Тема урока: Совесть.
Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».
Задачи:
- дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;
- развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;
- воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Планируемые результаты:
Личностные – развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).
Предметные - знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести, стыде, раскаянии.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация, музыкальный и видео материалы.
Ход урока:
Организационный момент:
Класс разделить на 4 группы.
1. Подготовка к активной деятельности, мотивационная установка.
- Ребята, сегодня наше занятие начнем с небольшой разминки. Пусть каждая команда придумает себе название и доброе пожелание для других участников урока.
(Команды работают, пока звучит музыка, затем представляются )
2. Определение темы и цели занятия.
- Молодцы! Теперь можно начинать работу!
У каждой группы на столе есть набор слов. Из них нужно собрать пословицу, не забывайте, что главное – не скорость, а правильный смысл! (После того, как дети соберут пословицы прочитать и обсудить их смысл)
- Ребята, кто заметил, какое слово повторяется во всех этих пословицах? Это слово – совесть. Как вы понимаете смысл слова совесть? Зачем она нужна человеку? Попробуйте ответить на эти вопросы, обсудите ответ в группе. (После обсуждения, ответы зачитываются всему классу)
3. Изложение нового материала.
- Давайте узнаем, что такое совесть. Найдите определение совести в учебнике.
- А вот что говорят о совести великие писатели, ученые, деятели искусства.
4. Закрепление новых знаний.
- Ребята, как вы думаете, переживания совести это положительные или отрицательные эмоции. Чего они больше приносят человеку пользы или вреда?
Давайте заполним таблицу. За каждый положительный момент ставим плюс, за отрицательный – минус.
(Во время работы дети приходят к выводу, что плохие поступки вызывают угрызения совести, а это очень неприятные переживания, которые могут привести к тяжелым последствиям, даже к болезни)
- Что нужно сделать, чтобы совесть тебя не мучила, не приносила тебе вреда?
Каждый из нас может по ошибке или другой причине совершить нехороший поступок и единственный способ избавиться от угрызений совести – это попросить прощения, попытаться исправить последствия своего проступка. У верующих людей есть очень хороший обычай – искреннее раскаяние в своих грехах. Соблюдение этого обычая позволяет человеку жить со спокойной душой, осознанно относиться к своим поступкам.
5. Физкультминутка.
«Честный и нечестный сказочный герой» - игра
Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):
-Винни -Пух;
-Красная Шапочка;
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
-Золушка?
-Шапокляк;
-Крокодил Гена;
-Лиса.
6. Просмотр и анализ нового материала.
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, в котором тоже говорится о совести. (Лунтик, 350 серия)
7. Самостоятельная творческая работа в группах.
- А теперь представьте, что вы кинорежиссеры. Вам нужно создать свой мультфильм о том, как совесть меняет человека. Попробуйте придумать свой сценарий. Вы можете просто прочитать то, что у вас получится, а можно показать вашу историю в театрализованном виде.
8. Презентация результатов творческой работы групп.
- Давайте послушаем и посмотрим, что у нас получилось. Будьте внимательны! На столе у вас есть набор карточек 3 цветов. Подарите карточку красного цвета той команде, чья работа больше всего соответствует поставленной задаче. Зеленую и синюю карточки вы можете подарить той команде, которые на ваш взгляд заняли второе и третье место.
9. Закрепление изученного материала
Работа с притчей. (В парах)
- Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Са-нин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
10. Подведение итога урока. Рефлексия.
- Наше занятие подходит к концу. Давайте проверим, что мы узнали и поняли.
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
ТРИ мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
Что главное, скажите в человеке?
-Конечно, разум- первый мне ответил.
(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
(прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!)
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ)
- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
11. Домашнее задание.
- Ребята, подумайте дома о том, что мы обсуждали на уроке. Найдите в произведениях литературы, кинофильмах, мультфильмах примеры того, как совесть меняет человека.
- Спасибо за работу!