Тема урока: Совесть и раскаяние.
Цели урока:
Образовательные:
-
Создать условия для формирования основ нравственного поведения в обществе;
-
Познакомить учащихся с новымипонятиями- совесть и раскаяние.
-
Установление новых связей между понятиями «раскаяние», «совесть», «прощение»
Развивающие:
-
Учить наблюдательности; умению точно находить важные акценты,
-
Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы.
-
Развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
-
Воспитание личностных качеств таких, какдобросовестность, чувство долга, чувство ответственности;
-
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, познавательного интереса, способности к самооценке, оценки хода и результата деятельности.
-
Воспитание уважительного отношения к старшим.
-
Воспитание внимательного отношения к людям, которые рядом с нами.
Оборудование: интерактивная доска, презентация притча «Осколки доброты», словари: русского языка под ред. Ожегова и Даля, сборник русских пословиц, учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры»
Изд. «Просвещение» 2013г.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивация к учебной деятельности. Презентация притчи «Осколки доброты»
Ребята, кто из вас может сказать . что такое ПРИТЧА?
При?тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
-
Осколки доброты. ( Притча)
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
-
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
-
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать на пляже осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги. ( Автор неизвестен)
Ответьте на вопросы:
1. Чему посвятила свою жизнь старушка?
2.Для чего она это делала?
3.Как люди относились к старушке, когда видели её?
4. Изменилось ли твоё отношение к старушке к концу чтения текста?
5. Как вы думаете, правы ли были взрослые, когда попросили своих детей
отойти подальше от этой старушки?
6. Как вы считаете, испытали люди чувство стыда за своё отношение к
человеку, который делал добро для чужих людей?
7. Можно ли сказать , что в данной ситуации в людях «заговорила» совесть?
8. Встречались ли вы с таким чувством в реальной жизни?
- Давайте подумаем, а что такое совесть?
3. Работа с понятием «совесть».
Работать в группах. Задание для групп:
1 группа: найти в словаре Даля определение совести и запишите его на листе.
2 группа: найдите в словаре Русского языка под редакцией Ожегова определение совести и запишите его на листе..
3 группа: попробовать самим дать понятие
Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми и обществом.
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.
4. Работа с учебником.
Прочитать, какое определение совести дают авторы учебника. Стр.37.
Чтение текста «Работа совести».
Что самое главное мы можем вынести из прочитанного?
Самое главное для человека- жить в ладу со своей совестью!
Человек может совершить некрасивый поступок и забыть о нём.
Стоит ли вспоминать об этом, ведь НИКТО ничего не узнал? Можно ли сказать , что человек живёт в ладу со своей совестью?
Бывает и другая ситуация. Когда человек постоянно вспоминает совершённый поступок . мучается, В таком случае можно обратиться к одному лекарству. Оно называется РАСКАЯНИЕ.
Учебник стр. 38. Чтение определения . Шаги раскаянья.
- Чем отличается стыд от совести?
Стыд
Тяжёлое переживание позора перед другими людьми за своё поведение
Совесть
Стыд перед самим собой.
5. Вызов устойчивого интереса к теме.
Сейчас каждый ученик получит листок. Давайте вернёмся к истории со старушкой, которая делала доброе дело, но люди не сразу поняли это. Давайте придумаем продолжение этой истории. Начнём словами - На следующий день …….
6.Работа со схемами:
Соедините в нужном порядке понятия:
исправление прощение
совесть раскаяние 7. Работа с пословицами: Объяснить, как понимаете смысл .
Пословицы:
Совесть без зубов, а загрызёт.
У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится
За совесть да за честь – хоть голову снесть.
Волосом сед, а совести нет.
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
Без совести и при большом уме не проживёшь.
8. Домашнее задание: чтение работа с учебником читать стр. 36-39.
Найти детские рассказы, в которых герои совершают поступки в ладу со своей совестью или
9. Рефлексия:
Давайте подытожим:
Я сегодня узнал…
Я буду поступать….
Я расскажу родителям о…
10. Заключение:
В заключение я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения
О зверятах и Совести...
Ли Точка
В лесу волшебном новость -
к ним с самого утра
явилась в гости Совесть
и ходит по дворам...
Ну, здравствуйте... Не ждали?
А помните - вчера,
вы, белочки, украли
орешков два ведра?
У зайчика-братишки,
а зайчик, в свой черёд,
их своровал у мышки,
которая всем врёт.
Досталось всем - и рыбкам,
и птичкам, и ежам...
Всех пристыдив по списку,
в соседний лес пошла.
С тех пор же все зверята
решили честно жить,
ведь с Совестью, ребята,
положено дружить.