развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
5. Понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Формировать УУД: • Личностные - умение выделять нравственный аспект поведения • Познавательные УУД- умение выделять существенную информацию из различных источников; • Регулятивные УУД– в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий • Коммуникативные УУД – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы .
Планируемые результаты урока: 1. Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 2. Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; иметь представление о понятиях «совесть», «раскаяние», «стыд», 3. Метапредметные: - Получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; - Участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока. Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
5. Понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Формировать УУД: • Личностные - умение выделять нравственный аспект поведения • Познавательные УУД- умение выделять существенную информацию из различных источников; • Регулятивные УУД– в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий • Коммуникативные УУД – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы .
Планируемые результаты урока: 1. Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 2. Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; иметь представление о понятиях «совесть», «раскаяние», «стыд», 3. Метапредметные: - Получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; - Участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока. Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010),Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, комплект приложений к уроку.
Ход урока:
1. Организационный момент, психологический настрой на урок.
-Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.
Сегодня у нас присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
Теперь повернитесь и посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно и открыть для себя что-то новое.
2. Проверка усвоения предыдущей темы.
-Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Православное учение о человеке)
Мы каждый день заботимся о своем теле - умываемся, делаем зарядку, чистим зубы, если на улице плохая погода, то тепло одеваемся.
А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе? (ответы детей)
Подумайте и решите сейчас для себя, какие качества души вы хотели бы иметь и подчеркните их зелёным карандашом, а красным карандашом - то, с чем бы вы хотели бороться. Положите перед собой карточку и начните работу!
Слайд 1
(Самостоятельная работа на карточках по вариантам)
I
Правдивость
Смелость
Доброта Щедрость
Высокомерие Сострадание
Равнодушие
II
Общительность
Трусость
Скромность Жадность
Хамство Бесстрашие
Мужество
III
Зависть
Верность
Великодушие Милосердие
Уважение
Отвага Пренебрежение
IV
Замкнутость
Предательство
Злорадство Вежливость
Стойкость
Добродушие
Приветливость
(Обсуждение выбора детей)
-Ребята, вы хорошо разбираетесь в положительных и отрицательных качествах души.
3. Проблемная ситуация
-А сейчас я Вам предлагаю прослушать ситуацию из жизни.
В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.
- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.
Петя быстро оделся и убежал.
Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.
Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.
- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.
- Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.
- А молоко купил?
- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка, заплакав, сказала:
- Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!
- Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.
- О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)
Совесть одно из ключевых слов темы нашего сегодняшнего урока. А второе слово вы мне скажите, разгадав кроссворд
4. Решение кроссворда.
( текст кроссворда раздаётся на каждую парту.)
Слайд2
1.Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
2.Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
3.Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
4.Недоброе чувство, мысль или дело.
5.Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
6.Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
7.Состояние полной, высшей радости.
-Так какое же второе ключевое слово нашего урока ( раскаяние)
–А теперь сформулируйте тему урока . («Совесть и раскаяние»)
Слайд 3
Сегодня мы поговорим о том, что такое совесть и что такое раскаяние, но и узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки.
5.Работа над притчей «Бабочка»
- Послушайте притчу.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
– Как вы думаете, какой выбор может сделать мальчик по отношению к бабочке? (или убить или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
– А если он сохранит ей жизнь? (это добро)
6. Работа с учебником.
-Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Откройте учебникина с. 36
- Что такое добро? Прочитайте.
Слайд 4
(Добро - это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога).
-Приведите примеры добрых поступков.
-Что такое зло? Прочитайте.
Слайд 5
(Зло – это то, что удаляет от этих добрых целей).
-Приведите примеры.
-У слова «зло» в православии есть синоним . Как вы думаете какой? ( грех)
-Что такое грех? Прочитайте.
Слайд 6
(Грех – это недоброе чувство, мысль или дело).
-Найдите в словаре С.И. Ожегова определение слова совесть ( дети ищут в словаре )
Слайд 7
(Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом).
- В народе говорят «совесть заговорила».
- О чём говорит совесть с человеком?
- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений.
Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».
-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
- Ребята, посмотрите на портрет человека, изображенного в учебнике на стр. 37. Кто это?
- Кто такой апостол Петр?
Какое выражение лица у него? Почему? (мученическое, так как он совершил грех).
- Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)
-Как вы думаете, можно ли как -нибудь избавиться от мучений и терзаний
совести?
7.Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».
-Посмотрите видеофрагмент, который рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Пётр предал своего Учителя.
(Просмотр видеофрагмента)
-Как вы думаете, почему апостол Пётр плакал в конце сюжета?
В этих слезах обновилась его душа, и он стал бесстрашным проповедником учения Христа, за что был в последующем казнен.
Давайте прочитаем об отречении Петра в учебнике.
8.Чтение библейской истории «Отречение Петра».
-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.
(читают дети)
- Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра на стр. 37.
Какое выражение лица у него? (мученическое)
- Что же послужило причиной его грусти, муки? ( он совершил грех).
-Как вы думаете, можно ли как -нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?
9.Работа совести.
-Для того , чтобы защитить человека от греха совесть должна выполнить свою работу.
- Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.
Выборочное чтение.
-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести?
- Какое второе важное дело поручил Творец совести?
- Какая важная особенность у совести?
(Если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)
- Что же является главным в жизни человека?
(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)
-Правильно, ребята.
Слайд 8
-Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
10.Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
11. Три шага в раскаянии.
-Как же человеку исправить ошибки, которые он совершил?
- Откройте 38 стр. учебника, прочитаем 2 абзац статьи «Раскаяние» ПРО СЕБЯ, чтобы узнать , какие шаги существуют в раскаянии.
(Чтение текста детьми)
а) Первый шаг в раскаянии.
- Прочитай, в чём состоит первый шаг в раскаянии?
(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)
- Как вы его понимаете?
( Сожаление о том, что сделано)
-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии?
( И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)
Слайд 9
б) Второй шаг в раскаянии.
- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?
(Переворот своих стремлений.)
- Как вы его понимаете?
(Готовность исправить свой поступок)
-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.
(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)
Слайд 10
в)Третий шаг в раскаянии.
-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.
-Прочитаем об этом в учебнике на стр. 39, только 4 абзац.
(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )