. (дети: мы узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки)
Работа в группах
Учитель: Я предлагаю вам немного поиграть, пофантазировать и вспомнить положительных и отрицательных героев сказок. Кто несёт добро, а кто творит зло? (дети: Кащей Бессмертный и Иван- царевич, Баба Яга и Алёнушка, Снежная королева и Герда, Змей Горыныч и богатырь русский и т. д. )
Так в чём же проявляется добро? (дети: Добро проявляется в любви, в заботе, в бескорыстной помощи человеку, которого любишь, к своему ближнему. Когда мы что – то делаем и ничего не требуем взамен)
В православии добро – это то, что: (появляется на слайде)
А какого человека можно назвать добрым? Давайте послушаем притчу о доброй старушке и её молодой душе.
Слайд «Добрый человек»
Притча:
У одной доброй, мудрой старушки спросили: «Бабушка! Ты прожила такую тяжёлую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?» Бабушка ответила: «Есть, милые. Всё хорошее, что мне сделали, я записываю в своём сердце, а всё плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце моё сейчас было бы всё в страшных рубцах, а так оно- рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
На слайде запись: Добро-помнить, зло-забывать!
Учитель: Ребята, так кого можно назвать добрым человеком? (дети отвечают). Послушайте, как об этом сказал русский историк В.О. Ключевский: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
Слайд. Зло, грех
Учитель: А что такое, по-вашему, зло? (дети: беда, несчастье, горе, вред) Давайте прочитаем, как об этом говориться в учебнике ( дети читают на стр.36)
Как вы поняли, какой синоним в православии есть у слова «зло»? (Правильно – это грех)
Грех – это не только недоброе дело, но даже и недоброе чувство и мысль. Как вы поняли из прочитанного, кто же указывает человеку на его грех? ( дети: Его совесть, его больная душа).
Учитель: Всякое ли преступление есть грех? (да), но не всякий грех государство считает преступлением. Человеку на его грех указывает его собственная совесть.
Кстати, слово грех, возможно, происходит от слова греть, гореть: от греха просыпается совесть и начинает «жечь» душу.
Учитель: Ребята, а это хорошо, что в каждом из нас есть такой «огонёк», который постоянно напоминает о себе? ( дети: да, это хорошо, потому что у человека появляется возможность стать лучше, быть ближе к Богу, не загубить душу в своих грехах)
Вот послушайте, что произошло с одним из самых близких учеников Христа – апостолом Петром.
На слайде: «Отречение Петра», «Апостол Пётр», «Христос предсказывает Петру предательство»
Отречение Петра
Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Пётр убежал в минуту ареста учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!» Пётр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Пётр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.
И тут петух пропел утреннюю зарю. И Пётр вспомнил, что ещё вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: « Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от меня». Тогда Пётр мужественно ответил: «хотя бы и надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от тебя». Теперь же при крике петуха Пётр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. С той минуты Пётр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Пётр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своём отречении, хотя сам Господь, вскоре по воскресении Своём, простил его. Сохранилось ещё древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнён.
Учитель: отречение это не предательство. Предательство прямо вредит тому, кого предают. Отречение же вредит самому отрекающемуся. Среди учеников Христа был Иуда – он именно предал Учителя и помог арестовать Его. Пётр же не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести.
Слайд «Работа совести»
Дети работают в парах по учебнику стр. 37-38, один ученик находит «первое важнейшее дело совести, которое ей поручил Господь» и приводит примеры из своей жизни; другой ученик находит «второе важнейшее дело совести» и приводит пример из своей жизни. (заслушиваются ответы детей)
Учитель: Какой можно сделать вывод из всего сказанного, что самое главное в жизни человека? (дети: Быть в ладу со своей совестью, то есть надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои ошибки)
Переходим ко второй части нашего урока- как исправлять ошибки? И здесь Господь помогает нам, « протягивает руку помощи», только было бы желание – покайся или раскайся в содеянном.
Слайд «Раскаяние или покаяние»
Учитель: найдите в учебнике и прочитайте, что такое раскаяние ( дети : раскаяние ( или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек даёт своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.
Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слёзы на глазах девочки, которую наказали за опоздание на урок, ты спохватился: «Её наказали за мою шалость? Зачем я так! Я же хотел улыбки, а не слёз»
Учитель: Откуда исходит зло? (дети: от плохого человека, от нехороших мыслей, от злых поступков)
Правильно, то есть из злого сердца. А чтобы уничтожить зло, нужно изменить сердце.
А может ли кто-нибудь другой изменить наше сердце?
Нет. Насильно это сделать нельзя. Человек должен научиться судить себя и измениться в покаянии.
На слайде:
Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести ( ты сожалеешь о том, что сделал)
Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений, исправление своей ошибки.
Работа с учебником.
Учитель: Найдите и прочитайте чем отличается кающийся человек от обычного человека? (дети: кающийся человек именно ненавидит свой поступок, выталкивает его из своей жизни, из своего сердца, даже плачет)
Давайте прочитаем, что об этом говорят Святые отцы в рубрике «Это интересно» ( дети находят на стр. 39 и зачитывают: если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде всего позаботься о совести. Всё, что она говорит, сделай – и найдёшь пользу. Святой Марк Подвижник. Дверь покаяния всегда открыта, и неизвестно, кто прежде войдёт в неё, -ты ли осуждающий, или осуждаемый тобою. Святой Серафим Саровский) На слайде появляются их изображения.
Учитель: Представьте такую ситуацию: мальчик бросил мяч в чужое окно и целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своём « подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь», и врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребёнку, который спал у окна. И теперь недавний «герой» готов отдать всё на свете, лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора. Вот так бывает в жизни, и таких случаев, к сожалению, не мало. Но исправлять свои ошибки нужно не только словом, но и делом.
Посмотрите на доску, прочитайте слова, найдите дело, противоположное совершённому греху и соедините с верным высказыванием.
Украл Попроси прощения
Солгал Верни
Пожадничал Наберись силы сказать правду
Сказал злое слово Подари
Учитель: У христиан есть и третий шаг в раскаянии: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них- «Господи, прости».
Послушайте, как она звучит в исполнении в исполнении Архиерейского хора Нижегородской епархии (аудиозапись)
Учитель: Ребята, подумайте и ответьте на такой вопрос: «Всякое ли покаяние помогает?» (можете обратиться за помощью к учебнику на стр. 39)
Дети: Нет не всякое, как работать надо до пота, так и каяться надо искренне, порой до слёз. Но после таких слёз приходит радость.
Учитель: Давайте подведём итог нашего урока и составим синквейн к слову раскаяние
Раскаяние
чистосердечное, открытое
согласие, переворот, исправление
радость от воссоединения с Богом, душой и совестью
Облегчение
Учитель: Наш урок закончился. Молодцы! Все работали хорошо. Дома прочитаете параграф 10, ответите на вопросы после параграфа и подберите пословицы и поговорки о совести и стыде.