КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: «РОССИЯ – НАША РОДИНА».
УРОК 1.
Работа выполнена
Учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 1491
Моисеевой Людмилой Геннадиевной
Урок № 1. Россия – наша Родина
Цель и задачи: формировать нравственные ценности, а именно: любовь к своей Родине, своему краю, народу, к традициям своего народа; познакомить с понятиями «конституция», «Родина», «Отечество», «культурные традиции» ,а также с символами страны; воспитывать интерес к истории России.
Ход урока.
1. Организационная деятельность учащихся.
2. Знакомство с учебником и новым предметом .
- Как называется? - Кто автор ? -Посмотрите содержание. - Пролистайте урок.
-Какие вопросы мы будем изучать? - Как вы думаете, интересно нам будет узнавать новое?
- Ну тогда в путь!
3. Введение в тему урока.
- Прослушаем песню «С чего начинается Родина» (дети слушают песню).(слайд 1)
- Как вы думаете, какую тему урока сегодня будем изучать?
Ученики: Россия наша Родина! (Слайд 2)
4. Работа по теме.
-Действительно, а с чего начинается Родина?
(отвечают дети).
Учитель: За словом Родина – стоит очень многое, невозможно даже перечислить. Это слово знает каждый. Это то место, где родился и вырос.- Как называется то место, где вы родились и выросли? (ответы детей)
Учитель: Родина у каждого одна. Она начинается на пороге вашего дома. Она огромна и прекрасна. Родина – мать своего народа – матушка Россия. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы – поэтому мы называем ее Отечеством. Мы любим Родину. А любить Родину – это значит жить с ней одной жизнью.
- Как называется страна в которой мы живем? (Россия)
- А кто знает полное название? (Российская Федерация)
- Давайте сравним свои ответы, прочитав 1 абзац учебника, стр. 4 (1 ученик вслух читает)
- О Родине сложено много пословиц, песен и стихов.
Работа в парах: - давайте поиграем в игру «Собери пословицу».
(у детей карточка с пословицами. Задание: соедини стрелками)
Проверка: - Прочитайте пословицы. - Объясните их смысл (дети объясняют смысл пословиц)
- О чем последняя пословица? (о Москве)
- Что вы знаете о Москве? (Москва – столица России)(Слайд 3)
Учитель: - Наша Родина так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда в Москве день, то в Петропавловске- Камчатском ночь.(показывает на карте России) (Слайд 4)
- Что еще знаете о Москве? (город-герой, много памятников)
- Давайте посмотрим слайды о Москве. (учитель читает отрывок из стихотворения о Москве ) (Слайды 5-7)
Москва – Россия
Два слова: Москва и Россия, –
Два зова: Россия – Москва , –
Кого на земле ни спроси я,
Всем ведомы эти слова!… (Н. Асеев)
Учитель: Россия – наша Родина широкая, великая и необъятная.
- Как вы думаете, а много ли народов населяет такую огромную страну? (ответы детей)
_ Как называются люди, которые живут в России?
- Россияне (на доске) (Слайд 8)
Учитель: Россия – единое многонациональное государство, которое населяют более 100 национальностей и народностей. И все они Россияне. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Все люди в нашей стране имеют равные права, о чем записано в главном законодательном документе – Конституции Российской Федерации.(Слайд 9) Об этом надо помнить уважительно относиться к людям.
- Итак, кто скажет в каком документе записано об этом? (Конституция РФ)
- А что такое Конституция? (Закон государства)
Учитель: В Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Они есть у каждого государства.
- Что такое символ? - Какие государственные символы вы знаете? (символы – это условные знаки и изображения)
- Что к ним относится? (герб, гимн, флаг)
Учитель: Символы государства отображают историю государства и народа, отображают его национальный характер. Отношение к символу – это отношение к самому государству, поэтому оно должно быть уважительным!
- Посмотрим на герб. (Слайд 10)- Что изображено на нем? (ответы детей). Учитель читает стихотворение.
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный. (В. Степанов)
Учитель: Государственный герб России – это красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом. Герб Москвы мы видим на груди орла, что говорит о ом, что Москва – столица России!
Герб России – это символ красоты и справедливости, победы добра над злом.
- Где вы видите герб? (на зданиях , где правительство и других гос.объектах)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Кто знает как выглядит флаг России? - Сколько цветов? Какие? В каком порядке?
(на доске 3 прямоугольника- сложить так, чтобы получился флаг России)- 1 ученик к доске
- Как одним словом называются трехцветные полосы флага? (триколор)(Слайд 11)
- Кто знает, почему именно эти цвета отображены на флаге России? (ответы детей)
Учитель: Белый цвет – символ свободы и независимости государства, это цвет мира и доброй воли; Синий цвет – вера и верность, правда и постоянство, это цвет заступницы земли Русской - Пресвятой Богородицы; Красный цвет – державность, сила, мужество и кровь, пролитая за отечество;
- Где висят флаги в дни государственных праздников? (ответы детей)
Учитель читает стихотворение «Флаг России – триколор» .
Флаг России – триколор, В середине флага – синий,
Три полоски ловит взор. Словно Волга по равнине…
И у каждой новый цвет, Синеву родимых рек
А у цвета свой секрет. Любит русский человек.
Снизу красный – самый яркий, Сверху, словно облака,
Цвет побед в сраженьях жарких, Цвет снегов и молока.
Русской кровью что добыты Чистый белый – мира цвет,
И народом не забыты. Говорит он – войнам нет! (И. Агеева)
Учитель: 22 августа – День Государственного флага России.
- Какой еще символ вы знаете?
- ГИМН Российской Федерации (Слайд 12)
- Слово гимн означает торжественную, хвалебную песню (с греческого)
- А теперь я предлагаю послушать гимн России, когда он звучит, все люди стоят молча и смирно. (дети встают, звучит гимн, дети могут тоже петь)(Слайд 13)
- Что вы почувствовали, слушая гимн? (гордость, величие, торжественность и т. д.)
- Ребята! А кого еще мы считаем гордостью нашей Родины- России?(ответы детей)
- Тех людей, которые оставили свой след в истории России. Это писатели, композиторы, художники, военачальники, полководцы, герои войн.
- Кого вы можете назвать? (ответы детей)
- О каких духовных ценностях нашего Отечества говорят эти фотографии?( слайд 14)
5. Работа с учебником.
Учитель: Наша Родина - это еще и тот мир, который нас окружает. – А кто знает ещё один символ России, растение? (берёза) (Слайд 15)
-Этот мир может быть как материальным, так и духовным.
- прочтите 3 и 4 абзац (про себя)
- Какой мир мы называем материальным? - Какой мир мы называем духовным?
- Как еще его называют?(вслух читают 5-6 абзац)
Учитель: - Как не разрушить свой внутренний мир, который есть у человека?
(учитель читает 3 абзац, стр. 5)
-Давайте соединим понятия. (на доске)
Духовный мир фильмы, картины
Материальный мир здания, машины
- Как называется предмет который мы начали изучать? Зачем?
Учитель: А теперь познакомимся еще с одним понятием (чтение про себя 4-6 абзац на стр. 5)
- Что мы понимаем под культурой, традициями? Прочитайте! (выборочное чтение)
- На чем основаны религия культуры и морально-этические нормы?
Учитель: Наш урок подходит к концу и мне хотелось бы подвести итог нашей беседы.- Давайте разгадаем кроссворд, ( Приложение № 2) вспомнив все основные понятия урока.
6. Итог!
- Ответьте на вопрос: Что же, ребята, для вас Родина? (Слайд № 16)
- Что нового узнали? - Что было интересно? - Что тебя заинтересовало?
- О чем захотелось узнать больше? - Что расскажете своим близким?
7. Информация о домашнем задании.
- подготовь сообщение – презентацию, фотогазету, слайд-шоу (по выбору) о традициях вашей семьи.
Приложение № 2
| 1б | е | Р | е | з | а | | |
| | 2м | О | с | к | в | а | |
3т | р | а | Д | и | ц | и | и |
| 4т | р | И | к | о | л | о | р |
5г | и | м | Н | | | | | |
| 6ф | л | А | г | | | | |
Дерево – символ России. (берёза)
Столица России. (Москва)
Как можно назвать «дороги» в духовном мире? (традиции)
Как одним словом называются трёхполосные цвета флага? (триколор)
Торжественная песня – символ государства. (гимн)
Символ государства, который вывешивают к праздникам. (флаг)
Приложение № 1
Игра «Собери пословицы.»
НЕТ НА СВЕТЕ НИЧЕГО КРАШЕ, БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА.
ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ - СЕРДЦЕ РОДИНЫ.
ЕСЛИ НАРОД ЕДИН, ЧЕМ РОДИНА НАША.
ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА, ОН НЕПОБЕДИМ.
МОСКВА - ОДНА У НЕГО И РОДИНА.